Путь вина - созревание, уборка и переработка винограда
Путь вина – созревание, уборка и переработка винограда 2013-06-21 06:00 manager Продолжаем рассказ о вине и его пути от земли до бокала… Быстро пройдя стадию цветения, виноградники начинают развивать самую главную свою ценность – ягодные грозди. К началу этой фазы рост побегов в длину замедляется, в нижней их части начинается процесс вызревания лозы. Ягоды сначала увеличиваются в размерах с каждым днем, а затем начинают размягчаться, приобретать форму и увеличиваться до размеров, свойственных сорту, а у темно-окрашенных сортов, кроме того, появляется окраска ягод. У некоторых розовых и красных сортов окраска ягод наступает позже… С каждым днем ягоды в едва заметной мере меняются, пока не наступит момент максимальной зрелости винограда. Для винодельческой отрасли крайне важно точно определить этот момент, ведь качество ягод во многом повлияет на качество будущего вина. В конце лета, агрономы ежедневно обходят сектора виноградников с разными сортами и проверяют содержание сахара и уровень кислотности ягод… Но, обо всем по порядку
Мы снова возвращаемся на тот виноградник, с которого начиналась сюжетная линия двумя постами ранее – село Долинное Бахчисарайского района, виноградники Esse. Здесь нас снова встречает строгий охранник. И если зимой его нахождение здесь было больше техническим, то сейчас, во время созревания винограда, более, чем оправдано Часть участков уже стоит с налитыми гроздьями, часть еще молоды и только через год-два дадут первые плоды. Там, где еще в январе подсаживали новые лозы, в конце июля вовсю буйствует сочная зелень листьев Деревянные столбики, формирующие ряды Молодой виноградник сорт гевюрцтраминер. Уже в будущем году (а съемка была в июле 2012 года) здесь ожидается первый полноценный урожай Налитые грозди молодого винограда каберне совиньон. Развитие ягод происходит быстро и продолжается до вступления в состояние зрелости. Оно протекает неравномерно и зависит главным образом от метеорологических условий и режима дождей. Возрастание массы ягод с середины периода созревания до зрелости может колебаться от 25 до 80% в зависимости от года и от виноградника. Увеличение объема ягод сопровождается возрастанием их массы. При этом нужно учитывать тот факт, что в последний период созревания плотность ягоды повышается вследствие накопления сахаров. Точные наблюдения, сделанные на одних и тех же кустах одних и тех же виноградников, показывают, что средняя масса ягоды может сильно колебаться в зависимости от года; возможны отклонения в ту или иную сторону на 30—40%. Форма, размеры и окраска ягоды являются характеристиками данного сорта, но они могут изменяться в зависимости от многих факторов, и в частности климата, характера почвы, состояния растения, числа семян и др. У сортов для тонких вин обычно мелкие ягоды, и их масса не превышает 1 г на одну ягоду (2 г для сорта Мальбек). У винных сортов форма ягод чаще всего сферическая, иногда чуть удлиненная. По цвету виноград делят на три категории: белый, красный и черный. В действительности гамма окраски имеет постепенные переходы, и поэтому переход от одной категории к другой происходит незаметно. Окраска начинает проявляться с началом созревания, но максимальной интенсивности она достигает лишь при полной зрелости Технические сорта винограда, в отличие от столовых, как правило имеют более мелкую ягоду и более плотную гроздь. Полная, или физиологическая, зрелость винограда наступает тогда, когда содержание сахара в ягодах винограда, достигнув максимальной величины, остается в течение 2—3 дней на одном и том же уровне или повышается незначительно. При этом кислотность также мало изменяется. Для большинства типов вин (столовых, шампанских и др.) техническая зрелость винограда предшествует физиологической, для некоторых десертных вин (мускаты, кагоры и др.) техническая зрелость винограда наступает позже физиологической. Сорт винограда алиготе накануне сбора в винодельческом хозяйстве «Золотая Балка» близ Балаклавы в Крыму Сочная гроздь на пике созревания. На кожице видны начинающиеся признаки заизюмливания Гроздь столового винограда Мускат Италия Старая лоза и сочная гроздь Молодые виноградники в последний год своего безъягодного статуса. В 2013 первый их урожай будет собран и переработан на винодельческом заводе… Уборка. Как и много веков назад, в наши дни это все еще ручной труд. Причем тяжелый и изнурительный. Уборка