Записки психолога. Школа психологических открытий Кому нужен психолог: ребенку или маме?
Только что родившийся ребенок это
наше все….Однако, после того, как
ребенку исполняется год, родители малыша все отчетливее начинают понимать, что
перед ними не просто маленькое существо, нуждающееся в заботе, а настоящий
человек со своими потребностями и желаниями, которые все чаще почему-то не совпадают с мамиными и
папиными. Например, на прогулке, он идет совсем не туда, куда намерена идти
мама, заходит в лужи, ковыряется в земле, тащит все подряд в рот. Дома он без
конца раскидывает игрушки, открывает запрещенные ящики с опасными предметами,
не хочет есть самую вкусную в мире еду и вовремя ложиться спать. Ребенок
начинает требовать, чтобы ему дали то, что он хочет, но находится под запретом.
Все это сопровождается плачем ребенка, и эмоциональными срывами родителей.
До какого-то момента родители
могут решать конфликтные ситуации при помощи различных ухищрений, обманов,
манипуляций, в конце концов, силы. Но потом поведение ребенка становится
неуправляемым. И если родители могут еще решать, что он получит, а что нет, то
заставить ребенка спать или есть точно им не под силу. Хотя тут я не права:
есть и такие мамы, которые насильно впихивают ребенку в рот ложку с кашей…
Вот тут-то мама начинает думать,
к какому специалисту можно обратиться за помощью. Она ведет ребенка к
психологу, а на вопрос о том, что она хочет изменить, отвечает, что ей нужно,
чтобы психолог поработал с ее ребенком таким образом, чтобы он стал беспрекословно ее слушаться. Когда я начинаю
прояснять, что значит «слушаться», то, в переводе с маминого языка, ребенок должен выполнять ее команды, смысл
которых сводиться к тому, чтобы ребенок своими действиями не осложнял ей жизнь:
- стой (или иди быстрей);
- сиди смирно, не вертись;
- ешь;
- ложись спать;
- иди поиграй (или перестань
играть);
- не кричи;
- не плачь.
Другими словами, мама желает,
чтобы в ситуации постоянного подавления ребенок не предпринимал никаких попыток
сопротивления и вел себя тихо и смирно. Тут я уточняю:
- Так значит, вы хотите, чтобы
ваш ребенок согласился с тем, что вы его подавляли?
- Нет, вы меня неправильно
поняли, я хочу, чтобы он меня слушался!
- Что, по-вашему, подавление?
- Ну, это когда человека
заставляют что-то делать, чего он не хочет. Или не дают делать того, что он
хочет…
- Когда вы запрещаете ребенку
кричать, что вы делаете?
- Ой. Но что же мне теперь
делать? Позволить ему делать все, что хочет?
Конечно же, есть вещи, которые
ребенку делать нельзя. К ним относится все то, что несет угрозу для его
здоровья и жизни. Но есть масса запретов, которые родители налагают на действия
ребенка, исходя из соображений собственного удобства. Задача мамы отличать свои
потребности от потребностей ребенка и учиться
с ним договариваться, как бы парадоксально это не выглядело в лице
полуторогодовалого малыша. Тогда в ситуации конфликта потребностей они придут к
решению, с которым будут согласно оба.
Например, подходит к концу
прогулка с ребенком, и мама хочет идти домой, а малыш хочет еще погулять.
Конечно, можно просто взять ребенка и понести его домой, не смотря на его крики
и слезы. А можно спросить, почему ему так важно еще остаться. Если малыш еще не
говорит предложениями, мама всегда знает, как узнать о его желаниях, задавая
уточняющие вопросы, на которые есть ответ «да» или «нет». Далее можно задать
вопрос о том, сколько времени ему еще нужно для этого. Моя дочь, которой сейчас
год и восемь, на этот вопрос показывает пальчики. Это пока не больше пяти, но
она всегда заканчивает свои дела раньше, чем пройдет пять минут.