Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

365 идей в год по маркетингу, менеджменту и ведению бизнеса 7-028


365 идей в год по маркетингу, рекламе, ведению бизнеса, менеджменту и консалтингу.

Придумываю и прорабатываю идеи на заказ от $10 за одну идею amalygin@gmail.com

выпуск 7-028

Рецензия на книгу Эрни Зелински «Успех без офисного рабства. Настольная книга фрилансера»

Эрни Зелински Успех без офисного рабства. Настольная книга фрилансера Real Success Without a Real Job   С каждым годом увеличивается количество литературы, посвящённой тому, как делать карьеру. Думаю, на всякий случай следует уточнить понятие «делать карьеру». Речь идёт о том, как преуспеть, работая в организации: как стать незаменимым, как выдвинуться в управленцы, как получить повышение по службе, как выбыть для себя высокую зарплату. Действительно, вопросы процветания, повышения дохода, занятия высоких должностей и т.п. волнуют очень многих. Поэтому находится много желающих этому научить, и в результате возникает отдельная, достаточно внушительная область консалтинга со своими гуру и обширной литературой. И вот, среди впечатляющей массы книг появилась одна с весьма интересным названием: «Успех без офисного рабства». Уже по названию можно догадаться, что книга посвящена тому, как преуспеть, НЕ работая в организации. Вроде бы о какой карьере может идти речь в этом случае? Тот, кто не трудится в рамках какой-то компании, лишён возможности двигаться по карьерной лестнице. Тем не менее, какая-то «лестница» существует и для подобных субъектов. Они могут быть более или менее компетентными, более или менее известными, иметь более или менее солидный доход. В общем, они могут быть более или менее успешными. Итак, как обычно, книга начинается с названия. Коль скоро название привлекло к себе внимание потенциального читателя, то есть неплохие шансы на то, что он полюбопытствует: а что же там дальше? Почему это обычная работа названа «офисным рабством»? И как это можно преуспеть, не имея постоянного места работы?

   Кстати, это не первая книга Зелински, с которой знакомится русский читатель. В 2006 году у нас в стране выходили две его книги, сравнительно небольшие по объёму, под названиями «Дао лентяя» и «Разбогатеть без труда. Как?». Из названий становится понятно, что Эрни Зелински — это гуру, обучающий тому, как преуспевать в жизни, не напрягаясь. Не правда ли, очень выигрышная тема? Это же извечная мечта любого человека: получить максимум при минимуме затрат и труда. Для русского человека это ещё более типично, вспомните хотя бы «По щучьему велению»! Так что позиция автора нам весьма симпатична и мы готовы прислушаться к тому, что он имеет нам сказать. Все три книги, вышедшие на русском языке, повествуют об одном и том же, но по-разному. Если сравнить их между собой, то самая новая станет безусловным победителем. Она одновременно самая большая и самая симпатичная: солидная, обстоятельная, хорошо изданная. Первые две воспринимаются как-то не очень серьёзно — одна чрезмерно беллетризирована, а другая слишком легковесна и банальна. «Успех без офисного рабства» отличается большей глубиной, проработанностью, я бы сказал, респектабельностью, включает в себя гораздо больше деталей и подробностей, поэтому и вызывает к себе больше доверия.

   Как правило, читая переводную книгу, не можешь не оценить так или иначе труд переводчика. В данном случае я оценил бы труд Татьяны Самосоновой на «отлично». Вот аргументы в пользу такой оценки. Во-первых, на английском языке книга называется «Real success without a real job», то есть в буквальном переводе «Настоящий успех без настоящей работы». Буквальный перевод выглядит несколько забавным и интригующим, но длинным и вяловатым. А вот вариант переводчика — просто блеск! Слова «офисное рабство» бьют не в бровь, а в глаз. Название сразу стало ярким, боевым, провокационным, как бы подняло книгу уровнем выше. Во-вторых, сам по себе текст читается плавно, легко, где надо — серьёзно, где надо — забавно, возникает впечатление непосредственного, почти разговорного общения с автором (да, именно с автором, а не с переводчиком). И в-третьих, некоторая изюминка. Для оживления повествования Зелински обращается к метафорам, пословицам, ссылается на какие-то известные американскому (и канадскому) читателю источники - песни, мультфильмы и т.п. В тех местах, где это было уместно, такие ссылки «перенесены на российскую почву», то есть буквальность была принесена в жертву большей образности и понятности. Так что достоинства самого авторского текста дополняются достоинствами перевода, а это здорово и заслуживает всяческих похвал.

