Ещё иностранцы, приезжавшие в допетровскую Россию, отмечали удивительную вещь – при том, что знатные женщины практически никуда, кроме церкви, не ходили, они всегда были накрашены – набелены и нарумянены. И мужья охотно тратили деньги на их издержки в косметике! Почему?
Упоминание о чрезмерном увлечении московских женщин косметикой мы найдём в записках и дневниках многих европейских дипломатов: в бумагах барона Мейер-берга, Рейтенфельса, Койэта, Шлессингера и Корба. Они пишут, что румяна и пудра у русских женщин считаются эталоном красоты и вкуса. Малейший загар на лице благородной женщины был признаком «чёрных» крестьянок, а румяные щёки, наоборот, признаком хорошего здоровья.
Выходить на улицу без румян, сурьмы, белил женщине было просто неприлично. Женщины, не стесняясь, сурьмили ресницы и брови, раскрашивали шею и руки коричневой, белой и голубой красками. Особенно увлекались косметикой женщины из боярского сословия. Переняв привычку у татарок, они даже чернили зубы. Доходило до смешного — девицы были буквально красными, древний макияж скорее портил природную красоту, чем украшал.
Некоторым женщинам, красивым от природы, приходилось подчиняться моде, чтобы не быть осмеянными, и краситься как все. Княгиня Черкасская очень долго сопротивлялась, не желая портить свой лик краской, но вынуждена была смириться.
Иностранцы недоумевали – «у них на лице столько краски, будто они покрыли его с помощью кисти». Вот как писал о русских женщинах Адам Олеарий — преподаватель Лейпцигого университета, математик, физик и историк, библиотекарь и антиквар на службе у герцога Голштинского. Дважды он участвовал в голштинском посольстве в Россию: в 1633-1634 и в 1635-1639 годах. Адам Олеарий опубликовал свои записки о путешествиях в Россию.
«…Женщины среднего роста, в общем, красиво сложены, нежны лицом и телом, но в городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щёки в красную краску. Они чернят также, а иногда окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы. Некоторых женщин соседки их или гостьи их бесед принуждают так накрашиваться (даже несмотря на то, что они от природы красивее, чем их делают румяна), чтобы вид естественной красоты не затмевал искусственной».
В Москве белила и румяна продавались в самом центре у торговых людей в белильных и овощных рядах в Китай-городе, возле Лобного места, у храма Василия Блаженного.
А со второй четверти XVII века здесь установили белильный ряд, но торговать можно было только срук, точнее с коробов, лавки здесь возбранялось ставить. Хранили белила и румяна в белильницах и румянницах, они представляли собой небольшие коробочки, обшитые золотом и серебром, низанные жемчугом, иногда серебряные, украшенные финифтью и каменьями.
У каждой женщины были такие коробочки, которые служили для клеельницы и суремницы, в них держали клей для волос и сурьму для бровей. В свою очередь эти коробочки «берегли» в ларцах, ящиках и шкатулках. Кроме них там лежали ароматница, разные бочечки, тазики, чашечки с необходимыми косметическими средствами: бальзамами и помадами, хрустальные скляницы с водами и водками.
При таком обильном использовании косметики, большое внимание уделялось красоте кожи и личной гигиене. Обязательным было утреннее омовение с мылом и розовой водой (отваром шиповника) или же «водою, в которой парена есть романова трава» (отвар ромашки). Зубы чистили «корою дерева горячего и терпкого и горького, на язык шкнутаго (жёсткого). Поскольку «лицевая чистота», даже без «углаждения» специальными притираниями, почиталась «украшением лица женского», даже женщины из простых семей по утрам непременно «измывали себя».
Особое внимание в древности уделялось чистоте тела. Бани с использованием травяных настоев были важной и необходимой вещью. В банях проводили уход за кожей, её очищали специальными скребками, массажировали ароматными бальзамами. Среди служителей бань были даже вырыватели волос, причём проделывали эту процедуру без боли.
Для излечения от кожных и душевных болезней древние лекари рекомендовали лить на горячие камни настои трав или пиво, придающее запах свежеиспечённого ржаного хлеба. Для смягчения и питания кожи хорошо наносили на кожу мёд…
Так почему же, имея и добиваясь естественной красоты, русские женщины так неумело, но рьяно стремились к искусственной? Над этой женской загадкой ломали голову многие великие мужи. Одни пытались объяснить эту моду тем, что, облачившись в платья из ярких тканей, славянские красавицы видели свое ненакрашенное лицо бледным, эстетически несопоставимым с таким убранством, и это вызывало потребность завершить свой образ, придав ланитам столь же яркие цвета, что преобладали в тканях и драгоценных камнях их уборов.
Другие полагали, что это может быть связано со страстной натурой русских людей… И коли они жили в столь контрастном мире: в природе — холодная зима и жаркое лето, в обществе — богатый и нищий, то и в своём быту они повторяли этот контраст, и захотелось им видеть свою кожу не просто светлой, а белоснежной, а румянец — ядрёным и густым. Красавицы воспринимали буквально и белизну снега и красный маковый цвет, и прямо и непосредственно воспроизводили то, что казалось им красивым.
Писатель Николай Чернышевский считал, что подобная манера краситься имеет восточное заимствование. «Красивая славянская организация, миловидное славянское лицо искажались сообразно восточным понятиям о красоте, так что русский мужчина и русская женщина, могшие следовать требованием тогдашнего хорошего тона, придавали себе совершенно азиатскую наружность и совершенно монгольское безобразие».
Историк Василий Ключевский сделал, пожалуй, самый интересный и скандальный вывод: этот обычай «… делал красивых менее красивыми, а дурных приближал к красивым и таким образом сглаживал произвол судьбы в неравномерном распределении даров природы. Если так, то обычай имел просветительно-благотворительную цель, заставляя счастливо одарённых поступаться долей полученных даров в пользу обездоленных…».
В шкатулке музыкальной, почти на самом дне, тихонько спят мгновенья давно ушедших дней. Популярный некогда аксессуар теперь пылится в музеях или на антресолях, забитых всяким хламом. Так бы оно может и было дальше, если бы дизайнеры не решили возродить музыкальную шкатулку, сделав из неё настоящий предмет роскоши. О самых ярких экземплярах поговорим в нашем обзоре.
Дед Мороз из рекламы кока-колы на крышке музыкальной шкатулки
Начиная с ноября месяца, все экраны страны заполняет жизнерадостный Дед Мороз с бутылкой кока-колы в руках. Из года в год реклама практически не меняется, поэтому главный герой становится почти родным, а в супермаркете рука сама тянется к шипучему напитку. Теперь он перекочевал и на крышку музыкальной шкатулки. Кока-колы такой Дед Мороз, конечно, не принесёт, но музыкой порадует.
Музыкальная шкатулка в форме домика
Главное – крыша над головой. Как выяснилось, эта истина актуальна не только для людей, но и музыкальных шкатулок.
Музыкальная шкатулка с фигурами заказчика на крышке
Такая музыкальная шкатулка делается под заказ. Дизайнер не только выбирает понравившуюся клиенту мелодию, но и создает фигурки-портреты именинников или членов семьи заказчика.
Кулон в виде сердца с музыкальной шкатулкой внутри
Музыкальная шкатулка в виде медальона, стилизованная под старину. Дизайнеры утверждают, что одним таким подарком можно покорить сердце девушки.
Музыкальная шкатулка в форме детской карусели
Если капризная прелестница осталась равнодушной к поющему сердцу, можно попробовать подарить ей музыкальную шкатулку в виде карусели. Только сначала стоит поинтересоваться: а любит ли девушка музыку или всё же лучший подарок для неё находится в ювелирном отделе.
Музыкальная шкатулка для Ipad
До чего дошёл прогресс! Производители придумали музыкальную шкатулку для Ipad. Чтобы привести её в действие, нужно загрузить на Ipad специальное приложение, и можно наслаждаться мелодиями.
Битлз жив: музыкальная шкатулка, созданная к юбилею создания группы
Музыкальная шкатулка, созданная специально к юбилею группы «Битлз». Впрочем, об этом весьма красноречиво говорит крышка изделия. Что касается репертуара шкатулки, то он состоит исключительно из песен легендарной группы.
Музыкальная шкатулка для детей
Такая шкатулка наверняка понравится детям. Главных героев шкатулки дизайнеры периодически меняют. Одно остается неизменным – характер изделия.
Музыкальная шкатулка для композиторов
Музыкальная шкатулка для тех, кто пишет музыку. Создавайте мелодии, фиксируйте их на специальной карте и наслаждайтесь полученным результатом.
Самодельная музыкальная шкатулка
Такую коробочку с песнями дизайнеры предлагают создать самостоятельно: раскрасить в любимый цвет, добавить всевозможные фигурки, надписи и подарить дорогому человеку. Ведь лучшие подарки, как известно, делаются своими руками.
Прекрасную идею оформления интерьера детской комнаты предлагает магазин hu2.com. Красьте стены в белый цвет, чтобы дать ребёнку простор для творчества, а не ругать за каждую каракулю на дорогих обоях, и клейте стикеры. Но не простые, а образовательные. Кстати, серия так и называется — «Образование через украшение и обустройство».
Учимся считать
Цифры становятся весёлыми и понятными, когда живут на картинках милых животных. Выражение «Посчитай барашков» становится буквальным, — дитёнку есть чем заняться перед сном, а также среди дня, время от времени, подсчитывать своё стадо.
Учимся режиму
Вечное расписание, годное для школьника, вполне уместно на стене над письменным столом. Придя из школы, ваш любимый ученик заранее и навсегда знает, какие дела он должен совершить в обязательном порядке за текущий день. И так — день за днём. Скучновато, конечно, зато дисциплинирует и учит организации времени.
Учимся порядку
Разложи всё по полочкам, развесь всё по вешалкам. Вечные увещевания и просьбы «не разбрасывать вещи» можно свести на нет, если вешать одежки на вешалки будет весело и интересно.
Учимся
В каком регионе какие животные обитают? Вы не знаете? А ваш ребёнок знает, — у него есть карта мира и фигурки зверюшек.
Играем
Просто весёлый паровоз, который отлично стимулирует воображение. Ребёнку не будет скучно, и его можно спокойно отправлять в первое путешествие. И переделать кучу дел, пока юный путешественник играет с паровозом. Абсолютно безопасно, заметьте…
Учимся думать
Круговорот воды в природе — это набор слов, который не осознать без удачной сопроводительной визуализации. Расскажите детям о том, как вода путешествует по миру, и сопроводите свой рассказ картинкой.
Учимся читать
Самый простой способ выучить буквы — играть с ними. Тогда любая буква по плечу.
Учимся
Великие открытия свешались на протяжении долгих лет, и вот теперь так сложно понять, что за чем было открыто, и откуда что пошло. Хронология изобретений — отличный способ понять эволюцию. Доступный не только детям, но и взрослым.
Все в этом мире живут иллюзиями: дети верят в Деда Мороза, взрослые в светлое будущее и справедливое правительство. Каждый заблуждается о своём и свято надеется, что именно его точка зрения является истиной. Развенчать мифы, а заодно и порадовать ценителей прекрасного новым проектом под названием «Иллюзия» решила итальянская фотохудожница Барбара Шербо (Barbara Scerbo).
Студентка сфотографировала очаровательных и не совсем одетых девушек с зеркалом в руках. Именно отображение в стекле и является сутью проекта. Кто-то усмотрел в этой иллюзии подтверждение того, что все красавицы внутри пусты.
Другие утверждают, что Барбара Шербо пыталась подчеркнуть своими работами тот факт, что все люди – часть природы. Недаром все снимки были сделаны на улице, и в зеркалах отображаются то поля, то деревья, но никоим образом не бутики и парикмахерские, коими обычно забиты очаровательные головки смазливых моделей.
Сама же девушка деликатно отмалчивается, справедливо полагая, что каждый человек имеет право на собственное видение и трактовку коллекции.