Девушка-Зима! Обворожительный образ, безапелляционно дающий фору скучным глянцевым журналам. А что такое образ Зимы? Это яркая сверкающая девушка, которая пленит вас своим холодным и уверенным взглядом, наверное как-то так…
Зима начиналась с Якутии и она до сих пор не уступает весне в Европейской части России и странах Восточной Европы… ну и отлично! Я люблю зиму, мне больше по душе холод и мороз, чем жара и вспотевшие комары.
Сегодня я приглашаю вас взглянуть на Зиму от ведущего дизайнера и модельера Якутии – Августины Филлиповой. Интереснейший человек и невероятные костюмы, которые существуют в единственном экземпляре и на создание некоторых из них уходят годы! А в роли модели сегодня одна из участниц конкурса «Мисс Якутия» – Карина Кардашевская.
Августина Николаевна Филиппова – художник-модельер, ведущий и самый востребованный дизайнер республики Саха (Якутия).
Училась в художественном училище, кроме этого посещала режиссёрские курсы. Августина Николаевна рисовала с раннего детства, однако художественное образование получила только к 27 годам. Место, где я побывал, называется «Учебно-научная лаборатория инновационного технологического образования при кафедре технологии предпринимательства Педагогического института северо-восточного Федерального Округа им.Аммосова».
Главный источник вдохновения Августины Николаевны – это природа, общение с её духами и ощущение природы как живого существа. Лаборатория Августины Николаевны находится в небольшом посёёлке в Горном улусе, причём в стороне от его центра в окружении волшебного зимнего леса. Ну как такая картинка вокруг может не вдохновлять?
Костюмы Августины Николаевны – это современная интерпретация образов природы и национального этноса. Практически все костюмы эксклюзивны. Ориентировочная стоимость свадебного платья, к примеру, может стоит от 200 тыс рублей.
Все элементы декора отрисовываются вручную, затем оцифровываются и изготавливаются в Китае. «Я даю задания ученицам – придумайте свой узор, нарисуйте и сделайте.
Все узоры в якутской одежде строго симметричны. Это как бы повторяет симметрию человеческого тела. Левая сторона, где расположено сердце, считается женской, правая, соответствующая рабочей руке, – мужской. Из этих соображений подбираются и аксессуары.
Якутский узор всегда состоит из непрерывной разветвлённой линии. Таким образом, предки хотели напомнить своим потомкам, что их род не должен прерываться. Чем больше ответвлений, тем больше детей у того человека, кто носит этот узор.
Древние якуты проделали долгий путь из далёких земель, прежде чем расположиться там, где они сейчас живут. Вся история долгих скитаний также передаётся в длинных извилистых завитках.
Её костюмы очень востребованы в Якутии, абсолютно индивидуальны и эксклюзивны. Недовольных клиентов или тех, кто долго определяется с выбором – не бывает. Ведь предлагается не просто костюм, а полноценный законченый образ.
Из книги «Фантазии от Августины Филипповой»: «Используя дорогие ткани, декорируя их кожей, мехом, бисером, миниатюрой из мамонтовой кости, берестой, конским волосом, Августина вторгается в мир современной высокой моды. Оригинальные модели якутского кутюрье дефилируют на подиумах Москвы, Парижа, в Каннах, в Риме, в странах Скандинавии, вызывая искреннее восхищение взыскательной публики. Хотя её искусство питается фольклорными образами, дизайнер-стилист не делает «живые иллюстрации» к мифам и сказкам.»
Наталья Прокофьевна, ведущий специалист лаборатории:
Чысхаан. Властитель Холода земли, исполин. Ассоциируется с популярным фольклорным образом Быка Зимы, насылающим мороз и вьюги. Как и во всех моделях автора, идейную нагрузку несёт головной убор. Высокую конусообразную шапку, опушённую пушистым мехом белого песца, украшают рога на каркасе, форма которых повторяет излюбленный лирообразный орнамент кегёр ойуу. Нарядная парчовая шуба оторочена белым мехом песца. Под шубой надевается передник эвенского типа, расшитый сакральным якутским орнаментом кегёр ойуу и завершается бахромой. Вышивка бисером бело-голубого цвета украшает рукавицы и наножники. Коса и борода из конского волоса, трость — деревянная.
Но перейдём к образу Зимы, который Августина Николаевна создала несколько лет назад. Зимой будет Карина Кардашевская – финалистка конкурса «Мисс виртуальная Якутия», студентка автодорожного факультета. Её рост, вес, параметры: 174 см, 51 кг, 89-61-90.
Ушки на шапке означают связь человека с космосом. Это своего рода антенны. В последнее время их принято украшать бисером. Есть и более прозаическое объяснение этого необычного элемента. Когда предки якутов осваивали север, вместо шапок они надевали шкурку с лисьей головы.
Якуты старались, чтобы в их костюме сочетались все цвета года. Чёрный символизирует землю и весну, зелёный – лето, красный и коричневый – осень, а серебряные украшения – звёзды, снег и зиму.
А молодого человека слева зовут Алексей Толстяков:
Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой выбегает умывальник и качает головой… В детстве эти строки слышал, пожалуй, каждый. Современные же дети (в условиях высокой конкуренции среди дизайнеров и полного отсутствия дефицита) вряд ли поймут фразу про хромой умывальник, поскольку каждая ванная комната блещет новой сантехникой, ярким кафелем и оригинальными смесителями. Взять, к примеру, продукцию компании Kohler. Каждая модель этого бренда – настоящее произведение искусства. Особенно это утверждение касается коллекции расписных раковин.
Рисунок для каждой из раковин создаётся группой дизайнеров в течение несколько месяцев. Наносится орнамент с использованием современных технологий. Краска отличается особой стойкостью и яркостью цветов. Если клиенту не понравился ни один из предложенных рисунков, в компании Kohler создадут индивидуальный эскиз, с учётом особых пожеланий заказчика.
На изготовление одной раковины уходит несколько недель, причём производством занимается несколько отделов. Каждый специалист отвечает строго за свой участок работы. Такое устройство труда позволяет выпускать только качественные раковины, способные радовать своих владельцев не одно десятилетие.
История одного из старейших университетов Европы началась в 1663 году, когда придворный живописец Дэвид Тенирс-младший вместе с приятелями основал Академию искусства и дизайна, став её первым директором. Вплоть до середины двадцатого века заведение просуществовало под названием Королевская академия искусств и прикладного дела, и только в шестидесятые здесь начали открываться новые факультеты и отделения. Графический и ювелирный дизайн, фотография, керамика, дизайн одежды – новые предметы и направления вывели образование здесь на принципиально новый уровень.
Поворотной точкой, повлиявшей на процесс самоопределения академии, стало создание факультета моды. Начиная с восьмидесятых годов, он выпустил из своих стен прославленную антверпенскую шестёрку дизайнеров. Тогда ещё юные модельеры смогли доказать всем, что на первый взгляд скучная и буржуазная Бельгия имеет полное право стать новой цитаделью высокой моды.
Сегодня факультет располагается на пятом этаже, в одном корпусе со знаменитым антверпенским Музеем моды, где постоянно проходят выставки известных дизайнеров, и огромной по количеству представленной литературы библиотекой. Кроме того, на соседних улицах можно увидеть магазины, принадлежащие по большей части выпускникам академии, – Dries Van Noten, Walter van Beirendonck, Veronique Branquinho, и даже Yohji Yamamoto.
Особенности обучения
Для получения знаний в Академии изящных искусств созданы прекрасные условия: высокий уровень образования, огромная библиотека, преподавательский состав, состоящих из профессионалов индустрии. Но учиться здесь очень сложно: далеко не каждый сможет выдержать такую нагрузку. Считается, что Королевская академия подходит только истинным фанатам моды. Согласно статистике, половина поступивших – люди, которые уже получили высшее образование по дизайну костюма. Для многих антверпенская школа становится переломным этапом в карьере и помогает понять, куда и как стоит двигаться дальше.
