Записки психолога. Школа психологических открытий «Битие определяет сознание?»
Во что выливается авторитарный
стиль воспитания
Если вас спросить, какого стиля
воспитания в отношении вас придерживались ваши родители, то скорей всего, вы
скажете, что был один из родителей, который принимал решения по поводу того,
что вам можно было делать, а что нельзя, а второй с ним соглашался.
Чаще всего в роли первого
родителя выступает мать, которая решает, как воспитывать ребенка, что он должен
или не должен делать, что он должен уметь, кем и каким он должен быть. Также
мать решает, какие санкции нужно применять в случае, когда ребенок не
вписывается в заданные рамки поведения.
Такой стиль воспитания ребенка,
подразумевающий строгий контроль, подавление и систему наказаний и поощрений
психологи называют авторитарным. Он достался современным семьям от наших
далеких предков с тем изменением, что раньше во времена патриархата вся семья
подчинялась воле отца, а сегодня за воспитание детей преимущественно отвечает
мать.
Поэтому, сколько бы не говорилось
в нашем государстве о демократии, онане
может осуществиться по той простой причине: мы с рождения живем в авторитарном
сообществе, и упорно не видим другие модели развития.
Сейчас идет начало учебного года,
дети второй месяц ходят в школу, а едва ли не каждая психологическая
консультация принимает звонки от отчаявшихся родителей:
- Помогите, ребенок не хочет учиться
и плохо ведет себя на уроках!
- Сын совсем отбился от рук и
ничего не хочет делать!
- Дочь не слушается и грубит!
В чем причина участившихся
обращений родителей, и какая взаимосвязь между началом учебного года и
авторитарным стилем воспитания? Дело в том, что пока ребенок маленький, он еще
не может сопротивляться нарушению его прав как ЧЕЛОВЕКА взрослыми. Я пишу это
слово большими буквами, специально, чтобы родители осознавали, что перед ними
не ИХ ребенок, не ИХ собственность, а равноправный член Земного сообщества. Не
согласны!? А, собственно, почему?! Так вот, сами того не замечая, родители, как
только маленький человечек начинает проявлять себя в этом мире как личность,
тут же начинают ограничивать его действия:
- сюда не лезь;
- это нельзя;
- не кричи;
- не бегай;
- не балуйся, и т.п.
Привыкая к авторитарной системе
дома, ребенка продолжают учить подчиняться взрослым в детском саду. И уже
совсем узаконенная система подавления детей продолжает свою работу над
«воспитанием» личности в нашей образовательной системе.
В итоге ребенок попросту
перестает принадлежать самому себе, так как с утра до вечера вынужден делать
то, чего от него хотят другие. Те дети, которые еще способны сопротивляться
этой системе, получают замечания за поведение в школе. А «беспроблемные»
отличники или тихие незаметные троечники далее в своей жизни также себя не
проявляют. Среди отличников практически нет успешных людей, а лидерами и
победителями становятся школьные троечники-бунтари. Примером ожжет служить
индийский философ ОШО. В его «Автобиографии Духовно Неправильного Мистика»,
например, можно прочитать, что по
настоящему религиозным может быть только … бунтарь.
И вот, сидит уже выбившаяся из
сил на консультации психолога мама и
спрашивает:
- Что мне еще нужно сделать,
чтобы мой ребенок стал послушным?
Для меня это всегда звучит так:
как бы на него еще поднадавить, чтобы он стал делать так, как я хочу?
А ребенок всего лишь пытается
отстоять свои права. Поддержка психолога
в этом случае, конечно же, нужна всей
семье. И, прежде всего она состоит в том, чтобы родителям увидеть и осознать,
каким образом они подавляют своего ребенка, и помочь выработать новые
равноправные модели взаимодействия. Не простая это работа, надо вам сказать. И
она проводится в Психологическом центре
«Сталкер» только самыми опытными семейными психологами.