[svoboda] Ален де Бенуа против либерализма

Автор: Фёдор Бирюков
Ален де БЕНУА. Против либерализма: (к Четвертой политической
теории). -
СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2009. - 476 с.
Либерализм - это политический вирус. И ему необходимо найти
эффективное
лекарство. В качестве одного из таких препаратов можно рассматривать
новую
книгу, вышедшую в издательстве "Амфора" - "Против либерализма". Её
автор,
французский философ, один из основателей и идеологов движения "новых
правых" Ален де Бенуа, хорошо известен отечественному читателю. Как
говорится, знаком тем, кто в теме. И тексты, собранные под обложкой
издания, также не явятся внезапным откровением для людей,
интересующихся
вопросами политики. Мы всё это смогли прочувствовать на интуитивном
уровне, а зачастую - и на собственной шкуре. И наша экзистенция станет
отличным подспорьем практике необходимого гражданского сопротивления.
В
этом и кроется главная ценность книги - она подкрепляет наши аргументы
и
вооружает бойцов антилиберального фронта новыми фактами, которыми надо
орудовать наподобие автомата Калашникова.
"Либерализм - это главный враг... Я бы хотел напомнить, что в
стратегическом плане главный враг - это не всегда тот, кого мы более
всего
ненавидим. Это просто враг, который наиболее могуществен. Либерализм
является антропологической системой даже в большей степени, чем
социально-экономической. То есть он предлагает определенное видение
человека. Каково это видение? Оно заключается в том, что человек
рассматривается как отдельный атом. Либерализм анализирует общество,
исходя из индивидуума... Можно сказать, что либеральное представление
о
человеке, либеральная концепция человека - это его представление как
несоциального существа", - пишет Ален де Бенуа.
Говоря о методике противодействия либерализму, "Четвертой политической
теории", автор подчеркивает экономическую, финансовую доминанту
современного миропорядка: "Мы живём в экономическую эру. Либерализм
является доктриной, которая в конкретной жизни нейтрализует
политическую
волю. Жители больше не являются гражданами, они являются
потребителями. И
сфера, в которой проистекает политическая деятельность, заменяется
сферой
средств массовой информации, в которой царствуют развлечения". Мы с
вами
видим это каждый день, когда политики вынуждены постоянно повышать
свой
медийный рейтинг, "светясь" в прайм-таймовых выпусках новостей и
модных
ток-шоу. В противном случае их фактически нет. Но на ТВ слова
искажаются
до неузнаваемости - в угоду корпоративной политике. Именно
виртуальный,
телевизионный успех сегодня определяет реальное влияние публичных
политиков. А непубличные, как всегда, манипулируют своими "големами"
за
сценой.
"Политика, с либеральной точки зрения, воспринимается как потенциально
опасная, так как она создаёт возможность для осуществления власти,
имеющей
"иррациональную" природу, - считает философ. - Поэтому она сводится к
гарантированию прав и управлению обществом в оптике технической
экспертизы
и менеджмента. Таков фантазм "транспарентного общества", общества,
совпадающего с самим собой вне всякой символической соотнесенности и
конкретной хаотичности. В социуме, живущем по рыночным законам и
основанном на постулате о самодостаточности гражданского общества,
государство обречено на исчезновение, так же, как в утопиях о
бесклассовом
обществе Маркса. Логика рыночного общества... сопряжена с всеобщей
уравниловкой". Оперируя большим количеством фактического материала, де
Бенуа опровергает постулат либералов об устройстве их социума на
принципах
свободной конкуренции, которая на деле элементарно исключается
посредством
участия в игре крупных монополистов, для которых либеральная
демократия -
лишь узаконенная форма современного рабства.
Какая же идея способна адекватно противостоять либерализму? Мы знаем,
что
все прошлые попытки потерпели жестокое поражение. Более того, зачастую
либералы и сами воспринимают себя как "свидетелей конца" - "конца
истории". Что же может прийти на смену задрапированному рабству
капитализма? Один из вариантов ответа - социализм. Ален де Бенуа в
главе
"Второй лик социализма" подробно анализирует это явление, выходя
далеко за
рамки привычного для русского человека марксизма и советского опыта.
По
его мнению, "сегодня история ясно показывает, что если социализм как
учение имеет какое-то будущее - а социальная база для этого всё ещё
наличествует, поскольку капиталистический мир не способен сам по себе
снять глубиннейшие противоречия, заложенные в нём, не способен дать
адекватного ответа на вызов "социальной несправедливости", нищеты,
эксплуатации и т.д., - то это будущее лежит в сфере национального
социализма, предлагающего реалистичную и радикальную альтернативу
"торгашеской логике" торжествующего, но исторически обреченного
буржуа".
Важнейшим субъектом европейского геополитического пространства Ален де
Бенуа называет Россию. По его мнению, наша страна всегда была жертвой
стереотипов: "От маркиза де Кюстина до Карла Маркса, от Гегеля до
Энгельса, антирусский расизм которого заслуживает отдельного
упоминания,
вплоть до Адольфа Гитлера, европейские критики России называли её не
иначе
как "варварской страной" и "тюрьмой народов". В то же время они
призывали
ограничить российскую мощь". Но ясно видя на небосклоне человечества
сияющую звезду России, французский философ обращается к европейцам с
призывом: "Европа должна решительно выйти из западного мира и
повернуться
лицом к Востоку. Упадок России будет означать и её собственный
упадок".
Это - позиция органичной глобализации, оборонительного единства
народов.
Ведь один в либеральном поле - не воин!
Альтернативой нынешнему положению государств-наций, "объединенных"
экономическими кандалами, Ален де Бенуа называет идею Империи. При
этом он
противопоставляет парламентскую демократию (демократию
представительскую)
демократии соучастия - истинному народовластию. "Она уже не будет
сводиться к простой оппозиции "гражданского общества" по отношению к
сфере
публичной власти... Напротив, речь идет о том, чтобы индивидуумы
ощутили
себя как граждане, а не как субъекты частной сферы настолько,
насколько
возможно раскрытие и приумножение новых публичных пространств
инициативы и
ответственности". Отсюда - неизбежный переход от абстрактных "прав
человека" к вполне конкретным и объективным правам народов.
Либерал прячет свой звериный оскал. За учтивой улыбкой, за лукавым
взглядом, за светскими манерами, за медовыми речами о свободе и
демократии. Но внимательный собеседник непременно почует запах тлена.
И
заметит в зрачках либерала бездонную пустоту, кромешную тьму. Узрит в
них
Ничто... Либерализм - это духовная смерть. Она угрожает как целым
нациям,
превращаемым либералами в статистически-нейтральный электорат, так и
отдельным людям, лишаемым этнической и культурной идентичности. Вы,
уважаемый читатель, хотите отныне ходить в маске толерантного бэтмена?
Вы
согласны стать лишь цифрой в многостраничной ведомости
сомнамбулы-чиновника? Вы готовы прервать свой род по причинам
социально-экономических обстоятельств? Нет?! Тогда - всё в наших
руках.
Каждый день, каждую минуту, посвященные пускай даже "кухонному"
противостоянию либерализму, можно засчитывать. Каждое такое действие
идет
в общую копилку, на благо общего дела - восстания против либерализма.
Революции против смерти.
постоянный адрес статьи :
http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/21079746
voland20***@k*****.ru