Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Записки психолога. Школа психологических открытий Родители отдыхают, ребенок страдает…


 

После рождения ребенка его родители, особенно мама, длительное время находятся в стрессовом состоянии, испытывая большие и физические, и психические нагрузки. И даже, если они счастливы, что у них появился малыш, и готовы о нем заботиться столько, сколько нужно, - все равно усталость накапливается, а потребность в отдыхе растет.

Поэтому часто уставшие родители, после нескольких первых утомительных месяцев решают устроить себе отпуск без ребенка, чтобы отоспаться, заняться собой, побыть друг с другом вместе и сменить обстановку. Вполне здоровые потребности, на удовлетворение которых они имеют полное право. И часто происходит так, что малышей оставляют на несколько дней  или даже недель на попечение бабушек и дедушек, не догадываясь о том, какие это влечет последствия для его психического и физического здоровья.

 Особенно это касается ребенка, которому еще не исполнился год. В это время у него формируется такое важное качество личности, как доверие к миру, на базе которого определяется в дальнейшем отношение к семье и к другим людям. Оставленный мамой младенец испытывает огромный стресс, переживая состояние отвержения. Он на уровне чувств понимает, что не представляет собой никакой ценности, что он не значим для родителей, а значит, и для остальных окружающих. Часто это состояние приводит и к физическим заболеваниям. Он перестает доверять как родителям, так и миру в целом. Ведь даже единственные дорогие и самые значимые существа в его жизни могут с ним так поступить.  

 Впоследствии эта травма отражается на всей жизни уже взрослого человека, причем это происходит на бессознательном уровне, поскольку сам человек, конечно, об этом не помнит, т.к. эти травматичные воспоминания заблокированы от сознания. Но на уровне чувств он может переживать страх отвержения, испытывать зависимость от мнения окружающих, иметь страх оценки. Такой человек либо вовсе избегает завязывать отношения, либо отношения не строятся или же он имеет сразу несколько отношений с партнерами противоположного пола из-за страха быть отвергнутым кем либо.

 Поэтому психологи на вопрос родителей о том, можно ли оставлять ребенка до года на продолжительное время, однозначно говорят, что нет.

 Конечно, не стоит торопиться с этим и сразу после года. Боюсь, что разочарую многих родителей, сказав, что идеальный возраст ребенка, в котором он будет готов остаться без мамы на несколько дней, начинается с шести лет. Если это происходит раньше, то так или иначе ребенок будет скучать, переживать, горевать, испытывать одиночество, тоску. Другой вопрос в том, насколько родители и бабушки имеют хороший контакт с ребенком, насколько они смогут подготовить ребенка к своему отъезду, и как время разлуки сделать максимально для него безопасным.

 Во-первых, ребенок уже должен иметь опыт успешного проживания с бабушкой. Можно пробовать оставлять ребенка на пару дней, при этом отслеживая его состояние до, во время и после разлуки. Если по реакции малыша будет видно, что это ему не нравится, что он сопротивляется и сильно переживает разлуку, - значит пока ребенок к таким встречам не готов, и следует подождать.

 Во-вторых, нужно объяснять малышу, куда, зачем и насколько вы уезжаете. Он понимает гораздо больше, нежели вы себе представляете. Конечно, при этом нужно стараться использовать, насколько это возможно, известные ему понятия, обозначения, слова. Можно показать фотографии с вами с прошлых поездок, рассказать о том месте, где вы будете, что вы там будете делать, что оттуда привезете. Можно показать на пальчиках, сколько дней вас не будет, и попросить бабушку каждый день показывать, сколько осталось до приезда.

 Прощаясь с ребенком, важно самим находиться в спокойном состоянии, чтобы не передавать ребенку свою тревогу, иначе он сразу свяжет ваш уход с чем-то опасным для вас и для него. Не придавайте слишком много значения расставанию, давая понять, что это нормально, что так бывает. Объясните, почему вы сейчас не можете взять его с собой, а когда этих препятствий не будет, он может поехать с вами.

 Юлия Васюкова

Для чего Вашим детям нужна психодиагностика?! Сегодня родители все больше уделяют внимание развитию ребенка и уже с ранних лет занимаются с ним в учреждениях дополнительного дошкольного и школьного образования. Но здесь психологи постоянно наблюдают такую картину, когда мама отводит ребенка в тот или иной кружок, творческий коллектив или спортивную секцию, исходя только лишь из своих убеждений, не принимая в расчет, есть ли у ребенка желание к этому занятию, склонности или способности. А это обстоятельство, между прочим, всегда должно стоять на перовом месте. Тем не менее, родители его постоянно игнорируют. Часто родители принимают решение «сдать» ребенка в ту или иную секцию, в тот или иной кружок, исходя из собственных, давно «сидящих внутри них» мотивов, среди которых: – быть как все, если все родители в городе буквально «тащат» своего ребенка в секцию волейбола или мечтают, чтобы он стал хоккеистом, то «разве можно стоять в стороне от процесса»; – желание реализовать собственные несбывшиеся мечты: стать успешным в спорте, в музыке, в театре и пр.; – стать родителем гениального или «продвинутого» ребенка; – показать своим близким, а также знакомым и коллегам по работе, что с воспитанием своего «дитяти» дела обстоят просто превосходно; – «загрузить» ребенка занятиями, чтобы у него не оставалось личного времени на «ерунду» или на «плохую» компанию. За всем этим на первом месте стоят потребности родителей, но не желании и возможности ребенка. Поэтому они зачастую буквально принуждают своих детей к выбранному ими виду деятельности даже, если они, т.е. наши дети, от природы получили совершенно иной дар. Иногда взрослеющие дети начинают сами заниматься познанием себя как личности и тоже задаются вопросом о том, есть ли у них к чему-либо определенные способности. Особенно это становится важным, когда речь идет о профессиональном самоопределении. Как же все-таки родителям и ребенку понять, чем ему лучше заниматься, чтобы достичь успехов в выбранной сфере деятельности, «не промахнуться»? Для этого существует такая сугубо приземленная отрасль психологии, как психодиагностика, помогающая точно оценить состояние и развитие психических функций человека, и выявить индивидуальные особенности личности. На основании результатов комплексной диагностики психолог проводит интерпретацию полученных данных, обозначает выявленные способности и особенности ребенка и очерчивает круг деятельности, в которой его природный потенциал будет максимальным образом реализован. Зачастую родители не совсем понимают, как за относительно короткий срок психологи делают столь глубокие (и смеем заверить вас, довольно точные) выводы о будущем ребенка, прошедшего комплексную психодиагностику. Однако надо понимать, что за каждым тестом, который предлагается мальчику или девочке, стоит огромная работа тех, кто создавал (иногда десятилетиями!) и совершенствовал этот тест, тщательно подбирал и, зачастую, менял стимульный материал, рассчитывал нормы, адаптировал в той или иной культуре. А ведь еще надо добиться того, чтобы психолог, проводящий диагностику ребенка знал, как это делается, понимал суть теста, его нюансы, а также ориентировался в теоретических разработках, которые всегда стоят за ним. Так что тот час, который психолог проведет с вашим ребенком, это, однозначно, только «вершина айсберга», не более...

Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-57269/
Shkolazhizni.ru
Для чего Вашим детям нужна психодиагностика?! Сегодня родители все больше уделяют внимание развитию ребенка и уже с ранних лет занимаются с ним в учреждениях дополнительного дошкольного и школьного образования. Но здесь психологи постоянно наблюдают такую картину, когда мама отводит ребенка в тот или иной кружок, творческий коллектив или спортивную секцию, исходя только лишь из своих убеждений, не принимая в расчет, есть ли у ребенка желание к этому занятию, склонности или способности. А это обстоятельство, между прочим, всегда должно стоять на перовом месте. Тем не менее, родители его постоянно игнорируют. Часто родители принимают решение «сдать» ребенка в ту или иную секцию, в тот или иной кружок, исходя из собственных, давно «сидящих внутри них» мотивов, среди которых: – быть как все, если все родители в городе буквально «тащат» своего ребенка в секцию волейбола или мечтают, чтобы он стал хоккеистом, то «разве можно стоять в стороне от процесса»; – желание реализовать собственные несбывшиеся мечты: стать успешным в спорте, в музыке, в театре и пр.; – стать родителем гениального или «продвинутого» ребенка; – показать своим близким, а также знакомым и коллегам по работе, что с воспитанием своего «дитяти» дела обстоят просто превосходно; – «загрузить» ребенка занятиями, чтобы у него не оставалось личного времени на «ерунду» или на «плохую» компанию. За всем этим на первом месте стоят потребности родителей, но не желании и возможности ребенка. Поэтому они зачастую буквально принуждают своих детей к выбранному ими виду деятельности даже, если они, т.е. наши дети, от природы получили совершенно иной дар. Иногда взрослеющие дети начинают сами заниматься познанием себя как личности и тоже задаются вопросом о том, есть ли у них к чему-либо определенные способности. Особенно это становится важным, когда речь идет о профессиональном самоопределении. Как же все-таки родителям и ребенку понять, чем ему лучше заниматься, чтобы достичь успехов в выбранной сфере деятельности, «не промахнуться»? Для этого существует такая сугубо приземленная отрасль психологии, как психодиагностика, помогающая точно оценить состояние и развитие психических функций человека, и выявить индивидуальные особенности личности. На основании результатов комплексной диагностики психолог проводит интерпретацию полученных данных, обозначает выявленные способности и особенности ребенка и очерчивает круг деятельности, в которой его природный потенциал будет максимальным образом реализован. Зачастую родители не совсем понимают, как за относительно короткий срок психологи делают столь глубокие (и смеем заверить вас, довольно точные) выводы о будущем ребенка, прошедшего комплексную психодиагностику. Однако надо понимать, что за каждым тестом, который предлагается мальчику или девочке, стоит огромная работа тех, кто создавал (иногда десятилетиями!) и совершенствовал этот тест, тщательно подбирал и, зачастую, менял стимульный материал, рассчитывал нормы, адаптировал в той или иной культуре. А ведь еще надо добиться того, чтобы психолог, проводящий диагностику ребенка знал, как это делается, понимал суть теста, его нюансы, а также ориентировался в теоретических разработках, которые всегда стоят за ним. Так что тот час, который психолог проведет с вашим ребенком, это, однозначно, только «вершина айсберга», не более...

Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-57269/
Shkolazhizni.ru
Для чего Вашим детям нужна психодиагностика?! Сегодня родители все больше уделяют внимание развитию ребенка и уже с ранних лет занимаются с ним в учреждениях дополнительного дошкольного и школьного образования. Но здесь психологи постоянно наблюдают такую картину, когда мама отводит ребенка в тот или иной кружок, творческий коллектив или спортивную секцию, исходя только лишь из своих убеждений, не принимая в расчет, есть ли у ребенка желание к этому занятию, склонности или способности. А это обстоятельство, между прочим, всегда должно стоять на перовом месте. Тем не менее, родители его постоянно игнорируют. Часто родители принимают решение «сдать» ребенка в ту или иную секцию, в тот или иной кружок, исходя из собственных, давно «сидящих внутри них» мотивов, среди которых: – быть как все, если все родители в городе буквально «тащат» своего ребенка в секцию волейбола или мечтают, чтобы он стал хоккеистом, то «разве можно стоять в стороне от процесса»; – желание реализовать собственные несбывшиеся мечты: стать успешным в спорте, в музыке, в театре и пр.; – стать родителем гениального или «продвинутого» ребенка; – показать своим близким, а также знакомым и коллегам по работе, что с воспитанием своего «дитяти» дела обстоят просто превосходно; – «загрузить» ребенка занятиями, чтобы у него не оставалось личного времени на «ерунду» или на «плохую» компанию. За всем этим на первом месте стоят потребности родителей, но не желании и возможности ребенка. Поэтому они зачастую буквально принуждают своих детей к выбранному ими виду деятельности даже, если они, т.е. наши дети, от природы получили совершенно иной дар. Иногда взрослеющие дети начинают сами заниматься познанием себя как личности и тоже задаются вопросом о том, есть ли у них к чему-либо определенные способности. Особенно это становится важным, когда речь идет о профессиональном самоопределении. Как же все-таки родителям и ребенку понять, чем ему лучше заниматься, чтобы достичь успехов в выбранной сфере деятельности, «не промахнуться»? Для этого существует такая сугубо приземленная отрасль психологии, как психодиагностика, помогающая точно оценить состояние и развитие психических функций человека, и выявить индивидуальные особенности личности. На основании результатов комплексной диагностики психолог проводит интерпретацию полученных данных, обозначает выявленные способности и особенности ребенка и очерчивает круг деятельности, в которой его природный потенциал будет максимальным образом реализован. Зачастую родители не совсем понимают, как за относительно короткий срок психологи делают столь глубокие (и смеем заверить вас, довольно точные) выводы о будущем ребенка, прошедшего комплексную психодиагностику. Однако надо понимать, что за каждым тестом, который предлагается мальчику или девочке, стоит огромная работа тех, кто создавал (иногда десятилетиями!) и совершенствовал этот тест, тщательно подбирал и, зачастую, менял стимульный материал, рассчитывал нормы, адаптировал в той или иной культуре. А ведь еще надо добиться того, чтобы психолог, проводящий диагностику ребенка знал, как это делается, понимал суть теста, его нюансы, а также ориентировался в теоретических разработках, которые всегда стоят за ним. Так что тот час, который психолог проведет с вашим ребенком, это, однозначно, только «вершина айсберга», не более...

Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-57269/
Shkolazhizni.ru

В избранное