Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

На земле, воде и в воздухе

  Все выпуски  

На земле, воде и в воздухе


Информационный Канал Subscribe.Ru


 

 

НА ЗЕМЛЕ, ВОДЕ И В ВОЗДУХЕ

Выпуск № 5

 

Сегодня в номере:

 

На воде:

- Великие случайности  (немного из истории). (Начало...)

журнал "Вокруг света".

 

В воздухе:

- Пока - только версии (...Окончание)

"Техника молодежи" № 3 1988 г.

Валентин Аккуратов, заслуженный штурман СССР.

 

 

 

 

    ВЕЛИКИЕ СЛУЧАЙНОСТИ

    Океан издавна и манил, и пугал людей своими просторами. И все же, преодолев страх, самые отчаянные пускались в плавание и открывали неведомые земли. Так начиналась эпоха Великих открытий.

 

    В средневековье на смену алым парусам мечты пришли упрямые паруса завоеваний и великих открытий. Сотни и сотни лет ушло на "приручение" океанских ветров и течений, на совершенствование парусной оснастки и корабельных конструкций, на то, чтобы научиться читать живую карту звездного неба и, пользуясь компасом и прочими приборами и инструментами, ориентироваться средь зыбкого водного пространства. Истинное знание о родной планете и сущем на ней люди обрели благодаря своей неукротимой тяге к неизведанному, отваге и парусу.

 

    ВИЗАНТИЙЦЫ

    Одним из столпов, на которых зиждилось могущество первой христианской державы, стал флот. Наследница Древнего Рима выхватила из его слабеющих рук пальму первенства на Средиземноморье. Торговые византийские суда скафы впечатляли своими размерами и вместимостью. Длина таких судов достигала 20, а ширина — 5 метров.

    Ни богатые итальянские города, ни пираты из Тосканы, ни сербы и кроаты — славянские племена, вытесненные с севера кочевниками, — никто не собирался мириться с господством Константинополя. Хотя последний в V — VI веках ставил их на место с помощью многочисленных боевых кораблей, прообразом которых были древнегреческие пентеконтеры и римские галеры. Пасти страшилищ, украшавшие форштевни, а также драконов и химер на боевых палубах изрыгали на врага глиняные шары с "жидким огнем". Византия устрашала неприятелей "огненосными" судами столетий пять, пока церковь не запретила "греческий огонь" как оружие бесчеловечное.

    К началу XI века тюркские племена лишили византийскую империю Малой Азии, к тому же все болезненнее становились укусы разномастных пиратов... В это же время прозвучал призыв Папы Римского Урбана II к христианам Запада пойти на Иерусалим, ко гробу Господню, — очистить от "нечестивцев" Святую землю.

    Основной ударной силой Первого Крестового похода на море стала флотилия фризских разбойников — норманнов, хозяйничавших в северных водах, и множество судов, снаряженных едва ли не всеми европейскими портами.

    Несколько лет около трехсот тысяч рыцарей веры, следуя к стенам иерусалимским, бесцеремонно пользовались всеми благами, попадавшимися им в византийских владениях и в самом Константинополе. Увенчало поход разграбление в 1110 году богатейшей арабской Сайды, после чего крестоносцы и их корабли остались охранять византийскую столицу.

    Второй и Третий Крестовые походы Константинополь пережил, став, однако, перевалочной базой для торговли между Востоком и Западом и удовольствовавшись ролью свидетеля того, как лидерство на Средиземном море неумолимо переходило к Венеции и Генуе.

    Четвертый поход крестоносцев оказался для Византии роковым. В 1203 году их корабли, снаряженные венецианцами, выполнили приказ дожа Венеции — встать на якоря в бухте Золотой Рог, а отнюдь не приказ папы Иннокентия III — идти на Иерусалим. Флот и на сей раз сказал свое решающее слово. Через десять месяцев противостояния богатейший город Европы капитулировал. Его падение означало конец могучей Византийской империи.

 

    САРАЦИНЫ

    Звездный час арабов — выходцев с Аравийского полуострова, называвших себя шаракиин — "восточные люди" (на европейский лад: сарацины), настал после падения Древнего Рима в 476 году. Именно тогда они прибрали к рукам всю торговлю в южных морях.

