[свободная трибуна] Бьют часы на Спасской башне
Бьют ЧАСЫ НА СПАССКОЙ БАШНЕ
Каждую новогоднюю ночь мы слушаем бой курантов, и без него встречу Нового
года даже себе не представляем. Ровно в полночь под удары часов на Спасской
башне
мы загадываем желания, самые сокровенные, и верим, что мечты исполнятся. Бой
курантов -- главное событие новогодней ночи, а их двенадцать ударов, как
двенадцать месяцев в году. Часы на Спасской башне Кремля в новогоднюю ночь
становятся для нас волшебными, и мы с замиранием сердца смотрим на стрелку
главных часов страны.
История древних спасских курантов неразрывно связана с историей Кремля и
уходит в далёкое прошлое. Точная дата установки часов не известна, но
предполагается, что часы были установлены сразу после постройки башни в 1491
году архитектором Пьетро Антонио Солярио по повелению Ивана III. Первое
документальное подтверждение о существовании на башне часов относится к 1585
году. Были эти часы первыми или нет, точно не известно, но отсчёт ведётся от
них.
По всей вероятности, часы имели старорусский (византийский) счёт времени. По
этому счёту сутки подразделялись на <<денные>>, от восхода до заката, и
<<нощные>> часы. Каждые две недели с изменением продолжительности дня и ночи
соотношение между ними менялось. Часы были непривычного для нас вида: над
циферблатом висела одна неподвижная стрелка в виде луча солнца. Под ней
вращался циферблат со старославянскими буквами, обозначающими цифры: А --
единица, Б -- двойка, и так далее. Обозначений было 17, в соответствии с
максимальной продолжительностью дня в летний период.
Механизм часов представлял собой диковинно сплетённые зубчатые колёса,
канаты, валы и рычаги. При спасских часах на службе состояли часовщики,
которые следили за механизмом и перенастраивали его. На заре и на закате
циферблат поворачивали так, чтобы стрелка приходилась на первый час, и счёт
часов начинался сначала. Для того чтобы знать, какой длины день, а какой --
ночь, часовщикам выдавались таблицы, в которых всё было отмечено.
Часовщики-смотрители должны были неукоснительно следовать этим таблицам и
вовремя переводить циферблат часов на дневное и ночное время, они же их и
ремонтировали в случае неполадки. Работа часовщиков была очень ответственной
и требовала соблюдения строгих правил: <<...у дела на башне в часовниках не
пить и не бражничать, зернью и в карты не играть, и вином и табаком не
торговать, с воровскими людьми не знаться, и часы водить со всяким
опасением>>.
А вот ещё одна любопытная подробность. Когда умер часовщик Андреан Данилов,
при его вдове Улите, временно вступившей в эту должность, но малосведущей в
часовом деле, механизм стал давать сбои: <<...по многие времена часы
мешаютца передачею часов дневных и нощных, бывает у нея один час продлитца
против дву часов, а в нынешнее время бывает в одном часе два часа
поскорит>>.
Нередко часовщики обзаводились хозяйством прямо при башне. Так, один
часовщик построил себе избушку, разбил огород и развёл кур, чем вызвал
огромное неудовольствие властей и жителей города.
Часам на Спасской башне уделялось особое внимание, поскольку они считались
главными. Но частые в те времена пожары повреждали детали башенных часов, и
они выходили из строя. После пожара в 1624 году часы были настолько сильно
повреждены, что их просто сняли. Вместо них в 1625 году под руководством
английского механика и часовщика Христофора Галовея русскими
кузнецами-часовщиками были изготовлены новые, более крупные часы.
Русский литейщик Кирилл Самойлов отлил для них колокола. Под руководством
Бажена Огурцова башню надстроили четырьмя ярусами, украсили арочным поясом
из кирпича с белокаменными резными деталями и украшениями. На самом верху
возвели шатёр, тоже с арками, и в них повесили для перезвона 30 часовых
колоколов. Их звон был слышен более чем на 10 вёрст.
Эти часы тоже имели старорусский счёт времени. Благодаря специальному
механизму часы время от времени отзванивали определённую мелодию, они и
стали первыми российскими курантами. Диаметр каждого циферблата (их было
четыре, и они были развёрнуты в разные стороны) составлял около 5 метров,
весил он 400 кг и был собран из тяжёлых дубовых досок. Внутренний круг
циферблата был покрыт голубой лазурью и изображал небесный свод, по которому
были разбросаны золотые и серебряные звёзды, изображения солнца и луны.
Буквы, обозначающие цифры, были изготовлены из меди и покрыты золотом.
Вверху на стене, по кругу, были написаны слова молитвы и расположены
вырезанные из железа знаки зодиака, остатки которых до сегодняшних дней
сохранились под существующими циферблатами часов.
Иноземные гости, поражённые удивительной конструкцией часов, называли их
<<дивом мира>>. Часы Христофора Галовея были меньше современных
приблизительно на метр. Точность хода зависела от обслуживающего их
часовщика. После установки часы не единожды горели в пожарах, но снова
восстанавливались. Однако простояли и прослужили людям часы Галовея на
Спасской башне достаточно долго.
По указу Петра I в 1705 году вся страна перешла на единый суточный отсчёт
времени. Вернувшись после заграничных путешествий, Пётр распорядился
заменить английский механизм часов Спасской башни купленными в Голландии
часами с 12-часовым циферблатом. Новые кремлёвские куранты отбивали часы и
четверти и отзванивали мелодию, но какую -- неизвестно.
Установкой новых часов и переделкой циферблата руководил русский часовщик
Еким Гарнов. Полная установка курантов была закончена в 1709 году. Тогда же
были устроены и колокола, выбивавшие <<пожарную тревогу>>. Для обслуживания
голландских часов содержался целый штат часовщиков, большинство из них были
иностранцами. Но несмотря на все их усилия, часы часто ломались и недолго
радовали москвичей своим перезвоном, а после пожара 1737 года, когда сгорели
все деревянные конструкции Спасской башни, и вовсе пришли в полную
негодность. А так как столица была перенесена в Петербург, с их ремонтом не
спешили.
Вступив на престол и посетив Москву, императрица Екатерина II
заинтересовалась спасскими курантами и распорядилась установить на башне
<<большие английские часы-куранты>>, найденные в Грановитой палате.
Для их установки был приглашён немецкий мастер Фатц, ему помогал русский
часовых дел мастер Иван Полянский. Работа длилась три года, и в 1770 году
кремлёвские куранты заиграли немецкую песенку <<Ах, мой милый Августин>>,
поскольку она очень нравилась обслуживающему часы мастеру, немцу по
происхождению. И почти год эта мелодия звучала над Красной площадью, а
власти на это не обращали никакого внимания. Это был единственный случай за
всю историю, когда куранты отзванивали иностранную мелодию.
В 1812 году москвичи спасли Спасскую башню от разрушения французскими
войсками, но часы остановились. Спустя три года их починила группа мастеров
во главе с часовщиком Яковом Лебедевым, за что ему было присвоено почётное
звание -- мастер Спасских часов. Установленные при Екатерине II часы успешно
работали на протяжении восьмидесяти лет без капитального ремонта. Однако
после обследования курантов в 1851 году братьями Бутеноп, владельцами
часовой компании, и архитектором Константином Тоном было установлено:
<<Спасские башенные часы находятся в критическом состоянии, близком к
полному расстройству (железные шестерни и колёса износились, циферблаты
обветшали, деревянные полы осели, дубовый фундамент под часами сгнил,
лестница требует переделки)>>.
В 1851 компания <<Братья Бутеноп>>, до этого занимавшаяся установкой
башенных часов в куполе Большого Кремлёвского дворца, взялась за исправление
спасских курантов и поручила изготовление новых часов искусным русским
мастерам.
Была проведена большая работа. Под руководством архитектора Тона были
переоборудованы внутренние убранства Спасской башни. В новых часах
использовались и детали от старых часов, и все новшества часового дела того
времени.
Под часы была отлита новая чугунная станина, на которой располагался
механизм, колёса и шестерни были заменены, а для их изготовления подобраны
специальные сплавы, которые могли выдерживать большую влажность и
значительные перепады температур. Куранты получили анкерный ход и маятник с
системой термокомпенсации.
Бой часов совершался при помощи ударов специальных молотков по поверхности
нижнего основания колокола. Сам музыкальный механизм состоял из барабана
диаметром полтора метра, в середине которого было закреплено зубчатое
колесо. Параллельно оси музыкального барабана размещена ось для 30 рычагов
механизма взвода молотков, обеспечивающих звучание колоколов, расположенных
в самом верхнем ярусе Спасской башни.
Для более мелодичного звона и точного исполнения мелодии с Троицкой и
Боровицкой башен сняли 24 колокола и установили их на Спасской, доведя общее
количество до 48.
Выбор музыки был длительным и сложным. Композитор Верстовский и
капельмейстер московских театров Штуцман помогли отобрать 16 самых знакомых
москвичам мелодий. Николай I оставил только 2, чтобы часовые куранты
разыгрывали утром -- Преображенский марш Петровских времён, употребляемый
для тихого шага, а вечером -- молитву <<Коль славен наш Господь в Сионе>>.
Внешнему виду кремлёвских часов было уделено особое внимание. Были
изготовлены новые железные циферблаты чёрного цвета с позолоченными ободами,
отлиты из меди цифры, минутные и пятиминутные деления. Железные стрелки
обернули медью и покрыли позолотой. Общий вес часов составлял 25 тонн,
диаметр каждого из четырёх циферблатов -- свыше 6 метров; высота цифр 72
сантиметра, длина часовой стрелки около
3 метров, минутной стрелки ещё на четверть метра длиннее. Цифры на
циферблате были арабскими, а не римскими, как сейчас.
В 1913 году была проведена полномасштабная реставрация внешнего вида
курантов, приуроченная к 300-летию Дома Романовых. Компания <<Братья
Бутеноп>> продолжала обслуживать часовой механизм.
В 1917 году во время артиллерийского обстрела при штурме Кремля часы на
Спасской башне серьёзно пострадали. Один из снарядов, попав в часы, перебил
стрелку и повредил механизм вращения стрелок. Часы встали почти на один год.
В 1918 году по указу В. И. Ленина куранты восстановили. Переехав из
Петрограда в Москву, Ленин ознакомился с кремлёвскими памятниками, в том
числе и с курантами. Стоя под сводами башни, он сказал: <<Надо, чтобы и эти
часы заговорили нашим языком>>.
В первую очередь обратились в фирму Павла Буре и Сергея Рогинского, но те
запросили за работу баснословную по тем временам сумму, да к тому же
золотом. Тогда власти обратились к работающему в Кремле слесарю Николаю
Беренсу. Он знал устройство курантов, так как его отец обслуживал куранты
ранее. Беренс смог запустить часы к июлю 1918 года. Он отремонтировал
механизм вращения стрелок, заделал пробоину в циферблате и изготовил новый
маятник длиной около полутора метра и весом 32 килограмма. Но он не
разбирался в музыкальном устройстве спасских часов.
Звон был поручен художнику и музыканту Михаилу Черемных. Он разобрался в
строе колоколов и набрал на игральный вал революционные мелодии. В 12 часов
колокола отзванивали <<Интернационал>>, а в 24 часа -- траурный марш <<Вы
жертвою пали>>. Комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую
мелодию на Красной площади с Лобного места.
Но уже в 1930-х годах комиссия признала звучание курантов
неудовлетворительным. Изношенный механизм боя часов и морозы сильно искажали
звучание. Об этом ещё в 1851 году предупреждали братья Бутеноп: длинные
проволоки, приводящие в движение колокольные молотки, зимою от морозов
сокращаются, от чего выражение музыкальных звуков бывает нечисто и
неправильно. И в 1938 году куранты снова замолчали.
В 1941 году специально для исполнения <<Интернационала>> смонтировали
электромеханический привод, но и он не спас музыкальный строй. В 1944 году
по указанию Сталина пытались настроить часы на Спасской башне на исполнение
нового гимна на музыку Александрова, но безрезультатно.
Крупная реставрация курантов и всего механизма часов с их остановкой на 100
дней была проведена в 1974 году, но при этом музыкальный механизм так и
остался неотреставрированным.
В 1991 году было решено возобновить работу курантов на Спасской башне, но
выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает 3 колоколов. К задаче
вернулись в 1995 году. Тогда новым гимном планировали утвердить
<<Патриотическую песню>> Глинки. И наконец в 1996 году во время инаугурации
Б.Н. Ельцина куранты вновь заиграли после 58 лет молчания. И хотя на
звоннице осталось всего 10 колоколов, недостающие для исполнения гимна
колокола заменили металлическими билами. В полдень и полночь, в 6 утра и 6
вечера куранты стали исполнять <<Патриотическую песню>>, а каждые 3 и 9
часов утра и вечера -- мелодию хора <<Славься>> из оперы Глинки <<Жизнь за
Последнюю крупную реставрацию кремлёвские часы пережили в 1999 году: стрелки
и цифры позолотили, восстановили исторический вид верхних ярусов, провели
настройку боя. Вместо <<Патриотической песни>> куранты стали исполнять
государственный гимн Российской Федерации.
Часы на Спасской башне уникальны и являются полностью механическими.
Циферблаты курантов диаметром 6,12 м выходят на все четыре стороны башни.
Высота римских цифр -- 0,72 м, длина часовой стрелки -- 2,97 м, минутной --
3,27 м, вес курантов -- 25 тонн. Механизм приводится в действие 3 гирями
весом от 160 до 224 килограммов и занимает 3 этажа. Точность хода
обеспечивает маятник весом 32 килограмма. Перевод стрелок на зимнее и летнее
время производился только вручную, при этом перевод часа назад достигался
остановкой курантов на 1 час. Часовой механизм состоит из 9 четвертных
колоколов (около 320 кг) и 1 колокола, отбивающего полный час (2 160 кг).
Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играется 1, 2 и 3 раза соответственно.
В начале каждого часа куранты вызванивают
4 раза, а затем большой колокол отбивает часы. И хотя точность хода
практически безукоризненна, следит за часами Астрономический институт РАН на
Воробьёвых горах.
Музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра
диаметром около 2 метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Он усеян
дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Барабан при
вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы к
колоколам на звоннице.
Кремлёвские куранты стали не только символом Москвы, но и символом всей
России и как в былые времена отмеряют ход истории страны. Где бы вы ни
находились, где бы ни жили, включив радиоприёмник, вы всегда можете услышать
бой кремлёвских курантов. Это Москва шлёт привет каждому из нас
голосом вечной Спасской башни.
Источник: журнал "Школьный вестник", No12, декабрь 2014
С уважением, Эдуард Фурников