составляет примерно 30% всех трудовых затрат по выращиванию винограда Сотни виноградных кистей в день, въедающийся в поры виноградный сок, который смешивается с пылью и грязью, гудящие у самого лица пчелы и деревянная спина к вечеру. А ведь еще нужно выполнить норму выработки, чтобы заработать минимальную ставку, а если есть желание заработать чуть больше, то работать активнее или больше… В начале сентября, а иногда и в конце августа виноградники превращаются в плантации, на которых снуют уставшие люди с ведрами, полными налитых соком виноградных ягод… Физиологическая зрелость винограда наступает, когда завершаются основные процессы роста и накопления питательных веществ в ягодах, семена созревают и приобретают коричневую окраску. Техническая зрелость наступает, когда виноград пригоден для потребления в свежем виде или приготовления определенных видов продукции. Полная, или физиологическая, зрелость винограда наступает тогда, когда содержание сахара в ягодах винограда, достигнув максимальной величины, остается в течение 2—3 дней на одном и том же уровне или повышается незначительно. При этом кислотность также мало изменяется. Для большинства типов вин (столовых, шампанских и др.) техническая зрелость винограда предшествует физиологической, для некоторых десертных вин (мускаты, кагоры и др.) техническая зрелость винограда наступает позже физиологической. К уборке винограда, предназначенного для переработки, приступают при установленных кондициях по сахару и титруемой кислотности для производства определенного вида продукции. Шампанские виноматериалы готовят из винограда определенных сортов при сахаристости 17—20 г/100 см3 и кислотности 8—11 г/дм3. Для производства белых столовых вин виноград собирают при сахаристости 17—20 г/100 см3 и кислотности 6—9 г/дм3, красных столовых вин — соответственно 18—22 г/100 см3 и 5—8 г/дм3. Первыми, как правило, начинают собирать белые сорта винограда С одной стороны, процесс до невозможности прост. С другой, физически очень тяжелый. Виноград срезают с лозы сначала в ведра, а затем перекладывают в емкости большего размера. Рабочий срезает грозди Шардоне на виноградниках Алексея Акчурина у долине Черной речки под Севастополем Виноградный нож в работе Ящики для винограда. Их сотни На виноградниках и мужчины и женщины. Как правило, это приезжая рабочая сила. Их главное преимущество – почти не воруют, т.к. сбывать виноград им некуда – они здесь никого не знают Усталость Уборка винограда еще и кропотливый труд. Важно не пропускать грозди на своем ряду. Иначе оштрафуют Специально обученный человек ведет учет по каждому сборщику Ящики с будущим вином Налитые соком грозди Шардоне На другом винограднике, имеющим гораздо большие промыленные масштабы, уборка немного по-иному. Здесь применяется колесная техника, а виноград не складывают в ящики, а перегружают в огромные 400-кг емкости Бесконечная плантация хозяйства «Золотая Балка» Рабочие между рядами Уборка Алиготе Гроздь срезается. … складывается все также в ведра, а затем перегружается дальше… Вот в такие огромные емкости Каждая из бочек вмещает до 400 кг винограда Учетчица считает выработку на заднем плане Бочки стоят у начала каждого ряда. Когда они будут наполнены, их перегрузят в кузов трактора. Перегрузка происходит при помощи погрузчика А затем трактор отвозит собранный виноград на винзавод, на первичную переработку Несколько фото, которые позволяют понять, насколько тяжел труд по уборке винограда Передышка Без сил Изнуряющая жара не лучший помощник для этих людей Маникюр и виноградники Уборка продлится почти полтора месяца, когда один сорт будет сменяться другим, пока виноградники не будут полностью освобождены от сочных ягод… После того, как налитые соком виноградные грозди сняли с лозы, уложили в ящики или загрузили в кузов машин, у них остается всего несколько часов до того момента, когда ягоды начнут превращаться уже непосредственно в вино. Шардоне и Алиготе, Мускат и Гевюрцтраминер, Мальбек и Рислинг, Каберне Совиньон и Пино Нуар отправляются в свое последнее путешествие по пути на винзавод. Собранный виноград должен быть переработан максимально быстро после сбора во избежание порчи и для формирования самых важных кондиций будущих белых, розовых, красных или шампанских вин… Вместе в виноградом, едем в цех первичной переработки винматериала и мы… На крупных предприятиях, таких как, например, «Золотая Балка» в Крыму, загруженные виноградом машины прибывают каждые 15-20 минут. На приемке их взвешивают, а затем они проезжают для отбора контрольных проб. Работник лаборатории винзавода отбирает контрольные пробы с каждой партии входящего сырье (естественно в машине не может быть смешаны разные сорта винограда, собранные на разных участках) – уровень сахара, кислотность и другие необходимые параметры. Замер делает очень оперативно и данные передаются на участок переработки. А пока готовятся контрольные пробы, машина отправляется на рампу, к приемнику с дробилкой. Здесь с виноградом делают безжалостное – его механически разрушают, или иными словами – раздавливают Переработка винограда на предприятиях первичного виноделия осуществляется двумя основными способами – по белому и по красному, в результате чего получают белые или красные вина (розовые вина готовятся частичным совмещением данных процессов или по купажной схеме, согласно которой белые и красные виноматериалы смешиваются в определенных пропорциях). Основная цель переработки винограда по белому – получение слабоокрашенных малоэкстрактивных слабоокисленных виноматериалов. В результате переработки по красному способу получают интенсивно окрашенные высокоэкстрактивные виноматериалы. Белые натуральные (столовые) вина изготовляют главным образом из белых сортов винограда, а также из тех красных сортов винограда, сок ягод которых не окрашен. Красные виноматериалы получают из красных сортов винограда с неокрашенным или с окрашенным соком. Находясь в приемнике, виноград медленно проседает по мере того, как ротор загоняет его в дробилку в нижней части Всем процессом управляет оператор на специальном пульте, расположенном над дробилками. На этом заводе одновременно может работать четыре дробилки Как я уже сказал выше, при поступлении винограда на завод его немедленно, во избежание порчи, перерабатывают на сусло (неосветленный виноградный сок). Из приемника ягоды поступают по наклонному желобу непосредственно в дробилку. Раздавливание винограда осуществляется на дробилках-гребнеотделителях валкового (для переработки по белому) или ударно-центробежного (для переработки по красному) действия, в результате чего виноград превращается в мезгу (масса, состоящая из виноградного сока и обрывков твердых частей виноградной ягоды – кожицы и семян). При переработке по белому полученная мезга при помощи специального насоса подается в стекатель (наклонный горизонтальный цилиндр с перфорированными стенками) для отделения сусла-самотека… … а затем на прессование посредством прессов непрерывного или периодического действия для окончательного допрессовывания с целью получения прессовых фракций сусла (прессовое сусло первого и второго давлений). Полученное сусло осветляется отстаиванием или декантацией (отбором надосадочной жидкости) в течение 18-24 часов с одновременной обработкой бентонитом и сернистым ангидридом. Осветленное сусло подается на брожение в бродильные резервуары или установки непрерывного брожения. Спиртовое брожение является основным процессом первичного виноделия, для осуществления которого в сусло вводится чистая культура дрожжей (2-3%). Брожение может также происходить на природных дрожжах, содержащихся в самом винограде. Сусло сбраживается полностью (до полного превращения всех сахаров в спирт) в случае приготовления натуральных сухих вин или частично при получении натуральных вин с остаточным сахаром (полусухих и полусладких). Для получения вин с остаточным сахаром брожение можно остановить резким понижением температуры, введением больших доз сернистого ангидрида, обеспложивающей фильтрацией. При приготовлении специальных (крепленых) вин сусло также сбраживается лишь частично, остановка брожения осуществляется введением в бродящее сусло этилового спирта. Для лучших натуральных вин и при получении шампанских виноматериалов используется только сусло-самотек, прессовые фракции сусла идут на изготовление специальных вин. Переработка красных сортов винограда немного отличается Сочная масса в виноградоприемнике Проба сока-самотека :) У ребят губа – не дура При переработке по красному, виноград после дробления и гребнеотделения не прессуют, как при приготовлении белых вин, а перерабатывают по одной из трех технологических схем. Согласно первой из них осуществляется брожение сусла на мезге в дубовых чанах или стальных (иногда железобетонных) резервуарах при температуре 28-32 градуса с плавающей или погруженной «шапкой» (масса, состоящая из кожицы и семян винограда). Кожица винограда под действием выделяющегося углекислого газа всплывает наверх и уплотняется на поверхности бродящего сусла в виде «шапки». Ее тщательно перемешивают 3-4 раза в сутки для более полного извлечения красящих и дубильных веществ. Когда вино приобретает необходимую окраску, его отделяют от мезги и мезгу прессуют. Согласно второй схеме производят нагревание мезги в мезгоподогревателях до 55-60 градусов, выдержку при этой температуре до приобретения суслом требуемой окраски, охлаждение и прессование с последующим сбраживанием по белому способу. По третьей схеме осуществляется экстрагирование красящих и дубильных веществ сброженным виноматериалом. По этой схеме сусло отделяется от мезги, сбраживается по белому способу, и затем виноматериал подается в экстрактор для извлечения красящих и дубильных веществ из свежей мезги. Так как содержание спирта в вине достаточно высоко, экстракция идет очень быстро (за 8-10 часов). Эта технология осуществляется на поточной линии, все процессы на которой полностью механизированы и автоматизированы. Красные столовые виноматериалы, полученные по всем трем технологическим схемам, после осветления и достижения интенсивной окраски снимают с дрожжевого осадка и направляют на участки вторичного виноделия для последующей обработки и выдержки. Плоть и кровь винограда Специальные вина готовят из винограда, обладающего способностью к высокому сахаронакоплению в процессе созревания, а также к завяливанию и заизюмливанию при перезревании. Органолептические особенности специальных вин обусловливаются сортом винограда (мускат, токай), или особенностями технологического процесса (мадера, портвейн, херес, марсала, малага, кагор) Виноград при этом перерабатывается таким же образом, как и для натуральных вин – по белому или по красному. Основное отличие технологии специальных вин состоит в том, что после сбраживания части сахаров, определенной для каждого типа вина, брожение останавливают внесением виноградного этилового спирта. Эту операцию называют спиртованием или креплением виноматериала. После спиртования полученные виноматериалы отправляются на участки вторичного виноделия для последующей обработки. После первичной переработки будущее вино переживают уже совсем другие процессы, чем виноград на лозе, но об этом в следующей части цикла… Поход в зону отчуждения со сталкером (часть 10) 2013-06-21 05:59 manager Вот мы и добрались до самого интересного на мой взгляд объекта в Зоне отчуждения. Это советская загоризонтная радиолокационная станция «Дуга» для системы раннего обнаружения пусков межконтинентальных баллистических ракет. «Дуга» была последним и одним из самых главных объектов, которые я хотел увидеть. Она находится примерно в 10 километрах от станции… это если по прямой. Но нам пришлось пройти больше 20 км под дождем
Согласно плану, мы вышли из Припяти в 22:00, до «Дуги» мы должны были дойти к 4 часам утра. Как назло, незадолго до выхода пошел дождь, который не прекращался всю ночь. Не самое приятное занятие – идти 20 километров в кромешной темноте, да еще под дождем. Плюс ко всему, мы наткнулись на спящий табун лошадей Пржевальского, когда шли через поле. Лошадки похоже тоже нас испугались, однако уходить с дороги отказались и вели себя крайне агрессивно. Из-за них нам пришлось сделать крюк 3 километра. Но несмотря на все это, мы вышли к «Дуге» в назначенное время. Почему так рано? Все просто – Дугу охраняют, а с недавних пор, когда группа бейс-джамперов прыгнула с нее, охрана вообще лютует. Их тогда нормально вздрючили за это. Поэтому нужно было подняться на Дугу еще до рассвета. Вы, наверное, обратили внимание, что все фотографии сделаны уже сверху, это следствие того, что я написал выше. Когда подходили было еще темно, а когда спускались, нужно было торопиться. С одной стороны – 150 метров, вообще ни о чем, но с другой… когда поднимаешься наверх и видишь, как под тобой проплывают облака (возможно, это был туман), дух захватывает. Это был один из самых крутых и запоминающихся рассветов в моей жизни. А теперь немного информации о самом объекте: «Дуга» — советская загоризонтная радиолокационная станция для системы раннего обнаружения пусков межконтинентальных баллистических ракет. 27 лет назад это был совершенно секретный объект, позволявший следить за перемещением всех видов надземных целей не только над Европой, но и дававший возможность засекать пуски МБР потенциального противника на североамериканском континенте. С помощью мощнейших и ультрасовременных (на то время) радаров военные смогли, в прямом смысле слова, заглянуть за горизонт. Очевидно, что благодаря таким способностям этот комплекс получил название «Дуга-1» (Радиоцентр дальней связи Чернобыль-2). Радар работал в диапазоне частот 5–28 МГц. Антенны построены по принципу фазированной антенной решетки. Поскольку одна антенна не могла перекрывать такую широкую полосу частот, весь диапазон разбит на два поддиапазона и антенных решеток поставлено тоже две: При таких размерах объект виден почти с любого места Чернобыльской зоны отчуждения. По имеющейся информации, ЗГРЛС потребляла около 10 мегаватт. Очевидно, что строительство ЗГРЛС возле атомной электростанции объясняется большим энергопотреблением объекта. Важно отметить, что ЗГРЛС в городе Чернобыль-2 предназначалась только для приема сигнала, передающий центр находился рядом с селом Рассудов возле города Любеч (Черниговская область), что в 60 км от Чернобыль-2. Передающие антенны также построены по принципу фазированной антенной решетки и были меньше и ниже, её высота составляла 85 метров. На данный момент этот радар уничтожен. Первое опытное включение ЗГРЛС Чернобыль-2: 1980 год. По данным некоторых источников, стоимость капиталовложений составляла семь миллиардов советских рублей. Для сравнения — это вдвое дороже, чем строительство Чернобыльской АЭС. Возле радара, сооруженного неподалёку от города Чернобыль, был создан гарнизон, где жили военные и их семьи. В гарнизоне была расквартирована воинская часть дальней космической связи. ЗГРЛС была принята на боевое дежурство ПВО СССР в 1985 году, а в 1986 году система была полностью модернизирована и начала проходить государственную приёмку. До модернизации использование ЗГРЛС было затруднительным, поскольку часть диапазона рабочих частот совпадала с частотой работы авиационных систем. После модернизации эта проблема совпадения рабочих частот ЗГРЛС с частотами гражданской авиации была решена. Однако после аварии на ЧАЭС в 1986 году объект Чернобыль-2 перестал нести боевое дежурство. Полное закрытие инфраструктуры города Чернобыль-2 было проведено не сразу: до 1987 года она была законсервирована. Но со временем стало понятно, что эксплуатировать её в условиях зоны отчуждения невозможно. Основные узлы системы ЗГРЛС были демонтированы и вывезены в г. Комсомольск-на-Амуре. Сегодня металлические конструкции выглядят достаточно надёжными, и главное – они выполняют своё функциональное назначение — удерживают на себе колоссальные нагрузки от смонтированных на них элементов радара (тросов, несущих мачт, вибраторов) без значительных коррозионных повреждений. За характерный звук в эфире, издаваемый при работе (стук), получила название Russian Woodpecker (Русский Дятел). Всего было построено 3 подобных объекта: На сегодняшний день две из трех демонтированы. Антенны в Николаеве и Комсомольске-на-Амуре демонтировали путем промышленного подрыва. Но ученые посчитали, что есть вероятность землетрясения после того как эта железная стена упадет. А так как станция находится всего в 10 километрах, о подрыве не может быть и речи. Остается вариант – разбирать, но он слишком дорог. Вот и получается, что и хочется и колется. А там как ни крути 760 тысяч тонн металла! Как по мне, так этот объект нужно оставить как символ той эпохи. Но уже ходят слухи, что какая-то фирма выиграла тендер на разбор «Дуги». Встретив рассвет, мы спешно спустились (подъем занял 25 минут, спуск – 10) и покинули объект. Все, что хотел, я посмотрел, теперь осталось благополучно выбраться из зоны. Скажу сразу, что выбрались благополучно, без каких-либо приключений. Правда, стер ноги и в Киев возвращался в женских шлепках с бантиком на босу ногу. Когда ждали маршрутку в селе Детятки, до нас докопались менты. На вопрос: «Что вы тут делаете?»,- мы ответили, – «Приехали на шашлыки». Но они нам не поверили. Заставили показать содержимое рюкзаков. Кстати, все карточки с фотографиями я спрятал, а в камере оставил ту, на которую наснимал специально на тот случай, если нас поймают в зоне. Но теперь она превратилась в компромат. И вот я достаю камеру, захожу в меню и нажимаю форматировать карточку. Все фотографии удаляются прямо на глазах у ментов. Они, конечно, сделали предположение, что должны быть еще карточки, но найти их не смогли. Поэтому они просто сперли у меня огниво и охотничьи спички! СПИЧКИ!!! Что за хрень?! Кстати, из-за них мы пропустили маршрутку и пришлось вызывать такси. По возвращении в Киев я первым делом сходил в душ и переоделся. А потом пошел в Макдак. Это был самый вкусный бигмак, который я когда-либо ел. А дальше был сон. Долгожданный сон. До этого я не спал двое суток. Золотое кольцо – Ярославль 2013-06-21 05:58 manager Одно из самых ярких впечатлений, которые оставил Ярославль – это знакомство с Яном Левиным. Сложно описать в двух словах то, чем он занимается. Можно сказать, коллекционирует городские детали и рассказывает их истории. И хотя офис Левина изобилует собранием различных артефактов, коллекционирует он не в прямом смысле, а в переносном: изучает причины их появления, ищет смыслы, которые вкладывал в них автор и работает над их сохранением.
Ян согласился провести для нас экскурсию и рассказать о Ярославле с необычной стороны. Мы встретились с ним у гостиницы и неторопливо прогулялись по центру и набережной… Первым делом Ян обратил внимание на бело-голубую раскраску бордюров – это свежее городское новшество. Как мы уже успели заметить, во всех остальных городах Золотого кольца популярно стандартное желто-зеленое сочетание: Оказывается, изначально люки представляли собой обычную железную крышку, однако со временем выяснилось, что прохожие постоянно подскальзываются на гладкой поверхности. После этого на металл стали наносить рельефный рисунок: Утверждение, что все люки ведут в канализацию – неверно. Эти два, к примеру, скрывают телефонные коммуникации, о чем можно узнать по аббревиатуре ГТС (городская телефонная сеть): А это уже мое наблюдение – чудовищное нагромождение вывесок, реклам и объявлений (18 штук) на крошечном участке фасада. Здание Государственного банка, построенное в начале прошлого века после событий 1917 года. С одной стороны, угол здания украшает серп и молот – символ новой власти, с другой – рог изобилия, символ процветания и благополучия. «Архитектурное НЛП» в действии: А это – одно из зданий кондитерской фабрики почетного гражданина Ярославля, купца 1-й гильдии Василия Платоновича Кузнецова. Ян обратил внимание на большие в два этажа окна. Такие окна имели сугубо прикладное значение – показать прохожим, что происходит и продается внутри. Просто и действенно: Богатые и сложные рамы окон вырезаны вручную искусными мастерами. Ян сокрушается, что лики, смотрящие на Богоявленскую площадь уже сто лет, скорее всего будут убраны и заменены на бездушный пластик. То, что могло бы стать интересной городской деталью с историей, уйдет на свалку… Современный памятник Ярославлю с символом города – медведем. Раз в час медведь рычит на прохожих через спрятанные в недрах динамики: Неподалеку находится офис Яна. Внутри его кабинета внушительная экспозиция городских артефактов: Пожалуй, самое интересное – таблички страховых обществ, которые Ян скручивает с домов (по договоренности с жителями, разумеется). Раньше застрахованная недвижимость отмечалась фирменным логотипом компании: для компании – это реклама, для владельца – статус. Таблички изготавливались мастерами и пытались перещеголять друг друга. Целая эпоха и интереснейшее явление – это могло бы стать еще одной исторической деталью города: Разумеется, он любит путешествовать и объездил уже множество городов и стран: Как рассказал наш экскурсовод, после «бомжевания на Кубе», он проникся революционным духом и установил оригинальный фарфоровый указатель по адресу своего офиса: Ян – ярый сторонник озеленения города и украсил фасад здания цветами: Слева – часть офиса, справа – правительства Ярославской области. Почувствуйте разницу: Напротив находится символический нулевой километр Золотого кольца. Столб, который обозначает точку отсчета был найден при строительстве какого-то здания в центре города и сам по себе является старейшим жителем Ярославля: Бывшая гостиница Царьград. Особым шиком считалось иметь огромный балкон, где именитые постояльцы читали по утрам свежую прессу и попивали кофе: Вышли на набережную: Ян рассказал, что с этим храмом был какой-то скандал – народу обещали восстановить небольшую церковь, а отгрохали целый собор, не очень-то свойственный Ярославским традициям: Ярославская стрелка. Этот комплекс на набережной «предложили» возвести Газпрому и тот не смог отказать ярославцам. С одной стороны течет Волга, с другой – река Которосль. Название реки происходит от древнерусского глагола «котораться», то есть спорить. «Спорной» река названа потому что непонятно, где она берет начало: Знак – «лошадям тут не место». Установлен для того, чтобы раз и навсегда предупредить появление лошадиного навоза на набережной: Тысячи лавровых венков в ограде имели свой смысл – это символ военного триумфа и победы над Наполеоном: По легенде, этот дом связан с героем романа «Война и мир» Андреем Болконским, который тоже умирал на Волжской набережной: Ян говорит, в природе существует два вида уличных часов – те, что стоят, и те, что показывают неправильное время. Это первый вид: Демонстрирует один из старейших артефактов – колесоотбойную тумбу: Это сейчас автомобили предсказуемы в управлении, а когда ярославцы катались на каретах с лошадьми, последние могли повести себя неадекватно и пойти по неожиданной траектории. Чтобы карета не разбила ограду или фасад дома, устанавливали такие вот тумбы: Полукругом идет подъезд для карет губернаторского особняка. Господа могли сойти прямо у дверей, не мокнув под дождем, например: Старая табличка с номером дома. Ян сказал, что положил на нее глаз: В Ярославле есть практика сохранения старых названий улиц. Не в адресной книге, конечно, а в виде табличек на зданиях: Наш ярославский экскурсовод рассказывал очень много всего интересного, это только часть. Если вам интересно узнать подробности и, тем более, если вы житель Ярославля, рекомендую вам прочитать книгу Яна – «100 деталей Ярославля». Увлекательное чтение для каждого, кто интересуется городами, историей и жизнью нашей страны. Я очень рад, что есть такие люди, которые пытаются сохранить историю своего города. Я уже говорил: складывается впечатление, что главные достопримечательности всех городов Золотого кольца – храмы и памятники Ленину. Это, конечно, важные памятники, но не единственные. У всех наших городов богатейшие истории, которые можно восстановить и узнать по тем мелочам, которые собирает Ян Левин. 10 оригинальных попыток вступить в контакт с инопланетянами 2013-06-21 05:57 manager На протяжении сотен, если не тысяч, лет люди пытаются познакомиться инопланетянами, но, увы, до сих пор все наши космические послания остаются безответными. И судя по своеобразию, если не сказать странности, многих из них, это даже хорошо, так как неизвестно, что подумают о человечестве пришельцы, уловив эти сигналы. Представляем вашему вниманию десять самых оригинальных попыток установления контакта с внеземными цивилизациями. 1. Круги на поляхСегодня появление затейливых геометрических рисунков из полёгшей на полях травы часто приписывают делу рук инопланетян, однако изначально считалось, что, напротив, таким образом люди смогут вступить в контакт с «зелёными человечками»: так, в 1820-м году немецкий математик Карл Фридрих Гаусс, страстно увлечённый геодезией, решил: чтобы пришельцы заметили наши послания, они должны быть хорошо видны с высоты птичьего полёта, поэтому он предложил вырубить значительную часть сибирской тайги в форме огромного треугольника и засеять его рожью.
Карл Фридрих Гаусс Гаусс также изобрёл специальный прибор, подающий световые сигналы на большие расстояния — гелиоскоп, основной функцией которого являются геодезические измерения, но, кроме того, «отец математики» посредством отражённых солнечных лучей пытался «достучаться» до далёких планет. Два десятилетия спустя австрийский астроном Йозеф фон Литтроу, полагавший, что на Луне есть жизнь, предложил вырыть в пустыне Сахара гигантскую 30-километровую круглую траншею, наполнить её керосином и поджечь ночью, чтобы «лунатики» заметили нас. Оба учёных — и Гаусс, и Литтроу — считали при этом, что геометрические фигуры — идеальное послание для инопланетян, так как вся Вселенная подчинена математическим законам. 2. Концентрированный светУвидев однажды блёклые огоньки на поверхности Марса и Венеры (вероятно, являвшиеся каким-либо метеоявлением), французский изобретатель и поэт Шарль Кро решил, что это ничто иное, как свет инопланетных городов. Поэтому в 1867-м году Кро опубликовал «Обзор возможных связей с планетами», а два года спустя, в 1869-м, предложил использовать параболическое зеркало, чтобы «собирать» электрический свет и направлять его в сторону Марса и Венеры. При этом, по его мнению, лучи должны мигать (эдакая световая азбука Морзе), чтобы пришельцы поняли, что это закодированное послание, а не просто сияние какой-нибудь звезды. Кто сомневался, что маленькие зеркала справятся со столь сложной задачей, поэтому обратился к французскому правительству с просьбой установить где-нибудь в пустыне огромный параболический отражатель. К сожалению, ходатайство изобретателя отклонили, и его поэтическая мечта о воссоединении с внеземным разумом так и не сбылась. 