Падающее доверие рекламодателей к поисковым системам может привести в существенному снижению объемов рынка контекстной рекламы.
По данным Организации профессионалов поискового маркетинга (SEMPO), 42% опрошенных рекламодателей пожаловались на то, что стали жертвами накрутки счетчиков кликов (так называемое скликивание), в результате которой реальное количество посетивших сайт не соответствует декларируемой. Среди рекламных агентств недовольных оказалась еще больше – 51%.
Как считают эксперты, если контроль над накруткой счетчиков не будет установлен, рекламодатели могут разочароваться в контекстной рекламе в поисковых системах. А это может привести к снижению тарифов и, следовательно, оборотов рынка. "Боязнь скликивания, опасения за сохранность личной информации – две проблемы, потенциально способные сократить, если не полностью остановить рост маркетинга в поисковых машинах", - считает Дэвид Вайс (David Vice), автор "Истории Google".
Примечательно, что на прошлой неделе крупнейшая поисковая система в интернете Google согласилась выплатить $90 млн. за улаживание конфликта с несколькими рекламодателями по поводу завышенной платы за переходы по кликам. Ранее несколько компаний, включая Lane's Gifts и Yahoo подали соответствующий иск в окружной суд штата Арканзас. Истцы заявили, что им предоставляют счета за ложные переходы по ссылкам. Реакция рынка на иск и его урегулирование была негативной: акции Google упали на $10,88 (3%). "А если
правительства стран будут требовать информацию о поисковых службах – например, такую, как тот федеральный запрос, правомерность которого Google сейчас пытается оспорить в судах США, – это может подорвать доверие большинства пользователей интернета к поисковым машинам, – говорит г-н Халлерман. – Рост разочарованных пользователей приведет к снижению числа поисковых запросов, уменьшению переходов по ссылкам, снижению доходов поисковых машин и сокращению перечня причин, по которым рекламодатели
должны включать поисковики в свои онлайновые рекламные кампании".
Что касается России, то в нашей стране такая существует аналогичная проблема. "Накрутка счетчиков похожа на любую другую вредоносную деятельность: распространение вирусов, спам, хакерские атаки, - рассказал CNews руководитель пресс-службы компании "Яндекс" Михаил Ушаков. – Бороться с этим нужно, в первую очередь, техническими методами. У нас есть хорошие алгоритмы, которые отслеживают скликивание автоматически, или позволяют сигнализировать администраторам о возможно случившемся "рецидиве". Законодательно
эту проблему, скорее всего, не решить".
33 сайта о рекламе, в том числе об интернет-рекламе. Этот аннотированный список может быть полезным новичкам по причине того, что запрос "сайты о рекламе" в Яндексе заспамлен оптимизаторами, предлагающими свои услуги по продвижению в Интернете - на несколько стандартных выдач поисковика. Так что в случае необходимости можно или задать тот же запрос Google, или воспользоваться этим списком.
Liveinternet ищет инвестора
Рыночная стоимость сервиса оценивается в $35 млн, среди претендентов участники рынка называют Yahoo! и «Рамблер».
О том, что Liveinternet.ru выставлен на продажу, «Бизнесу» рассказал сам владелец блога Герман Клименко. «Мы ведем переговоры с рядом потенциальных покупателей, среди них как отечественные, так и зарубежные компании»,- рассказал Клименко. Названия компаний он уточнить отказался, отметив только, что это не Google и не «Рамблер». По данным участников рынка, предложения о продаже поступали «Рамблеру» и Yahoo!.
Liveinternet.ru один из крупнейших в России сервисов статистики и индексации. Кроме того, Liveinternet.ru принадлежит ряд развлекательных сервисов, в том числе сервис онлайн-дневников (блогов), по данным опроса ROMIR Monitoring, занявший второе место (14%) по популярности среди российских пользователей после Livejournal.com (31%).
Годовая выручка Liveinternet.ru составляет $0,40,5 млн, рыночная стоимость бизнеса ИК «Финам» оценивает в $35 млн.
«Такие проекты покупаются на перспективу, сумма сделки будет зависеть от прогнозов роста российского интернет-рынка, которыми будет оперировать покупатель»,- рассуждает аналитик Финама Владислав Кочетков.
Участники рынка предупреждают потенциальных покупателей Liveinternet.ru о том, что бизнес сервиса статистики может оказаться не самым прибыльным. «Liveinternet.ru довольно трудный и не очень рентабельный бизнес»,- говорит гендиректор компании «Бегун» (специализируется на контентной интернет-рекламе) Алексей Басов. По мнению Басова, эффективно Liveinternet.ru сможет работать только как элемент некой большей структуры, например, поискового
портала. Он предполагает, что покупка Liveinternet.ru может быть выгодна активным на российском рынке поисковикам Google и MSN. «Еще один возможный претендент отечественный Webalta, докупающий обычно готовые сервисы, которые можно легко интегрировать»,- отмечает Басов.
