Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

На земле, воде и в воздухе

  Все выпуски  

На земле, воде и в воздухе


Информационный Канал Subscribe.Ru


 

 

НА ЗЕМЛЕ, ВОДЕ И В ВОЗДУХЕ

Выпуск № 6

 

Сегодня в номере:

 

На земле:

- Т-64.

 "Техника молодежи" № 2 1991 г.

Сергей Грянкин.

 

На воде:

- Великие случайности (немного истории). (...Окончание)

журнал "Вокруг света".

 

 

 

 

    Т-64

 

    Начиная с Т-44, все советские послевоенные танки создавались по единой схеме. На них применялись унифицированные или схожие узлы и агрегаты, что позволяло быстро осваивать новые модели и модифицировать устаревающую технику.

    Однако при работе над Т-62 в начале 60-х годов стало очевидно, что из-за возросшей нагрузки на пятиопорную ходовую часть нельзя, как раньше, наращивать калибры, толщину брони и мощность силовой установки.

    Поэтому было решено разработать новую ходовую часть - с шестью опорными катками на борт. Надо сказать, первый танк следующего поколения во многом проектировался "с нуля", и на нем внедрили ряд оригинальных технических решений, а некоторые - впервые в истории танкостроения.

    Это относится к удачному автомату заряжания 115-мм гладкоствольной пушки Д-68. Над подобными механизмами долго трудились инженеры многих стран, но первыми успеха добились наши соотечественники. Так получилось потому, что они прибегли к нестандартному приему - отказались от унитарных выстрелов, тех самых, которые были приняты танкистами именно для того, чтобы ускорить темп стрельбы.

    Советские конструкторы разместили 30 из 40 выстрелов на вращающейся боеукладке (конвейере) в L-образных кассетах, а остальные горизонтально уложили у днища, в наименее поражаемой части танка. Автомат заряжания, размещенный в кормовой части башни, действовал следующим образов. Перед очередным выстрелом он извлекал из боеукладки кассету, разворачивал снаряд и заряд в сгораемой гильзе в линию и досылал их в казенник. Пороховые газы удалялись из боевого отделения, а металлический поддон гильзы укладывался в освободившуюся кассету. Благодаря этой новинке экипаж Т-64 (такое обозначение получил танк) производил в минуту 10 выстрелов, тогда как Т-62, имевший пушку того же калибра, только четыре.

    Эффективность огня повысил и впервые примененный монокулярный стереоскопический дальномер ТПД-43Б, рассчитанный для стрельбы на дистанции 1000-4000 м. Действовал он по принципу совмещения изображений - луч из левой оптической ветви попадал на нижнюю часть, а из правой - на верхнюю. Совместив "картинки", танкист получал расстояние до цели. Кроме того, дальномер автоматически устанавливал орудие на нужный угол прицеливания, учитывая при этом тип боезапаса, ведь массы и начальные скорости осколочно-фугасного, подкалиберного и кумулятивного снарядов различны. Ночной прицел был предназначен для дистанции до 800 м.

    Автоматика "сократила" в экипаже заряжающего, размещение боекомплекта стало компактным. Это позволило уменьшить забронированный объем и, следовательно, общую площадь брони, что способствовало внедрению качественно новой защиты, в частности, включение в нее неметаллических элементов повысило стойкость брони против кумулятивных зарядов.

    Для того чтобы уменьшить размеры силового отделения, конструкторы применили новый, однорядный двигатель с пятью горизонтальными цилиндрами и парой поршней в каждом, перемещавшихся навстречу друг другу. Сами цилиндры располагались между двумя коленчатыми валами, связанными синхронизирующим редуктором.

    При сближении поршней между их головками образовывалась камера сгорания, а расходясь, они открывали выпускные и продувочные окна. Давление, необходимое для удаления отработавших газов, создавали два нагнетателя, состоящие из компрессора и турбины, смонтированных на общем валу, которые приводились выхлопными газами. В отличие от применявшихся ранее систем турбокомпрессор потреблял меньшую часть мощности силовой установки.

    Наши двигателестроители учили, что в условиях военного времени могут возникнуть перебои в снабжении танковых подразделений горючим, поэтому предусмотрели использование в силовой установке Т-64 бензина и авиационного керосина. Переключая ограничитель подачи топлива, механик-водитель компенсировал изменение его плотности и вязкости.

