Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Людям о Людях

  Все выпуски  

Людям о Людях Выпуск от 22.02.05


Информационный Канал Subscribe.Ru

Истории людей ( http://peoples.ru/ )
Юрий Мамлеев (http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/mamleev/interview1.shtml)
ЧЕЛОВЕК КАК ЗВЕРЬ И АНГЕЛ МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ http://exlibris.ng.ru/fakty/2005-02-17/1_mamleev.html

В человеке заложен весь код Вселенной - от Божественного, от уровня чистого сознания,
до человеческой психики и мира телесного. Микрокосм человека есть отражение макрокосма
мира, проникая в человека - проникаешь в другие миры. В человеке заложено столько
существ, о которых он и не подозревает, сколько заложено в космосе, и в этом
его уникальность. Человек может быть зверем и ангелом - он связан с существами
ниже и выше себя. 

Проза Юрия Мамлеева - запредельна и сюрреалистична, и коротко определить ее можно
как литературу конца света. Как писатель он состоялся в 60-х годах, когда был
широко известен в узких кругах московского эзотерического подполья. Произведения
его в ту пору ходили в самиздате. В 70-х автор был вынужден эмигрировать на долгих
двадцать лет. На родине его стали печатать в начале 90-х. Еще Мамлеев - родоначальник
жанра метафизического реализма и основатель целой литературно-философской школы.
В последнее время писатель
много общается с новым литературным поколением, участвует в деятельности Клуба
метафизического реализма при ЦДЛ; на прошлой неделе состоялась встреча с Юрием
Мамлеевым в новом московском клубе "Живой уголок"; при его участии готовится
к изданию "Библиотека клуба метафизических реалистов". О том, что же такое "метафизический
реализм" и его отражения в нашем мире, - из первых уст.

+- Юрий Витальевич, вы в свое время с радостью вернулись на родину из эмиграции?


- Да, конечно, с радостью. Для писателя, родившегося в России, иное - абсурд.
Здесь говорят на моем языке, здесь я могу понимать людей не только по их словам
- по малейшим движениям и жестам... Иностранцы бывают поражены нашей жизнью,
ее необыкновенной открытостью, - они просто пьянеют от нее. 

+- Вам, "русскому душою", поди, на Западе скучно было жить? 

- Так однозначно сказать нельзя. Америка, Франция - это целые другие миры. В
Штатах меня впервые напечатали, я преподавал там в Корнельском университете русскую
литературу. Когда перебрались в Париж - преподавал в институте восточных цивилизаций:
французы причисляют нас к Востоку. 

+- Русский писатель Эдуард Лимонов тоже перебрался из Америки в Париж, русский
писатель Василий Аксенов перебрался из Америки во Францию, в Биарриц... Вы все
как сговорились. 

- Париж - единственное место на Западе, где русские чувствуют себя хорошо, это
открыла еще белая эмиграция. Я люблю Францию. Хотя это не такая уж благоустроенная
страна, как, например, Швеция или Дания. Важна не благоустроенность - важно дыхание
культуры, которое там - во всем, в архитектуре, в музеях, в повседневности. Франция
дает мне, когда я приезжаю туда, трудноописуемые ощущения: отдыха души, сиюминутного
существования культуры - для всех, а не для элиты. 

+- Юрий Витальевич, как же вы, весь ваш профессорский облик, манера общения,
- не похожи на вашу прозу! Эпитетом к которой я бы поставила строки Саши Черного:
"Жизнь - черная смрадная яма, костер из слепых и глухих". 

- То, что вы подразумеваете, - лишь маленький поверхностный аспект ее... 

+- После вашей прозы кошмары ночами снятся! Она гнетет своей физиологичностью
и мраком. Собирательный образ героя ваших ранних рассказов - недочеловек, который
патологически потеет, визжит, а если говорит, то "блюдечным" голосом. Он кладет
сперму в чай и убивает кирпичом беременную кошку. И, самое главное, - он дико
одержим страхом смерти. А роман "Шатуны" вообще можно рассматривать как пособие
по психопатологии. Для чего вы пишете эту жуть, не для того же, чтобы читателя
стошнило? 

- Нет, конечно. Чтобы выразить этот мир. Жизнь довольно кошмарна: она коротка,
болезни, войны, криминал - "неча на зеркало пенять"... Настоящая литература обладает
эффектом катарсиса, ее исход - таинственное очищение, даже если жизнь описана
в ней как грязь. Мой "черный" роман "Шатуны" на многих действует как катарсис.
Чтобы прийти к свету, надо пройти тьму. В моих последних романах "Блуждающее
время" и "Мир и хохот" - уже полный баланс: нет нелепой розовости, конечно, но
уже есть свет. Смотрите, Данте - он
ведет своего героя сначала через ад. Отталкиваясь от зла, познав его, он устремляется
к иному. Человеку необходимо познать негатив жизни. Нет ничего хуже для спасения
души, если жизнь человека проходит только в счастье-развлечениях. 

Раньше я иногда сам ужасался вещам, мною написанным. Прочитывал их как человек
и ужасался как человек - но как писателя меня вела определенная сила. 

+- В самых ранних рассказах, где слегка зощеновская - слегка замятинская интонация
("Счастье", "Висельник"), чувствуется отвращение автора к своим героям - позднее
это уходит. 

- Писатель должен быть объективен, и писатель должен быть отстранен от того,
что пишет. 

+- Цитирую вас: "Сверхзадача метафизика - раскрытие внутренних бездн, которые
таятся в душе человека". Во-первых, они достаточно полно раскрыты Достоевским
- всему миру хватило. Я так заболеваю на третьей странице его творений... 

- Анна Андреевна Ахматова заболевала на пятой. И я знаю реальный случай, когда
юноша после прочтения "Братьев Карамазовых" попал в психушку. 

+- Во-вторых, любое гениальное произведение раскрывает внутренние бездны и содержит
мистику - "Мелкий бес" Сологуба, "Смерть в Венеции" Томаса Манна, хрестоматийный
"Мастер и Маргарита" Булгакова или из относительно нового "Кысь" Татьяны Толстой.
Зачем специально тужиться в метафизику? 

- Таких произведений было очень мало. Социальная жизнь вытесняла мистику, у отдельных
авторов она вырывалась, да с какой силой - "Вий" Гоголя, "Демон" Лермонтова.
В начале XX века - кроме Сологуба и Булгакова - это гениальный поэт Блок и гениальный
прозаик Платонов. У Платонова, кстати, нет дверей в потустороннее, одним только
языком выражен уровень сознания русского человека. Это единственный писатель,
который проник во вторую реальность. И все равно, в основе этих произведений
лежали либо психологический,
либо классический реализм. Даже у Гоголя - фантастический реализм. 

Вся древняя литература связана с метафизикой: Гомер, "Махабхарата", Данте Алигьери.
Она была основана на определенных доктринах - Данте, к примеру, творил в русле
средневекового западного христианства, его миросозерцания. Сейчас в мире нет
доктрины, которая охватывала бы всех. Каждый писатель ищет свою дверь "туда".
Мы, метафизики, оформились в определенное направление, нащупали методы. 

+- Нынешний Клуб метафизического реализма при ЦДЛ можно ли назвать в какой-то
мере продолжением эзотерического кружка у вас в Южинском переулке в 60-х годах?


- Частично - пожалуй. Правильнее назвать движением метафизического реализма,
которое не определяется клубом при ЦДЛ. Клуб - это творческий совет, состоящий
из известных писателей. Но движение - широкое, хоть оно и рассредоточено, человек
триста. В сборнике "Мистическая волна", выпущенном издательством "АСТ", напечатались
наши очень интересные молодые авторы (например, Николай Григорьев или Наталья
Макеева). 

+- Хочется услышать из первых уст: в чем все же суть метафизического реализма?


- Движение наше касается не только литературы, но и изменения сознания, я бы
сказал. Оставаясь на позициях реализма и отражая действительность, метафизический
реализм включает в себя не только видимый мир, он проникает в закрытые для человека
сферы его души, скрытые и темные, о которых частично говорил Достоевский. Это
попытка показать, насколько проникает интуиция писателя в параллельные измерения
и миры. То есть мы хотим объединить обычный реализм и закрытые стороны человеческой
души, а также приоткрыть дверь
в другое измерение. Человеческая душа является архетипом души Вселенной. В человеке
заложен весь код Вселенной - от Божественного, от уровня чистого сознания, до
человеческой психики и мира телесного. Микрокосм человека есть отражение макрокосма
мира, проникая в человека - проникаешь в другие миры. В человеке заложено столько
существ, о которых он и не подозревает, сколько заложено в космосе, и в этом
его уникальность. Человек может быть зверем и ангелом - он связан с 
 существами ниже и выше себя. На рисунках в средневековых книгах человек соединяет
собой небо и землю. Метафизический реализм связан с философией, с открытием новых
реально существующих пластов в сознании. Он занимается самоизучением: кто мы,
кто я и чем все это может закончиться. 

+- Несомненно Апокалипсисом, как и предсказано. Ваш роман "Московский гамбит"
стоит особняком и считается автобиографическим - там описан ваш эзотерический
кружок. Валя Муромцев - это... 

- ...не мой прототип, хотя в этом образе я вывел некоторую сторону моих приключений
в Южинском. 

+- Не пересекались ли ваши пути с тоже участником эзотерического подполья тех
лет Виталием Ахрамовичем, говорят, ярчайшей фигурой своего времени? 