С ним спорит председатель правления агентства IMHO VI (входит в структуру «Видео интернешнл», занимается продажей рекламы на Yandex.ru и Mail.ru) Арсен Ревазов. Он уверен, что Liveinternet.ru не заинтересует ни один крупный портал. «По трафику он не интересен ни Google, ни Rambler.
На рынке сейчас много частных инвесторовс большими деньгами. Скорее всего, покупателем станет один из них»,- рассуждает Ревазов.
Сервис Liveinternet.ru бесплатный, и рекламы там нет, а следовательно, и доходов он не приносит, говорит глава IMHO VI. Впрочем, Ревазов вспоминает, что похожий сервис List.ru Клименко пять лет назад удалось выгодно продать Mail.ru. А Кочетков из «Финама» предполагает, что западного инвестора может в основном заинтересовать сервис статистики: «На рекламе в блогах сейчас зарабатывают немного денег, а статистические сервисы на западе
сейчас считаются быстрорастущим сегментом. Liveinternet.ru считается чуть ли не самым технологичным в России».
Как стало известно Ъ, медиахолдинг «Проф-Медиа» ведет переговоры о приобретении сайта E-xecutive и готов заплатить за него около $3 млн. Одновременно с этим холдинг запускает журнал HR Management.
«Востребованность проектов, связанных с кадрами в ближайшие годы, если не десятилетия, будет расти,- уверен гендиректор агентства 'Медиамарк' Константин Исаков.- Сейчас кадры самая большая проблема российского бизнеса. Даже деньги не являются такой актуальной потребностью».
Дополняющие друг друга проекты позволят дочерней компании «Проф-Медиа», «В2В Медиа», войти в одну из самых привлекательных ниш на рынке b2b-изданий. По мнению экспертов, HR-издания будут востребованы в ближайшее десятилетие, поскольку профессиональные кадры являются самой актуальной потребностью для всех сфер российского бизнеса.
Информацию о предложении «Проф-Медиа» акционерам сайта E-xecutive подтвердил операционный директор портала Александр Шведов. Однако он отметил, что у компании есть различные пути развития, и ее продажа «Проф-Медиа» только один из вариантов. В то же время источники в медиахолдинге утверждают, что сделка с E-xecutive состоится в сентябре. По их словам, речь идет о 100-процентном или чуть меньшем пакете акций. Директор
по связям с общественностью «Проф-Медиа» Константин Воронцов не подтвердил и не опроверг факт переговоров. Сайт E-xecutive был создан компанией Ward Howell International, одним из лидеров российского рынка, занимающихся поиском и подбором руководящих кадров. Портал принадлежит нескольким частным лицам, среди которых и его генеральный директор Юрий Барзов. Основные источники дохода: размещение вакансий и статей на правах рекламы, а также продажа
доступа к базе резюме управленческих кадров. Годовой оборот компании, по информации Ъ, составляет $800 тыс. Сумму, предложенную «Проф-Медиа» за E-xecutive, участники рынка считают адекватной. «Рентабельность такого проекта обычно 3040%, и если оборот сайта равняется $800 тыс., то EBITDA составляет около $300 тыс., и 3 млн это нормальная цена»,- говорит глава холдинга РБК Александр Ровенский. С ним соглашается гендиректор агентства AdWatch
Лев Глейзер, который отмечает, что сейчас при оценке стоимости российского интернет-проекта коэффициент к EBITDA составляет от 8 до 12.
По мнению экспертов, E-xecutive логичное приобретение для «Проф-Медиа». «Холдинг неоднократно заявлял, что направление b2b-изданий является для него приоритетным,- говорит директор по медиаизмерениям TNS Gallup Media Руслан Тагиев.- А сейчас есть отчетливая тенденция, что b2b-медиа будут развиваться именно в интернете». Как утверждают источники Ъ, сайт E-xecutive войдет в состав дочерней компании «Проф-Медиа»
«B2B Медиа». Он станет только одним из ее так называемых HR-проектов (от англ. «human research»). По словам гендиректора «B2B Медиа» Анны Знаменской, с января ее компания начнет выпуск журнала HR Management по лицензии британского издательского дома Haymarket Publishing. По его лицензии в России уже издается несколько журналов, например Whats Hi-Fi? Sound and Vision. Эксперты считают, что ниша проектов, посвященных
«человеческому фактору», является одной из самых перспективных с сфере b2b-изданий (от англ. «business to business»). «Востребованность проектов, связанных с кадрами в ближайшие годы, если не десятилетия, будет расти,- уверен гендиректор агентства 'Медиамарк' Константин Исаков.- Сейчас кадры самая большая проблема российского бизнеса. Даже деньги не являются такой актуальной потребностью».