    Кстати, англичане оснастили шестицилиндровым дизелем подобной схемы танк "Чифтен", однако из-за вертикального блока цилиндров пришлось сделать моторно-трансмиссионное отделение выше, чем следовало. А над нашим двигателем нашлось место еще и для короба эжекционной системы охлаждения, одновременно служившего крышей моторно-трансмиссионного отделения.

    Силовая передача оказалась простой и надежной, однако на машинах первых выпусков выявились некоторые недостатки. Например, чрезмерными были потери мощности в механизмах поворота. Тогда по бортам поставили две одинаковые планетарные коробки с семью передачами вперед и одной назад. При движении танка прямо они переключались синхронно, а при поворотах одна переводилась на пониженные обороты. Заметим, семи режимам хода вперед соответствовало столько же поворотов фиксированного радиуса. Подобную систему итальянцы опробовали еще в 30-х годах на легком танке "Фиат-3000", однако не доработали, и распространения она не получила.

    Ходовую часть Т-64 отработали на двух экспериментальных машинах. Она состояла из шести легких опорных катков малого диаметра, у которых традиционные резиновые шины заменили внутренней амортизацией, что уменьшило вибрации при движении, четырех поддерживающих катков, направляющих и ведущих колес. Укороченные торсионы разместили соосно. Телескопические, гидравлические амортизаторы установили на первом, втором и шестом узлах подвески.

    Гусеничная цепь состояла из 78 траков с параллельными, резинометаллическими шарнирами. Благодаря жесткой связи траков давление машины на грунт распределялось равномернее, в итоге улучшилась проходимость.

    Как и предыдущие модели, новый танк оборудовали системой противоатомной защиты, причем радиация ослаблялась не только броней, но и внутренним пластмассовым подбоем.

    В конце 60-х годов Т-64 начал поступать в войска. Через некоторое время появилась 125-мм гладкоствольная пушка Д-81 с начальной скоростью снаряда 1800 м/с. Ее применили при модернизации шестьдесятчетверки, ради чего изменили конфигурацию башни и кормовой части корпуса. И хотя масса танка возросла на 2 т, его тактико-технические характеристики практически не ухудшились, сказались резервы, заложенные в конструкцию ходовой части.

    Для удлинения срока службы двигателя максимальные эксплуатационные обороты снизили до 2800, Наибольшая скорость танка теперь составляла 60,5 км/ч, зато средняя, на грунте, осталась прежней.

    Потом машину вновь модернизировали. В частности, направляющие колеса сделали взаимозаменяемыми с опорными катками, секционные противокумулятивные экраны заменили сплошными, из армированной резины. На правой гусеничной полке вместо ящика с ЗИПом поставили топливные баки, инструмент и оборудование перенесли на крышу башни, превратив в дополнительную защиту от кумулятивных зарядов, а на крыше поместили зенитный пулемет, которым командир дистанционно управлял со своего поста. На последних модификациях оптические дальномеры сменили лазерными.

    Кроме того, часть машин приспособили для подвески тралов. Бульдозерный отвал на нижнем лобовом листе позволял танкистам быстро и без посторонней помощи укрывать машину в земле.

 

 

 

 

    ВЕЛИКИЕ СЛУЧАЙНОСТИ

 

    ПОРТУГАЛЬЦЫ

    Португалия сумела освободить от мавров юго-западную часть Пиренейского полуострова как раз тогда, когда Константинополь ослабел и выпал как главное звено из торговой цепи, связывавшей по суше Европу и Индию, и турки парализовали прежде обильный ток товаров по маршруту "восток — запад". Специальной буллой Папа благословил португальцев на поиск южных морских путей в богатейшие страны Востока. Король Диниш I (1279 — 1325) пригласил на свой флот лучших капитанов из Генуи. Результаты не замедлили сказаться: их ученик адмирал Мануэл Пезаньо присоединил к португальской короне Канарские острова и Мадейру.

    Сыновья Жуана I (1357 — 1433) "преподнесли" ему Гибралтар, а один из них — принц Энрике — воздвиг на мысе Сан-Висенти (самой западной точке Европы) замок, где разместил школу космографии, астрономическую обсерваторию и арсенал. Там шла подготовка к завоеванию Марокко и океанским походам в "Индии".

    При Генрихе Мореплавателе (1396 — 1460) Португалия стала первостепенной морской державой. Ее посланцы преодолели одно из самых устрашающих тогдашних суеверий, что, дескать, южнее мыса Нун (по-арабски "нет") на западном берегу Африки (приблизительно на уровне тропика Рака) мореплавателей поджидает "горячий пояс", где белые люди чернеют от солнца и гибнут. Смельчаки обогнули злополучный мыс, дав ему новое имя Бохадор (от "объезжать").

    Жуан II (1455 — 1495), нарекший себя Повелителем Гвинеи, создал комиссию по изучению состояния мореходного дела, в которую вошли многие ведущие ученые того времени. Будущие первопроходцы осваивали эфемериды (таблицы положения Солнца и звезд для определения местоположения судна), градшток — предшественник секстанта, буссоль — так на французский манер назвали китайский компас, арабскую астролябию, позволяющую ориентироваться по Солнцу. Повелитель Гвинеи отправил на поиски пути в страны пряностей экспедицию Бартоломеу Диаша. Две военные каравеллы и одно транспортное судно, выдержав все тяготы штормов и штилей, сумели обогнуть Африку и попасть в Индийский океан. Увы, Диаш ошибся в определении самой южной точки материка, приняв за нее мыс Бурь. Не дойдя до желанной Индии, он повернул назад, но возвратился на родину обогащенным новыми знаниями и опытом. Воодушевленный заманчивыми перспективами, прозорливый Жуан II переименовал мыс Бурь в мыс Доброй Надежды.

    Едва не подхлестнуло историю мореходства его решение послать в ту же Индию еще двух знатоков Востока — Афонсу ди Пайва и Педру де Ковильяна. Они отправились к цели на три месяца раньше, чем Диаш, но иным путем — через Неаполь, остров Родос, с арабскими караванами через Александрию, Каир, Аден...

    Диаш и Ковильян вполне могли бы встретиться на восточном африканском побережье, но тогда этого не случилось.

    Надежды Жуана II на установление пути вокруг Африки оправдались лишь через десять лет после того, как король сопоставил отчеты об уже проделанных "половинках одного пути". Васко да Гама (1469 — 1524), следуя курсом Бартоломеу Диаша, миновал мыс Доброй Надежды и достиг "Индий", пройдя по восточному (Индийскому) океану, пользуясь картами побережья, ветров и течений и морскими курсами Ковильяна.

    В июле 1497 года из Лиссабона на двух 150-тонных "Сан-Рафаэле" и "Сан-Габриэле" и 70-тонном "Берриу" под руководством Васко да Гамы вышли 168 человек, а в сентябре 1499 года, проделав путь в 24 000 миль, в португальскую столицу на двух каравеллах, доверху забитых восточными ценностями, вернулось всего 50 измученных членов экспедиции. Васко да Гама первым достиг по морю Индостана, сокрушив "арабский барьер" между Европой и Азией. Триумфально завершилась и следующая "индийская" экспедиция да Гамы. Однако тот триумф был иного рода: прибывшие на 20 кораблях португальцы разграбили Малабарский берег, объявив его собственностью португальской короны. В 1505 году очередной полуторатысячный десант сжег кенийский порт Момбасу. Португальцы занялись также пиратством и в Аравийском море, превратив все побережье Индостана и Молуккские острова (Малайский архипелаг) в свою вотчину. В 1524 году обласканный двором и одряхлевший Васко да Гама был назначен вице-королем Индии, но умер в конце того же года в индийском городе Кочин, так и не успев насладиться этим высоким званием.

 

    ИСПАНЦЫ

    Некий генуэзский капитан, успевший в прежней жизни повоевать с маврами и побыть францисканским монахом, не сумел увлечь португальцев "бредовой" идеей добраться до Индии кратчайшим западным морским путем. Такая возможность могла быть обоснована только дерзким и опасным представлением о шарообразности Земли. Но генуэзец, обладая недюжинным упорством, сумел "заразить" своим проектом королеву Кастилии Изабеллу. Звали этого капитана Христофор Колумб.

    За свои обещания не щадить себя и дойти не только до Индии, но и до Китая, Японии и Индонезии Колумб получил испанское дворянство, звание адмирала и вице-короля всех земель, которые откроет. Все расходы по экспедиции Изабелла взяла на себя. 3 августа 1492 года из порта Палос в направлении Канарских островов вышла крохотная флотилия из трех кораблей — адмиральской нао "Санта Мария" и каравелл "Пинта" и "Нинья", держа курс на запад — к берегам... Азии.

    Если бы после двух месяцев изнурительного пути на горизонте не показался островок, нареченный командором Сан-Сальвадором, отчаявшиеся моряки неминуемо взбунтовались бы. Но все ликовали, когда адмирал объявил: экспедиция добралась до одного из 7777 островов к востоку от Азиатского материка, о которых упоминал великий Марко Поло. Выйдя (на самом деле на Багамский архипелаг) испанцы открывали один райский уголок за другим (в частности, Кубу). У Эспаньолы (ныне — Гаити) потерпела крушение "Санта Мария". Ее команда, сама того не ведая, основала первое испанское поселение в Америке.

    Еще трижды великий адмирал пересекал Атлантику туда и обратно. Все молниеносно завоеванные им земли в Центральной и Южной Америке вице-король "Индий", ничтоже сумняшеся, принимал за азиатские острова, ожидая, что вот-вот ступит на индийский материк. С тем всеми покинутый и забытый первооткрыватель и оставил этот мир 20 мая 1506 года.

    Слово Америка первым нанес на листы всего через год после смерти Колумба лотарингский картограф Вальдземюллер. Так он назвал поначалу страны, открытые флорентийцем Америго Веспуччи. По другой версии, своей фамилией "поделился" английский старшина таможенников Ричард Америка, финансировавший некоторые экспедиции. По третьей — исходным стало название индейского племени амеррико.

    Освоение атлантического побережья Америки шло под ревнивым взором португальцев. Конкуренция настолько обострилась, что в 1494 году великим морским державам пришлось заключить Тордесильянский договор о разделении сфер влияния в Атлантике. Земли, лежащие на 370 лиг (более двух тысяч километров) к западу от островов Зеленого Мыса, навсегда отдавались Испании, а расположенные к востоку — Португалии.

    Испанские капитаны убедились, что самый скорый путь в Америку пролегает ближе к экватору — в струе Северного Экваториального (пассатного) течения. Широты повыше, где царят штили, они окрестили "конскими" — туда попадало немало судов, везших из Старого Света лошадей. За долгие месяцы безветрия припасенные для них корма кончались, а погибших от голода животных просто сбрасывали за борт. Возвращаясь с золотом домой, каравеллы придерживались Гольфстрима и только от мыса Гаттерас курсом на восток пересекали океан. Испанцы, похоже, держали это в секрете. По крайней мере, английские капитаны вплоть до XVIII века тратили на подобные переходы на две-три недели больше.

    Завершить дело Колумба довелось Фернану Магеллану — португальцу, поступившему на испанскую службу. И пусть он был не первым, отправившимся в сентябре 1519 года на поиски пролива, соединяющего Атлантический и Тихий океаны, цели он достиг первым. Правда, из пяти кораблей его флотилии только три — каракки "Виктория", "Тринидад" и "Консепсьон" — прошли между Южной Америкой и Огненной Землей — проливом, названным позднее именем Магеллана. А в родную гавань Сан-Лукар в устье Гвадалквивира через три года вернулась одна "Виктория", оставившая за кормой три океана — Атлантический (дважды), Тихий и Индийский. В экспедицию уходило 265 моряков, домой пришло 18. Не было среди них и Магеллана, погибшего в одной из многочисленных стычек с туземцами. "Primum me cicrumnavigisti" ("Ты первый, кто обошел меня вокруг") — гласила надпись на гербе, пожалованном королем Карлом V Хуану Себастьяну Эль Кано — капитану "Виктории", обогнувшей земной шар.

 

 

 

 

Вопросы, предложения, возражения присылайте по адресу:

tehnika-2002@mail.ru

Ведущий рассылки Александр Тропов.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное