Записки психолога. Школа психологических открытий Управление семьей: «все для семьи», либо «да пошла она»!
Продолжение: начало - http://julva.ucoz.ru/publ/o_vzaimootnoshenijakh_muzhchiny_i_zhenshhiny/upravlenie_semej_tarakany_po_uglam_ili_procvetajushhaja_firma/6-1-0-56
Семья – это малая группа, однакомногие вещи, происходящие в ней, идут
примерно по тем же законам, что и в более крупных организациях.В предыдущей заметке мы говорили с вами о
таких состояниях, как приобщенность и отчужденность. Однако говорили недостаточно
подробно и слишком бегло. Теперь можно поговорить о них более подробно, так как
они являются достаточно важными для последующих рассуждений.
Мы уже писали, что поведение членов семьи во многом зависит оттаких факторов, каклюбовь-ненависть и вера-безразличие партнеров
(и,в целом членов семьи) друг к
другу.От них зависит то, как
проявляется феномены заботы – враждебности в семье, которые, с одной стороны,
являются своеобразным диагностическим инструментом, через которые раскрываются
приведенные выше факторы, с другой стороны, от них же зависит скрепляющая семью ее
эмоционально-чувственная составляющая, с
третьей стороны, которые могут проявляться в парадоксальной форме, т.е. заботы,
которая выглядит в формате враждебного отношения («Когда ты уже сходишь к
врачу, я уже устал ждать?!» (подразумевается: «Меня очень беспокоит состояние
твоего здоровья!»), а враждебность проявляться в виде заботы («Ты уже устроился
на работу?!» (подразумевается: «Чтобы приносить в семью деньги, которые мы от
тебя не видим!»).
Однако в жизни каждой семьи, помимо мощнейшей эмоциональной
составляющей, имеется и ярко выраженный
деловой момент, мы ранее также использовали метафору «процветающей фирмы»,
когда в семье все хорошо: имеется работа, деньги, хозяйство «цветет и пахнет»,
члены семьи одеты, обуты, накормлены и т.п.Соответственно, помимо того, что в семье мы выделяем «человека
чувствующего» и «человека верящего», имеется также «человек общающийся» и
«человек действующий».Чтобы такая
«фирма» жила, ее члены должны сотрудничать и, совершенно очевидно, еще и общаться,
т.е. быть приобщенными к существующемукоммуникативному пространству семьи, либо отчужденному от его, а также
действовать, т.е. вступать с друг другом в определенные взаимодействия или
противодействовать поступкам друг друга.
Мы писали о том, что приобщенный к коммуникативному пространству семьи
ее член в явной или, вполне возможно, несколько завуалированной форме, демонстрирует
т.н. сплачивающую модель поведения.Наоборот, отчужденный член семьи представляет на «всеобщее обозрение»,
опять же в скрытой или открытой форме, разобщающую модель поведения, ничего
хорошего настоящему и будущему семьи не сулящую.
Тем не менее, следует подчеркнуть, что приобщенность и отчужденность в
семье проявляют себя довольно противоречиво. Чем сильнее внутри семьи
стимулируется интерес к самораскрытию ее члена, его самореализации внутри нее,
самоотдачи его «Я», тем ярче и сильнее с его стороны проявляется приобщающая
модель поведения.Стимулом к такому типу
поведения могут быть и чувства, и долг, и даже обыкновенный интерес к событиям,
происходящим внутри семьи и с каждым ее членом. Очевидно, что если интерес к
семье, к делам ее членов никак не поощряется, то у человека, демонстрирующего
приобщенную модель поведения, возникает
естественный комплекс непризнания.Он то
«все делает для семьи», а его усилия, фактически, заканчиваются ничем («мне не
нужны твоя навязчивая любовь, твоя забота!») или вообще пшиком («оставь нас в
покое со своими идеями!»), в результате которых он постепенно отчуждается от
семьи, возможно, даже против собственной воли. Получается даже так: за счет его стоических
усилий семья и живет (поддерживает высокий финансовый, материальный и
социальный статус, хорошо налаженный быт), но это считается как бы абсолютно
нормальным. Ему говорят: «Так ведь ты же мужик, должен пахать для семьи» или: «Ведь
ты жена, у тебя дом, кухня и дети должны содержаться в полном порядке!»
Член семьи демонстрируетсплачивающие модели поведения и переживает состояние приобщенности
потому, что стремление быть членом близкого «по духу и крови» сообществазаложено в его природе.Разобщающие модели поведения и свойственное
им состояние отчуждения отражают то, что в его сознании формируются такие зоны,
которые ограждаютпсихику члена семьи от
тех зон, которые навязчиво травмируют
его психику.В качестве примера можно
привести поведение подростка, который сторонится отца и матери, постоянно
конфликтующих между собой или вообще решившихся развестись. При этом отчуждение
тем больше, чем более глубинные потребности блокируют его родители, тем самым, стимулируя личностное «Я» раздваиваться на «Я»
- в семье и «Я» - вне ее. Тоже самое, нов несколько других вариациях переживают
и ущемленные в своем признании противоположной стороной взрослые люди.
Работающий на трех работах супруг постепенно понимает, что его труды никогда не
получат признания, а мать, крутящаяся с
утра и до глубокой ночи на кухне, вдруг видит, что близкие люди считают, что
только «здесь и нигде более ее место».
Что за этим следует, прогнозировать нетрудно. Человек либо «взрывается», чтобы «сломать»
сложившиеся в семье стереотипы отношения к нему, либо ищет понимание на стороне
в виде любовницы или любовника, либовообще уходит из семьи, либо «приобщается» к ней, но в весьма привратной
форме. На людях он демонстрирует, что у него великолепная семья, а внутри нее,
что это далеко не так.