   Пожалуй, основное, чем примечательна книга — ярко выраженная «антикорпоративная» направленность. Создаётся впечатление, что примерно половина текста так или иначе повествует о том, как вредно и противоестественно работать в любой организации, и как здорово и свободно чувствует себя человек, работающий на самого себя. Об этом Зелински пишет страстно, увлечённо, аргументировано, убедительно. В ход идут собственный опыт, статистика, ссылки на других фрилансеров, цитаты из читательских писем, высказывания великих (и не очень) людей нашего (и не очень) времени. Надо полагать, в своё время автор потратил много времени и сил на попытки доказать себе самому и окружающим скептикам, что был абсолютно прав, когда после увольнения не пошёл устраиваться на работу в какую-нибудь организацию. Аргументы весомы и хорошо подобраны, так что возразить, по сути, нечего, даже если бы и хотелось. Да и кто станет возражать против того, чтобы работать часа по 4 в день по своему собстенному распорядку, не подчиняясь указаниям начальника-тупицы, не посещая сомнительные корпоративные мероприятия, не страшась увольнений, сокращений, реорганизаций, выговоров, гнева вышестоящего руководства и т.д.? Кто же не согласится, что напряжённая внутрифирменная жизнь со стрессами, карьерной борьбой, интригами, слухами, перекурами вредна для здоровья? Тем не менее, немногие могут покинуть эту карусель, страшась перемен, потери «постоянного места в жизни», утраты стабильной зарплаты и перспективы стабильной пенсии. Однако, Зелински подбирается и к этим страхам, демонстрируя их надуманность и несостоятельность. Он приводит примеры того, как людям удаётся обеспечить себя и свою семью, бросая работу «на дядю» и пускаясь в «свободное плавание». Особенно впечатляюще выглядят примеры того, как люди становятся богаче и счастливее после выхода на пенсию благодаря тому, что посвящают время и силы любимому занятию и получают за это неплохие деньги.

   Основной аргумент в пользу работы на себя апеллирует к самым серьёзным жизненным ценностям. Зелински не без оснований утверждает, что компании лишают своих работников творческой инициативы, требуя от них соответствия корпоративным стандартам, непременного умения и желания подчиняться указаниям начальников, наступать на горло собственной песне ради интересов корпорации. Более того, в тех случаях, когда сотрудник проявляет творческую активность и создаёт нечто уникальное и полезное, у него нет ни малейшего шанса получить от компании адекватное вознаграждение, ибо вся прибыль достаётся хозяину, а на долю работника выпадает в лучшем случае небольшая премия-подачка. Важный аргумент против «традиционной работы», основанный на статистических данных, заключается в том, что подавляющее большинство людей, работающих по найму в организациях, недовольны ни содержанием, ни качеством своей работы, считая, что и живут и работают они только вполсилы, а их способности остаются в основном невостребованными. Без сомнения, самый смысл существования компаний заключается в том, чтобы присваивать создаваемую работниками прибавочную стоимость, так что выводы напрашиваются сами собой. Подлинно свободным и творческим человеком может стать только тот, кто не связан корпоративными требованиями, кто имеет смелость творить себе во благо и сам пользуется результатами своего творчества. Ещё один важный момент: человек, работающий на себя, не ждёт вознаграждения за свои труды «от дяди», его труды вознаграждаются иным образом. Он в принципе более взрослый и ответственный по сравнению с любым наёмным работником.

