Известный сайт о рекламе admarket.ru сменил дизайн и рубрикацию.
Пираньи пиара
PR – аббревиатура, обозначающая модное ныне
понятие - public relations (связь с общественностью). Официально,
профессия признана лишь два года назад. Днем рождения – Днем PR–специалиста
считается 29 июля.
Профессия
пиарщика на сегодня считается одной из самых модных. Чуть ли не каждый,
окончивший журфак или курсы по PR, мнит себя
специалистом в этой области. Ну, это и не плохо. И вопрос, в общем, не в том,
какое закончить учебное заведение, хотя для того чтобы превратиться из любителя
в специалиста такого уровня как, например, Марина Шишкина (президент Российской
ассоциации по связям с общественностью (РАСО)), необходимо много учиться. Слабый
будет «специалист» без специального образования, без опыта, без владения
компьютером (в идеале желательно еще и владение графическими программами). Но сейчас не об
этом…
…Иногда, глядя на
тех, кто уже позиционирует себя, как профи в этом направлении или тех, кто
только собирается стать таковым, приходит в голову мысль: «А достаточно ли
полученного образования? Или для того, чтобы стать пиарщиком, нужен талант?
Талант «кричать» и быть услышанным, способность одной фразой заинтересовать
скучающих, одуревших от бесконечного потока однотипных пресс-релизов, несчастных
журналистов и редакторов, умение заставить обсуждать необходимую тему, и тем
самым управлять мыслями людей, с любопытством читающих статью (пресс-релиз)
только потому, что заголовок привлек внимание.
Удивительно
слышать от некоторых представителей PR – сообщества:
«Скромнее надо быть! Если кому-нибудь будет интересна информация, они сами ее
найдут и сами
прочтут!»…
Уважаемые
руководители компаний, проектов и т.п.! Желаете получить такого вот скромного
работника? Он будет скромно описывать ваш и без того скучноватый проект и тихо
сидеть и ждать, когда общественность сама догадается поискать о Вас информацию.
Журналисты на Ваше мероприятие не придут – смотреть, судя по пресс-релизу такого
спеца, не на что. Не предвидится важных гостей – тех, на кого обычно слетается
пресса, тех, кого в принципе для этого и приглашают… А как же иначе? Ваш
воспитанный PR–менеджер
посчитал, что не стоит отрывать от работы важных людей, поэтому не побеспокоился
об их посещении Вашего мероприятия.
Скорее всего,
такого PR-щика Вы на
работу не возьмете, хотя бы просто потому, что не узнаете о нем, ведь самопиар
такому «профи» претит – кому надо сами о нем узнают…
Так какими же
качествами должен обладать человек, чтобы выполнить свою работу на «отлично»,
чтобы «продать» информацию так, что «купят» ее даже те, кому она в принципе не
нужна и не интересна?
Думаю, важна
харизма личности, его психотип, т.е. «…темперамент, совокупность телесных и
психических особенностей людей, проявляющихся, главным образом, различиями в степени
восприимчивости, силе чувствований и активности. Различают четыре главных
темперамента:
Если мы принимаем, что каждый человек обладает
качествами и чертами, свойственными определенному типу (темперамента, характера,
личности), то мы можем, опираясь на эти психологические ориентиры, стараться
лучше и точнее понять, почувствовать своих близких и коллег. Но не для
того, чтобы поставить им всем диагнозы, а чтобы научиться понимать, как устроен
их внутренний мир, разглядеть их особые качества, умения и возможности, знать,
что ожидать и как общаться с разными людьми.
Психологические знания о типологиях помогут и нам самим
в поиске своего жизненного смысла, в выборе тех дел и дорог, которые
соответствуют нашей природе, нашей индивидуальности.
Все темпераменты имеют место быть, нет плохого, как и
нет безупречного, но…
Ну не может, не должен, не эмоциональный, скучный,
не привлекающий внимания человек быть пиарщиком!!!
А что думают по этому поводу сами представители PR –
индустрии? Мнений много. Вот некоторые их них:
- «…Пиарщика можно
раскладывать по гибкости ума и структуре мышления. В основном - креативность, не
стандарт подхода в решении проблем и т.п. естественно в направлении общения,
отношений, манипуляции впечатлениями и мнениями...»
- «… В сфере PR может
найти себя и "свое" человек с любым характером (в пределах психологической
нормы). Более того: разным компаниям нужны PR-специалисты с разными характерами!
Там, где эпилептоиду "в самый раз", там для психастеника невыносимый кошмар. Как
мне видится, среди московских PR-щиков большинство имеют истероидную акцентуацию
(что вполне понятно и закономерно)»
- «…пиарщики должны быть
эстетами до мозга костей»
- «…Мне кажется, есть два
простых определения:1. Если человеку это нравиться, и если его работа
результативна, то налицо PR-щик. И потом, PR PRу рознь. Для одного рода компаний
это человек, который сидит и тока пресс-релизы шлет, в других - это полноценное
лицо компании... Для первого варианта будет достаточно наличия 5 по русскому
языку и сильные пальцы, для второго необходимо наличия присутствия Личности…»
- «…ежели зрить в корень, то
главное для нашего брата - уметь думать за других (не важно, будь то начальник,
заказчик, или же та самая общественность). Т.е. в сущности проникать в
чужой мозг и понимать его мотивы и желания.»
- «…человек возможностей (а не процедуры), нацеленный на
достижение (а не на избегание поблем); активный (а не рефлексивный). По
соционике: среди известных мне хороших пиарщиков преобладают Гамлет и Гексли. На
истину в последней инстанции не претендую :-), все это только на основании
своего 11-летнего опыта…»
На мой взгляд,
идеальным было бы следующее высказывание!
