Календарная осень перевалила за экватор, отчего её уже никак не перепутать ни с минувшим летом, ни с грядущей зимой. Что-то похожее можно сказать и о лучших осенних фильмах – не летних блокбастерах, не предпраздничной веренице фаворитов “Оскара”, но маленьких и больших (иногда одновременно) шедеврах, которые можно и нужно смотреть – и пересматривать – прямо сейчас.
«КОГДА ГАРРИ ВСТРЕТИЛ САЛЛИ» (WHEN HARRY MET SALLY…), 1989
Этот фильм, ромком на века, чаще всего вспоминают из-за сцены в кафе, где актриса Мег Райан изображает оргазм, и сцены на новогодней вечеринке, где режиссёр Роб Райнер притворяется Вуди Алленом. Но душа и сердце “Когда Гарри встретил Салли” – это, конечно, прогулки титульных героев по живописному, как никогда до или после, нью-йоркскому Центральному парку.
«АКАДЕМИЯ РАШМОР» (RUSHMORE), 1998
Действие трагикомедии Уэса Андерсона ограничено рамками осеннего семестра в частной американской школе, и соответствующие капризы природы режиссёр, знаменитый своей педантичностью иллюстратора, использует в интересах фильма не хуже, чем экранную симметрию или закадровую музыку – ноябрь, например, у него искусно смонтирован под “I Am Waiting” The Rolling Stones.
«ВАМ ПИСЬМО» (YOU’VE GOT MAIL), 1998
Ещё одна классика жанра романтической комедии, ещё одна осень в Нью-Йорке, ещё одна – хотя по сути та же – хрестоматийная роль Мег Райан. Сочинённая Норой Эфрон ода нью-йоркскому Верхнему Вест-Сайду навсегда сделала её – и много чей ещё – любимый город местом, где не бывает ни сыро, ни серо, а худшее, что может случиться, – это насморк и утро в постели.
«УМНИЦА УИЛЛ ХАНТИНГ» (GOOD WILL HUNTING), 1997
Лет через десять Бостон превратится в декорации для самых безнадёжных, самых беспощадных и самых безукоризненных фильмов современности, ну а в этой драме о взрослении юного гения по дебютному сценарию будущих суперзвёзд Бена Аффлека и Мэтта Деймона осенний город – столь же полноправный, но существенно менее зловещий герой.
«500 ДНЕЙ ЛЕТА» (500) DAYS OF SUMMER), 2009
Да не обманет вас название – лету посвящена не самая большая и наименее значительная часть фильма, оказавшегося идеальным ромкомом для мальчиков и финиширующего на ноте, временно примиряющей со всеми несправедливостями на свете (включая осень, приходящую на смену лету). Бонус – превосходный осенний саундтрек.
«ОСЕННЯЯ СОНАТА» (HÖSTSONATEN), 1978
Избежав других советов Капитана Очевидность, удержаться от соблазна включить в Топ-10 этот подходяще названный фильм куда сложнее. Почти всё действие “Осенней сонаты” происходит в четырёх стенах, зато главное осеннее настроение – рефлексия – тут в избытке, да и не каждый день у великого Ингмара Бергмана играет его грандиозная однофамилица Ингрид.
«ХАННА И ЕЁ СЕСТРЫ» (HANNAH AND HER SISTERS), 1986
Однажды пообещав превзойти своего идола Бергмана если не качеством, то количеством собственных работ, Вуди Аллен явно перевыполнил план – в том числе, по части выдающихся осенних картин. Лучшей из них остаётся, пожалуй, “Ханна”, сюжет которой обрамляют два Дня благодарения и украшают диалоги Вуди и Дайэнн Уист, гуляющих – где же ещё! – по Центральному парку.
«КРАСОТА ПО-АМЕРИКАНСКИ» (AMERICAN BEAUTY), 1999
Незабываемый танец пластикового пакета и волшебный саундтрек Томаса Ньюмана – лишь два намёка на содержание заслуженно заваленной “Оскарами” драмы Сэма Мендеса. Традиционный осенний конфликт – время перемен и их последствия – разыгран здесь так красиво и деликатно, что мелкие погрешности фильма забываются, словно их смыло дождем.
«ТАИНСТВЕННЫЙ ЛЕС» (THE VILLAGE), 2004
У известного любителя экстремальных мер М. Найта Шьямалана мысль о сезонных переменах доведена на фоне изумительных осенних видов до крайности – и хотя подробности будут спойлером, стоит уточнить, что это первый фильм режиссёра, не полагающийся (по крайней мере, всецело) на финальный “твист”, а заодно и безоговорочно лучшая его работа.
«ОДНАЖДЫ» (ONCE), 2006
Не фильм, а чудо – снятая за копейки музыкальная мелодрама, награждённая в итоге “Оскаром” за лучшую песню, триумфально адаптированная на Бродвее и влюбляющая в себя всякого, у кого есть уши и сердце. Напрашивается на душещипательный дабл-билл с “The Swell Season” – где-то фильмом-концертом, местами документальным сиквелом в жанре “жизнь имитирует искусство”.
Наступление холодов не должно препятствовать хорошему настроению! Утепляясь, не забывайте о том, что тёплая осенняя одежда может быть невероятно стильной и сексуальной.
Возьмём, к примеру, гетры: яркие, сразу бросаются в глаза, стильные и очень уютные. Как правильно их носить? Вот несколько модных примеров.
С грубыми ботинками. Сочетание узких лодыжек и массивной обуви не всегда идет в плюс, поэтому, любительницам стиля гранж можно посоветовать надеть к ботинкам объемные гетры, так силуэт будет более уравновешен. Два зайца одним выстрелом: тепло и стильно!
Со спортивной обувью. Классическое сочетание, ведь гетры пришли в моду из спорта и балета. Надевайте их поверх кед или кроссовок, заправляйте в любимые «марранты» на платформе или носите традиционные гетры со штрипками, которые подойдут к любой обуви. Если присовокупите к ним перчатки из одного комплекта – в тепле будут не только руки, но и ноги, а образ станет по-настоящему законченным.
С ботильонами на каблуке. К красивым ботильонам выбирайте короткие гетры объёмной фантазийной вязки. Контрастные или в тон – решать вам, единственное – обратите внимание на ширину пятки – от неё будет зависеть то, носить ли гетры наружу или внутрь.
С джинсами. Вариант для хрупких девушек – объёмная сама по себе джинсовая ткань плюс вязаные гольфы, надетые поверх штанин, значительно увеличат ваши объёмы. Если вы располагаете комплекцией Дюймовочки, этот вариант – для вас.
С высокими сапогами. Такое сочетание очень стильно смотрятся в комплектах total-look. Например, объёмный вязаный свитер, закрывающий колени, гетры и перчатки похожего оттенка, замшевые сапожки с мягким голенищем и короткая дублёнка. Настоящая лапландская принцесса!
С обувью на плоском ходу. В этом случае выбирайте юбку выше колена, длинный кардиган или короткое платье свободного кроя. Расслабленный look для повседневной жизни можно разнообразить нарядными аксессуарами: кокетливой шапочкой, очками, браслетами и т.д.
Организация Объединённых Наций выпустила сильную серию постеров, демонстрирующих отношение к женщинам во всём мире. На портретах рот у всех женщин прикрыт поисковой строкой Google, в которой форма автозаполнения показывает наиболее частые запросы пользователей. Постеры содержат реальные поисковые результаты Google таких фраз, как “женщинам нужно”, “женщины должны”, “женщины не могут”.
Женщина должна сидеть дома
Женщина должна быть рабыней
Женщина должна быть на кухне
Женщина не должна разговаривать в церкви
Женщина должна знать своё место
Женщина должна быть контролируемой
Женщина должна быть дисциплинированной
Женщина не может управлять автомобилем
Женщина не может стать священником
Женщине нельзя доверять
Женщине нельзя разговаривать в церкви
Женщина не должна иметь прав
Женщина не должна голосовать
Женщина не должна работать
Женщина не должна боксировать
Изображение голой или полуголой девушки, фотографирующей себя на мобильный телефон, медленно, но верно становится новым клише современной поп-культуры, своеобразной антитезой того, что принято называть хорошим вкусом. Однако, именно такие образы бруклинская художница Эрин М. Райли (Erin M. Riley) использует при создании своих гобеленов, объединяя древнее искусство и хаотичный поток самовыражения, обрушивающийся на нас из социальных сетей и Инстаграма.
Райли впервые познакомилась с ткацким делом во время обучения в художественном колледже. В этом нетипичном для современного художника формате она работает уже около десяти лет, развивая и совершенствуя собственный творческий стиль. Эрин строит сюжеты своих работ вокруг изображений, на которые можно наткнуться в Snapchat, или фотографий, которые удаляют из памяти телефона наутро после случайной связи: «Я беру фотографии использованных презервативов, фотографии, которые отправляю знакомым, фотографии столов с вечеринок, жидкостей и веществ, которые определяют происходящее».
Erin M. Riley. «Coffee Table»
Художница объясняет, что, запечатлённый на гобелене, момент, который в ином случае был бы проигнорирован или стыдливо стёрт из памяти, обретает постоянство.
Erin M. Riley. «Undressing 2″
Erin M. Riley. «Tease»
Разумеется, подобная тематика многим может показаться неуместной или даже оскорбительной. Но Райли подчёркивает, что ей движет не тяга к эпатажу, а желание разобраться в чувствах и эмоциях, которые в той или иной степени испытывают все, но которые принято подавлять и замалчивать.
«Я часто общаюсь с людьми, которые видят, как мои работы становятся агрессивнее и откровеннее или, наоборот, сдержаннее. Я всегда готова к творческим переменам, потому что зачастую они вызваны переменами в моей личной жизни. С одной женщиной я несколько раз беседовала на такие темы, которые она ни за что не стала бы обсуждать со своими детьми. Я разговаривала про откровенные фотографии, которые отправляют друг другу подростки, с отцом и двумя его отпрысками, которые явно уже знают толк в таких вещах. Я обращаюсь к теме наркотиков не для того, чтобы показать, что сама употребляю, а потому что это проблема, с которой сталкивались члены моей семьи».
Erin M. Riley «Date Night»
Как бы то ни было, трудно оставаться равнодушным при мысли о количестве времени, которое художница потратила на каждый стежок, сгорбившись над ткацким станком для того, чтобы увековечить изображение промежности или стеклянного бонга с Hello Kitty. Её произведения создают пространство для напряжённого и серьёзного обсуждения. Или можно просто устроиться поудобнее на диване и восхищаться, морщиться или посмеиваться, рассматривая её работы.