    Десятки лет ушли на покорение Персии, Сирии, Египта, Кипра и Крита. В начале VIII столетия арабы завоевали Пиренейский полуостров. В 798 году — Балеарские острова, отрезав венецианцам путь к Атлантическому океану. Через пятьдесят лет сарацины разграбили Рим. В 1291 году, после взятия ими Акки, ключевой крепости Сен-Жан д’Акр, крестоносцы были вынуждены отказаться от походов в Святую землю.

    Но череда удач все же прерывалась черными полосами. Один за другим были потеряны многие средиземноморские острова и такие города, как Триполи и Махдия — пиратская столица сарацин на севере Африки. Но арабский мир продолжал процветать. В портах выгружались специи, шелк и драгоценности из Индии, золото из Африки, рубины, топазы, сапфиры и слоны — с Цейлона... Общим прародителем всех арабских бателл, падаров, заруков, самбуков, беданов, джахази послужил парус-ник дау, бороздивший воды за несколько веков до возникновения Римской империи.

 

    НОРМАННЫ

    Норманнами, или викингами ("людьми битвы", "жителями шхер" — соответственно), называли себя представители племен данов, ётов (готов), свионов, норвежцев. Еще в античности они снискали себе мрачную славу "тигров моря", или попросту пиратов. Корабль для викинга был примерно тем же, что конь для кочевника. Хоронить себя просоленные искатели счастья приказывали в родных дракарах, один вид которых наводил ужас на жителей едва ли не всех приморских городов Европы. Эти легкие килевые суда "увозили" своих хозяев на тот свет с оружием и прочим необходимым там снаряжением.

    В VII — IX веках норманны захватили Гебридские, Фарерские, Оркнейские, Шетландские острова, колонизировали Исландию. С крутым нравом джентльменов удачи со студеных шхер познакомились в Британии и Ирландии, Португалии, Испании, Марокко и Франции. "Северные люди" безжалостно предавали огню Кёльн, Трир, Тулузу, Нант и многие другие европейские города. Они добрались до Лиссабона и Севильи, вступив в конфликт с Испанским халифатом. Шведские викинги — варяги прошли с севера на юг Руси, добравшись до Черного моря и Каспия. Аппетиты "северян" отражены во многих географических названиях. Так, грозный Хрольв Пешеход, высадившийся на севере Франции, оставил о себе память в виде герцогства Нормандия. В 983 году норвежец Эйрик Рауди (Рыжий), изгнанный из Исландии за убийство, в поисках везенья отплыл с товарищами на запад и... "наткнулся" на Гренландию. Всего лишь через пару сотен лет на юго-западном побережье "зеленой страны" было уже 50 поселков. "Толстобрюхие" двадцатиметровые торговые кнорры и когги доставляли из Гренландии в Европу дары океана, лесов и полей. По стопам Эйрика Рыжего пошли и его сыновья. Лейф Эйриксон (Счастливый) открыл на севере Канады Баффинову Землю, полуостров Лабрадор, остров Ньюфаундленд. Брат Лейфа, Торвальд, попытался проникнуть в глубь Северной Америки, но был сражен индейской стрелой.

    В 1898 году неподалеку от Кенсингтона (штат Миннесота, США) был найден огромный камень с древнескандинавскими руническими знаками, высеченными в 1362 году. Надписи оставил отряд, состоявший из 8 готов и 22 норвежцев, подвергшийся нападению туземцев. Через три года викинги покинули Америку, а к концу XV и Гренландию. В конце XIX века в Бостоне был воздвигнут памятник Лейфу Счастливому — как истинному первооткрывателю Америки.

 

    ГАНЗЕЙСКИЙ СОЮЗ

    В XI веке были открыты товарные морские пути в Северном и Балтийском морях. Во избежание всякого рода осложнений, связанных с бурным ростом товарообмена, и разбойных нападений североевропейские торговые компании создавали международные союзы, так называемые ганзы. Особую популярность получил Ганзейский торговый союз во главе с немецким городом Любеком. Во времена своего расцвета Ганза объединяла 170 городов, среди которых были Лондон, Любек, Берген, Рига, Брюгге.

    С середины XIV века под контролем Союза находилась вся торговля на побережьях Северного и Балтийского морей, при этом были утверждены единые валюта и система мер и весов. Городам — членам Ганзы вменялось в обязанность выполнение достаточно жесткого устава. Нарушители лишались возможности беспошлинной торговли в городах Ганзы и пользования складами Союза за границей. В 1370 году Ганза, желая получить дополнительный выход к Балтийскому морю, объявила войну датскому королю Вальдемару IV. А одержав победу, возвела на трон своего правителя.