«…обычно производят огромное впечатление, зачастую
обладая врожденным даром очаровывать людей своими идеями. Обаятельные,
раскованные и дружелюбные, они умело общаются с любыми типами людей. В
результате того, что ведущей функцией их характера является интуиция, эти люди
обладают способностью оценивать ситуацию в целом, предвидеть дальнейшее развитие
событий, всегда готовы пойти на оправданный риск и при этом никогда не потерять
уверенности в себе. Их энтузиазм настолько заразителен, они настолько искусно
ведут переговоры, что с легкостью уговаривают людей присоединиться к их всегда
новаторским и часто успешным авантюрам». (Библиотека изотерики Малышева)
…Вот таких бы
людей в бизнес!!!
Так давайте же дружноскажем «НЕТ» ложной скромности,
лини и отсутствию «острого» языка у PR-щиков! Нет-стаям серых одинаковых
псевдопрофессионалов!
16 июня Алексей Андреев стал главным редактором "Вебпланеты"
Так вышло, что я стал главредом «Вебпланеты». И теперь товарищи по палате спрашивают меня, что здесь будет.
Сначала я расскажу присказку - историю, которая случилась на конференции «Интернет
и бизнес» этой весной. Во время круглого стола по Web 2.0 одна девушка из зала долго кричала, что «большой
бизнес вас не замечает!» И спрашивала - что вы будете делать, если он и дальше не заметит.
Тогда я со свойственной прямотой сразу сказал в микрофон: "А мы уничтожим большой бизнес". Коллеги по президиуму восприняли
это как шутку и стали отвечать в другом ключе. Мол, неправда, большие нас вполне даже замечают! Вот буквально на прошлой
секции видели слона. Реальный такой, крупный слон, все двадцать тонн живого мяса...
Нет, я, конечно, пошутил насчет уничтожения: эволюция сама сделает свое дело. Однако все эти ритуальные пляски вокруг
слонов действительно наскучили. Ну да, за годы первых интернет-пятилеток мы привыкли считать героем каждого умельца, который
развел очередного олигарха на очередной пафосный и бессмысленный проект. Самому олигарху, в свою очередь, эта растрата -
как слону блоха. То есть вроде бы все довольны, и... ничего не происходит. Гнилая пелевинщина, пустота без Чапаева. О том,
как приходилось изгаляться, чтобы сделать хоть какие-то новости нашей сферы в этот период, было подробно рассказано в сериале
"Секс & Сети".
Однако на том же весеннем КИБе-2006 я заметил несколько людей другого типа, которых раньше не встречал на подобных мероприятиях.
Это так называемые "представители малого и среднего бизнеса". Причем зачастую их бизнес не связан с Интернетом: у кого-то
полиграфия, кто-то вообще сантехнику продает. Многие приехали из провинций.
Может, потому, что сам я - провинциал, но мне нравятся эти люди. Их земной товар незатейлив, но зато его можно потрогать
руками, без долгих разбирательств в словесных дебрях рекламы. И обратно: деловая хватка этих "малых и средних" быстро разрушает
липовую ауру чужого пи*ара.
Хотя их тоже по-своему разводят, конечно. Все эти "сделаем сайт-визитку за 24 часа!", "взлет ракеты на первые места в
Яндексе!" и так далее. Но у малых и средних цепочка обратной связи короче, вот что важно. У них нет лишних топ-менеджеров,
чтобы "поручить разобраться". Поэтому они приходят и спрашивают сами. И даже если их первый вопрос такой же, как у больших
- "Сколько это будет стоить?" - то один простой ответ их обычно не удовлетворяет. Ведь у них, малых и средних, каждая копейка
на счету. И они задают второй вопрос, третий... Спрашивают у кого-то другого, сравнивают. В общем, они двигаются. Компенсируют
недостаток размера скоростью и качеством реакции.
И они должны идти в Интернет. Ведь эта среда - как раз для них. Да, большие тоже производят здесь шум. Но этот шум старый,
классически-медийный, однонаправленный - сродни телевизору. Они и пришли-то сюда исключительно из-за моды. А вот малые и
средние могут использовать именно те особые возможности Интернета, которых нет у старинных средств коммуникации. Отсутствие
лишних посредников, прицельная работа с небольшой, зато "своей" нишевой аудиторией, дружественный интерфейс персонального
общения, возможность быстро перестроить работу с учетом обратной связи от потребителей, шанс выскочить вперед на небольшом,
но пока еще уникальном "ноу-хау". Именно то, на чем маленькая летучая мышь с ультразвуковым сонаром обыгрывает в темноте
неповоротливого слона. Информационная технология.
Я ответил на вопрос, какие новости и для кого мы собираемся делать в новой "Вебпланете"? Ну, а как это у нас получится
- just wait and see. Понятно, что всегда найдутся обстоятельства, которые выше нас. Но мы уже смазали дверной замок, настроили
компы и включили музыку.
PS. Мы не развешиваем объявлений со словами "требуется". Но если вам кажется, что в новой редакции "Вебпланеты" не хватает
именно вас - вы можете дать знать об этом по адресу info(злая собака)webplanet.ru. Резюме нас не особенно интересуют; скорее,
могут заинтересовать примеры ваших текстов (новостей, обзоров, колонок). В виде гипер-ссылок, естественно - письма с вложениями
в форматах MS Word мы просто не будем открывать, по эстетическим соображениям.