[friend] статья Учим ребенка распоряжаться деньгами
Учим ребенка распоряжаться деньгами
<Комсомолка> начинает серию публикаций о финансовой грамоте для дошколят и
школьников
<А чего учить-то?! Вот начнет сам зарабатывать - пусть тогда своими деньгами
и распоряжается!> - Не удивлюсь и такому комментарию нашего заголовка. К
сожалению,
есть много родителей, которые придерживаются такой педагогической теории:
<пусть сами выплывают>. Но мы-то с вами, надеюсь, ответственные папы и мамы
и понимаем: культуре обращения детей с деньгами нужно учить. И дело это
довольно тонкое.
Джолайн Годфри - одна из ведущих специалистов, занимающихся в США финансовым
воспитанием детей. В издательстве <Добрая книга> вышел перевод на русский ее
книги <Как научить ребенка обращаться с деньгами>. Не все ее советы и
логические выводы, на мой взгляд, подходят нам. Но взять ее методики за ту
точку,
из которой мы с вами отправимся в забавное и временами неожиданное
путешествие по кошелькам и копилкам наших отпрысков, стоит.
По мнению Джолайн, процесс социального, эмоционального развития ребенка
стоит разделить на четыре ступени. Первая ступень - возраст с 5 до 8 лет. В
это
время главные детские черты - любопытство и любознательность, неусидчивость,
неумение сконцентрировать внимание при этом - огромные запасы энергии. Зато
еще нет понимания, что в этом мире справедливо, а что - нет.
Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию
ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от
потребностей.
Закладываются первые представления об этике.
Джолайн систематизировала упражнения, которые помогут малышам выработать
нужные навыки. Еще раз оговорюсь: есть среди них и спорные для нас. Но все
же,
кто знает, может, следуя им, вам удастся вырастить финансового гения?
10 упражнений для развития финансовых навыков у детей 5 - 8 лет
Table with 2 columns and 10 rows
Умение экономить
Раскладывайте карманные деньги по трем коробочкам: <Потратить>,
<Сэкономить>, <Отдать>. Поговорите о том, что мы копим и экономим: деньги,
старую одежду,
впечатления. Что означают эти выражения и почему мы ими пользуемся?
Посетите банк и откройте сберегательный счет. Почаще заходите в банк, чтобы
положить на счет ребенка его карманные или подаренные деньги, время от
времени
снимайте деньги со счета.
Умение вести счет деньгам
Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил
за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эта задача должна
войти в привычку наряду с другими, выполняемыми машинально, и вместе с тем
не вызывать неприятных ощущений (например, подсчеты можно вести перед
прогулкой
или после теплой ванны). Помните, что денежные вопросы ни в коем случае не
должны быть связаны с беспокойством.
Выберите то, что занимает центральное место в жизни ребенка, и регулярно
сообщайте ему о расходах (на корм собаки, на любимые напитки или мороженое).
Выполняйте
это упражнение в течение одного-двух лет.
Поручите ребенку собирать мелкие монеты, скопившиеся дома, пересчитывать их
и складывать в определенное место.
Купите ребенку его первый бумажник.
Умение добиваться достойной оплаты своего труда
Составьте список посильной для ребенка домашней работы и укажите диапазон
расценок для каждого вида. Раз в неделю ребенок должен выбирать один вид
работы
и обсудить условия оплаты. Следите за тем, чтобы работа оплачивалась тем
выше, чем она труднее. (В списке могут быть только особые виды работы, а
повседневные
обязанности должны иметь все члены семьи.) Предлагайте ребенку повременную
оплату, а не твердую ставку. Заранее договоритесь, за какое время будет
выполнена
работа, чтобы ребенок не затянул ее ради увеличения заработка.
Умение тратить с умом
Планируя поход в магазин игрушек или другое интересное событие, заранее
обсудите, сколько денег потратит ребенок. Определите, на что пойдут деньги,
рассмотрите
возможные варианты: что купить - одну вещь подороже или несколько подешевле?
Определите бюджет для домашнего животного, поручите ребенку самому принимать
решения по этому бюджету и подсчитывать затраты. Когда ребенок идет вместе
с вами за покупками, дайте ему калькулятор - пусть подсчитывает общую сумму
в процессе выбора.
Подавайте пример, разумно тратя деньги.
Умение говорить о деньгах
Предложите ребенку поговорить о том, зачем нужны деньги.
Никогда не бойтесь говорить: <Нам это не по карману>.
Никогда не бойтесь говорить: <Мы можем себе это позволить, но я хочу
потратить наши деньги по-другому>, а потом объясните почему.
Умение жить по средствам
Продумайте программу выдачи карманных денег, объяснив ребенку, что это не
зарплата, а одно из упражнений, которое должно научить распоряжаться
финансами.
Предоставьте ребенку, который слишком быстро потратил карманные деньги или
вышел из бюджета, самому справиться с последствиями.
Умение вкладывать деньги
Вкладывайте деньги в будущее детей. Возможно, пора начать откладывать деньги
на обучение в институте.
Объясните ребенку, что такое доля и партнерство. <Мы будем равными
партнерами по продаже лимонада>. Растолкуйте, что вы дадите деньги на сахар
и лимоны,
а он вложит свой труд - возможно, это положит начало будущему серьезному
партнерству.
Умение проявлять предприимчивость
Поощряйте предпринимательские проекты (продажа лимонада, продажа открыток с
футболистами или героями детских сериалов). Помогите ребенку определиться с
ценами на товары и услуги.
Хвалите ребенка за проявление предприимчивости (<Хорошо придумано!>, <Какая
находчивость!>).
Умение возвращать деньги
Помогите ребенку записаться в библиотеку и объясните, что брать книги в
библиотеке - почти то же самое, что пользоваться кредитной картой. Ты берешь
книгу,
ее отмечают в твоей карточке, ты приобретаешь знания, а если не возвращаешь
книгу в библиотеку, за нее приходится платить.
Одалживайте ребенку небольшие суммы, долги пусть возвращает из карманных
денег. (Следите, чтобы это упражнение научило ребенка возвращать долги, а не
влезать
в них.)
Если вы купили что-то для ребенка и расплатились кредитной карточкой,
покажите ему счет и объясните, что теперь вы обязаны заплатить за покупку
банку. И
все это несмотря на то, что в магазине вы просто протянули кредитку
продавцу, и он вам выдал товар.
Умение с помощью денег изменять мир
На Пасху или другой праздник, который вы отмечаете всей семьей, разрешите
ребенку оплатить свою еду из своих денег.
К Новому году и Рождеству проследите, чтобы ребенок сам приготовил подарки
близким и друзьям-сверстникам.
table end
- А еще купите мне Барби, собаку и новый мобильник.
- А еще купите мне Барби, собаку и новый мобильник.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Поделитесь опытом!
Когда я рассказал в редакции, что буду готовить публикацию о том, как
научить ребенка правильно обращаться с деньгами, тут же услышал от коллег
несколько
забавных историй о собственном опыте. Ведь все дети и все родители разные.
Разные у нас семейные традиции и разная культура взаимоотношений между
старшими
и младшими. Но всем рано или поздно приходится задумываться: а как сделать
так, чтобы твой отпрыск не канючил подарок возле каждого лотка со
сладостями?
Как научить беречь его с таким трудом купленный свитер или новый ранец? Что
делать с мелочью в копилке, которую жалко разбить?
Наверняка и вам приходилось решать такие житейские задачки. А как?
Поделитесь с нами!
--
Выпуск 2550
Количество подписчиков: 143
Послать письмо модератору:
science.health.illnesshelp-owner@subscribe.ru