Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Людям о Людях

  Все выпуски  

Людям о Людях Выпуск от 20.02.05


Информационный Канал Subscribe.Ru

Истории людей ( http://peoples.ru/ )
Владимир Рецептер (http://www.peoples.ru/art/theatre/producer/vladimir_retsepter/interview1.shtml)
Жил на свете рыцарь бедный http://www.rg.ru/2005/02/14/recepter.html

Свою судьбу не напишешь. Судьба в другом. Может быть, как раз в том, что мне
нужно было оказаться один на один с жизнью. И я оказался один на один. Любой
режиссер - это все равно авторитарный театр. А я бы уже не перенес никакого авторитарного
театра. Я все же был существо отдельное. Автономное.

В Пскове завершился XII Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль.
Фестиваль - детище Владимира Рецептера, отметившего 14 февраля свое 70-летие.
Знаменитый актер, писатель, поэт и пушкинист, многие годы посвятил Пушкину -
попытке понять очертания русского театра, которые он не только прозрел, но и
осуществил в своей поэзии, прозе, статьях и драматических текстах. 

Кроме создания Пушкинского театрального центра, Пушкинского фестиваля, Рецептер
набрал актерский курс в Санкт-Петербургской Академии театрального искусства,
целиком основанный на работе с пушкинскими текстами. Он буквально одержим попыткой
расшифровать пушкинскую тайнопись. Одна из вех на этом пути - его замечательная
исследовательская работа, посвященная "Русалке", в которой он утверждает, что
это было последнее драматическое сочинение поэта, его театральное завещание,
созданное в 1836 году, а вовсе не в 1832-м,
как полагали пушкинисты-академики. 

На фестивале в Пскове Рецептер показал спектакль "Жил на свете рыцарь бедный",
созданный со студентами своего курса. В нем соединены "Скупой рыцарь", "Сцены
из рыцарских времен" и само знаменитое стихотворение. Вольная композиция сделана
так, что в ней высвечивается какой-то скрытый и нежданный пушкинский метасюжет
о рыцаре. В канун юбилея мы беседовали с Владимиром Рецептером о "пушкинском
проекте" всей его жизни. 

+-Владимир Эммануилович, вы предъявляете своим студентам высокое требование актера-художника.
Но, кажется, современный театр прекрасно обходится без "художеств", сведя все
к рыночному фактору успеха. 

-Именно потому я в театр не хожу. Но все же была Калуга, и жил в ней человек,
изобретал ракеты. У него не было денег, репринтным образом издали его первую
книжку. А потом оказалось, что мир оглядывается на этого ветхого велосипедиста,
и его чертежи определяют дорогу на два века вперед. Нельзя жить без высочайшей
художественной задачи. 

+- Ваша актерская жизнь теснейшим образом связана с Большим драматическим театром
Товстоногова. Но вы всегда находились с ним в сложных отношениях и ушли в конце
концов. Почему?

- Я, конечно, отравлен большим стилем Товстоногова. А с другой стороны, очень
дружил с Розой Сиротой и окончил режиссерские курсы у Анатолия Васильевича Эфроса.
Это была удивительная история. Я завершал свой роман с БДТ. И тогда я принял
решение поступать к Эфросу. Эфрос приглашал меня в свой театр и раньше. Но я
еще не был уверен в своем уходе от Товстоногова. А последний раз, когда мы с
ним сильно сцепились, я приехал в Москву, к Эфросу, уже готовый вступить в его
труппу. На столе у него была моя двухчастная
инсценировка "Идиота". 10 января 1987 года я смотрел "Мизантропа" на Таганке
и после спектакля подарил ему книжку своих стихов. А потом выяснилось, что 12
января, в день рождения Натальи Крымовой, там читали мои стихи и он хохотал и
плакал. Назавтра он позвонил мне и сказал: "Володя, где вы были? Я раньше окончу
репетицию. Приезжайте в театр часам к трем". Разговор происходил в первом часу
дня 13 января. К трем часам я был в Театре на Таганке и, войдя, спросил, как
мне 
 пройти к Анатолию Васильевичу. И гардеробщица мне сказала, что Анатолий Васильевич
умер. 

+- Вас так легко представить в театре Эфроса. Вы невероятно родственны его театру.


- Да, как ни странно, видимо, это было бы более органично, чем БДТ. Мне сказали
однажды простую вещь: ты просто поэт, а пришел в прозаический театр. Я действительно
все время мечтал о Шекспире, Блоке, Пушкине. Правда, смею надеяться, в какие-то
спектакли Товстоногова я вписывался очень внятно. Эфрос меня, кстати, первый
раз увидел и поманил именно после товстоноговских "Мещан". 

+- Потому что в лучшие моменты театр Товстоногова восходил через прозу к поэзии.
В "Мещанах" и творилось как раз это неожиданное чудо поэзии.

- Совершенно верно. Я про "Мещан" много раз говорил: это действительно было чудо.
И ощущение полного счастья, небывалого ансамбля. У меня есть одна строчка в стихах:
"Живая тоска по живому". Я думаю, что он всю жизнь тосковал по живому, продираясь
через все то, что им не являлось. Конечно, он фигура трагическая. Впрочем, как
всякий советский художник - неважно, борец или конформист по преимуществу. 