    Благодаря вступлению в Ганзейский союз Новгорода, Пскова и Смоленска Русь обрела постоянные торговые связи с западными странами. Но уже к началу XIV века и Новгород, и Псков попали под полную экономическую зависимость от Ганзы. Поэтому в 1478 году по приказу Ивана III в Новгороде ганзейские купцы были лишены всех привилегий. Начиная с XVI века Ганза стала терять свое могущество. Все большее число князей, укрепляя власть в собственных городах, выходили из Союза. В 1598 году Ганза закрыла свое последнее представительство в Лондоне.

    Восточные славяне плавали по Черному и Средиземному морям начиная с VI века. Поход киевского князя Олега на Константинополь в 907 году — яркий пример мореходности русских судов. После выхода из состава Киевской Руси Новгород, находясь на стыке пути из "варяг в греки" и Волжского, стал одним из центров судостроения и торговли. Его торговые связи простирались от Фландрии и городов Ганзы до Астрахани и Константинополя. К XIII веку русский флот был оснащен множеством прочных парусных судов. Помимо ушкуя, существовали также бусы, шитики, скедии и т.д. Основой всех этих судов была новгородская лодья (ладья), представлявшая из себя долбленный из целого дерева корпус, наращенный бортами из досок. Длина судов составляла около 20 м, ширина до 5,5 м. Грузоподъемность — до 200 тонн. На съемной мачте — один парус площадью до 80 м2, а в случае необходимости использовались весла. Лодья вмещала до 30 человек экипажа и до 20 — воинов.

Продолжение следует...

 

 

 

 

    ПОКА - ТОЛЬКО ВЕРСИИ

 

    Но и в лучшем случае летчики остались на дрейфующем льду на всю полярную ночь без радиосвязи, почти без средств жизнеобеспечения (Леваневский перед вылетом оставил на аэродроме зимнее снаряжение и взял только трехнедельный запас продовольствия).

    Теперь остается сожалеть, что запоздал первый спасательный отряд — три тяжелых самолета, вылетевшие из Москвы под командованием М. Шевелева. Отряд застрял из-за непогоды и приступил к поискам, когда началась полярная ночь. Второй отряд, имевший самолеты с мощными прожекторами, месяц просидел на вынужденной и в 1937 году не летал.

    Помню, перед прилетом первого отряда на остров Рудольфа мы с летчиком М. Козловым предложили отправить нашу машину на 85° северной широты, чтобы давать другим экипажам метеосводки. Однако нашу инициативу почему-то не поддержали. Остальное читатели знают...

    Новые, теперь уже чисто умозрительные попытки раскрыть тайну Н-209 были предприняты спустя три с лишним десятилетия, причем в качестве исходных материалов использовались последние радиограммы Галковского и всякого рода нововыявленные обстоятельства.

    И все же не подтвердилась версия Л. Куперова о непрохождении в Арктике радиоволн тем летом, что якобы помешало спасателям связаться с летчиками. Нет, устойчивая связь с дрейфующей станцией "Северный полюс" поддерживалась регулярно, два раза в сутки. Кстати, многие упоминают радиограммы с позывными Н-209, принятые в разных местах после 13 августа. Их изучала специальная комиссия, в которую входили авторитетные ученые и радисты-I   практики, например, А. Берг и Э. Кренкель. По их мнению, эти сообщения не заслуживали доверия. В лучшем случае, люди, обеспокоенные судьбой экипажа Н-209, принимали желаемое за действительное.

    В 1980 году я получил письмо из Якутска от вертолетчика Е. Попова. Это он видел на берегу озера Себян-Кюэль сложенную из камней могилу, где покоились некоторые члены экипажа Н-209. Я рассказал о письме академику Е. Федорову (он, как и другие папанинцы, обеспечивал метеосводками перелеты экипажей В. Чкалова, М. Громова и С. Леваневского), тот вылетел в Якутск, а оттуда, вместе с Поповым, отправился на Себян-Кюэль. Как назло в этом году было сильное половодье и место, где Попов видел могилу, оказалось под водой.