   Итак, становится предельно ясно, чего следует избегать и от чего следует отталкиваться. Следующий этап — выяснить для себя, к чему надо стремиться. В соответствующих главах Эрни Зелински пишет о том, как фрилансер может организовать свою работу, свои финансы, свой быт и многое другое. Всё это описано без особой детализации, кратко, конспективно, и выглядит достаточно привлекательно. Правда, возникают некоторые сомнения, а не приукрашивает ли автор существующее положение дел? Так ли всё просто и хорошо? Надо сказать, сомнений этих Зелински не развеивает, ощущение некоторой недосказанности не исчезает до самого конца. Как в одном анекдоте: «Наш самолёт достиг высоты 10 000 метров над землёй, на этом наш полёт заканчивается, экипаж с вами прощается». В тексте иногда мелькают предупреждения о том, что можно ошибиться при выборе деятельности, не угадать с конъюнктурой, сесть в лужу при финансовом планировании. Но, в конечном итоге, терпение и труд всё перетрут. Оптимизм, конечно, полезное качество, но некоторых других качеств он заменить не может, так что риск, по-видимому, всё равно велик. Наверное, поэтому не сильно уменьшается армия людей, убеждённых в преимуществах работы в корпорациях.

   Есть нечто, отличающее Зелински от других авторов книг на тему успеха и преуспевания. Ключевой вопрос, который обычно освещают эти авторы — как заработать много (очень много, неприлично много) денег, как стать миллионером? Зелински не стал миллионером и не ставит перед собой такой цели. Один мой друг, прочитавший «Успех без офисного рабства», посчитал это обстоятельство серьёзным недостатком книги: какой смысл равняться на человека, который не смог заработать хотя бы миллион долларов? Зачем нужны советы того, кто в подмётки не годится, например, Роберту Кийосаки или Тони Роббинсу? Это вполне обоснованная точка зрения, но я думаю по-другому. На мой взгляд, эта особенность добавляет творению Зелински несколько баллов. Для многих читателей такого рода книг «миллион долларов США» стал чем-то вроде священного Грааля. (Кстати, если вы поняли, откуда взято словосочетание в кавычках, не ругайте меня слишком сильно. Мне самому эта песня очень не нравится, но зато она отражает некоторые особенности нашего менталитета). Это некая планка, ниже которой опуститься уже зазорно, но реально достичь её кажется нереальным. А вот Зелински зарабатывает какие-то не очень большие, вполне реальные деньги, наверное, и мы с вами вполне могли бы зарабатывать столько же. Он скорее является приверженцем принципа разумной достаточности: главное, чтобы зарабатываемых денег хватало на жизнь и воплощение всех планов. Определяющая грань — финансовая независимость, то есть когда можно, не работая, ни в чём себе не отказывать.

   В книге есть два особенных, очень симпатичных раздела. Один из них посвящён тому, что нельзя купить за деньги, в первую очередь, дружбе. Одной из главных ценностей работы на себя, согласно автору, является возможность свободно распоряжаться своим временем и силами. Благодря этому человек может завязывать и поддерживать дружеские отношения. Большинство людей, работающих в компаниях, общается в основном с коллегами по работе и, за неимением лучшего, считает такое общение дружбой. Но дружеские отношения могут быть более глубокими, интересными, основанными на каких-то общих увлечениях, совсем не связанных с работой. Второй раздел относится к познанию собственных потребностей. Автор призывает читателя проанализировать, что на самом деле важно для него, чего в своей жизни он бы хотел добиться, какие потребности удовлетворить. При этом, скорее всего, выяснится, что для того, чтобы быть по-настоящему счастливым и довольным жизнью, не нужны очень уж большие деньги. Так что вовсе и нет необходимости гнаться за сверхприбылями, мечтать об астрономических зарплатах, всё может быть значительно легче и приятнее. Таким образом проще осуществлять принцип «зарабатывать больше, чем тратить».

   Хотя книга в целом оставила очень приятное впечатление, есть в ней и некоторые особенности, с которыми трудно примириться. Во-первых, множество повторений. Одни и те же идеи встречаются на разных страницах по многу раз с небольшими вариациями, как будто автор сомневается в умственном потенциале читателя и хочет «вдолбить» ему в голову некоторые важные истины. Как ни странно, повторенная несколько раз мысль становится не более убедительной, а более надоедливой и банальной. По-моему, такой стиль изложения характерен для американской литературы, может быть, там книги читают несколько по-другому. Во-вторых, возникает впечатление, что важная часть повествования пропущена. Зелински рассказывает, что было время, когда он был беден и имел около 30 000 долларов долгов. А затем он стал богат и доволен жизнью, рассчитался с долгами и стал полностью финансово независим. Сам путь от одного состояния к другому описан как-то скудно и туманно. Неясно, был ли у автора план достижения финансовой независимости, выполнялся ли этот план, корректировался ли как-нибудь, какие были ошибки, серьёзные сложности. Временами возникает впечатление: Зелински не смог прижиться на корпоративной работе, после этого лет десять пытался свести концы с концами, и лишь потом благодаря настойчивости в продвижении на рынок своих книг, стал преуспевающим (по канадским меркам) писателем. Если это действительно было так, не очень многие захотят пойти этим путём. В общем, опять-таки недостаёт подробностей.

   Есть у автора одна идея, которая мне кажется просто вопиющей. Причём эта идея широко известна, достаточно популярна и насаждается многими «манимейкерами». Суть её сводится к тому, что вовсе необязательно быть творцом и новатором, чтобы преуспевать; достаточно умело подавать чужие, даже банальные и затёртые, идеи в привлекательной упаковке. Самое грустное, что эта идея постоянно подтверждается на практике. Она столь активно пропагандируется для того, чтобы успокоить и подбодрить людей, считающих себя бездарями, неспособными на настоящее творчество. А вред её в том, что общество привыкает к тому, что творцы и новаторы сейчас гораздо менее востребованы, чем маркетологи. Людей, способных продавать, значительно больше, чем людей, способных творить. У Зелински эти пассажи получаются довольно гротескно. На протяжении нескольких глав речь идёт о творчестве, о том, что каждый человек - творец, о том, как здорово и полезно писать книги, рисовать картины, что-то придумывать, сочинять, создавать, внедрять… А затем вдруг происходит резкий поворот в сторону. Оказывается, написать и издать книгу — это всего лишь 5% успеха, главное — грамотно «раскрутить» её, сделать продаваемой и покупаемой, а это уже не литературный, а маркетинговый талант. Тут же рядом есть утверждения типа: не надо стремиться к вершинам творчества, надо быть грамотным маркетологом. В общем, успех произведения зависит от содержания на 5% и от упаковки — на 95%. Печально.

   И всё же, книга понравилась. Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть основное достоинство «Успеха без офисного рабства». Это мотивирующая книга, которая полезна в первую очередь начинающим фрилансерам. Она поддерживает человека, решившего оставить работу в организации, даёт ему ощущение правоты, показывает широту открывающихся возможностей, придаёт смелости в решениях, демонстрирует наглядные примеры. Конечно, лозунг «Если я смог, то сможете и вы!» — один из самых эффективных. Может быть, и правда, главное — взлететь, а уж как приземлиться — ситуация подскажет. Если действительно вооружиться теми принципами, о которых пишет Зелински, жить будет нескучно и весьма приятно. Наверное, далеко не каждый на это отважится, но найдутся те, кто попытается. Пожелаем им удачи!

рецензировал Дмитрий Шипотько
mailto:shipotko@gmail.com

Вы можете купить эту книгу в интернет-магазине Ozon

Или на сайте издательства www.livebooks.ru

Андрей Малыгин ICQ: 700-323

Присылать свои идеи по адресу E-mail: mailto:amalygin@gmail.com

В избранное