← Февраль 2022 → | ||||||
3
|
4
|
5
|
6
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
10
|
12
|
13
|
|||
15
|
17
|
19
|
20
|
|||
22
|
24
|
|||||
За последние 60 дней 12 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://www.dela.su/
Открыта:
10-08-2003
Адрес
автора: state.politics.newlist-owner@subscribe.ru
Статистика
-1 за неделю
Взрослая экономика для детей: школьников научат финансовой грамотности
|
Взрослая экономика для детей: школьников научат финансовой грамотности 2022-02-25 07:36 Редакция ПО Школьники и сами осознают необходимость улучшить знания в финансовой области. Это подтверждают результаты исследования аналитического центра НАФИ. Согласно им, 75% опрошенных хотят повысить финансовую грамотность, при этом 42% считают, что уже умеют распоряжаться деньгами. Сейчас большинство (89%) школьников получают от родителей деньги на регулярные траты – покупка еды, оплата проезда и мобильной связи, факультативные занятия и занятия в кружках по интересам, а также на карманные расходы. Каждый третий также имеет самостоятельный источник дохода – подработку. Однако большую часть финансовых решений за подростков принимают родители. При этом 23% опрошенных указали, что часть денег откладывают на будущее. В целом население нашей страны до сих пор не отличается высоким уровнем знаний в области финансов. В 2020 году по заказу Банка России Институт фонда «Общественное мнение» (ФОМ) провел третий этап замера уровня финансовой грамотности населения РФ (первый прошел в 2017 году, второй – в 2018-м). Измерения проводились как среди взрослого населения, так и среди молодежи в возрасте от 14 до 22 лет, общее число респондентов составило более 4 тыс. человек из 307 городов и сел практически всех субъектов РФ. Как показали исследования, за три года общий показатель финансовой грамотности, рассчитанный по международной методике ОЭСР (Организация содействия экономическому развитию), вырос незначительно – с 11,8 балла в 2017 году до 12,4 балла в 2020-м. Международная методика учитывает такие компоненты, как навыки финансовой арифметики, понимание базовых экономических показателей, базовые установки в отношении денег и их ценности, элементы финансового поведения, касающиеся принципов выбора финансовых компаний. Наибольшие изменения связаны с показателями, измеряющими российскую специфику. Здесь отмечен рост, прежде всего за счет изменения финансового поведения населения. Так, доля людей с уровнем финансовой грамотности выше среднего выросла с 34% до 39%. Доля граждан, понимающих принципы ссудного процесса, увеличилась с 68% до 76%. Также увеличилась доля граждан, имеющих запас средств на черный день, то есть финансовую подушку безопасности, – с 37% до 47%. Доля граждан, которые знают, какие организации занимаются защитой прав потребителей на финансовом рынке, выросла с 38% до 50%. Обе возрастные группы стали более активно пользоваться финансовыми услугами. Больше взрослых стали использовать для платежей мобильные приложения, а также банковские карты, в первую очередь дебетовые и социальные. Распространенность страховых продуктов, наоборот, снизилась, как и доли пользователей касс и платежных терминалов. Особенно заметен рост активности пользования банковскими картами и электронными средствами платежа среди молодежи. Кроме того, и молодежь, и взрослые россияне стали более активно и сознательно искать информацию в надежных источниках. Довольно заметно у старшего поколения и молодежи изменилось поведение в отношении сбережений. Причиной этого в числе прочих факторов стали особые условия 2020 года, которые заставили людей задуматься о необходимости накоплений, в частности, в условиях вызванного пандемией многомесячного спада в экономике и неопределенного будущего. Одновременно в обеих возрастных категориях усилилась и установка на сбережение. Стратегическая задача Над задачей повысить финансовую грамотность россиян ведомства работают уже довольно давно. Минпросвещения заключило соглашение о сотрудничестве в этой области с Банком России еще в 2016 году. А внедрение программы в школьный курс предусмотрено в Стратегии повышения финансовой грамотности населения в РФ на 2017–2023 годы. Координатором ее реализации выступает Центр финансовой грамотности НИФИ Минфина. Изменение образовательных стандартов – очень большой шаг для всех, кто участвует в реализации Стратегии, – Минфина, Банка России, региональных властей, экспертного и педагогического сообщества, говорит директор Центра финансовой грамотности НИФИ Анна Харнас. По ее словам, работа в этом направлении началась еще в рамках проекта Минфина «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», который стартовал в далеком 2011 году. За это время была наработана необходимая методологическая база, появились федеральные методические центры, которые сначала обучали педагогов преподавать финансовую грамотность как отдельный предмет по выбору. «При поддержке Минфина были созданы учебно-методические комплекты по финансовой грамотности для учеников 2–11 классов, в которые входили материалы для учителей и родителей. Около 17 млн экземпляров этих пособий уже поступили в школы 51 региона нашей страны. В истории современной России это самый большой печатный тираж учебников. Во многих регионах уже сейчас наработан масштабный и успешный опыт преподавания финансовой грамотности в качестве электива для школьников. Надеемся, что в будущем получится его масштабировать повсеместно», – рассказала Анна Харнас. Ключевые знания При этом нового отдельного предмета в школах не будет. Как сообщили в ЦБ, элементы финансовой грамотности распределены по таким предметам, как «Математика», «Окружающий мир», «Обществознание» и «География». Например, часть математических задач будет посвящена расчету цен товаров, стоимости покупок и услуг, а также налогов, а уроки географии дадут определения качества жизни и финансового благополучия семьи. У первоклашек планируется формировать навыки безопасного поведения в интернете, в том числе при совершении финансовых операций. Также ученики начальной школы научатся анализировать доходы и расходы семьи и составлять личный финансовый план. В 5–9-х классах школьников будут учить оценивать риски предпринимательской деятельности и вычислять недобросовестные и мошеннические организации. Кроме того, ребята смогут самостоятельно составлять и заполнять документы – заявления, обращения, декларации, доверенности. Изучение основ финансового поведения будет более эффективным и познавательным именно в рамках других предметов, убежден директор Федерального методического центра повышения финансовой грамотности населения ИУРР РАНХиГС Михаил Чесноков. «Например, разбор реальных жизненных кейсов на уроках математики позволит применить новые знания к походу в магазин и покупке, допустим, товаров со скидками или по специальной акции. Изучение географии также обретет новые краски и даст дисциплине развитие, если дети смогут самостоятельно рассчитать денежную сумму, необходимую для планирования отпуска, ознакомятся с валютами и финансовыми инструментами разных стран. Нельзя забывать про основы безопасности жизнедеятельности: изучение финансовой грамотности в рамках этого предмета позволит противостоять мошенникам по части финансовой безопасности», – пояснил эксперт. При желании и исходя из своих ресурсов школы могут создавать собственное дополнительное образовательное пространство: например, вводить факультативы для 5–9-х классов или элективные курсы для старшеклассников, поясняет профессор МГПУ, эксперт международного исследования PISA в области финансовой грамотности Анастасия Половникова. Это остается задачей каждой конкретной школы, а базовые знания в этой области будут обеспечены включением в предметы учебного плана. Научить учителя В настоящее время предмет так или иначе присутствует в программах большинства российских школ. Мониторинг Минпросвещения показал, что подобные знания стараются дать своим ученикам порядка 86% учебных заведений. Ситуация отличается от региона к региону, наиболее активно идет процесс в Республике Башкортостан, Московской области и Республике Татарстан. Чаще всего школы внедряют программу финансовой грамотности с 5-го по 9-й класс, но более трети учебных заведений добавили ее элементы уже в начальную школу. Начиная с 2016 года по заказу Минфина РАНХиГС в консорциуме с Высшей школой экономики и Институтом экономической политики имени Е.Т. Гайдара занимается подготовкой педагогов в этой области и поддержкой их дальнейшей деятельности. За это время были подготовлены более 30 тыс. учителей практически из всех субъектов РФ, а также сформирован реестр из специалистов, которые становятся региональными тьюторами. В марте 2021 года на базе академии был создан Федеральный методический центр повышения финансовой грамотности населения, в котором будет ежегодно проводиться подготовка 12,5 тыс. педагогов. Уже в августе центр запустит линейку из четырех онлайн-курсов для обучения педагогов, в т.ч. из отдаленных регионов (Чукотки, Магадана, Камчатки). Кроме того, планируется организовать поддерживающие семинары и вебинары для тех, кто прошел обучение ранее. Для школьников будут проводиться олимпиады по этому предмету. И учителей, и знаний для массового системного преподавания основ финансовой грамотности в школах с 2022–2023 учебного года достаточно, рассказал Михаил Чесноков. Как показал проведенный РАНХиГС мониторинг 2020 года, 70% педагогов, прошедших обучение в академии, уже организуют занятия по финансовой грамотности на регулярной основе, обучая более миллиона школьников. Также в школы и техникумы приглашаются эксперты – представители банков, финансовых институтов и пр. За последние годы с учителями была проделана гигантская работа, отмечает Анастасия Половникова. Это очевидно, если сравнить нынешнюю ситуацию с 2012 годом, когда Россия впервые приняла участие в срезе по финансовой грамотности PISA. Речь идет о независимом международном исследовании качества образования пятнадцатилетних школьников, которое проводится по всему миру. В 2012-м организаторы добавили к исследованиям читательской, математической, компьютерной и естественнонаучной грамотности финансовую. По ней Россия заняла 10-е место из 18 – результат ниже среднего международного, средний балл составил 486. В следующем исследовании (2018 год) Россия несколько улучшила свой результат: средний балл 495, 10-е место из 20. Среднее значение финансовой грамотности по всем странам, принявшим участие в исследовании PISA-2018, – 478 баллов, а для стран, входящих в ОЭСР, – 509 баллов. «Именно с 2012 года в России началась масштабная кампания по подготовке педагогов, был выпущен ряд учебно-методических комплектов, появились очень хорошие открытые онлайн-ресурсы, создана система методической поддержки. Поэтому – да, педагоги сейчас могут и готовы преподавать финансовую грамотность. Современный учитель, используя пособия и материалы, размещенные на сайтах Центробанка и Минфина, может активно включиться в преподавание вопросов финансовой грамотности», – рассказала Анастасия Половникова. При этом эксперт подчеркнула, что учителям надо продолжать оказывать максимально оперативную методическую помощь. Также очень хорошо, когда учитель приглашает на встречу со школьниками специалистов, которые могут более предметно рассказать о вкладах и кредитах. В будущем количество обязательных предметов, в программу которых будут включены элементы финансовой грамотности, может увеличиться, убеждена Анна Харнас. Уже сейчас есть специальные программы не только для преподавателей математики, окружающего мира, обществознания и географии, но и для преподавателей истории, английского языка, а также информатики. Это не только курсы, но и разработанные контрольно-измерительные и методические материалы. «В идеале нужно построить гармоничную систему компетенций на всех уровнях образования. Чтобы полезные знания о финансах ребенок начал получать еще в детском саду – пусть в процессе игр, из сказок. Затем в школе – через основную учебную программу. И потом уже в институте. Ведь федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования недавно тоже изменились. В программу всех российских вузов была включена компетенция в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности. Нужно, чтобы багаж знаний, а вместе с ним и определенные установки, финансовые привычки нарабатывались постепенно. К моменту получения диплома человек уже должен знать достаточно о финансовом планировании, сбережении, кредитовании, инвестициях, своих правах, уловках мошенников, а главное – уметь применять эту информацию во взрослой жизни», – подчеркнула Анна Харнас. Воспитать родителей Наличие учебно-методических материалов и массовое преподавание финансовой грамотности в школах будет способствовать повышению финансовой культуры и родителей учеников, полагает Михаил Чесноков. «У нас не очень принято говорить с детьми про деньги, что подтверждали мониторинги РАНХиГС 2017–2019 годов. Но включение дисциплины во ФГОС станет началом изменений этого подхода, и в рамках помощи детям в подготовке к тем или иным занятиям родители начнут обсуждать тему финансов и правильного обращения с ними», – убежден эксперт. В таком предмете нет механической передачи знаний, тут нужно сразу несколько составляющих: знание и понимание, навыки и умения, а также ценностные установки, отмечает Анастасия Половникова. «Уважение к собственности, бережное отношение к деньгам, уважение к выбору других людей – казалось бы, базовые и очевидные вещи, но это тоже нужно воспитывать. Если школьники этому научатся, они смогут объяснить себе и другим, что кредит – это не просто так тебе дали деньги, а ты должен их вернуть, причем с процентами. Тогда будет меньше ситуаций, в которых люди берут несколько кредитов и оказываются в итоге в очень тяжелой ситуации, а это поможет решить серьезную проблему закредитованности», – пояснила она. Эксперт рассказала, что в конце девяностых – начале двухтысячных годов, когда в стране резко менялось законодательство, в школах начали вводить предмет «Основы правовых знаний». После этого был зафиксирован уникальный результат: дети, знакомясь, например, с азами гражданского кодекса, поясняли их своим родителям. «Современные пособия по финансовой грамотности содержат обращения к родителям – это может быть самостоятельная книга для родителей, вопросы и задания, которые ученик будет выполнять вместе с ними. А значит, взрослые тоже будут вовлечены и станут активнее включаться в изучение актуального для всех мира финансов», – резюмировала Анастасия Половникова. Поэтому внедрение предмета в младших классах будет способствовать финансовому образованию, в том числе бабушек и дедушек. Марина Юршина Источник: https://profile.ru/society/vzroslaya-ekonomika-dlya-detej-shkolnikov-nau... Большая неопределенность: что будет после признания ДНР И ЛНР 2022-02-25 07:40 Редакция ПО Выступление Владимира Путина в первой его части произвело сильное впечатление — мощным антикоммунистическим зарядом (от преступной ленинской национальной политики до не менее преступной деятельности партийной верхушки на исходе СССР) и подведением политико-правовой базы под утверждение (напрямую не прозвучавшее) о легитимности современной Украины как таковой. Это стало развитием прошлогодней статьи об историческом единстве русских и украинцев, но с большим упором именно на канву ХХ века. Вторая часть представляла собой перечисление позиций, которые не раз звучали в последние месяцы, пожалуй, в несколько обострённом виде. В целом развёрнутость и густота аргументов позволяла предположить действия чрезвычайно масштабного характера. Решение о признании ДНР и ЛНР на этом фоне кажется довольно скромной реализацией сделанного замаха. Дальнейшее понятно — размещение российских воинских контингентов для поддержания мира. Предложение Западу продолжить разговор о долгосрочных гарантиях безопасности (Лавров упомянул это на заседании Совбеза). Этот разговор больше не связан с выполнением Минских соглашений, в которые всё постоянно и упиралось. Несмотря на некоторые оригинальные трактовки в Москве, утверждать, что Минские соглашения в силе, бессмысленно. Киев этот факт не может не радовать. Насколько США и их союзники будут готовы продолжить такой разговор, непонятно. Сейчас скорее нет, чем да. Дмитрий Медведев заметил, выступая на Совбезе, что никуда не денутся, всё равно придут обсуждать стратегическую стабильность. Скорее всего, он прав, но параметры этого обсуждения изменятся. К тому же, вероятно, до его начала предстоит ещё одна фаза демонстративной ракетно-ядерной эскалации. Обещаны новые санкции, основной вопрос — будет ли размещение российских сил в ДНР/ЛНР интерпретировано как вторжение и встречено уже подготовленным пакетом санкций, включая «Северный поток — 2». Если подходить строго формально — будут, если гибко — не обязательно. Атакой на Украину перемещение сил в Донбасс назвать трудно. Более того, общая опасность войны снизилась. Вероятность обострения в зоне соприкосновения при условии, что там находится российская армия, невелика. А считать дислокацию ВС РФ в Донбассе подготовкой ещё одного плацдарма нападения на Украину оснований на данный момент нет. Предпринятый военно-политический ход достаточно ярок, но не фатален с точки зрения отношения с Западом. По сути, легитимирует ситуацию, существовавшую де-факто и раньше. Если санкции всё же будут введены в серьёзном варианте, стоит ждать эскалации политико-экономического противодействия со стороны России и, вероятно, нового ускорения попыток переориентации на другие рынки и направления взаимодействия. Это началось в 2014 году, вступит в следующий этап. Неясен вопрос, в какой степени достигнутый на данный момент результат соответствует намерениям, которыми российское руководство руководствовалось, начиная в ноябре прошлого года раунд «большой игры» с Западом. И является ли он промежуточной фазой на более длительном пути либо тем конкретным (и не очень многим), чего удалось добиться всей комбинацией. Партия, которая разыгрывалась с использованием Минских соглашений, как способа трансформации Украины изнутри, представлялась очень сложным, но понятным способом создания новой системы европейской безопасности через решение крупной, однако всё же локальной украинской проблемы. В чём состоит схема теперь, если это только исходная фаза, пока остаётся фантазировать. Федорн Лукьянов Источник: https://actualcomment.ru/bolshaya-neopredelennost-chto-budet-posle-prizn... Конец дипломатии 2022-02-25 07:54 Редакция ПО Дружеские отношения с США и Европой были главным приоритетом внешний политики, а друг в понимании Запада – это прежде всего политический или экономический вассал. Такая конфигурация вполне устраивала российскую элиту. Лояльность Запада в обмен на сдачу национальных интересов через вывоз национальных богатств и консервацию капиталов в американской или европейской юрисдикции. Август 2008 был первым негативным сигналом, однако те события никак не изменили позиционирование российской элиты, которые еще более агрессивно вывозили капиталы из России. Но 2013 год многое изменил. США допустили стратегическую ошибку, потому что наиболее эффективный метод подавления России – это задушить в объятиях, так, как это было все 90-х в частично до 2013. Продолжил бы Запад курс на выстраивание «дружеских» отношений, и современная Россия могла быть другой – примерно, как реплика текущей Украины. Но США выбрали путь намеренной и агрессивной конфронтации, что вынудило Россию идти на самооборону. Инстинктивно и рефлекторно, других вариантов не было. Но даже так, в конфигурации внешнеполитических отношений после 2014 года, Россия все равно питала иррациональные иллюзии на то, что за столом переговоров можно что-то решить. Попытки стать полновесным политическим партнером, в том числе через сирийскую операцию, ни к чему не привели. США не намерены слушать Россию, не считают Россию соизмеримым партнером на политической арене и как следствие не готовы идти ни на какие уступки и учитывать российские интересы. Решение Путина о признании ДНР/ЛНР? Открыт: Всем, подробные результаты видны: Всем. Участников: 932 Правильное ли решение стратегически? Да 545(58.9%) Нет 256(27.6%) Не знаю 125(13.5%) Ожидаете ли вы политической эскалации между Россией и Западом? Да 738(80.0%) Нет 134(14.5%) Не знаю 51(5.5%) Ожидаете ли вы военной эскалации? Да, прямой вооруженный контакт между Россией и Украиной 436(47.3%) Да, прямой вооруженный контакт между Россией и странами НАТО 69(7.5%) Нет 305(33.1%) Не знаю 112(12.1%) Готовы ли вы инвестировать по текущим уровням в российские активы? Да, уже можно масштабно 134(14.8%) Да, но осторожно 268(29.6%) Нет, надо подождать, осмотреться 215(23.8%) Нет, все будет падать и деградировать 288(31.8%) 8 лет попыток заявить о себе ни к чему не привели. Искусственное повышение градуса конфронтации со стороны США вынудили Кремль признать очевидное. Санкции все равно будут вводить, Запад принципиально не договороспособен, дипломатия не работает, если у тебя нет весомого рычага давления. Вступление Украины в НАТО неизбежно (это вопрос времени), Украина полностью подконтрольна Западу, а вести переговоры можно только с США, - все остальные лишь ретранслируют американскую позицию. Скорее это путь отчаяния, провала всего переговорного процесса и общий политический тупик. Когда дипломатия не работает, остается только один путь – силовой. Поэтому признание ДНР/ЛНР является следствием загнанного в угол Кремля, когда за 8 лет были предприняты все возможные политические/дипломатические маневры, но ничего не принесло результата. Хорошо ли это плохо? Это выбор из множества плохих вариантов, т.е. между плохо и очень плохо, Путин выбрал лучший вариант из возможных. У России, по сути, два варианта – подружиться с Западом, сдав национальные интересы и стать Украиной без будущего на траектории медленного подгнивания, выстраивая конфронтацию с Китаем. Либо наплевав на бессмысленные заигрывания с США, выстраивать суверенную политику и национализировать элиты. Почему национализировать элиты? Потому что у России нет прикрытия, кроме как легитимизация и поддержка собственного народа, а тем самым Кремль вынужден будет выстраивать национал-ориентированную политику. Но и на внешней арене это положительный шаг. Трусливый, деградирующий и лицемерный Запад понимает только язык силы, поэтому чем жестче – тем лучше. Кроме того, обострение ситуации очень выгодно. Это разгонит цены на сырьевые товары, уже сейчас баррель нефти торгуется более 8000 руб, что позволит иметь космические доходы и дивиденды для нефтегаза. Ничего критического от санкций нет и быть не может. Все самое худшее позади. Тактически может казаться, что негативные факторы перевешивают, но стратегически победа будет за нами. Прежде всего с точки зрения ориентации элиты и властей на внутреннюю устойчивость и развитие, как фактор выживания. Поэтому принципиальность и решительность Путина меня удивили в хорошем смысле. Это значит, что у России есть шанс на успех. По рынку. Тот, кто способен вытерпеть максимальную боль - победит. Поэтому среднесрочно текущие уровни по рынку акций уже хороши для размещения. Я не воспринимаю санкции, как прямую угрозу, т.