    Я же проанализировал полет Н-209 и пришел к выводу, что самолет мог отклониться от курса на 83° и выйти на озеро. Известно, что первое время Н-209 шел над кромкой облаков на высоте 6200 м, держа курс по солнечному указателю. После выхода из строя крайнего правого мотора машина снизилась, вошла в облака, и штурман Левченко отныне контролировал курс по магнитному компасу. Но тот в высоких широтах не работает — здесь горизонтальная составляющая сила земного магнетизма настолько мала, что не удерживает картушку в плоскости магнитного меридиана. Для нормальной работы компаса эта сила должна составлять не менее 0,06 эрстед, а в районе полюса она равна 0,03 эрстеда.

    Оставались гироскопические полукомпасы, показывающие курс, снятый с солнечного указателя. Но они за час уходят от установленного истинного курса на 15° — сказывается вращение Земли (плюс инструментальная ошибка). Не видя солнца, Левченко не мог знать, какого курса придерживается самолет, а тот еще уходил вправо из-за несимметричной тяги двигателей. В результате Н-209 мог оказаться в районе Себян-Кюэля.

    Три года озеро обследовали энтузиасты из Уфы, пока не убедились, что самолета Леваневского там нет. Показания эхолота, обрисовавшего предмет, напоминавший самолет и находящийся на глубине 70 м, при проверке не подтвердились. Возможно, целесообразно еще раз обследовать озеро, призвав на помощь водолазов-глубоководников, а оснащенных подводным телевидением. Версия инженера Е. Марусяча о посадке Н-209 в Гренландии представляется мне спорной. Уже то, что Леваневский пошел туда, а не на Рудольф и не на "Северный полюс", маловероятно, ибо в том и другом случае он возвращался, а не "шел вперед до конца". Кроме того, в годы второй мировой войны американские военно-воздушные силы устроили в Гренландии, в Туле, крупную и базу. С нее в 40—50-х годах американцы постоянно и много летали над а Гренландией и Северным Ледовитым 9 океаном. Заметив "следы русских" (это в разгар "холодной войны"!), они непременно объявили бы об этом. Или не о упустили бы случая подчеркнуть, что,. именно они нашли Н-209, а не те, кто его искал.

Теперь о недавнем сообщении зарубежной печати. Судя по нему, американские летчики обнаружили на территории Северной Америки остатки временного жилья, нечто вроде полуобвалившейся землянки, рядом с которым лежали бочки из-под бензина с надписями по-русски. Сразу же (!!!) объявили, что найдено место последнего лагеря экипажа Н-209.

    В связи с этим напомню, что на борту Н-209 не было бочек с бензином. Не было и деревянных ящиков с выжженной надписью по-русски "август 1937 года", обломки которых нашли после войны у берегов Гренландии. Коммерческий груз, который Леваневский вез в США, был упакован в легкие мешки из прорезиненной ткани и нестандартные герметичные банки. Еще раз напомню, что перед вылетом Леваневский убирал каждый килограмм "лишнего веса", чтобы взять больше бензина в дополнительном бензобаке.

    И версия X. Келлемса не выдерживает критики. В районе мыса Барроу самолет Н-209 искали в 1937—1938 годах, а теперь там американцы весьма интенсивно ищут нефть и газ на дне моря и основательно изучили эти места.

    Одним словом, нам остается сделать неутешительный вывод. Наиболее вероятно одно: вскоре после того, как радист Галковский передал последнюю (№ 19) радиограмму, обледеневший, плохо управляемый самолет Н-209 потерпел катастрофу где-то за полюсом.

    ...Немало отважных исследователей исчезло в коварных просторах Арктики. И лишь изредка она приоткрывает завесу над своими тайнами. Так, спустя 33 года случайно нашли место гибели шведских аэронавтов, улетевших в 1897 году к Северному полюсу на воздушном шаре "Орел". Через 80 лет отыскали английскую экспедицию Д. Франклина, отправившуюся в Арктику в 1845 году на судах с красноречивыми названиями "Террор" (Ужас) и "Эребус" (Преисподняя).

    Остается надеяться, что со временем будет раскрыта тайна и последнего полета Н-209.

 

 

 

Вопросы, предложения, возражения присылайте по адресу:

modelist-2002@yandex.ru

Ведущий рассылки Александр Тропов.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное