Русские женщины всегда славились как мастерицы и затейницы. Оказия ходить по полыхающим избам и кидаться на коней представлялась нашим праматерям не так уж часто. Но и в «мирное» время они находили себе необычные, а подчас и экстремальные занятия.
Плакальщицы: свадьба и похороны
Провожая домашних в последний путь, родственники должны были голосить как следует. Иначе бы их заподозрили, как минимум, в равнодушии к покойному. Мастерицы художественного рыдания своим талантом и всех настраивали на нужную трагическую волну. Во многих деревнях они не только создавали настроение, но и диктовали отлетевшей душе, как и куда двигаться, чтобы обрести блаженство.
Профессионалки ценились не только за способность стенать часами, но и за умение складывать свои причеты конкретно для каждого случая. Приглашали их не только на похороны, но даже и на свадьбы. Ведь невесте на крестьянской свадьбе полагалось быть зарёванной и скорбной, а далеко не каждой девице удавалось так расстроиться. И вот только завопит плакальщица: «Ой, да ж прости-прощай, родимая донюшка…» — так, глядишь, слёзы сами собой наворачиваются, а значит, все приличия соблюдены.
Горшечницы: каждому – своё
Когда люди ещё слыхом не слыхивали об обществе потребления, главенствовал простой закон: каждый все делает для себя. В те времена гончарное ремесло было целиком в женских руках. Красотой и функциональностью эти изделия не отличались. Обычно это были миски, сделанные простым незатейливым способом. В глиняном коме выдавливалось отверстие приблизительно посередине или каталась меж ладоней длинная колбаска и укладывалась спиралью. Зато креатив, ручная работа и авторский стиль! У каждой хозяйки миски были свои – попробуй укради. Добавляли мастерицы в глину различные примеси — и белый речной песок, и камешки, а кому посчастливилось найти – и мелкий жемчуг. «Пекли» рукодельницы и другие вещи: глиняные бусы, игрушки для малышей, свистульки.
Пастильщицы: сладкие женщины
«Требуются крепкие девки на пастилу» — вполне могли запросить производители воздушного лакомства. Набирали барышень сильных, и выносливых. Две девушки без остановки взбивали двое суток однородную массу из кислой антоновки. Затем крестьянки раскладывали пасту ровным слоем для подсыхания и несколько суток ждали пока застынет яблочное пюре. И только потом аккуратно нарезали ровными полосками. Зато можно было вволю полакомиться оставшимися обрезками. Так что – с одной стороны вкуснота и сладость, с другой – тяжкий труд. Кстати, супруга Льва Николаевича Толстого, с пониманием относилась к его слабости к пастиле. Она изобрела даже свой особенный рецепт, который среди друзей и гостей дома назывался «пастила Толстых».
Поляницы: чужие или свои?
На нашей земле ходит множество легенд о целых армиях русских женщин, отличающихся безмерной отвагой и даже готовых к потере одной груди. Но ученые историки только насмешливо фыркают: «Сказки и фантазии!». Но найденные древние захоронения девиц в полном воинском снаряжении и с оружием, ненавязчиво намекают, что были-таки богатырки на Руси. Да и слова Никифора, патриарха Константинопольского подтверждают молву. Он упоминает, что при осаде его прекрасного города племенами славян и кочевников, можно было наблюдать женщин в боевых доспехах, сражающихся наравне с мужчинами. Есть, правда, мнение, что поляницы – это не наш «продукт», не отечественный. Дескать, это то ли сарматки, то ли половчанки, а то и вообще – первая западная волна феминисток. Но в основе каждой народной сказки есть фактическая подоплёка, а уж слишком много на Руси сказок о барышнях в доспехах.
