В Харькове живёт замечательный мастер игрушек – Марьяна Копылова. Чем же замечательны её работы, спросит кто-то. Тем, что её игрушки – результат настоящего полёта воображения. Ведь, согласитесь, куклы-человечки или куклы-зверюшки довольно предсказуемы в своём исполнении. А Маряна создаёт… монстриков-инопланетян. «Мои краказябры», как она сама их называет.
Для наибольшего разнообразия Марьяна играет с фактурой – использует технику папье-маше, полимерную глину, самозатвердевающий пластик, валяние из шерсти. Роспись завершает (и украшает) создание удивительных существ.
У каждой «краказябры» есть своё имя и способности. Кстати, Марьяна Копылова создаёт игрушки в единственном числе. Двух одинаковых «инопланетян» нет!
Като Ломб — профессиональная переводчица из Венгрии, владеющая многими языками. Для всех, осваивающих тот или иной иностранный язык, она сформулировала 10 заповедей.
Внимание привлекает тот факт, что большинство из языков, которыми владела Ломб, она освоила самостоятельно, работая исключительно с учебниками и художественной литературой на изучаемом языке. Свой метод освоения языков она изложила в книге «Как я изучаю языки».
В основе её подхода лежит принцип «полного погружения в язык»: освоение грамматики параллельно с чтением оригинальных текстов и заучиванием устойчивых словосочетаний, наиболее часто употребляемых в устной речи.
В книге «Как я изучаю языки» она сформулировала десять правил для изучения языка:
1. Занимайся языком ежедневно. Если уж совсем нет времени, то хотя бы десять минут. Особенно хорошо заниматься по утрам.
2. Если желание заниматься слишком быстро ослабевает, не «форсируй», но и не бросай учёбу. Придумай какую-нибудь иную форму: отложи книгу и послушай радио, оставь упражнения учебника и полистай словарь и т.д.
3. Никогда не зубри, не заучивай ничего по отдельности, в отрыве от контекста.
4. Выписывай вне очереди и заучивай все «готовые фразы», которые можно использовать в максимально возможном количестве случаев.
5. Старайся мысленно переводить всё, что возможно: промелькнувшее рекламное табло, надпись на афише, обрывки случайно услышанных разговоров. Это всегда отдых, даже для уставшей головы.
6. Выучивать прочно стоит только то, что исправлено преподавателем. Не перечитывай собственных неисправленных упражнений: при многократном чтении текст запоминается невольно со всеми возможными ошибками. Если занимаешься один, то выучивай только заведомо правильное.
7. Готовые фразы, идиоматические выражения выписывай и запоминай в первом лице, единственного числа. Например: «I am only pulling your leg» (Я тебя только дразню).
8. Иностранный язык — крепость, которую необходимо штурмовать со всех сторон одновременно: чтением газет, слушанием радио, просмотром недублированных фильмов, посещением лекций на иностранном языке, проработкой учебника, перепиской, встречами и беседами с друзьями — носителями языка.
9. Не бойся говорить, не бойся возможных ошибок, а проси, чтобы их исправляли. И главное, не расстраивайся и не обижайся, если тебя действительно начнут поправлять.
10. Будь твёрдо уверен в том, что во что бы то ни стало достигнешь цели, что у тебя несгибаемая воля и необыкновенные способности к языкам.
Като Ломб предложила простую формулу, которая определяет результат в освоении языка.
затраченное время + интерес = результат или, если её немного уточнить:
(затраченное время + интерес) / стеснение (страх сделать ошибку) = результат
И напоследок, когда 86-летняя Като Ломб встретила своего 54-летнего друга, она произнесла решающую для его жизни фразу: «Стив, ты так молод! Сколько лет впереди, сколько языков ещё можно выучить!».
На творческий подход к воспитанию часто не хватает сил и времени. Даже готовые методы не всегда вспоминаются в нужный момент. Но есть совсем простой способ изменить ситуацию – “выследить” фразы, которые вы произносите в адрес ребёнка неизменно раздражённым или ноющим тоном, и попробовать передать ту же мысль другими словами.
Например:
1. Вместо раздражённого: “Пошли скорее, сколько тебя ждать!”
Скомандовать: “На старт, внимание… марш! Побежали!”
2. Вместо угрожающего: “Ешь, иначе не получишь десерт.”
Обрадовать: “После того, как исчезнет эта крооохотная котлетка, к тебе прилетит что-то вкусное.”
3. Вместо грубого: “Убери за собой”
Произнести мечтательным голосом: “Вот если бы ты был волшебником, и смог бы наколдовать порядок на столе…”
4. Вместо рассерженного: “Не мешай!”
Сказать: “Иди, поиграй немного сам. А когда я освобожусь, мы устроим мини-праздник.”
5. Вместо недовольного: “Не капризничай, пиратская футболка в стирке, надевай ту, которая есть.”
Примирить с неприятностью: “Смотри-ка, а вот родственница твоей пиратской футболки. Давай её наденем?”<
6. Вместо риторического: “Ляжешь ты, наконец, спать!”
Поинтересоваться: “Показать тебе хитрый способ укрывания одеялом?”
7. Вместо злого: “По попе захотел?”
Выпустить пар: “Интересно, кому это я сейчас ухи оторву и шею намылю?”
8. Вместо бессильного: “Чтобы я никаких “не хочу” не слышала!”
Неожиданно закричать: “Ой, смотри, капризка прибежал. Лови, лови его, чтобы он нам настроение не портил!”
9. Вместо нудного: “Сколько раз повторять”
Сказать таинственным шепотом: “Раз-два-три, передаю секретную информацию… Повторите, как слышали.”
10. Вместо менторского: “Руки помыл?”
Предложить: “Спорим, что вода с твоих рук потечёт чёрная?”
Удивительно, что стоит заменить привычные замечания новыми словами и меняется все – интонация, ваше настроение, реакция ребёнка. Меняется в лучшую сторону. Не верите? Попробуйте.
Эти сказочные полупрозрачные шары сделаны из стекла, как и их содержимое, а принадлежат они художнику из Нью-Джерси Полу Стэнкарду (Paul J.Stankard). Его методы помогли изменить ход развития ремесла художественной обработки стекла в течение последних нескольких десятилетий и этого знаменитого стеклодува по праву считают отцом современных стеклянных пресс-папье.
В поисках жизненного призвания ещё совсем молодой Пол Стэнкард поступил в колледж, где столкнулся со специальностью стеклодува, приборами и агрегатами для ручного выдувания в лабораториях. Затем в течение 10 лет он работал в стеклодувной промышленности. Но потребности растущей семьи подтолкнули к экспериментам. Пол Стэнкард начал создавать стеклянные пресс-папье в собственном гараже, чтобы дополнить доход.
Дивные работы мастера с реалистичными цветками, пчёлами, бабочками, стрекозами, стеблями, листьями и кореньями, заключёнными в стеклянную сферу, красуются в более чем 60 музеях мира, в том числе в Смитсоновском институте, в музее Метрополитен и даже в Лувре.