В самой постановке задачи поисков методов работы психолога с
немотивированным клиентом существуют конфликты нескольких уровней:
Экзистенциальное
противоречие, ибо никакой простой смертный человек не в силах повлиять на
судьбу другого человека. Это послание транслируется через древние мифы,
Библию, волшебные сказки, современные анекдоты и через опыт практикующих
психотерапевтов.
Противоречие
между выполнением своего профессионального долга, когда психологу
приходиться вынужденно общаться с клиентом, и позицией профессиональной
компетентности психолога, которая говорит ему о том, что, выступая инициатором проведения
психологического вмешательства, он поступает некорректно с профессиональной
точки зрения.
Противоречие,
создаваемое на пути общения самим субъект-объектным подходом к клиенту, когда
общество указывает человеку на то, что у него есть проблемы, и что он
должен измениться, иначе последуют наказания. Решая задачи по мотивированию
клиента, психолог изначально ставит себя в зависимую от клиента позицию,
противоречащую с демократическими принципами диалога.
Противоречие
между актуальными потребностями клиента и потребностями, которые ему
приписывает общество.
В этом смысле ставитьзадачу найти эффективные методы работы с немотивированным клиентами, все
равно, что найти успешный способ не
только подвести лошадь к водопою вопреки ее желанию, но и заставить ее пить. А
дальше возникают следующие вопросы:
- Сколько воды она должна выпить?
- Кто это будет решать?
- Как и чем измерить объем потребляемой ею воды.
Точно также невозможно адаптировать человека к жизненной
ситуации против его воли. Точно также невозможно заставить человека
выздоравливать, если он этого не хочет.
Поэтому, выступая инициатором контакта с немотивированным на
сотрудничество клиентом, психологу в первую очередь следует задать несколько
вопросов себе:
- Зачем я вхожу в контакт с этим человеком?
- Какая у меня потребность в этом общении?
- Какая у меня мотивация?
- Какую цель я хочу достичь в результате этого
взаимодействия?
- Как эта цель согласуется с направлением моего
профессионального и личностного развития?
Следующий этап – это непосредственное вступление в контакт с
клиентом. Это самый трудный момент начала взаимодействия, ибо наиболее часто
наблюдается парадоксальная картина, когда и клиент, и консультант идут
навстречу друг к другу против своей воли и испытывают целый спектр негативных
эмоций по поводу вынужденного разговора. Обоюдная нечестность порождает
развитие заведомо известных сценариев игр, разворачиваемых в психологическом
кабинете.
Противопоставлением привычному способу субъект-объектного
общения, с который каждый из нас знаком с рождения, является субъект-субъектный
подход, в котором консультант выступает, как такой же человек, а клиент как
равноправный собеседник. В этом плане хорошо работают сообщества и группы
поддержки, придерживающиеся принципов действительно демократического общества:
- опыт каждого ценен;
- каждый имеет право на свою точку зрения;
- каждый свободен в своем выборе;
- каждый имеет право высказываться и быть выслушанным;
- никто не оценивает, не критикует, не осуждает.
Опыт такой наиболее эффективной модели выздоровления,
как12-ти шаговая программа, по которой
работают зависимые и созависимые люди, говорит о том, что самое важное, что вы
можете сделать для другого страдающего человека, - это поделиться с ним
собственным опытом решения той или иной проблемы. Консультант, который говорит
с человеком не с высоты своего профессионального статуса, а делиться
собственными переживаниями, окажет гораздо большее влияние на отношение к
происходящему, нежели консультант, формально исполняющий свой профессиональный
долг.
Третий шаг после проявления личного интереса к собеседнику –
выяснение его действительных потребностей:
- Что для него важно в данный момент?
- От чего он сейчас страдает?
- Какие у него есть потребности?
Здесь, возвращаясь к вопросу о работе с немотивированным
клиентом, можно утверждать, как это делают многие психологи и социальные
работники: немотивированного клиента не бывает. Такая формулировка удобна для
объяснения того, почемуработа, не
приводит к поставленной цели. Бывает отсутствие контакта и неисследованные
потребности клиента.
Далее уже можно совместно искать способы удовлетворения этих
потребностей, ставить цели и задачи их достижения, а также предлагать различные
формы работы с клиентом.