к. зависимость от Запада на минимальной отметке, как минимум за 15 лет, а экспортные ограничения маловероятны. Банки могут пострадать, но данный фактор был актуален в ноябре-декабре, а текущие цены уже учитывают негативный сценарий. Чем ниже свозят - тем лучше, но уже сейчас хорошая возможность для быстрых и легких денег, как минимум, с точки зрения дивидендов. Цивилизационная война 2022-02-25 07:59 Редакция ПО Конфликтология рассматривает войну как такой вид конфликта, в котором стороны прибегают к вооруженному противостоянию и наносят ущерб противнику при помощи вооружённых сил, диверсий, террора и прочих методов прямого воздействия.В настоящее время к классическим формам войн и видам силового противостояния прибавилась ещё одна, привлекающая всё большее внимание исследователей и публицистов – информационная война. Понятие «информационная война» носит синтетический характер. Оно включает в себя целый ряд явлений, возникающих в человеческом сообществе при взаимодействии масс, социальных групп или народов. В соответствии с целями воздействия, «информационная война» в разных условиях и в разное время получала разное обозначение: пропаганда, контрпропаганда, спецпропаганда, психологическая война, техника дезинформации и так далее. При становлении информационного общества, в ходе его глобализации и вовлечении в социально-политическую жизнь всё больших человеческих масс, обособление понятия информационная война стало общепринятым. Современные специалисты считают «информационную войну» высшей формой информационного противоборства. В разработанной комитетом начальников штабов вооруженных сил США «Единой доктрине противоборства в области управления и связи» термин «информационная война» определяется как совокупность мероприятий, принимаемых в целях достижения информационного превосходства над противником путем воздействия на его информационные системы, процессы, компьютерные сети, общественное и индивидуальное сознание и подсознание населения и личного состава вооруженных сил, при одновременной защите своей информационной среды. К этим мероприятиям можно прибавить распространение по каналам противника или в мировом информационном пространстве дезинформации или тенденциозной информации для воздействия на оценки, намерения и ориентацию населения и лиц, принимающих решения, с целью формирования общественного мнения, выгодного для противоборствующей стороны. Однако наряду с «информационной войной» как одной из наивысших форм информационного противоборства на повестку дня сегодня стремительно выходит ещё более технологичная форма - цивилизационная война. Отличие между обычной «информационной войной» и цивилизационной войной заключается в том, что в цивилизационной войне целью является не локальная тактическая победа над противником, а глобальное разрушение или поглощение противоборствующей цивилизации, доведение её до состояния, когда ни о каком сопротивлении или конкуренции речи идти не может. В такой войне задача состоит не в введении в заблуждение вражеского командования или населения противника, а в переформатировании самой его сущности попавшего под удар народа, в изменении его цивилизационного кода и необратимой трансформации его идентичности. Цивилизационная война является войной смыслов и ценностей, а поле её действий распространяется в первую очередь на сознание противника. В общем технологическом алгоритме обеспечения цивилизационной войны можно выделить три базовых технологических компонента – науку, идеологию и язык. Эти компоненты, являясь неразрывными, позволяют этой форме войны органично вписываться в тело современной культуры, жить по её правилам, маскироваться под неё, подстраиваться под повседневные практики обывателя. В условиях цивилизационной войны наука выполняет функцию закона и технологии производства смыслов, т. е. играет роль единственного легитимизирующего ваш смысл фактора, отсюда такое количество различного рода экспертных структур, институтов и всевозможных центров. Наиболее часто употребляемыми в военных целях науками являются история и социология. История, как конструирование прошлого и социология, как конструирование настоящего. При этом обе данные науки олицетворяют рационально добытое и закрепленное знание о человеке и обществе. Любой смысл, касающийся социально-гуманитарной сферы, должен быть подкреплён опытом этих наук. Социологические конструкции редко обходятся без апелляции к истории, которая является для них фактографическим фундаментом. Многочисленные примеры использования истории как инструмента в цивилизационном или геополитическом противостоянии мы видим во всех без исключения странах Центральной и Восточной Европы, а также на всём постсоветском пространстве. Тотальное переписывание истории, создание мифологизированных исторических концепций, противоречащих документально зафиксированным историческим фактам, мы особенно ярко можем наблюдать на примере современной Польши, Украины, Белоруссии или стран Прибалтики. Не стали исключением и страны Средней Азии. Внедрение в сознание людей наполненных ненавистью исторических образов, ещё одно поколение назад просто немыслимых, в первую очередь стало возможно благодаря внедрению на государственном уровне учебных программ, подготовленных при содействии различных западных фондов и институтов (например Фонд Сороса). Новая историческая политика активно поддерживается средствами массовой информации, различными альтернативными историками и деятелями культуры. Помимо вытеснения России и Русской цивилизации, решается здесь и ещё одна важная задача: под предлогом якобы возврата к историческим корням, лишить народ конкретной страны позитивного исторического опыта, максимально ослабить связи с Россией и русскими, лишить его реального исторического, а не мифического фундамента и столкнуть назад в архаику, сделав его с помощью исторических и социальных манипуляций неконкурентноспособным и лишенным исторических друзей и союзников. Вторым компонентом в общем технологическом алгоритме обеспечения цивилизационной войны является идеология. Заняв место религии образ строгой научности, идеология осталась в поле веры. Как бы не старались идеологи, но научно, рационально невозможно доказать ни правильность, ни привлекательность той или иной идеологической доктрины. Демократия, коммунизм, либерализм, консерватизм, монархизм и пр. остаются объектами веры. Идеология, как и религия, играет здесь роль ценностной рамки, которая задает пространство науки и правила для производства ценностных смыслов. Несмотря на то, что у науки есть свои правила, но их надо дополнить политическими ценностями иного, некогнитивного порядка. В итоге, в процессе цивилизационной войны, идеология задаёт направление и границы фальсификаций, задаёт вектор научной рефлексии и обставляет это движение идеологическими условиями. Последним компонентом обеспечения цивилизационной войны является язык. Язык остаётся её самым пластичным и динамичным компонентом. Его можно рассматривать как универсальный и эффективный инструмент ведения войны за умы людей. Смыслы и ценности материализуются, транслируются и трансформируются именно посредством языка. Поэтому абсолютно не случайно, что на постсоветском пространстве не прекращаются попытки вытеснения из повседневного обихода общеупотребляемого русского языка, как языка высокоразвитой цивилизации, и замены его различными архаичными суррогатами. Существование такого явления как цивилизационная война вовсе не означает, что все ныне существующие человеческие цивилизации могут или должны вести друг с другом цивилизационные войны. Эта война является исключительным инструментом одной претендующей на безраздельное идеологическое и технологическое доминирование Западной цивилизации и её производной - Американской цивилизации. Современная цивилизационная война стала возможна благодаря стремительному развитию информационных технологий, она является продуктом современного этапа эволюции системы социального управления. Говоря о цивилизационных войнах, мы говорим не о противостоянии цивилизаций вообще, а о противостоянии Западной цивилизации с теми цивилизациями, которые она считает угрозой для своего доминирующего положения. Здесь речь идёт прежде всего о странах так называемой «полупереферии» (по Сэмюэлю Хантингтону), которые имеют собственный технологический и экономический потенциал и стремятся освободиться от диктата высокотехнологичного «Центра» мировой капиталистической системы, вырваться из состояния зависимости и самостоятельно выбирать пути своего развития. Именно такие страны, где западу не удалось установить своё культурное и идеологическое доминирование и становятся объектами проведения операций цивилизационных войн. В то время как страны «периферии», несмотря на все культурные отличия от «центра», самим Западом как угроза никогда не рассматривались, так как в случае противостояния с мировой капиталистической системой, никогда не имели даже чисто гипотетических шансов на успех. Источник: https://russkie.org/articles/tsivilizatsionnaya-voyna/ цитата 2022-02-25 08:00 Редакция ПО Две личности, если они даже и лидеры государства, способны повлиять сдуру на двусторонние отношения.
Автор цитаты: Как узнать, остались ли после смерти родственника вклады? 2022-02-25 08:03 Редакция ПО После открытия наследства у наследников есть полгода на поиск имущества умершего родственника. Квартиры, дачи, автомобили найти нетрудно — они так или иначе на виду. С вкладами и вообще с деньгами в банках сложнее: кто знает, где наследодатель хранил накопления на черный день? Наша читательница, москвичка Галина, узнала о вкладах своего отца спустя несколько лет после его смерти — случайно обнаружила документы. Ю.В. Курносов "Азбука аналитики" 2022-02-25 08:09 Редакция ПО 1. Ситуация с аналитикой в России: крик души!В любой стране ведущую роль в государственном строительстве, укреплении её политической и социально-экономической системы играет интеллектуальная элита . Она неоднородна по составу и включает учёных, хозяйственников, представителей политических партий и общественных движений и многих других групп и слоёв общества, но всегда в её состав входит и специфическая группа разноплановых специалистов, чьё поле деятельности мы определяем словом «Аналитика». Как бы ни разнились их профессии, как бы номинально не назывались их должности, – всюду этих людей именуют аналитиками . Это своеобразные аристократы в области интеллекта, «генераторы» новых идей и смыслов. Аналитик – это понятие более широкое, нежели просто эксперт в некоторой отрасли знаний; интеллектуальный инструментарий и опыт практической деятельности аналитика намного шире и не замыкается в рамках одной предметной области. Аналитик владеет совокупностью интеллектуальных технологий, позволяющей адекватно отражать суть явлений и процессов, выявлять скрытые в потоках текущей информации ключевые элементы развития обстановки, прогнозировать и создавать научную основу для управленческих решений. Как правило, это интеллектуально смелый человек, несущий новое, его отличает отсутствие синдрома стадного мышления . Наряду с сугубо прикладной стороной, которой сегодня занято большинство аналитиков в государственных и коммерческих структурах, в аналитической деятельности крайне важна и теоретико-методологическая сторона дела. Жизнь требует основательного исследования многих вопросов жизнедеятельности государства и общества. Это роднит аналитику с «чистой наукой», так как тесно связано с теоретическим моделированием базовых социально-экономических и политических процессов, поисковым характером мышления, сознания и культуры человека. Вместе с тем Аналитика, по сравнению с наукой, носит более оперативный и прикладной характер, она функционально встроена в процессы государственного управления, бизнеса, обеспечения безопасности. Эта её особенность требует быстрой оценки обстановки, безотлагательного принятия управленческих решений. Учёный может месяцами и годами биться над решением научной задачи, аналитик же часто попадает в ситуацию, когда аналитический документ должен быть готов «к утру». Общество в высокой степени инерционно – не только и не столько в экономике, но и, как это ни странно, интеллектуально. В истории не раз общество отвергало новые идеи, даже не удосуживаясь критически их осмыслить. Оказывается, что людей, способных выявлять и формулировать то, что скрыто в информационных потоках – смыслы, идеи, тенденции, закономерности, факторы, проблемы, риски, угрозы – явно недостаточно для принятия эффективных управленческих решений. Особенно печальная ситуация сложилась в России – вот уже несколько десятилетий наша страна последовательно теряет ценнейшие кадры аналитиков, и они находят применение где угодно, но только не у нас. А ведь чем ниже интеллектуальный потенциал общества, тем сильнее в нём деструктивные тенденции. Истощение интеллектуальных ресурсов и сокращение числа их носителей чревато драматическими последствиями. Сегодня социально-экономическая аналитика России в критической ситуации: неразвитость аналитических способностей политической элиты начинает тормозить развитие общества, государства, науки и технологий. Большие проблемы существуют с профессиональной подготовкой кадров для аналитической работы. Конечно, в России есть прекрасные многочисленные вузы, где программы обучения предусматривают развитие системного мышления студентов, есть ряд специальностей, близко примыкающих к аналитической работе, однако реально в России на сегодняшний день (ноябрь 2013 года) ни один вуз целенаправленную подготовку аналитиков не осуществляет. Отсутствуют кафедры, соответствующие специализации, методики и учебники. Я лично об этом (а также о необходимости проведения всероссийских и региональных научно-практических конференций, методологических семинаров, конкурсов молодых аналитиков) не устаю говорить с 1995 года! Но ситуация очень медленно поворачивается к лучшему. Государство остро нуждается в людях, реально способных комплексно анализировать социально-экономические, политические и культурные процессы и управлять ими. В то же время многие, кто обладают реальной властью в государстве и корпорациях, зачастую просто не понимают сути многих происходящих явлений и процессов. А почему? Они видят искажённую картину мира, их никто не готовит к восприятию реалий современного мира на основе системного аналитического мышления. Эти субъекты смотрят на вещи со своей колокольни . Чем дальше явление от привычных схем восприятия индивида, тем больше искажение восприятия. То, что дальше, представляется маленьким и незначительным, а то, что ближе – большим и важным. Этот своеобразный оптический обман государству и народу обходится очень дорого. Страна живёт какими-то странными калейдоскопически меняющимися концепциями, национальными проектами, вроде бы и ориентированными на позитивные для общества цели, однако вследствие непродуманности и их финансового обеспечения по остаточному принципу, становящихся малопригодными для улучшения жизни народа. Монополизм отдельных научных и аналитических структур либерального толка превысил все мыслимые пределы. Одновременно с этим экспертно-аналитическое сообщество в целом буквально вытеснено на обочину. Исправить подобную ситуацию можно было бы при наличии социальных лифтов для кадров, способных выполнить аналитическую работу. Однако в стране отсутствуют механизмы связи государства с инициативными аналитиками. Российское общество также реально лишено возможности вести поиск аналитиков (координаторов такого рода деятельности) в регионах, предоставлять им условия и ресурсы для работы на общее благо, использовать полученные ими результаты. Фактически инициативные аналитики децентрализованы по всем общественным сегментам, и привести их к единому знаменателю, полагаю, очень сложно и, скорее всего, организационно и технически невозможно. У каждого сильного аналитика свои стартовые условия, свои наработки, источники институционализации и заработка (возможности капитализации информации и знаний). Такое же положение сложилось не только в аналитике, но также в науке, технике, политике и т. п. Поэтому, сегодня самая главная задача – это массовое обучение людей новым правилам и образам жизни, новым правилам игры. Но в России пока не видно ни людей, способных эти самые правила придумать, сформулировать, описать порядок их применения, ни инфраструктур (институтов) ознакомления людей с этими правилами. Главный продукт власти – это перспектива, создание таких условий жизнедеятельности для каждого человека, чтобы он мог расти, развиваться и совершенствоваться, чтобы постоянно улучшалось его благосостояние. Многолетняя работа в органах безопасности и Счётной палате Российской Федерации помогла мне прийти к важным умозаключениям по поводу не только роли и места Аналитики в обработке информации финансово-экономического характера, но и её значении в принятии управленческих решений. Занимаясь вопросами стратегического контроля ресурсного обеспечения социально-экономического развития страны, мне пришлось участвовать в ряде контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, касающихся стратегических вопросов распределения и использования бюджетных средств. Среди них, такие, например, как «Комплексный анализ эффективности функционирования межведомственной унифицированной системы тылового обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации» (2008 г.); «Анализ эффективности использования государственных средств территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти и региональными органами исполнительной власти, выделяемых на реализацию функций управления» (2009); «Стратегический аудит использования потенциалов социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона в соответствии с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (2009 г.); «Комплексный анализ докладов высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ за отчётный год и их планируемых значениях на трёхлетний период» (2009 г.) ; «Комплексная проверка эффективности использования государственных ресурсов в целях подготовки к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 г. и развития г. Сочи как горноклиматического курорта» (2009–2012 гг.) и др. В ходе этих мероприятий отрабатывалась технология применения «аналитической карты проблемного поля» (о которой ещё пойдёт речь ниже), функциональная структура (архитектура) системы мониторинга крупномасштабных проектов, рассматривались вопросы экономической эффективности, в том числе ресурсоёмкости, ресурсообеспеченности, прямых и косвенных затрат, доходов и капитализации. В ходе контроля за реализацией Олимпийского проекта нас интересовали вопросы сроков, стоимости и качества работ и услуг, выполняемых заказчиками, подрядными и субподрядными организациями, качество управления портфелями проектов, изменениями, ресурсами и рисками по сферам готовности. Большое внимание уделялось проектному подходу к организации управления и контроля, выявлению имеющихся дисбалансов, согласованности планов, координации и взаимодействия различных органов управления, инвесторов и ответственных исполнителей проекта, проверке наличия взаимосвязанных сетевых графиков с отражением путей разрешения возникающих проблем, базовых бюджетов и планов, регламентов предоставления отчётности, реестров целевых показателей и индикаторов, согласованных объёмов и периодичности мониторинга и контроля и т. д. Прикладная аналитическая работа в важной государственной сфере позволила сделать вывод о том, что распределение и использование финансовых и материальных ресурсов у нас в стране осуществляется порой далеко не лучшим образом. Многие руководители федерального и регионального уровня, в том числе в силовых структурах, принимают управленческие решения по решению проблем спонтанно и субъективно, основываясь лишь на своём личном опыте и не используя более эффективные аналитические технологии. Крайне важным в этом смысле является понимание руководителем важности выделения, формулирования и структурирования проблемы в виде управленческой задачи, определения «веса» факторов и ключевых противоречий, составляющих её содержание, что позволяет впоследствии оптимально распределять ресурсы . Представленное на рис. 3 «проблемное дерево» позволяет увидеть проблему целиком со всеми её кризисными точками, причинами и возможными последствиями. Выступая как теоретическая модель проблемы, это «дерево» служит основой для коллективной аналитической работы по обсуждению и оцениванию роли и весового коэффициента каждого фактора. Не так важно, в какой форме будет проходить эта работа – в форме «мозгового штурма», рабочего совещания или заседания коллегии. Важен результат – выявление и фиксация всех значимых моментов, создающих проблему, определение их приоритетной значимости и их относительного «веса» в общей проблеме в процентном отношении. В современных условиях ни один руководитель, будь он даже семи пядей во лбу, не может в одиночку оценить всю проблему целиком. Нужны только «коллективные мозги», привлечение к экспертно-аналитической работе разноплановых специалистов, потому что большинство проблем являются настолько динамичными и гиперкомплексными, с огромным числом связей, сфер влияния, факторов, рисков, угроз и т. д., что одному человеку крайне трудно, а порой и невозможно оценить полностью всю проблемную ситуацию и принять оптимальное решение. Хочу обратить особое внимание читателей на данную часть Аналитики, так как она напрямую связана с принятием управленческих решений, а значит с распределением финансовых, материальных, информационных и кадровых ресурсов. Результаты того, что в нашем государстве фактически отсутствует подготовка аналитиков, и никто не учит руководителей хотя бы основам системного анализа проблемных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности, как говорится, налицо. Именно «плоское», однобокое, искажённое, а говоря научным языком, аутистическое восприятие реальности – один из главных источников управленческих ошибок и причина того, что руководители не воспринимают адекватно происходящие в стране процессы, подчас критические, опасные. Слаборазвитая культура мышления, слабая теоретическая подготовка, некомпетентность и односторонняя информированность элиты – это огромная угроза в современную эпоху. А преодолеть её возможно, лишь признав аналитику неотъемлемым компонентом интеллектуальной жизни личности современного руководителя . Отсюда вывод: всем нам надо учиться! И это не зазорно в любом возрасте. Аналитика всегда нацелена в будущее, прогностика – её важнейшая функция. При этом Аналитика всегда опирается на анализ того, что было и что есть в настоящее время. Эти три составные части важны для любого полноценного аналитического исследования. Нынешний этап развития аналитики в России характеризуется следующим. Неясность, неопределённость основных идеологических ориентиров российского государства в условиях, когда большинство народа отторгает идеи капитализма (хотя вынуждены жить по его законам), создают такую мировоззренческую путаницу, в которой разобраться очень нелегко. Очевидно, что ведущие операторы (публичные политики, партийные активисты, высокопоставленные государственные чиновники) и Администрация Президента Российской Федерации, и бизнес, и общество в целом – те, кто рационально относится к своим возможностям, потребностям, обязательствам, – заинтересованы во внятной информационной структуре общества, её концептуально-идеологических основах, адекватной коммуникации и недвусмысленном толковании основных идей, на которых должно развиваться государство. Это нужно для того, чтобы даже при диаметрально-противоположных мировоззренческих подходах – правые-левые, сторонники-противники, христиане-язычники, производители-потребители, – элита общества адекватно, в единых терминах понимала многообразную реальность и была нацелена на реализацию интересов большинства. Роль Аналитики при этом незаменима. Позволю себе сделать очень краткий экскурс в то, что было, охарактеризовать то, что есть и предположить то, что будет на «ниве» Аналитики в ближайшем будущем. Что было. Аналитиков как людей с нестадным мышлением всегда было немного, фактически единицы (по экспертным оценкам, это около 4 % мыслящего класса). Понимая всю важность аналитической работы как составной части управления и вообще познания, эти пассионарии годами пробивали стену непонимания и недооценки феномена аналитики. Кое-кому из них удалось прорваться на руководящие посты в государственных и бизнес-структурах, но многие остались социальными аутсайдерами, так как не смогли в силу разных причин соответствовать правилам, ограничивавшим их интеллектуальную свободу. Что есть. Явно пробуждается интерес к аналитике на разных уровнях управления. Усилиями энтузиастов-одиночек этот ручеёк интереса набирает силу, всё больше людей начинают понимать, что аналитика – это действительно интеллектуальное оружие[1]. Благодаря интернету в последние годы резко усилился обмен качественной информацией, адекватно отражающей различные аспекты жизнедеятельности общества и государства, возникла потребность в аналитической продукции. Следует сказать (исходя из своего личного опыта и опыта других коллег), что серьёзные аналитические структуры в России по инициативе снизу не возникнут, разве что при направляющем партнёрстве западных корпораций. А государство по-прежнему не понимает необходимость мощной организационной и финансовой поддержки в вопросе создания аналитических центров («фабрик мысли»), давным-давно доказавших свою эффективность на Западе, ставших настоящими локомотивами его интеллектуального развития. Заторможенность с принятием административных решений по этому вопросу наносит колоссальный вред, страна несёт огромные потери на непродуманных управленческих «решений-скороспелок». Однако усиливающаяся конкуренция на международном уровне, нарастающий вал кризисных явлений в самом российском обществе объективно способствуют поиску таких идей и их носителей, которые дают возможность стратегического и тактического выигрыша. Как говорится – «жизнь заставит». Сама жизнь, нарастающие противоречия заставляют Аналитику перемещаться в центральную сферу общественного внимания. Сегодня мы живём в открытом научно-аналитическом пространстве, когда многие достигнутые научно-исследовательские результаты не востребованы, их важность не очевидна ни для кого, кроме немногих специалистов в узких областях, а также аналитиков-концептуалистов. Большинство важных системно-аналитических исследований издаются мизерными тиражами (да ещё, как правило, и за счёт самих инициаторов), создаваемые мыслительные модели малодоступны для научного сообщества, не актуализированы, размыты по десяткам изданий. Представляется, что в ближайшем будущем исследования в этой сфере (систематизация, актуализация, личные контакты между исследователями) могли бы быть весьма полезны и продуктивны для консолидации экспертно-аналитического сообщества. Это является и одним из приоритетов проекта Русской аналитической школы (РАШ). Есть и другие научные, прикладные, управленческие и концептуальные направления, весьма востребованные временем. Если удастся органически и профессионально соединить интеллектуальный потенциал аналитиков, в стране будут созданы новые творческие коллективы: работающие команды, проектно-аналитические институты, и при правильной постановке дела они смогут работать в условиях самоокупаемости. В принципе, Россия сейчас нуждается в десятках таких фабрик мысли . Я не сомневаюсь, что усиливающаяся борьба за ресурсы, которых на планете становится всё меньше, а также нарастание вала сложнейших социально-экономических проблем заставят российских руководителей обратить внимание на этот серьёзнейший вопрос. В своей предыдущей книге «Аналитика как интеллектуальное оружие» мною дано панорамное описание и сравнение ситуации с государственной аналитикой и стратегическим целеполаганием и планированием (своеобразным «стратегическим стимулированием») «у нас» и «у них». Сейчас всё ярче проявляются характерные черты постиндустриальной экономики, прежде всего – это интеллектуализация используемых технологий , обеспечивающих повышение производительности труда, рост наукоёмкости товаров, повышение значения деятельности, связанной с производством, хранением, передачей и производством знаний. Набирающие силу процессы глобализации мировой экономики и жёсткой конкуренции приводят к сокращению жизненного цикла продукции и к необходимости постоянного внедрения инноваций. Поэтому именно интеллектуальные ресурсы общества – качественная информация, научные знания, профессиональный, научный и культурный потенциал общества определяют структуру национальной экономики, качество производимых продукции и услуг, эффективность функционирования экономики. Даже краткое описание основных институтов анализа, стратегического целеполагания, «стратегического стимулирования» в США, ЕС и сравнение их с Россией показывает, что у нас в этом плане наличествует просто интеллектуальная пустыня Калахари. Это суровая и горькая как хрен правда. Если соотнести всё это с экономической ситуацией, то корни многих наших неудач становятся явными. Российская экономика сейчас стагнирует, и, конечно, нужно искать выход, потому что в течение двух-трёх лет мы ощутим совершенно иную ситуацию в стране. Что будет. В ближайшем будущем на Аналитику обратят внимание в России на государственном уровне. Не в последнюю очередь – и благодаря нашим усилиям, обсуждению этих вопросов в Общественной палате Российской Федерации, а также в рамках первой Всероссийской научно-практической конференции «Аналитика развития и безопасности страны: реалии и перспективы». Кстати, о необходимости такой конференции я говорил ещё 10 лет назад в своих публикациях[2], обращался со служебными записками к ректору РАГС при Президенте РФ. Однако, тогда, видимо, идея ещё не созрела и не получила поддержки. А теперь, по устоявшейся российской практике, люди, которые раньше тормозили развитие Аналитики, постараются возглавить движение. Роль аналитической составляющей в обработке информации будет неуклонно возрастать. Стране нужны новые поколения квалифицированных аналитиков. Успешное решение стоящих перед органами государственной власти и управления задач невозможно без адекватного кадрового ресурса. А ещё будет мода, по мере распространения и усиления которой количество аналитиков увеличится, так же как и число аналитических подразделений. Аналитику станут преподавать в вузах, элитных колледжах, появятся учебные пособия, много новых книг и публикаций. Однако количественное увеличение отнюдь не означает автоматически качественное приращение. Точно так же, как с увеличением издательских и рекламных возможностей в годы перестройки количество всякой окололитературной и псевдонаучной «лабуды» возросло неимоверно, мощность книжной индустрии стала исчисляться миллионными тиражами, однако доступ к настоящему знанию по-прежнему остаётся закрытым, эзотерическим, по-прежнему трудно найти серьёзные книги, несущие с собой Знание. Таковы ближайшие прогнозы, на которые следует смотреть совершенно трезво, прежде всего, учёным и аналитикам, а не перемещаться по рынку ради собственного выживания, что часто наблюдается сегодня в России. [1] См.: Курносов Ю. В. Аналитика как интеллектуальное оружие. – М.: Русаки, 2012. – 613 с. [2] А также о необходимости создания кафедры аналитики, введении специализации «Информационно-аналитическая работа в сфере государственного и муниципального управления», наполнении Ситуационного центра РАГС интеллектуальным содержанием и т. д.
