[свободная трибуна] Рождественский вертеп
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВЕРТЕП
Вертеп -- древнерусское слово и происходит от старославянского <<вьрт>>.
Первоначально оно употреблялось в значении <<ущелье>>, <<овраг>>, а уже
потом слово <<вертеп>> стало означать <<пещеру>>, <<потаённое, укромное
вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф. Но
вертепом также называлось старинное сценическое кукольное представление,
рассказывающее о рождении Младенца Иисуса Христа. Принято считать, что с
этого кукольного рождественского представления и начинается история
кукольного театра на Руси.
Что же собой представлял рождественский вертеп? Вертеп был простым
деревянным ящиком, довольно большим, приблизительно в рост человека, или
чуть меньше. Его обтягивали материей или оклеивали разноцветной бумагой, а
зачастую ещё и бумажными образками святых.
В таком ящике на двух ярусах оборудовались две сцены. Под каждой сценой
оставлялось небольшое пространство, закрытое со стороны зрителей, и открытое
сзади, чтобы кукловод мог свободно управлять куклами через специальные
прорези, проделанные в сцене. Задние стенки ящиков служили декорацией и
оформлялись по-разному. Чаще всего они просто оклеивались цветными
картинками и разноцветными бумажными образками, но встречались вертепы, в
которых на
внутренних стенках масляными красками были нарисованы целые картины.
Верхняя сцена, собственно, и представляла пещеру Рождества. На ней
размещались маленькие ясли, в которых лежал Младенец Христос; фигурки Иосифа
и Девы Марии, склонённые над ясельками; вол и ослик, согревающие Спасителя
своим дыханием.
Эти фигуры нельзя было назвать просто куклами: в них никогда не играли как в
куклы, не произносили за них речи. Они изображали рождественскую сцену и
были знаками, символами Рождества. Порой вместо фигурок в верхнем ярусе
ставили икону праздника Рождества.
На нижней сцене был дворец царя Ирода, представлялось избиение Вифлеемских
младенцев, смерть царя Ирода и его погребение. Здесь же, после окончания
духовной части представления, разыгрывались различного рода интермедии,
посвящённые злободневным событиям народной жизни, либо просто традиционные
сценки, прижившиеся в вертепах с незапамятных времён.
Вертепный ящик делился на два пространства. Верхняя сцена обозначала
пространство небесное. Ведь с небес сходит на землю Младенец Христос. А
нижняя -- земное, в котором живём мы, грешные люди, со всеми своими
страстями, радостями и надеждами.
На нижней сцене и происходило само кукольное действие, которое рассказывало,
что произошло в год рождения Иисуса Христа в городе Вифлееме, -- народную
драму-мистерию о жестоком царе Ироде. Именно царя Ирода и его воинов народ
выведет кукольными персонажами и будет за них говорить речи.
В некоторых вертепах была ещё и маленькая, расположенная на самом верху,
наподобие мезонина, третья сцена. На эту сцену в положенное время выходил
Ангел и возвещал о рождении Спасителя.
Подразумевался ещё и самый нижний уровень -- преисподняя, куда утаскивал
чёрт Ирода. Так простой кукольный домик разрастался до размеров Вселенной.
Куклы были устроены довольно просто. Обычно их вырезали из дерева и одевали
в одежды из разноцветных лоскутков. Управляли ими через узкие прорези в
сцене при помощи штырьков или палочек, приделанных к нижней части куклы.
Большая часть кукол была ограничена в движениях: они могли передвигаться по
сцене только по проделанным в сцене прорезям и слегка наклоняться. Но
некоторые куклы оснащались простенькими механическими приспособлениями,
позволяющими им шевелить руками, вставать на колени, садиться.
Куклы были самые разные: от маленьких, грубо вырезанных и одетых в бумажные
одежды, до настоящих произведений искусства, с красивой и аккуратной резьбой
и изящно одетых в лоскутки дорогих материй.
Представления состояли из двух частей: в первой, духовной части спектакля
представлялись евангельские события, вторая часть была сугубо
развлекательной.
Тексты представлений в вертепах, принадлежавших разным хозяевам, отличались
друг от друга, особенно в развлекательной части, где количество и набор
разыгрываемых интермедий был почти произвольным, хотя в то же время и
традиционным.
Содержание и тексты первой, духовной части представления были более
стабильными и в большинстве вертепов повторялись, за исключением некоторых
небольших различий в текстах и разном музыкальном сопровождении. Смысл и
количество представляемых сцен были постоянными.
Чтобы увидеть представление, не надо было идти в театр. Рождественский
вертеп сам каждый год на Рождество приходил в гости в любую семью и,
разместившись на столе, снова и снова рассказывал историю о рождении Сына
Божия. О рождественских кукольных представлениях оставлено немало тёплых и
благодарных воспоминаний.
Вот как о них вспоминал писатель и литературный критик Н.А. Полевой (1796 --
1846):
<<В Иркутске, где я родился и жил до 1811 года, не было тогда театра, не
заводили благородных домашних спектаклей. Театр заменяли для нас вертепы.
Содержание вертепной комедии было всегда одинаково: представляли мистерию
Рождества; в верхнем этаже устраивали для того вертеп и ясли, в нижнем трон
Ирода. Куклы одеты бывали царями, барынями, и вертепы важивали и нашивали
семинаристы и приказные по улицам в святочные вечера, ибо только о Святках
позволялось такое увеселение. Боже мой! С каким, бывало, нетерпением ждём мы
Святок и вертепа! С наступлением вечера, когда решено ,,пустить вертеп'',
мы, бывало, сидим у окошка и кричим от восторга, чуть только в ставень
застучат, и на вопрос наш: ,,Кто там?'' -- нам отвечают: ,,Пустите с
вертепом!'' Начинаются переговоры: ,,Сколько у вас кукол? Что возьмёте?''
Представители отвечают, что кукол пятьдесят, шестьдесят, одних чертей
четыре, и что у них есть скрыпка, а после вертепа будет комедия. Мы
трепещем, что переговоры кончатся несогласием, покажется дорого... Но нет!
Всё слажено... И вот несут вертеп, ставят полукругом стулья; на скамейках
утверждают самый вертеп; раскрывают двери его -- мишура, фольга, краски
блестят, пестреют; является первая кукла -- Пономарь, он зажигает маленькие
восковые свечки, выбегает Трапезник, с кузовом, и просит на свечку. Один из
нас, с трепетом, подходит и кладёт в кузов копейку. Пономарь требует дележа;
сыплются шутки, начинается драка, и мы предвкушаем прелесть ожидающего нас
наслаждения.
И вот -- заскрипела скрипка; раздались голоса -- являются Ангелы и
преклоняются перед яслями при пении:
Народился наш Спаситель,
Всего мира Искупитель.
Пойте, воспойте Лики во веки,
Торжествуйте, ликуйте,
Воспевайте, играйте!
Отец будущего века Пришёл спасти человека.
Нет, ни Реквием, ни Дон-Жуан не производили потом на меня таких впечатлений,
какое производило вертепное пение! Думаю, что и теперь я наполовину ещё
припомню все вертепные псалмы. И каких потрясений тут мы не испытывали:
плачем, бывало, когда Ирод велит казнить младенцев; задумываемся, когда
смерть идёт наконец к нему при пении: ,,Кто же может убежати в смертный
час?'' -- и ужасаемся, когда открывается ад; чёрные, красные черти выбегают,
пляшут над Иродом под песню ,,О, коль наше на сем свете житие плачевно!'' --
и хохочем, когда Вдова Ирода, после горьких слёз над покойником, тотчас
утешается с молодым генералом и пляшет при громком хоре: ,,По мосту, мосту,
по Калинову мосту!''>>
Удовольствие посмотреть вертеп на дому было дорогим, поэтому позволить себе
это мог не каждый. Вот какие воспоминания оставил в начале прошлого столетия
житель Духовщины, маленького уездного городка Смоленской губернии:
<<...духовщинский вертеп водил знакомство только с важными барскими да
купеческими домами, позволял любоваться собой деткам только богатых людей, а
если подпускал к себе детей бедняков, то не иначе как на почтительном
расстоянии, да и то после значительных поклонов и ухаживаний. Бедному
мальчику нужно было много часов побегать за вертепом, чтобы удостоиться
чести приблизиться к санкам, на которых возили вертеп, нужно было немало
покланяться, чтобы получить дозволение взяться за верёвку санок и везти их;
нужно было особое счастье, чтобы, войдя в дом с ,,вертепщиками'', быть
допущенным сначала к задней стороне вертепа, потом к боковой, а потом (о
счастье!) и к лицевой...>>
Вертепы не только носили по домам. В европейской части России можно было
увидеть вертепы на ярмарках. Здесь за умеренную цену можно было купить билет
на представление. Да и показывались <<ярмарочные>> вертепы гораздо дольше,
чаще всего до Масленицы.
На Руси вертеп был известен с XVII столетия. Однако истоки кукольного
рождественского театра гораздо древнее. На Украине этот театрик был известен
с XVI века. Именно она подарила России такую уникальную традицию. На Украину
вертеп пришёл из Польши. А в Польшу рождественский кукольный театр пришёл из
католической культуры Европы.
В начале десятого века в Риме существовала традиция представлять в храме
сцены из жизни Христа. Это представление длилось несколько дней. Но сцена
Рождества Христова никогда не разыгрывалась живым планом. Она присутствовала
в храме на протяжении всего действа от Рождения до Смерти Спасителя.
Богородицу, Иосифа и Младенца Христа изображали куклы, которых делали
знаменитые скульпторы. Кукол, которым выпадала честь играть Деву Марию, в
Италии называли марионетками.
Отсюда и пошла традиция устраивать в католических храмах рождественские
вертепы. Затем стали изготавливать вертепы меньшего размера. Их помещали в
ящики, изготовленные в виде храма. Так вертеп вышел из храма и пришёл в дом
человека. Западные вертепы были механическими, фигурки в них передвигались
по
кругу.
На Украине ящики для вертепа стали изготавливать в виде крестьянского дома.
Ведь в православном храме было не принято устанавливать скульптурные
изображения.
В русской традиции вертепы были небольшими, лёгкими ящичками. Их размеры
зависели от размеров самих кукол. А вертепные фигурки не должны были быть
меньше указательного пальца.
В конце XIX века механизм вождения фигурок усложнился, но не намного.
Например, рука воина царя Ирода, державшая копьё, приводится в движение.
Этим копьём воин вырывает из рук Рахили младенца.
Но зрелищность кукольного действа так и не станет в вертепе главной.
Вертепные фигурки останутся иллюстрацией к духовному содержанию текстов.
Тексты в рождественских вертепах в народной традиции представляли
отстранённо. Их или распевали в духовных стихах, или сказывали в
сказительной форме, или просто проговаривали без всякой интонации.
Необходимо упомянуть и то, что вертепы представляли поздно вечером при
зажжённых свечах. И горящая свеча была составным образом кукольного
рождественского представления.
У большинства современных жителей России слово <<вертеп>> меньше всего
ассоциируется с кукольным театром. А насколько бы украсилось празднование
Рождества в наше время, если бы на улицах и в домах вновь зазвучали
рождественские псалмы и колядки, вновь ожило бы древнее кукольное
представление...
С уважением, Эдуард Фурников
Источник: журнал "Школьный вестник", No12, декарь 2014