Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Людям о Людях

  Все выпуски  

Людям о Людях Выпуск от 24.02.05


Информационный Канал Subscribe.Ru

Истории людей ( http://peoples.ru/ )
Лев Токмаков (http://www.peoples.ru/art/painter/lev_tokmakov/interview1.shtml)
Лев, который рисует сказки http://www.rg.ru/2005/02/17/tokmakov.html

Думаю, что мои рисунки даже не только умом читают, но и... сердцем. Работая для
самого юного читателя, надо думать о его копилке для взрослой жизни.

На книжных развалах в магазинах Минска и других городов Беларуси можно встретить
старые и новые издания известных произведений, адресованных детям: "Пеппи Длинныйчулок",
"Сказки по телефону", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Колобок", "Курочка
Ряба"... И все эти книги объединяет одна неброская подпись: "Рисовал Лев Токмаков".
Сегодня наш разговор - с народным художником России, который вот уже более полувека
работает книжным иллюстратором.

+- Лев Алексеевич, иллюстрировать детскую литературу сложнее, чем книги для массового
читателя?

- Конечно, тяжелее. По крайней мере моя душевная организация сложена таким образом,
что иллюстрирование детской книги забирает больше жизненных соков. Но в этом
и интерес небывалый. Азарт берет, когда выстраиваешь для себя сложную дорогу,
пытаешься решить задачу, казавшуюся поначалу совсем непростой.

+- Глядя на ваши иллюстрации, вспоминаю работы белорусских книжных графиков.
И тех, кто работал в 1950-1960-е годы, и произведения молодой плеяды: Арлена
Кашкуревича, Бориса Заборова, Елены Лось, Татьяны Березенской, Галины Хинко-Янушкевич.
Такая же необычная теплота, доброта красок...

- И это закономерно. К сожалению, я меньше знаю детскую книжную графику минчан,
чем изобразительное искусство Беларуси в целом. Но давно дружу с народным художником
Георгием Поплавским. Знаком со множеством его работ. И вижу, что в основе его
творчества - классическая школа. Книжные иллюстрации Поплавского, как и вся его
графика, отличаются силой проникновения в образ, в характер избранной темы. И
белорусских художников, подобных по уровню мастерства Георгию, безусловно, достаточно
много. Я думаю, Беларусь
и Россия одинаково богаты на школы изобразительного искусства. Секрет весь, вероятно,
кроется в корнях, в фундаменте, в университетах, которые мы проходили, если так
можно выразиться, в одних стенах.

+- Давайте заглянем в вашу творческую лабораторию. Как создается книжная иллюстрация?


- Если рисунком, красками описывать только то, что находится на поверхности текста,
от таких рисунков и взрослым, и детям будет скука смертная. Зачем же тогда существует
творческая фантазия? Есть, в общем-то, две дороги. Первая - придумать, каким
может быть тот или иной герой. И вторая - вторгнуться в сюжет книги более решительно.
Возможно, довести это вторжение до абсурда в хорошем смысле этого слова. Тогда
начинается новая игра с участием книжных, сказочных героев. Такая работа - для
интеллектуально богатых
детей. Второй путь накладывает на художника большую ответственность. Но он и
интересен - как для художника, так и для читателя, потому что мысль развивает,
заставляет думать о прочитанном, заставляет двигаться куда-то за "горизонт написанного".

+- Говорят, чтобы творить для детей, надо самому в душе оставаться ребенком.
Ваше детство как-то проецируется на работу?

- Хотя иногда говорят, что детство у всех одинаковое, наверное, не следует забывать,
что мое детство пришлось на предвоенные и военные годы. У нашего поколения к
традиционным детским интересам добавлялась более высокая, чем в другие времена,
ответственность. Кстати, в детстве моим лучшим другом был белорус Радослав Александрович...

+- Что способен сделать художник?

- По этому поводу я вспоминаю Марка Шагала. У него было два естества. Один Шагал
- деловой, прагматичный, отчетливо представляющий мир, который его окружает.
Второй Шагал - художник, живущий совсем на другом этаже, в своем астральном пространстве.
Там и Витебск его присутствовал, и множество несовременных идей, сделавших Шагала
Шагалом, жили во втором естестве, двигали им как великим художником. И ничто
не могло стать помехой в реализации художественной мысли.

+- Многие художники сегодня отрицают реалистическое искусство. Как вы к этому
относитесь?

- У художника в принятии решения главным мерилом должно выступать его "Я" - как
мера всех вещей. Наши художественные работы должны образовывать живой иероглиф...

+- Но ведь, чтобы прочитать иероглиф, надо другие языки знать. Неужели надо быть
настолько требовательным к детям, которые еще и простейшей грамотой не овладели?

- Так ведь я, как и любой другой здравомыслящий художник, работаю не только на
уровне "прием - передача". Думаю, что мои рисунки даже не только умом читают,
но и... сердцем. Работая для самого юного читателя, надо думать о его копилке
для взрослой жизни. 

+- Создавая свои иллюстрации, вы прислушиваетесь к детским мнениям? Они ведь
такие разные. Как найти золотую середину?

- Вспоминаю одно педагогическое наблюдение. Кто-то из ученых привел пример, когда
мальчик нарисовал синюю корову. Да, таких коров не бывает. И мальчик об этом
знал. Но у него было свое убеждение: мол, пусть хотя бы одна корова будет синей.
Дети и сами не задумываются, как красят. Вероятно, как бог на душу положит. Даже
под детей, для которых я работаю, не собираюсь подстраиваться. Другой вопрос,
что следует присматриваться к детям, стараться видеть действительность их глазами.
Ведь мы, взрослые, как морские
камешки - овальные, потертые. А дети - кристаллики, угловатые и часто более богатые
в своих открытиях миров. У художника может быть один советчик - чувство ответственности.
Жизнь сложна, вокруг столько безнравственного, что думать о легких путях к сердцам
и душам - слишком праздное занятие.

+- Какой ваш любимый цвет?

- В разные периоды - разный. Одно время был синий. Больше всего когда-то ненавидел
зеленый. Даже история такая случилась. Прихожу как-то в гости. И говорю о том,
какой гадкий и мерзкий этот зеленый цвет. А за спиной сидит актриса Рина Зеленая.
Пришлось извиняться. Затем прошла пора увлеченности коричневым. Теперь мной завладел
зеленый цвет, самый богатый, самый защищенный, самый уживчивый с белым.

+- А с каким животным олицетворяет себя художник Лев Токмаков?

- Со львом, разумеется. Я и по гороскопу - царь зверей. Только агрессивности,
хищничества во мне нет.

===================================================================
Приглашаются к сотрудничеству авторы статей о людях,
писатели и просто фаны.

Ваш Alex

оптимизация сайтов

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.people
Отписаться

В избранное