Истории людей ( http://peoples.ru/ )
Оскар Фельцман (http://www.peoples.ru/art/music/composer/feltsman/index2.shtml)
Композитором стал потому, что родился в Одессе http://www.sem40.ru/interview/hot/14113/
Черное море мое, Огромное небо, Венок Дуная, Возвращение романса, Ходит песенка
по кругу, На тебе сошёлся клином белый свет, Ландыши… Эти и многие другие популярные
песни пела вся страна. В разные годы они украшали репертуар Леонида Утесова и
Клавдии Шульженко, Муслима Магомаева и Иосифа Кобзона, Эдиты Пьехи и Валентины
Толкуновой, Льва Лещенко и Софии Ротару. А написал их Оскар Фельцман
Во время непродолжительного пребывания на родине (в Одессе) мы побеседовали с
композитором. Оскар Фельцман вспоминал об Одессе, рассказывал анекдоты, много
шутил. И, как утверждает, композитором он стал просто потому, что родился в Одессе.
_— И все же, Оскар Борисович, как началось Ваше увлечение музыкой?
— В Одессе все любят музыку, просто помешаны на ней. Мой отец был известным в
городе врачом. В нашем доме всегда звучала музыка. Многие говорили, что отец
был прекрасным пианистом. Он до последних дней потрясающе исполнял Бетховена,
Шопена, Чайковского, Рахманинова. В 5 лет я попросил его сделать мне деревянную
доску, на которую мог бы класть нотную бумагу и сочинять музыку. С 6 лет я начал
писал пьески и твердо знал, что буду музыкантом и композитором.
+— Говорят, что Вашим наставником был сам Шостакович?
— Это действительно так. Я считаю Дмитрия Дмитриевича своим учителем. Все свои
произведения показывал ему.
Видите ли, к семи годам в кругу знакомых нашей семьи я прослыл вундеркиндом.
Когда в Одессу приехал Шостакович, моему отцу порекомендовали показать меня маэстро.
Папа встретил его на улице, рассказал обо мне, и знаменитый композитор пришел
к нам прямо домой. Я ему понравился, и он напророчил мне большое будущее. Однако
посоветовал поступать не к нему в Ленинградскую консерваторию, а сразу в Москву,
чтобы я имел больше возможностей реализовать свои способности.
+— Оскар Борисович, преподаватели Вас готовили как серьезного музыканта, а как
же случилось, что вы стали сочинять легкую музыку?
— О, это интересная история. Действительно, и в Московской консерватории, и в
эвакуации я писал оратории, кантаты, концерты. Будучи в Новосибирске (во время
Великой Отечественной войны) слушал свою музыку в исполнении лучших музыкантов
и певцов, ведь с нами в эвакуации находился Ленинградский симфонический оркестр.
И вот однажды к нам в эвакуацию приехал начальник музыкальных учреждений Советского
Союза Борис Владимирский, и ему кто-то нашептал, что я — молодой талантливый
композитор — и, наверное, смогу писать и легкую музыку. Он пригласил меня съездить
в Сталинск (недалеко от Новосибирска), чтобы послушать оперетту. И как я ни объяснял,
что этот жанр мне не интересен, все же пришлось подчиниться.
В тот вечер Московский театр оперетты давал «Сильву». Музыка Имре Кальмана произвела
на меня неизгладимое впечатление, и когда закончился спектакль, я твердо знал
— всю свою жизнь посвящу оперетте. И в 1948 году в Москве состоялась премьера
моей первой оперетты Воздушный замок. Затем были Шумит Средиземное море, Суворочка,
Прекрасная мельничиха…
+— Но ведь Вас больше знают как автора песен…
— А ведь было время, когда мне казалось, что музыка Дунаевского примитивна. И
лишь спустя годы понял, что песня, звучащая в течение каких-то 3-4 минут, имеет
большее воздействие на людей, чем, к примеру, симфония.
+— А первой, какая была песня?
— Теплоход на стихи В. Драгунского и Л. Давидовича. Мои друзья, прослушав ее,
посоветовали показать Утесову. Я поехал к знаменитому певцу. Утесов сказал: Оскар,
через две недели вы услышите ее по радио. Так и было… Песня моментально стала
всесоюзным шлягером.
Вскоре я написал Ландышы, судьба которых непроста. Для новой эстрадной программы
меня попросили сочинить легкую танцевальную песню. За 15 минут родились Ландыши.
Через две недели их вовсю транслируют по радио и исполняет вся страна, а спустя
месяц-полтора Ландыши запретили, объявив пошлой песней, развращающей вкусы молодежи.
Критика продолжалась… 23 года.
+— Оскар Борисович, как Вы относитесь к современной эстрадной музыке и к ремиксам?
— Если, кто-то думает, что я начну ругать современные песни, то глубоко ошибается.
Каждое время рождает свои ритмы и свои интонации. Но в эфире много и серой музыки.
Мне нравится музыка Игоря Николаева и Игоря Крутого. У них есть целый ряд великолепных
вещей. К ремиксам очень хорошо отношусь. В Америке этот жанр существует уже 50
лет, и благодаря ему хорошие мелодии получают новую жизнь. Это же прекрасно!
+— У каждого одессита есть свои любимые места, есть ли такие уголки у Вас?
— Я очень люблю свой родной город. Здесь мне все близко и дорого. Хочу признаться,
я часто прогуливал уроки. Шел на Приморский бульвар, садился на скамейку и писал,
а затем приходил домой и играл. И должен вам сказать, что педагоги снисходительно
ко мне относились. Они, видимо, понимали, что физик или математик из меня не
выйдет, поэтому давали возможность заниматься музыкой. Мне очень нравится сегодняшняя
Одесса, и я надеюсь, что город в дальнейшем будет все больше процветать.
18 февраля Оскару Фельцману исполняется 81 год. Несмотря на свой почтенный возраст
он энергичен, много работает, его песни по-прежнему популярны. Маэстро отнюдь
не намерен почивать на лаврах. В последнее время Оскар Борисович написал два
цикла романсов для голоса и рояля, завершил двухактовый балет по мотивам новеллы
Проспера Мериме Венера Илльская.
===================================================================
Приглашаются к сотрудничеству авторы статей о людях,
писатели и просто фаны.