[friend] Что произошло в ту ночь?
ЧТО ПРОИЗОШЛО В ТУ НОЧЬ?
Какие события произошли в ту святую ночь чуть больше двух
тысяч лет назад? Какова их истинная значимость? Что сейчас
отмечают те или иные люди, празднуя Рождество? Как это
сообразуется с реальной ценностью того, что тогда произошло?
Даже маленькие дети, не умеющие читать, сейчас могут
рассказать вам и о знаменитой пещере, где находился хлев для
домашних животных, и о плотнике Иосифе с молодой женой, которые
были вынуждены остановиться в этом хлеву, и о родившемся
Младенце, которого положили в ясли, и о Звезде, приведшей к
хлеву восточных мудрецов, и о пастухах, которым явились ангелы,
возвестившие рождение Спасителя. Мудрецы и пастухи пришли и
поклонились бессловесному Младенцу, а родители воспринимали это
без особого удивления.
Об этих событиях поют в колядках и других Рождественских
песнях. Раньше их показывали в сценках бродячие актёры. О них
иногда мельком вспоминают перед тем, как взяться за румяного
рождественского гуся, за пироги и пирожки всех видов и размеров,
за традиционные здобные калачи с маком и за ворвавшиеся в наше
время салаты с кукурузкой и крабовыми палочками. Меню в разных
домах бывает более или менее разнообразным, и почти везде еда
сдабривается запотевшими бутылочками "немировской", и подобными
модификациями, а в сёлах и самограем не брезгуют. Крестники,
крестницы, кум, кума, поцелуи. Сначала в щёчку, а через время
взасос. Праздник, праздник ведь какой! А ещё через некоторое
время всё начинает путаться: уже не помнят, то ли молодых
поздравляют, то ли кого в армию провожают. А окрестные дети то и
дело прибегают колядовать. Поют незатейливые колядки, и далеко
не всегда они про то, что "Дiва Сына спеленала та у ясла
поклала". Чаще напевают что-то вроде: "Як не дасте ковбасу, я
вам хату рознесу".
Наш пресыщенный, намного более развращённый, но менее
опасный для жизни, и вместе с тем, более беспокойный и
неурравновешенный век как бы отдыхает в эти дни, расслабляется и
отвлекается от обыденных проблем и тревог.
Но это всё неверующие, а как относятся к этому празднику
верующие? Конечно, более серьёзно. Евангельский сюжет с яслями и
мудрецами, как правило, не уходит за пределы сознания. Однако
сценки, песни и весёлые викторины зачастую создают радостное
состояние тёплого сытого уюта. Безусловно, мало кто сомневается
в реальности тех событий, но далеко не всегда мы проникаемся
настоящим сопереживанием их участникам.
Все мы знаем, что на последних сроках беременности Мария с
мужем пошла из Назарета в Вифлеем. Ну, ничего тут непонятного
нет. Мы даже знаем, почему они это сделали - перепись по приказу
императора. Всё ясно, как белый день: взяли и пошли. Вот он
Назарет, а вот он Вифлеем. Всё оно рядом, всё в Израиле. Всего
дня три идти пешком. Мест в гостинице не оказалось? Ну ничего,
приютились в хлеву. И тут всё ясно. Мы, наверное, тоже привыкли
направляться в другой город, заранее не зная, где остановимся? А
если места там, где предполагали остановиться не оказалось, то
мы без проблем останавливаемся в каком-нибудь люке или подвале?
Недавно мы с женой ездили в Киев. Жена моя была на восьмом
месяце беременности, и сознаюсь, этот факт перед поездкой
периодически и невольно заставлял меня беспокоиться: "А что,
если?.. В чужом городе..." При этом я ни на секунду не допускал,
что жене придётся рожать где-нибудь в столичном люке.
Какой-нибудь коровник мне тоже не мог бы прийти в голову. Не
только потому, что его присутствие в районе Крещатика
невообразимо. Ещё с детства, будучи в сельской местности, я
узнал, что некоторые коровы, как говорят в селе, бьются, а быки,
бывает, и убивают. И все они увеличивают количество навоза не
зависимо от места и времени. Нет, лучше было бы в люк. Но
максимум, что я мог допустить в беспокойных переживаниях - это
столичный роддом, в который придётся носить передачи, а самому
жить в захудалой гостинице, вводя семью в непредвиденные
расходы. И в Киев мы не шли пешком, а ехали в поезде, конечно,
жена на нижней полке. Куда там пешком! Тут пешком дойти в вагоне
до туалета и обратно, когда качает, не так уж просто. Сейчас
жена на девятом месяце. Ходить стало ещё сложнее. Когда походит
в городе часа два, стремится домой добраться, чтобы присесть или
прилечь на мягком диване. Это Мария с Иосифом от Назарета до
Вифлеема... а потом вместо гостиницы в коровник. А там себе
родила Сына, спеленала и положила в ясли. Какая трогательная
картина! В благоговеньи святая чета... Да я слыхал о мамашах,
которые через несколько недель после рождения своего чада, не
знали как следует ребёнка пеленать. А в плане гигиены, в
корыто с коровьими объедками? Если бы это касалось нас лично, то
страшно было бы подумать, а в случае с Марией всё кажется, хоть
необычным, но вполне нормальным. Может, думается, что раз с ними
был Бог, то у них не было страхов и душевных переживаний?
Да, это действительно были необычные люди, избранные Богом
для такой важной миссии. Однако они были людьми и поэтому имели
душу. А душа человека хочешь-не-хочешь обязательно как-то
реагирует на возникающие трудности и на чёрствое отношение
других людей.
Представляю, если бы жену простого украинского гражданина не
захотели принять в роддом, ссылаясь на отсутствие мест. Да он бы
вспомнил и конституцию, и декларацию прав человека, он напомнил
бы бессовестным бюрократам, что есть министр здравоохранения,
президент, в конце концов. И прессу бы вспомнил, и Десять
Заповедей. В конечном счёте заплатил бы, сколько нужно и добился
своего. А тут не приняли в гостиницу - пошли в коровник.
Конечно, с ними был Бог, и они надеялись на Него. Они знали,
что целиком находятся в Его руках, и Он управит событиями так,
как нужно в этом случае, а если для них что-то складывается
нелегко, то нужно терпеть. В этом и заключается настоящее
смирение: не только умиляться Богу, когда сыто и тепло, но,
надеясь на Него, не давать душе давлеть над нами, когда голодно
и холодно, когда земля дрожит, а люди звереют. Другими словами,
безропотно переносить скорби, которые Бог допустил в нашей
жизни. Ещё раз повторюсь, что когда мы читаем в Евангелиях эту
Рождественскую историю с последующим бегством в Египет, не стоит
её подсознательно воспринимать так, как будто это было
романтическое путешествие. Иосифу и Марии было гораздо труднее,
чем нам с вами, когда мы читаем эти строки, но с ними
действительно был Бог. Давайте же заботиться, чтобы Он был и с
нами, когда мы окажемся пусть даже в сто раз меньших скорбях,
чем они.
Что же всё-таки произошло в ту ночь? Родился Младенец? Но
ведь до того, да и после, родились миллиарды младенцев. Чем же
Тот младенец отличается от всех остальных? Тем, что Его День
Рождения сейчас празднуют с таким размахом? Но думаю, что уже
родился другой мальчик, а может, даже и вырос, День Рождения
которого скоро будет праздновать весь мир с ещё большим размахом
и треском. Этот мальчик, когда станет взрослым, попытается
заменить Того, родившегося в яслях, а наше уже подготовленное к
тому человечество с радостью позволит себя обмануть.
Каждый родившийся в наш мир человек как-то обогащает
человечество или наоборот обедняет его. При этом то, что
поначалу воспринимается, как обогащение, впоследствии быстро
проявляет свою другую сторону. Изобретает, например, кто-то
двигатель внутреннего сгорания, а потом, глядишь, он мчит вперёд
не только "скорую помощь" или пожарную машину, но и мощные
давящие и разрушающие танки. И выиграло человечество от этого
изобретения или проиграло, трудно сказать однозначно. В любом
случае, человек способен обогатить человечество не в момент
рождения, а уже в зрелом возрасте, когда он чему-то научится и
что-то совершит.
Отличие Того Божественного Младенца от всех остальных хотя
бы в том, что Он обогатил человечество уже в ту ночь, а если
быть более точным, то ещё за девять месяцев до той ночи, на
Благовещенье, когда Он был зачат. Просто в Рождественскую ночь он стал
явным для людей.
Человечество после грехопадения перестало быть таким, как
Бог его творил. Оно утратило вечную природу и уже не
представляло для Вечности никакой ценности. Князем мира сего
стал дьявол, и люди оказались послушными инструментами в его
злых и хитрых руках. Они с этим, как правило, не хотят
соглашаться, но суть вещей от того не меняется. Об этом писал
Апостол Павел к римлянам, составив, как сейчас говорят, краткий
конспект из Ветхого Завета:
<...Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не
ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет
делающего добро, нет ни одного. Гортань их - открытый гроб;
языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны
злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение
и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия
перед глазами их> (Рим. 3:10-18).
Вот из таких материалов состоит наш мир. Такая природа, что
в Небесном Царстве не способна продержаться и секунды. Как
девочка-снегурочка в жаркий летний день. Никто из людей не имел
ни малейшей возможности оказаться в Вечности с Богом. Ни Авраам,
которого Бог называл Своим другом, ни Давид, которого Бог
называл мужем по сердцу Божию, ни другие мужи Божии не имели не
малейшего шанса, поскольку имели такую же ветхую природу. А вот
в ту самую Рождественскую ночь природа человечества изменилась.
Это не значит, что все люди изменились. Просто среди людей
появилась частичка Божьей природы, , источник вечной жизни.
Человечество вцелом из-за этой частички вдруг обрело реальную
ценность.
Представьте себе обыкновенный моллюск: хрупкая ракушка в
качестве оболочки и студенистая субстанция внутри. Словом,
ничего путного. Но вдруг в этом моллюске появляется маленькая
жемчужинка, и он сразу обрёл куда большую ценность, возрастающую
по мере роста жемчужины. Вот такая <Жемчужина> появилась тогда в
тлеющем мире, принадлежащем дьяволу. Волхвы и пастухи пришли
поклониться не бессловесному Младенцу, а Богу, этому, только что
появившемуся, Источнику Жизни.
В эту ночь Бог Сам придал нашему миру невероятную ценность,
послав в него самую большую Свою ценность.
<Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего
Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел
жизнь вечную> (Евангелие от Иоанна 3:16).
В детстве я читал сказку, где одним из героев был богач,
очень любивший деньги. Когда в щель между досками его пола
провалилась копеечка, он просунул в эту же щель сторублёвку.
Когда под полом оказалась сторублёвка, то ничто уже не могло
остановить богача. Он вскрыл пол, достал сторублёвку, а заодно и
копеечку. Приводя этот пример, я ни в коем случае не хочу
сравнить нашего Господа с жадным богачом. Просто пытаюсь
проилюстрировать принцип, по которому действует любовь. Богач
так любил копеечку, что для её спасения не пожалел сторублёвку.
Господь так возлюбил наш никчемный мир, что для его спасения не
пожалел Своего Сына. В этом однозначно отразилась вся
серьёзность Его намерений по отношению к людям.
Помните, как террористы захватили полный театр заложников, а
спецслужбы так активно действовали, чтобы <освободить>
несчастных, что погубили многих заложников вместе с
террористами. Если бы президент вдруг предложил террористам
поменять заложников на его собственного сына, то все бы поняли,
что он действительно любит своих граждан.
Часто можно услышать от неверующих вопрос: <Почему Бог не
уничтожит дьявола?> Если бы Он захотел это сделать немедленно,
то совершил бы что-то вроде тогдашней операции по уничтожению
террористов: дьявола пришлось бы уничтожить вместе с его
заложниками, то есть с людьми.
Для спасения людей мало было послать Христа на землю. Ещё
нужно было, чтобы те, кого Он пришёл спасать, растерзали Его. Но
Христос воскрес, что не удалось бы совершить российскому
президенту, даже, если бы он и отдал своего сына для спасения
своих граждан. Но это уже предмет разговора по поводу другого
праздника.
А тогда жизнь вошла в наш мир и через 33 года после смерти и
воскресения Иисуса Христа не закончилась, а наоборот,
многократно умножилась. Её начали принимать все верующие в
убитого и воскресшего Спасителя. В моллюске вместо одной
<жемчужины> появилась целая гроздь тесно связанных друг с другом
<жемчужин> - Церковь Иисуса Христа.
Каждого человека в отдельности тоже можно сравнить с
моллюском: снаружи хрупкая броня тщеславия, а внутри студенистая
слизь. Ни один человек не годен исполнять Божье предназначение.
Как коробок спичек. Все деревянные, все с головками, но если не
годны, то не зажигаются. Однако когда человек принимает Христа в
своё сердце, он становится дитятей Божиим, принимая Божественную
природу. Внутри моллюска появляется <Жемчужина>, которая Духом
Божьим связывается с другими такими <Жемчужинами> в Церковь.
Так что в ту Рождественскую ночь в наш мир проникла Вечная
Жизнь. И если в наш человеческий День Рождения мы отмечаем день
возникновения жизни именинника, то в День Рождения Иисуса Христа
мы отмечаем не возникновение Его жизни (Он был до появления
времени и будет всегда), а возможность, данную нам Богом, самим
обрести Его Вечную жизнь. Так давайте не пренебрегать этой
возможностью, пока не поздно!
Алексей Комарницкий.
--
Выпуск 2524
Количество подписчиков: 143
Послать письмо модератору:
science.health.illnesshelp-owner@subscribe.ru