Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

На земле, воде и в воздухе

  Все выпуски  

На земле, воде и в воздухе


Информационный Канал Subscribe.Ru


НА ЗЕМЛЕ, ВОДЕ И В ВОЗДУХЕ

Выпуск № 7

 

Сегодня в номере:

 

На земле:

- Т-62

Сергей Грянкин.

"Техника молодежи" №1 1991 г.

 

На воде:

- Непобедимые армады (Начало...)

Олег Зотов.

журнал "Вокруг света".

 

 

 

 

    Т-62

 

    Несмотря на то, что танк Т-54, ставший в послевоенные годы основным в Советской Армии, в целом удовлетворял военных, конструкторы продолжали модернизировать его и работать над новыми образцами бронетанковой техники —"Холодная война" была в разгаре, и в странах НАТО шла замена боевых машин.

 

    ...Обкатав на опытных машинах усовершенствованные узлы и агрегаты, советские инженеры применили их вместе с серийными на новом танке Т-55, принятом на вооружение в 1958 году. Сохранив конфигурацию корпуса и толщины брони предшественника, его оснастили 580-сильным двигателем, усилив мощность за счет некоторого повышения степени сжатия и подачи топлива. Внедрили муфту привода топливного насоса типа "зима — лето", что обеспечило стабильную работу дизеля на разных сортах горючего — зимой применяли менее вязкое. Система обогрева картера коробки передач облегчила запуск в холода. Установили новый двухступенчатый воздухоочиститель с эжекционным отсосом пыли. В маслосистему ввели фильтры. На том же картере смонтировали еще компрессор механизма воздушного запуска двигателя. Кроме того, на Т-55 поставили облегченные литые катки, взаимозаменяемые с применявшимися раньше (поэтому их использовали и на Т-54, и даже на оставшихся в частях Т-34 и Су-100). Что касается вооружения, то и на новом танке оставили 100-мм пушку Д-10Т2С, стабилизированную в двух плоскостях. Два топливных бака с кассетами на 18 снарядов, уложенные справа в передней части корпуса, позволили довести боекомплект до 43 выстрелов против 34 у Т-54. Пулеметное вооружение состояло из двух 7,62-мм СГМТ — спаренного с пушкой и курсового; зенитный 12,7-мм на машинах первого выпуска не ставили, но с 1970 года начали монтировать на башне.

 

    В конце 50-х — начале 60-х годов считалось, что боевые действия будут вестись в условиях применения атомного оружия. Поэтому новый танк оснастили защитой от него. Действовала она следующим образом — после взрыва ядерного устройства по команде датчиков, уловивших гамма-излучение, срабатывали пиропатроны, они освобождали пружины жалюзи, и те плотно закрывали все амбразуры и вентиляционные отверстия. Одновременно нагнетатели создавали в танке избыточное давление, чтобы в него не попала радиоактивная пыль.

    Т-55 неоднократно улучшали. Например, ввели гидропневматический привод, благодаря которому главный фрикцион срабатывал быстро и четко, независимо от квалификации механика-водителя. При этом меньше нагревались и изнашивались диски, скорее переключались передачи. В итоге возросла средняя скорость.

    Часть танков приспособили для навешивания катковых тралов, на некоторых испытывали оборудование для форсирования рек на плаву. Заметим, что многие узлы и агрегаты Т-55 применили при модернизации Т-54, заметно улучшив их боевые и эксплуатационные качества.

 

    Помимо Советской Армии, Т-55 состоял на вооружении в войсках стран Варшавского Договора, продавался в некоторые страны Ближнего Востока, Индокитая. Иностранные специалисты нередко вносили в его конструкцию различные изменения. Как известно, израильтяне захватили у Египта в качестве трофеев немало танков советского производства.

    Израильские специалисты большую часть из 250 трофейных машин (названных Т-67) перевооружили английскими 105-мм пушками L7AI, над люком заряжающего разместили 7,62-мм пулемет "Браунинг", а по левую сторону башни —60-мм миномет. К кормовой нише башни приварили отсек для радиостанции. Еще раз они модернизировали танк в 1983 году — заменили английскую пушку американской М68 того же калибра, но с затвором меньшего размеpa, добавили 7,62-мм пулемет на командирскую башенку, жестко закрепив другой, калибром 1 2,7 мм, на орудийной маске. Вместо советского двигателя В-55 поставили 610-сильный, восьмицилиндровый дизель воздушного охлаждения "Теледайн-Континенталь" в блоке с гидромеханической трансмиссией "Аллисон". После этих новаций (вызванных нехваткой запчастей советского производства по вполне понятным причинам) изменилась конфигурация кормовой части корпуса. А максимальная скорость 37-тонной машины достигла 60 км/ч. Танк переименовали в T-55S. Приняли на вооружение и даже наметили на экспорт. А египтяне использовали элементы Т-55 на своем опытном танке "Рамзес-2".

 

    Появление в НАТО мощных 105-мм танковых пушек вынудило наших конструкторов в 1959 году заняться новой машиной, которая через два года пошла в войска под индексом Т-62. Уложиться в столь сжатые сроки позволило использование хорошо зарекомендовавших себя агрегатов предшественника. Новым было то, что впервые в мире Т-62 оснастили 115-мм гладкоствольной пушкой с боекомплектом в 40 выстрелов. Преимущество этой артсистемы перед нарезными состоит в том, что невращающийся в полете бронебойный снаряд с хвостовым оперением более устойчив и превосходит вращающийся в массе и начальной скорости. Однако возросшая сила отдачи и массивный затвор заставили расширить погон новой, литой, полусферической башни до 2245 мм против 1825 мм у Т-55.

    В более просторном боевом отделении танкистам было легче работать, особенно заряжающему; благодаря механизму выброса гильз уменьшилась загазованность. Добавим, что с пушкой был спарен 7,62-мм пулемет, а курсовой, оказавшийся мало эффективным, убрали.

    На Т-62 применили улучшенные прицелы и приборы наведения. Например, телескопический прицел ТШ-2Б-41 позволял танкистам вести точный огонь на дистанции до 4 тыс. метров. Напомним, что, по мнению иностранных военных экспертов, для боев на европейском театре военных действий было бы достаточно и 2,5—3 тыс. м. Во вращающуюся крышу командирской башенки встроили бинокулярный перископ с пятикратным увеличением днем и четырехкратным — ночью. Для наводчика также ввели два подобных прибора с дальностью действия 800 м. Средства наблюдения для механика-водителя и заряжающего оставили такими же, как на предшествующей машине.

    Двигатель и силовая передача не изменились, но систему охлаждения сделали эффективнее, применив вентилятор большого диаметра. Ходовую часть также заимствовали у Т-55, но изменили расположение опорных катков в связи с тем, что корпус стал длиннее, а центр тяжести сместился вперед. Система противоатомной защиты, противопожарное оборудование и устройство для движения под водой были унифицированными с теми, что применялись на Т-54Б и Т-55.

    В 1967 году танк модернизировали — убрали люки с надмоторной крыши, еще через пять лет на доработанной башне начали устанавливать 12,7-мм зенитные пулеметы, с 1975 года на Т-62 появился лазерный дальномер.

    Война в Афганистане выявила уязвимость бронированной самоходной техники от оружия ближнего боя. Для защиты Т-55 и Т-62 от кумулятивных зарядов на башнях установили металлические щитки, борт и ходовую часть прикрыли экранами из армированной резины и усилили бронирование лобовой части корпуса.

 

    "Шестьдесят второй" продавался за рубеж. Он есть даже в армии... США. Там такими машинами укомплектовали так называемый "32-й гвардейский мотострелковый полк", который на учениях играет роль наиболее вероятного для них противника, хотя "холодная война", судя по всем сверхавторитетным заявлениям, и закончилась...

 

 

 

 

    НЕПОБЕДИМЫЕ АРМАДЫ

 

    Какое сражение стало последним в шеститысячной истории военного парусного флота?

 

    Паруса красавцев-кораблей окрашивались в алый цвет не только закатным солнцем великих открытий, но и кровью. Большими и малыми сражениями полна вся шеститысячелетняя история мореплавания.

 

    Мощный военный флот во все времена был свидетельством силы и благополучия государства. Претензии на лидерство утверждались на верфях, определяясь степенью развития кораблестроения, совершенства такелажа и вооружения, выучки и самоотверженности лихих команд.

    Перед боем с кораблей, снабженных таранами, снимали мачты, на палубах устанавливали катапульты и баллисты, устройства для метания полуметровых стрел, камней и горшков с горючей смесью.

    Галеры и подобные им парусно-гребные корабли царили не одну тысячу лет — пока не исчерпали свой потенциал. Точку в военной карьере весла поставила битва при Лепанто, завершившаяся в 1571 году самой убедительной победой христиан над мусульманами из всех, которые были на море. Флот султана перестал существовать, а Турция надолго выпала из числа морских держав.

    Последнее великое сражение гребных судов произошло через много лет после того, как парусники проложили дорогу в Новый Свет. Галионы, каравеллы, фрегаты и флейты подхватили боевую эстафету у галер. Открыв Америку и захватив заокеанские земли, Испания к концу XVI столетия окончательно освоила Атлантику. С набитыми трюмами сновали между Старым и Новым Светом парусники под флагами с изображением испанской короны. Колонии Вест-Индии меньше чем за век превратили молодую алчную метрополию в богатейшую страну, обладавшую тремя четвертями всего тогдашнего европейского золота.

    Англия, которая с негласного благословения своей королевы вела против испанцев настоящую каперскую войну, становилась главным конкурентом мощной католической державы, к тому же она поддержала восстание в Нидерландах против испанской власти. Король Филипп II решил, чего бы это ему ни стоило, поставить Англию на место, начав готовить сокрушительный удар.

    Для небывало могучего флота, "Непобедимой армады", строили огромные галионы — истинные плавучие крепости. "Непобедимая армада" 30 июля 1588 года втянулась в пролив Ла-Манш с юга. 125 военных кораблей, 30 вспомогательных судов, 2630 орудий, 30 тысяч матросов, солдат и 3 тысячи офицеров. Командующий "армадой" герцог Медина Сидония со своего тысячетонного сверкающего позолотой "Сан-Мартина" отдал команду кораблям выстроиться полумесяцем.

 

    Участь прикованных к банкам гребцов, которых древние египтяне без обиняков называли "живыми убитыми", была ужасной. Скорость и маневренность кораблей напрямую зависели от физических возможностей подневольного человека. В античные времена из него "выжимали" до 26 гребков в минуту на спокойной воде. В средние века максимальный коэффициент полезного действия выдавали лучшие гребцы 1-го класса — они получали ежедневно полфунта мяса, полбутылки дешевого вина, миску риса или бобов; гребцов 2-го и 3-го классов держали на сухарях и густой похлебке.

 

    7 октября 1517 года сошлись две армады — турецкая и Священной Лиги христианских государств (объединенный испано-венецианский флот). В средиземноморском заливе Лепанто было тесно от пятидесятивесельных дромонов, от двухмачтовых галер, от небольших галеотов, от трехмачтовых гигантов галеасов...

    Следуя классическим традициям, 273 корабля адмирала Али-паши выстроились полумесяцем, а готовые к нападению три сотни боевых судов дона Хуана Австрийского — в линии. Грянул первый выстрел. Прорвав турецкий строй, бронированный флагман "Сфинкс" сблизился с кораблем Али-паши на расстоянии выстрела из лука. Загрохотали орудия. А когда подоспевшая венецианская галера с кормы взяла "турка" на абордаж, великан адмирала не сумел отбиться от одетых в черное воинов Христовых. Через пять часов все было кончено.

 

    Англичане располагали двумя сотнями кораблей, 15000 матросов и солдат (при резерве в 17 тысяч). Командовал всем этим воинством лорд Говард Эффингемский, его заместителем был назначен сэр Фрэнсис Дрейк — возведенный в дворянство бывший "королевский пират". Они сделали ставку на скоростные маневры и артиллерию, чтобы, избегая затяжного ближнего боя, жалящими ударами нанести врагу максимальный урон.

    Первые же вылазки английского авангарда, особенно ночные, принесли успех. Суда-поджигатели — брандеры, дружные и меткие залпы с подкрадывавшихся в темноте кораблей с потушенными огнями обескуражили испанцев. 2 августа Медина Сидония, принявший ударные группы за весь неприятельский флот, отдал скоропалительный приказ отвести "Непобедимую армаду" на рейд французской гавани Кале. А на следующую ночь испанцев ждал полный конфуз.

 

    Атакой восьми брандеров начал свою операцию Дрейк. Впереди — его прославленный в морских разбоях "Ривендж" ("Месть").

    Паника охватила "Непобедимую". Испанцы и по приказу и без него обрубали якоря, чтобы удрать. Маневрируя среди неповоротливых галионов и каравелл с пробитыми бортами, трехмачтовики сэра Фрэнсиса жестоко и хладнокровно делали свое страшное дело.

    Преследуемые сэром Говардом, испанцы бежали на север. Там их добивали не только англичане и ирландцы, но и шторма, которые выбрасывали корабли без якорей на берег Альбиона, где спасшихся встречали далеко не гостеприимно. Потрепанный "Сан-Мартин" герцога Медины Сидония добрался до Сантандера 21 сентября. А вообще в Испанию вернулось всего 67 кораблей. Испания склонила голову перед новой владычицей морей — Англией.

 

    Наполеон не слишком высоко ценил военный флот, однако господство Франции на Европейском континенте нельзя было установить, не подчинив Англию. Император намеревался захватить островное королевство, переправив через Ла-Манш 150 тысяч гвардейцев, 9 тысяч лошадей, 3 500 орудий, тысячи тонн боеприпасов и продовольствия.

    Наполеон унаследовал чрезвычайно развитое в XVII веке кораблестроение, за что в значительной степени должен был быть благодарен знаменитому министру финансов Кольберу. В те времена Франция не раз бивала саму "владычицу морей" и занимала в конструировании и судостроительстве одно из первых мест в мире. Наполеон мог распоряжаться и кораблями союзной Испании. И все же, располагая крупнейшим в Европе военным флотом, подготовившись к форсированию Ла-Манша (на французском берегу были созданы укрепленные опорные пункты и "летучие" батареи), император был вынужден отказаться от своего плана. Умерить аппетиты наполеоновскую верхушку заставила весть о катастрофическом поражении франко-испанской эскадры у испанского мыса Трафальгар.

Продолжение следует...

 

 

Вопросы, предложения, возражения присылайте по адресу:

tehnika-2002@mail.ru

Ведущий рассылки Александр Тропов.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное