Записки психолога. Школа психологических открытий Терапевтическая группа для зависимых, имеющих детей
Перестав употреблять химические вещества (алкоголь, никотин
или другие виды наркотиков), зависимый человек замечает, что хотя его
физическое и душевное состояние постепенно улучшаются, образ мышления,
привычная палитра чувств и стереотипы поведения остаются прежними. Но если
раньше негативные чувства и мысли заглушались алкоголем или другим веществом,
то теперь они, по-прежнему, требуя выхода, помимо воли обрушиваются в первую
очередь на самых близких людей, т.е., на членов своей семьи.
Особенно это касается чувств по отношению к детям, поскольку
они менее взрослых способны защитить себя. Часто, увидев в трезвости своих
детей, зависимый вдруг понимает, что большинство важных событий в их жизни
прошло мимо него, многое, из того, что они делают, ему не нравится, а попытки
повлиять на их поведение оборачиваются лишь конфликтами, взаимными обидамии дальнейшим отчуждением.
Ожидание родителями, так называемого, трудного подросткового
возраста ребенка усиливает страхи на тему влияния дурной компании, в которой
могут оказаться сын или дочь и стать зависимыми от химического вещества. Ко
всему прочему не дают покоя мысли о наследственности заболевания… Возникают
вопросы, как болезнь взрослого члена семьи может отразиться на ребенке, и что
можно сделать, чтобы избежать негативных последствий для его здоровья.
Бытует мнение что алкоголизм – наследственное заболевание и
передается ребенку с набором генов. Так ли это на самом деле? Хотя как такового
гена алкоголизма не существует, последние исследования даже не на детях, а на
внуках алкоголиков показали, что у них с рождения изменена биохимия мозга в
сторону снижения естественной выработки гормонов, отвечающих за получение
удовольствия. Но оказалось, что лечение таких детей возможно, и уже сегодня
создаются препараты для коррекции биохимических процессов в их организме.
Каким образом это обстоятельство может повлиять на развитие
алкоголизма у ребенка в будущем? Дело в том, что алкоголь – это моментальный способ
поднять пониженный фон настроения и испытать состояние эйфории без каких либо
усилий и работы над собой. Получив это ощущение мгновенно один раз, подросток
или молодой человек (девушка) могут пытаться повторить подобный опыт, что со временем
переходит в привычку и зависимость, если они не имеют здоровых альтернатив для
удовлетворения актуальной потребности. Алкоголь может также временно решать и
другие важные для человека задачи: преодоление неуверенности в себе, боле
легкое установление контакта с незнакомым человеком, приобретение чувства
значимости, ощущение свободы и чувства взрослости и т.п.
Второе обстоятельство, способствующее возникновению
зависимости у ребенка, - это наличие в семье родителя-алкоголика или другого зависимого
члена семьи, играющего важную роль в жизни ребенка. Во-первых, родители
преимущественно неосознанно формируют жизненный сценарий ребенка, включающий в
себя помимо всего прочего и набор заболеваний. Уже к шести годам жизни все
ключевые элементы сценария заложены, и можно говорить о том, будет ли ребенок
здоровым и успешным. Считается, что, если до шести лет ребенок не видел своих
родителей в состоянии опьянения, риски стать зависимым резко снижаются. После
этого возраста изменение сценария может происходить либо в результате сильных
душевных потрясений либо в процессе духовного развития, в частности, психотерапии.
Поэтому не нужно обладать даром ясновидящего, чтобы предсказать будущее ребенка.
Достаточно знать основные события и их даты в биографии его родителей и
прародителей.
Во-вторых, в семье, где находится хронически больной
человек, остальные ее члены, в том числе и дети, являются созависимыми. Сегодня
созависимость признана болезнью как разновидность невроза или психического
расстройства. Дети в такой семье вырастают эмоционально зависимыми от больных
зависимых и созависимых родителей, они заражаются от них негативным мышлением,
их поведение становится вынужденным как ответная реакция на поведение больных
родителей. В дальнейшем, не имея другого опыта семейных отношений и следуя
родительскому сценарию, ребенок, став взрослым, выберет себе для создания семьи
партнера, с которым он будет находиться в тех же самых отношениях
зависимости-созависимости. Например, дочь выйдет замуж за алкоголика, а сын
женится на созависимой женщине с контролирующим поведением.
Созависимость, делая ребенка зависимым от родителей,
формирует предрасположенность к зависимости от чего угодно, что может на
какое-то время изменить состояние сознания: алкоголя, никотина, героина, еды,
азартных игр, секса, и даже работы. По сути, почва для развития заболевания
готова, нужно лишь, зернышко, т.е. вещество или что-то, что способно доставить
человеку удовольствие.
Известно, что для обретения и поддержания душевного
равновесия выздоравливающему зависимому необходимо регулярно посещать непрофессиональные
группы поддержки, например, сообщество анонимных алкоголиков или наркоманов.
Это действенный, но долгий путь духовного развития длиною в оставшуюся жизнь.
Но некоторые проблемы не могут ждать несколько лет и требуют немедленного
решения. Это касается, прежде всего, восстановления отношений с супругами и
детьми.
В этом, как раз, и могут помочь профессиональные
терапевтические группы для зависимых.. Во-первых, группа через опыт каждого
участника отражает мысли, чувства и поступки человека, восстанавливая его
способность отслеживать, что с ним происходит в трудной ситуации, и каким
привычным для себя способом он на нее реагирует.
Во-вторых, в терапевтической группе, в отличие от групп
поддержки, каждый участник имеет возможность получить моментальную обратную
связь по поводу волнующего его события, как в группе, так и за ее пределами, и
попросить помощи в решении актуальной жизненной трудности. Таким образом,
понимание человеком некоторых процессов и изменений, которые с ним происходят,
на терапевтической группе приходит гораздо быстрее, нежели при посещении
непрофессионального сообщества.
В-третьих, терапевтическая группа занимается поиском и
формированием новых моделей поведения с близкими людьми, в том числе и с детьми,
основанных на открытости, равноправии, способности видеть возникающие в семье
проблемы и договариваться о распределении ответственностей между членами семьи
для их решения.
Осваивая в терапевтической группе здоровые модели поведения,
зависимый постепенно переносит их в свою семью и тем самым предоставляет
возможность детям перенять новые формы поведения, делать свой ответственный
выбор и принимать осознанные решения в жизни, касающиеся, в том числе, и
употребления химических веществ.