Наузницы: вязаные лестницы
Нередко упоминаются в мифологии и различные узлы. Нечисть на Руси путала конские гривы и пряжу. А особо проказливые духи могли дальнюю дорогу или даже судьбу в узел завязать. Но и у людей были свои доки по части художественной вязки – наузницы. По поверьям, эти знахарки узкой специализации могли призвать удачу, вылечить от тяжелой болезни, приворожить или даже погубить насмерть. Для сложных случаев знатоки хитросплетений делали обереги «лестнички». В эти длинные шёлковые или шерстяные веревки, вплетались весьма экзотические предметы. Это могли быть кости, иглы, крылья летучих мышек, змеиные выползки. Такая магия слыла очень сильной. И не мудрено: найдёт противная соперница такое у себя на крыльце – и магии почти не надо! От испуга случится у любого расстройство желудка или икота.
Свахи: бабушки маркетологов
Профессия свахи не уходит корнями в глубокую древность. Раньше браки заключались незатейливо – либо украл, либо купил. А вот при усложнении этого процесса и развитии обрядовости посредник срочно потребовался.
Настоящая «профи» могла сотворить невозможное: уговорить на брак несогласных маму и папу, убедить разборчивую девицу, что именно этот «фрик» — её судьба. Даже, скрыть потерю невинности невестой до брака могли эти умелицы. Первым человеком, которому дозволялось войти в спальню к новобрачным, была именно сваха. К тому же она должна была знать миллион подходящих примет, говорить сладко и убедительно. Да и всё время быть начеку приходилось: родители невесты или жениха то и дело норовили нежданно нагрянуть друг к другу в гости. И тут нужно было их догнать, перегнать и устроить достойный приём.
Повитухи: что они вили?
Если уж женщина приняла в твоей семье ребёнка, то привечать её следовало всю жизнь. А иначе, упорно твердила молва, на том свете придется ей лизать ладони бесконечно долго. В гроб хороших повитух клали в варежках, из уважения к их волшебным рукам. У этих женщин, а мужчин долго не подпускали к роженицам, существовал целый кодекс поведения. Нельзя было отказать в помощи, надо было знать древние молитвы и заговоры, иметь в доме достаток (а то ещё заразишь бедностью новорождённого!). Бабка оставалась с новоиспечённой матерью аж 40 дней – помогала купать, лечить и …вить. Именно витьём раньше называлось пеленание.
Низкие температуры – совсем не повод отказывать себе в веселье. И даже прогулка под октябрьским дождём способна зарядить позитивными летними эмоциями. Главное, причёску не испортить. А защитит имидж и здоровье уникальный шарф-дождевик RainScarf.
Холодная осень без тёплого шарфа осталась в далёком школьном прошлом. Взрослый и разумный в промозглую погоду вряд ли отправится на работу или прогулку с голой шеей – насморк обеспечен. А вот забыть дома/в гостях/транспорте зонтик – ситуация жизненная. Но изобретение дизайнера из Бруклина Андре Деттлера (Andre Dettler) способно решить эту мокрую дилемму.
RainScarf – это простой, но единственный в своём роде (на что претендует команда Андре) шарф-трансформер. Мягкий аксессуар из кашемира и полиэстера уютно согреет в осенне-зимние холода. Длина в неполные два метра (75 дюйма) и специфическое расположение швов позволяют использовать новинку в качестве капюшона. Но только с неба упадут первые капли, шарф легко превратится в альтернативу зонтику. Разумеется, не без помощи своего владельца. Стоит просто вывернуть его наизнанку: внутри RainScarf выполнен из водоотталкивающей ткани.
Трансформация шарфа в дождевик и обратно показана на видео:
С момента создания первого прототипа прошёл целый год. За это время Андре усовершенствовал дизайн, а также разделил шарфы по половому признаку: розовые – для девочек, серые – для солидных мальчиков.
Уже в декабре RainScarf появится в продаже. В ближайших планах дизайнера создать коллекцию шарфов-перевёртышей для детей.
Смысл нашего мастер-класса по рисованию в том, чтобы это было быстро, просто и красиво. Смею вас уверить, что «сказочное дерево» по силам ребёнку от трёх лет и родителям, которые даже не догадываются о том, что они тоже умеют рисовать.
Для работы нам понадобятся:
∙ листы бумаги любого формата (я выбрала А4 для работы красками, но подойдёт и обычный лист писчей бумаги, используемой обычно для принтера);
∙ краски (гуашь или акварель) любых цветов;
∙ кисточки (любые, но не маленькие, я предпочитаю колонок от №2 и выше);
∙ баночка для воды;
∙ тряпочка;
∙ и самое главное – хорошее настроение.
Размачиваем гуашевые краски: делается это очень просто – каплю воды с кончика кисточки добавляем в каждую краску.
Начнем рисовать ствол дерева. Для этого берём на кисточку краску любого цвета. У меня это коричневый и синий, но вполне возможен любой другой цвет, от оранжевого до фиолетового. Ведём кисточкой вертикальную линию приблизительно в центре листа и делаем от неё несколько ответвлений.
Затем берём ещё одну краску, можно как родственную (красный-коричневый), так и по контрасту (жёлтый-синий). И пририсовываем ещё одну вертикальную линию рядом с предыдущей.
Таких линий может быть несколько. Главное условие: они должны быть разноцветными.
Добавляем ещё несколько веточек.
Дальше опять берём на кисточку любую понравившуюся краску, и кисточкой «ляпаем» листья поверх ствола и веток. Это можно делать даже пальчиком, что особенно актуально для самых маленьких художников.
Макаем кисточку или пальчик в другую краску, желательно по контрасту, и «ляпаем» поверх листвы. Чем гуще слой краски, тем интереснее и объёмнее будет крона. Используя те же краски, можно прикрыть корни деревьев сказочной разноцветной растительностью.
Добавляем новый цвет, ведь «кашу маслом не испортишь!». Посмотрите, уже получилось вполне нарядно. И здесь самые маленькие художники могут заслуженно гордиться своим чудесным деревом! Ведь если рисунок поместить в раму, то получится картина, которая может украсить комнату в вашем доме, а также порадует бабушку, которую ваш малыш удивит подарком, сделанным собственными руками.
Те, у кого ещё осталось терпение, могут создать фон для нашего чудесного дерева. Тут я могу посоветовать только одно: с той стороны, где у нас светлее крона и ствол, фон делаем потемнее, а с той стороны, где крона и ствол темнее, фон лучше сделать светлее. Цвет выбираете произвольно.
Теперь кладём нашу подсохшую работу на пол и смотрим, чего не хватает: цвета, яркости, густоты? Исправляем ошибки и наслаждаемся полученным результатом.
Шер, Дженнифер Анистон, Присцилла Пресли и другие – эти женщины стали законодательницами трендов в своём поколении.
Лучший способ угадать, когда была сделана старая фотография – присмотреться получше к волосам изображённых на ней людей. Давай посмотрим на звёздные причёски, которые определили свою эпоху.
Луиза Брук повлияла на моду 1920-х, введя в обиход графичный боб.
Вивьен Ли и её героиня Скарлетт О’Хара определили моду 30-х и начала 40-х годов прошлого века.
Той самой «причёской в духе Старого Голливуда» мы обязаны Рите Хейворт.
В 1950-х в моде было сразу несколько причёсок. Но их объединял общий элемент – чёлка в стиле Одри Хэпбёрн.
Этот список не был был полноценным без Твигги, которая ввела в моду короткие стрижки в начале 1960-х.
Период конца 60-х – начала 70-х в истории причёсок ознаменовался «большим» трендом – начёсами в стиле Присциллы Пресли.
В 70-х мир сходил с ума по Шер и ее идеально гладким чёрным длинным волосам.
Объёмные кудряшки Фарры Фосетт тоже вдохновляли женщин в конце 70-х.
И снова кудри – на этот раз, мелкие, определили эпоху 80-х. Задолго до своей роли в «Сексе в большом городе» Сара Джессика Паркер уже блистала на публике с такой причёской.
Причёска Рейчел неизменно била все рекорды популярности в 90-х годах.