Возможно, именно благодаря новаторскому подходу к обучению, в академию каждый год приезжает огромное количество людей со всего мира. Пересмотр существующих в современной визуальной культуре понятий, поиск новых форм и методов самовыражения, постоянный эксперимент и импровизация – вот характерные черты образовательного процесса. Преподаватели хотят, чтобы студенты проявляли неудержимый интерес ко всему новому и неизведанному. По этой причине всё образование сфокусировано на изучении новых конструкций, материалов, жанров.
Тем не менее, создавая что-то новое, нельзя забывать и о прошлом. В каждом проекте студенты должны уделять особое внимание истории моды, костюма, культуры в целом. Цель такого подхода: в результате синтеза прошлого опыта, знаний и идей должно появиться что-то принципиально новое. В этом, по мнению преподавателей, и заключается творчество. Академия изящных искусств также помогает студентам в их самореализации, организуя модные показы и выставки их работ.
Известные выпускники
Из стен Королевской академии изящных искусств вышла знаменитая антверпенская шестёрка. Дизайнеры-бунтари Дирк Биккембергс, Вальтер ван Бейрендонк, Анн Демельмейстер, Дирк ван Саен, Дрис ван Нотен и Марина Йи не только прославили академию, но и заставили весь мир заговорить о бельгийском «модном чуде». Один из самых загадочных дизайнеров, авангардист Мартин Маржела, тоже учился здесь. За академией уже давно закрепилась слава места, выпускающего самых прогрессивных дизайнеров современности.
«Антверпенская академия – это место для тех, кто знает, чего хочет, умеет работать и понимает специфику дизайна. Для остальных лишь ступень в развитии, которое в дальнейшем может к чему-то привести. В академии царит атмосфера работы. Здесь ты забываешь, что такое сон, каникулы, безделье, посвящаешь всего себя творчеству. Индивидуальное видение мира для каждого студента крайне важно, ты должен уметь заявить о себе.
Анна Соколова
Как правило, каждое занятие длится три с половиной часа. Ты приходишь в академию с утра, заходишь в уютный, просторный кабинет, включаешь музыку и начинаешь работать над заданиями: рисовать, клеить, вырезать. К тому же есть один день в неделе, когда преподаватели общаются со всеми, кто в них нуждается. Они помогают каждому студенту проработать свой проект полностью, рассмотреть его со всех сторон. Такой подход мне особенно близок», – прокомментировала Анна Соколова, выпускница Королевской академии.
Правила приёма
Все поступающие, независимо от места проживания, сдают экзамены по живописи и рисунку и проходят собеседование. Преподаватели разговаривают с абитуриентами и задают им разнообразные вопросы. Причём беседа может проходить на любом из трёх языков: английском, голландском или французском. Непременным условием является наличие портфолио с работами, наиболее полно раскрывающими творческий потенциал абитуриента. В целом, критерии отбора даже для действующих студентов остаются загадкой. Например, ты можешь не ответить ни на один из вопросов, но тебя всё равно возьмут. С официальными правилами приёма можно ознакомиться на сайте академии.
Висит груша, нельзя скушать… Кажется, кто-то из дизайнеров воспринимает эти слова буквально. К примеру, Сара Илленбергер (Sarah Illenberger) явно считает продукты питания источником вдохновения, а не обычным способом подкрепиться. Она сооружает из зелени роскошные платья, устраивает арбузный дождь, зашнуровывает бананы и уверяет, что дыня – не что иное, как футбольный мяч.
Если бы профессия у Сары была менее творческая, то слова о том, что в свёкле кроются драгоценные камни, звучали бы, по меньшей мере, странно. Но дизайнерам (как и художникам) простительно многое. О знаменитом творческом воображении ходят настоящие легенды. И в этом нет ничего странного. Не каждый сможет увидеть в ананасе очертания диско-шара. И тем более, не все смогут этот самый шар соорудить. Тогда как коллекция Сары Илленбергер просто пестрит подобными метаморфозами.