- К сожалению, меня познакомили с ним буквально за год до его смерти, уже в середине
90-х. Уникальная личность, необыкновеннейший человек. Много чего написал, а публиковать
не стремился - редкая для писателя черта. Не хотел думать о социальной реализации.
Или он настолько привык жить в атмосфере подполья при совке, что продолжал это
делать по инерции?.. Его, насколько я знаю, считал своим учителем Виктор Пелевин.


+- Вам близка проза Сорокина и Пелевина? 

- Это по-настоящему талантливые писатели. Какое-то сходство у нас, по-видимому,
есть, но у каждого свой мир, свой индивидуальный подход. 

+- И Сорокин, и Пелевин выпустили в последнее время по роману. А каковы ваши
ближайшие литературные планы? 

- Ближайшие планы связаны с одним интереснейшим проектом. Издательство "Рипол-классик"
(генеральный директор Сергей Макаренков) предполагает в 2005 году издавать "Библиотеку
клуба метафизических реалистов". Новое литературное течение, метафизический реализм,
сейчас широко известно. Я являюсь основателем этого направления и президентом
клуба. Координатор имиджевого проекта - Сергей Сибирцев, он же - председатель
творческого совета нашего клуба. Каждый том "Библиотеки" будет представлять одного
писателя. Предполагается
выпустить несколько томов наиболее заметных писателей этого направления. В "Библиотеке
клуба метафизических реалистов" будут представлены такие писатели, как Анатолий
Ким, Ольга Славникова, Сергей Сибирцев, Сергей Есин, Тимур Зульфикаров... Сейчас
я как раз занят подготовкой моего тома. 

+- Вы часто повторяете - и письменно, и устно, что в социальном и психологическом
смысле человек представлен в литературе достаточно полно. Что вы имеете в виду?


- Проблема состоит в том, что на самом деле человек необычайно сложное существо.
То, что мы о нем знаем, включая социально-психологические аспекты, лишь часть
этого загадочного существа. Наш литературный метод заключается в том, чтобы попытаться
проникнуть в эту, неведомую часть человека. Нет слов, метафизический аспект присутствует
во всех великих произведениях литературы и искусства. Но естественно, что "видимая"
часть человека описана гораздо шире и полнее, чем та, скрытая. 

+- Мы как-то совсем не поговорили о Достоевском, хотя господин Дугин так прямо
и называет вас современным Достоевским. В своей философской работе "Судьба бытия"
вы пишете, что надо делать героями своих произведений сами философско-метафизические
понятия. Мне кажется, Федор Михайлович поступал так же - танцевал от философских
понятий, а не от живых характеров. Поэтому он как философ выше писателя - чего
стоит одна только его мысль, что зло таится в человеке глубже, чем предполагают
лекаря-социалисты: ни в каком
устройстве общества не избежать зла. 

- Здорово сказано! Разумеется, никакое социальное устройство зла не уничтожит.
И это самая главная и фатальная ошибка марксистов. Достоевский - мой любимый
писатель, и, кстати, я даже знаю работу под названием "От фантастического реализма
Достоевского - до метафизического реализма Мамлеева". По количеству литературоведческих
исследований на Западе - он стоит на втором месте после Шекспира. Ему удалось
задеть самые глубинные метафизические реалии человеческого бытия. Эта сфера океанически
бездонна и представляет
собой огромное поле интереса для писателя. В ней много неизвестного. 

+- В "Судьбе бытия" вы пишете, что человеку для своего спасения необходимо придерживаться
той ортодоксальной религии, к которой он принадлежит (и для славян это православие):
нарушение этого принципа может иметь фатальные последствия. Почему? Я знаю много
москвичей, которые подались в кришнаиты и аюрведисты, или тех, кто, скажем, в
связи с браком перешел в католичество. 

- У нас свобода совести - каждый волен выбирать. Но необходимо знать: одно дело
философия и метафизика, и другое дело - религия. Религия связана с откровением,
с душой данного народа, с его генетикой. Что было заложено в наших предках -
все это действует в нас самих. Когда мы находимся в православии - мы находимся
в собственном доме. Переход в другую религию - уход в другой дом, с другим языком,
с другим подходом к Богу. Переходя, вы бросаете недостроенным храм, начинаете
строить другой, связанный с иной ментальностью,
с другим подходом к Абсолюту. Такая ломка может иметь роковые последствия для
спасения души, хотя спасение душ - промысел Божий, и предполагать, кто спасется,
а кто нет, - кощунство.

===================================================================
Приглашаются к сотрудничеству авторы статей о людях,
писатели и просто фаны.

Ваш Alex

оптимизация сайтов

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.people
Отписаться

В избранное