Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] 100 лет исполнилось со дня рождения великого режиссера и актера Сергея Бондарчука

100 лет исполнилось со дня рождения великого режиссера и актера Сергея
Бондарчука

Военную тему по-особому чувствовал Сергей Бондарчук. В своих картинах он
донес до нас самое важное. Наш народ не победить никому. Для нас родная
земля священна. Как и люди, которые за нее отдают жизнь. Каждая его работа -
это вершина в киноискусстве.

В марте 1969 года организаторы ОскараR завалили <Мосфильм> телеграммами:
Настоятельно просим организовать приезд выдающегося режиссера на церемонию!
Но важнее съемок для Бондарчука не было ничего. И очевидную для всех
статуэтку получала Наташа Ростова, актриса Людмила Савельева.

<Он в это время был на площадке и ничего, кроме кино, его не волновало! Он
снимал <Ватерлоо>, у него в кадре Род Стайгер, у него в кадре Орсон Уэллс, у
него в кадре Кристофер Пламмер, он одержимо живет этой жизнью. Вот в этом
Бондарчук!> - рассказывает режиссер, актер, сын С. Бондарчука Федор
Бондарчук.

После этой сцены сам Михаил Шолохов в темноте вышел из зала, чтобы никто не
увидел его слезы. <Судьба человека> - первая режиссерская работа Сергея
Бондарчука, где сам он сыграл и главную роль, потрясала зрителей до глубины
души. И так вышло, что реабилитировала тысячи ни в чем неповинных людей,
побывавших в плену у немцев. Обладавший силой гипнотического убеждения,
Бондарчук заставил в сцене прощания сотни женщин вернуться в 1941 год.

<Сергей Федорович говорит: <Милые женщины! Вспомните ваши годы! Многие из
вас провожали, кто-то и не дождался>. И он мне еще добавил, говорит: <Вот
как ты Григория проклинала! - вспоминает народная артистка России Зинаида
Кириенко. - Как поразрыдались женщины! Вспомнилось все! Вспомнилось!>

Увидев эти кадры Бородинского сражения, режиссер голливудской версии <Войны
и мира> Кинг Видор был подавлен. Камера то металась по полю боя, то взмывала
в небо, а то, как птица, парила над батареей Раевского. Такой размах впервые
в мировом кино. Бондарчук был одержим съемками: рисовал каждый кадр, не
доверял никому даже эти объявления для членов группы, оттачивал с актерами
каждую фразу.

<Когда я прогоняю Пьера Безухова с батареи, потому как штатскому человеку не
положено было быть на военном объекте, и он вдруг предложил мне, вот что
такое грандиозный режиссер: <Можешь сыграть девушку, которая испугалась при
появлении, допустим, в будуаре какого-нибудь гусара! А она в неглиже>.

Эту сцену из фильма <Война и Мир> Бондарчук заставил Вячеслава Тихонова
сыграть 29 раз, пока не добился своего.

<Сергею Федоровичу не нравилось, как Слава это делает! Как он противостоит
Багратиону! Это должен был быть аристократ! Ну, не был он аристократом>, -
отмечает заслуженный деятель искусств России, оператор-постановщик фильма
<Война и мир> Анатолий Петрицкий.

Круглосуточное перенапряжение и постоянный брак новой советской цветной
пленки довели Бондарчука до клинический смерти. В середине съемок <Войны и

<Когда он пришел в себя, первое что он сказал: <Теперь я знаю, что Андрей
Болконский уходит не во тьму, а в свет!> То есть, он и там - работал!> -
отмечает заслуженная артистка России, дочь С. Бондарчука Наталья Бондарчук.

И мало кто знает, что во время шестилетних съемок <Войны и мира> Сергей
Бондарчук только силами своей группы восстановил семь древних церквей.

<Он говорит: <Вот тут я хочу снимать! Вот церковь замечательная! Но в каком
она состоянии. Приведите в порядок! И я буду здесь снимать!> Приводили в
порядок, он приходил: <Как хорошо! Но только вот там, та церковь, еще
лучше!> - вспоминает Наталья Бондарчук.

Фильм <Они сражались за Родину> появился не только из-за личной ненависти
Бондарчука к войне, а еще и от отчаяния. От невозможности снимать
навязываемое кино по мемуарам тогдашнего министра обороны Гречко, который
первым же и увидел картину.

<Пили коньяк после просмотра, рыдая. И он говорит: <Надо наградить их всех!
- Артистов? - Нет! Героев! Ну, вот, Знамя полка они сохранили. Еще надо
наградить! - Где, в кадре? - Да!> - рассказывает Федор Бондарчук.

<Тихий Дон>, о котором Сергей Бондарчук мечтал всю жизнь и успел снять,
зрители Первого канала увидели только через 12 лет после его смерти.
Великого режиссера подкосило, что весь его материал вдруг оказался в залоге
у итальянского банка.

В каждом его фильме человек обязательно словно на мгновение задумывается о
вечном и соединяется с природой. Словно понимая, что смерти нет, а есть лишь
бесконечность жизни, любви и свободы.

<Он говорит: <Ты знаешь, а я вот больше всего в жизни люблю степь! В этом
есть какая-то удивительная мощь, энергия, необыкновенная внутренняя
притягательность!> В этом есть какая-то связь с его детством, с его вообще
мироощущением!> - рассказывает генеральный директор киноконцерна <Мосфильм>
Карен Шахназаров.

<Задача искусства - объединять людей в добре! А если мы будем их объединять
в зле, то будет война>, - говорил сам режиссер.

<Он был уверен, что если хотя бы на секунду он способен изменить
человеческую душу к лучшему через кино, вот ради этого он и жил!> -
добавляет Федор Бондарчук.

Алексей Зотов

https://www.1tv.ru/news/2020-09-25/393967-100_let_ispolnilos_so_dnya_rozhden
iya_velikogo_rezhissera_i_aktera_sergeya_bondarchuka

Ответить   Fri, 25 Sep 2020 22:18:39 +0300 (#3658462)