Ю. Роган "Арабы. История. XVI-XXI вв." 2022-02-25 08:20 Редакция ПО В книге прослеживаются пять веков арабской истории и описывается история всех арабских государств Северной Африки, Плодородного полумесяца и Аравийского полуострова. Повествование начинается со сражения при Мардж Дабике, произошедшем в 1516 году, когда мамлюкский султанат потерпел поражение от османов и арабы попали под иностранное владычество, а заканчивается событиями 2010-х годов. При этом автор стремится показать взаимосвязанность истории всех государств региона. Особый интерес представляет подробный рассказ о драматичных событиях ХХ века — разделе Османской империи после Первой мировой войны, борьбе арабских народов против колониализма, палестинской катастрофе и арабо-израильском конфликте, Арабской весне и ее последствиях. Судьбу арабских народов нельзя назвать простой. На протяжении веков их историю определяли два вектора: сопротивление иностранному господству и стремление к реформированию собственных государств. Революционные события Арабской весны стали лишь очередной главой в истории многовековой борьбы, и именно об этом — масштабный труд Юджина Рогана. 25 февраля в истории России 2022-02-25 08:21 Редакция ПО 1721. Официально начал работу Святейший Синод – верховный орган управления Церковью во главе с обер-прокурором, непосредственно подчиненным царю. Синод являлся своего рода «церковным министерством», подобным созданным Петром ранее «государственным коллегиям», управляющим иностранными, военными, торговыми и прочими делами. 1807. Учрежден знак отличия военного ордена Св. Георгия для награждения унтер-офицеров, солдат и матросов. Им награждались за подвиг, совершенный «на поле сражения, при обороне крепостей и на водах». В 1913 г. эта высшая солдатская награда официально стала именоваться Георгиевским крестом. 1831. Польское восстания 1830 г. Сражение при Грохове между русскими и польскими войсками. Упорное и кровопролитное сражение между русской армией (72 тыс.), предводимой фельдмаршалом графом И.И. Дибичем-Забалканским, и польскими войсками (56 тыс.) под начальством князя Радзивилла. Потери русских составили 9400 чел., поляки лишились 12 000 чел. и трёх орудий. Польские войска, стали отступать в предмостное укрепление Праги, а оттуда в полном беспорядке потянулись через мост в Варшаву. Отступившие поляки прикрылись линией Вислы и сильными укреплениями Праги. 1856. Начал работу Парижский конгресс, увенчавшийся подписанием Парижского трактата, завершившего Крымскую войну (1853–1856). В нём участвовали полномочные представители России, Франции, Англии, Австрии, Сардинии, Оттоманской империи, а также Пруссии. Председательствовал на заседаниях французский министр иностранных дел, внебрачный сын Наполеона Бонапарта граф Александр Валевский. Россия была представлена первым уполномоченным графом Алексеем Орловым и вторым – Филиппом Брунновым, долго служившим русским послом в Лондоне. По условиям выработанного на конгрессе Парижского мира Россия теряла устье Дуная, а также право содержать военный флот на Черном море и строить укрепления на прибрежных территориях. 1904. Вышедшие из Порт-Артура на разведку два русских эсминца -«Бесстрашный» и «Внушительный» наткнулись на 4 японских крейсера. «Бесстрашному» удалось уйти, а «Внушительный» был загнан в Голубую бухту, где был потоплен по приказу своего командира. 1914 . В одном из полётов первый самолёт типа «Илья Муромец» установил мировой рекорд, продержавшись в воздухе 17 мин с грузом 1290 кг. Это был первый успех самого крупного в то время самолёта 1920. В ходе Гражданской войны началось встречное Егорлыкское кавалерийское сражение, в котором Первая Конная (С.М. Буденный) и 10-я (М.Д. Великанов) армии нанесли поражение белогвардейским войскам генерала А.И. Деникина. В ходе боев, завершившихся 1 марта, были разгромлены 1-й Кубанский корпус и конная группа генерала А.А. Павлова, нарушено всё управление деникинского фронта. 1921. Образована Грузинская ССР. 1924. Установлены дипломатические отношения между СССР и Австрийской Республикой. 1930. В Москве открылся Клуб театральных работников (теперь – Центральный дом работников искусств – ЦДРИ). 1942. Первые мотоциклы М-72 Ирбитского мотоциклетного завода (директор А.М. Макаров) поступили на фронт. За годы войны завод изготовил для Красной армии 7000 М-72 с колясками. 1946. Красная Армия (РККА) была переименована в Советскую Армию, ставшую дальнейшим продолжением развития единых вооруженных сил Советского Союза. 1956. В ходе XX съезда КПСС Н.С. Хрущёв выступает с докладом «О культе личности и его последствиях» о разоблачении культа личности И. Сталина. 1964. В Ленинграде кардиохирург Василий Колесов провёл первое в СССР успешное коронарное шунтирование человеку на работающем сердце. 1986. Начал работу ХХVII съезд КПСС. М.С. Горбачев открыл съезд речью, которая продолжалась 5,5 часа. Был провозглашен курс на «перестройку». 1991. Состоялось внеочередное заседание Политического консультативного комитета Варшавского договора. Принято решение об упразднении военных органов блока, а 1 июля 1991 г. в Праге подписали Протокол о полном прекращении действия Договора. 1992. По Указу Президента Российской Федерации было создано Российское космическое агентство при Правительстве РФ. Экстренное обращение Владимира Путина к россиянам 2022-02-25 08:27 Редакция ПО lenta_video: |
В избранное | ||