+- Вы думаете, судьба подшутила над вами, подарив вам встречу с новым и таким
важным для вас режиссером, как Эфрос, и тут же отняв его? 

- Свою судьбу не напишешь. Судьба в другом. Может быть, как раз в том, что мне
нужно было оказаться один на один с жизнью. И я оказался один на один. Любой
режиссер - это все равно авторитарный театр. А я бы уже не перенес никакого авторитарного
театра. Я все же был существо отдельное. Автономное. 

+- Разве, став актером, человек не вынужден существовать в ансамбле, в компании?


-  А я всю свою жизнь существовал как одиночка на сцене. Я сыграл "Гамлета" в
декабре 1963 года. А потом - библиотека Ленина и сразу зал Чайковского по четыре-пять-шесть
раз в сезон. Потом - Пушкин, Достоевский. Это была моя вторая (не товстоноговская)
биография, в которой я был один, в театре одного актера. И каждой из этих биографий
хватило бы на жизнь. 

+- Эта биография была столь же драматична, как та другая, в БДТ? 

- Драматизм моих автономных работ заключался только в том, что, придумывая новую
работу, я терял к ней интерес. Так было после "Гамлета", после "Бобка" и "Сна
смешного человека", после "Диалогов Пушкина". Мне становилось скучно в какой-то
момент. Как в "Скупом рыцаре": с меня довольно сего сознания. Я знал, что могу,
и этого мне хватало. Вспыхивала какая-то новая идея, я понимал, что она уже воплощена.
Оставалось дело техники. Стать бесконечно концертирующим артистом мне было неинтересно.


+- Что для вас пушкинский центр, пушкинский курс, пушкинский фестиваль?

- Стыдно в России не иметь театра Пушкина! Не только стыдно, но и постыдно. Один
из самых умных людей в российской истории составил проект театра, и он до сих
пор не осуществлен. Он драматург по строченой сути своей - внутри одного стихотворения,
в прозе и в письме - он драматург. Он совершил все, что хотел, с русским стихом,
с русской поэзией. И все, что хотел, - с русской прозой. Определил в них все.
А с драматургией - не смог. 

+- Почему не смог?

- Потому что театр - рутина. Театр - слепоглухонемой. 

+- Что, на ваш взгляд, является сутью "пушкинского проекта", его главной новостью?

- Я говорил об этом как-то: все драматурги, как четыре пальца на руке, - смотрят
вместе в одну сторону, а этот - пятый - отдельно и смотрит в другую сторону.
Надо пройти по этому пути, чтобы чувственно понять, чего он действительно хотел.
У пушкинского героя другая скорость, другая "природа чувств", как сказал Товстоногов.
Лучше всего это было бы исследовать группой мощных, продвинутых артистов. Но
где же их взять, они все разобраны. А воспитывать студентов на Пушкине сложно,
потому что они еще основного не
умеют. Ведь театр - это постоянный компромисс между процессом и результатом.
"Денег мне не надо, я ищу одной истины", - говорит Бертольд в "Сценах из рыцарских
времен", которые вместе со "Скупым рыцарем" я поставил со студентами. "Сцены"
вообще последний раз шли в 1937 году, когда Дикий был главным режиссером БДТ.
"Сцены" и "Русалка". А потом его посадили. 

+- Вы - писатель, поэт, исследователь, вы - актер, режиссер, педагог. Вы один
человек или множество?

- Конечно, один. Один, в котором намешано много. И во всех намешано много. Но
некоторые выбирают какой-то столбовой путь и скачут по нему со страшной силой,
а некоторые останавливаются, оглядываются, ищут боковые тропинки, движутся туда
(смеется), куда влечет их жалкий жребий. А потом оказывается, что этот жребий
не так уж и жалок, а боковая тропинка - столбовая дорога. Главное - не бояться
жизни. 

+- Надо потратить время, чтобы научиться не бояться?

- О, очень много! Перемучиться всем надо. 

+- Любовью, театром? Всем?

- Ну, театр, пожалуй, самая большая зараза. От нее сложнее всего избавиться:
даже когда не хочется играть, кажется, что хочется. Самые феноменальные мои роли,
спектакли, импровизации, не сравнимые ни с чем, видели только мои студенты. Они
видели такого артиста, которого никто не знает. Я их учу, толкаю к пределам их
возможностей. Важно только, чтобы у них хватило понимания и отваги каждый раз
начинать сначала. Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что все великие достижения
нашей замечательной театральной
школы связаны с профессией, но не с искусством. Мне кажется, что невольно мы
направляем студентов в русло ремесла. 

+- Но некоторые из этого русла выходят.

- Да-да, выходят. Но потом, когда они обучены и уже многое вроде бы могут, их
берет к себе, например, Анатолий Васильев и начинает заново. Для подлинной школы
драматического искусства все их умение - только короткий разбег. Потому что искусство
всегда за пределами умения, всегда за пределами того, что мы можем.

===================================================================
Приглашаются к сотрудничеству авторы статей о людях,
писатели и просто фаны.

Ваш Alex

оптимизация сайтов

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.people
Отписаться

В избранное