3. Пластинки «Пионеров»В начале 1970-х годов NASA запустило два беспилотных космических корабля — «Пионер-10» и «Пионер-11» — с целью изучения соответственно Юпитера и Сатурна. Помимо сложной технической «начинки» на бортах кораблей были прикреплены необычные пластинки из анодированного алюминия. Зачем? По мнению известных астрономов Карла Сагана и Фрэнка Дрейка , они помогли бы инопланетянам понять, откуда и зачем прибыли «Пионеры». На пластинках, прикреплённых к корпусу корабля, были схематически изображены мужчина, женщина, Солнечная система с указанием расстояния от главного светила до Земли и атомы водорода. К сожалению, в 2003-м году NASA потеряло связь с «Пионером-10», а в 2005-м — и с «Пионером-11», и в результате мы так и не получили ответ на вопрос, могут ли инопланетяне понять человеческие рисунки. Скептики же до сих пор спорят о том, чем же являлась эта акция — важным научным изысканием или пустой тратой денег? 4. Послание АресибоПримерно одновременно с запуском «Пионеров» среди астрономов активно обсуждалась возможность установления контакта с инопланетянами посредством радиосигналов, ведь они меньше, чем свет, подвержены влиянию космической пыли и имеют большую длину волны. Поэтому всё те же Дрейк и Саган придумали сообщение из 1 679-ти цифр, зашифровав в него формулу ДНК, атомные числа кислорода, водорода и других элементов, а также числа от одного до десяти в двоичной системе. Карл Саган 16 ноября 1974-го года учёные передали 169-секундный радиосигнал из обсерватории Аресибо в Пуэрто-Рико в направлении шарового звёздного скопления М13, находящегося на расстоянии 25 тыс световых лет от Земли, и всё бы ничего, вот только, даже если пришельцы получат наше послание, ждать ответа нам придётся не меньше 40 тыс лет. 5. Золотая пластинка «Вояджера»В 1977-м году американское космическое агентство запустило ещё два аппарата для исследования дальних планет Солнечной системы — «Вояджер-1» и «Вояджер-2», оснастив их на этот раз золотой пластинкой с записью звуков природы, различных языков, музыкальных композиций, а также изображений, рассказывающих о жизни землян. По задумке неутомимого Карла Сагана на алюминиевом футляре пластинки были выгравированы схема установки иглы для воспроизведения послания, способ преобразования видеосигналов в изображение и скорость проигрывания. В настоящее время «Вояджер-1» и «Вояджер-2» находятся на краю Солнечной системы и являются самыми отдалёнными от нашей планеты искусственными объектами. Удивительно, но они всё ещё посылают сигналы на Землю, жаль только, что пока что ни один из них не был ответной весточкой инопланетян. 6. «Вагинальная поэтика»Хотя многие считали изображения мужчины и женщины на пластинках «Пионеров» слишком откровенными, художник Джо Дэвис полагал, что люди, нарисованные без половых органов, не могут «рассказать» пришельцам о Homo Sapiens и его способе размножения, поэтому в 1986-м году он решил написать письмо инопланетянам, состоящее из звуков вагинальных сокращений. Джо Дэвис Непонятно как, но Дэвис уговорил несколько балерин позволить ему записать «поэтику» их влагалищ, для чего художник изобрел специальное устройство с чувствительным датчиком давления. Затем, арендовав в Массачусетском технологическом институте радар «Майлстон Хилл», он отправил своё 20-минутное послание в космос, однако вскоре об этом странном эксперименте узнали ВВС США и запретили его. Тем не менее, послание Дэвиса оказалось длиннее, чем радиосигнал, пущенный с Аресибо, в связи с чем оно уже достигло двух далёких звёзд — Эпсилон Эридана и Тау Кита. 7. «Космический зов» и детские радиопосланияРусский физик, специалист по радиолокации астероидов Александр Леонидович Зайцев отправил уже по крайней мере пять межзвёздных радиопосланий, в том числе многостраничных. Александр Зайцев Первый «космический зов» был послан им в 1999-м году в рамках государственного проекта «Команда контакта» и адресован сразу четырём звёздам — многостраничное межзвёздное радиопослание Зайцева содержало то, что уфологи называют Розеттским камнем, то есть битовую карту с энциклопедией человеческих знаний об окружающем мире. Второй «космический зов» был брошен в 2003-м году, его содержание почти идентично первому, однако в нём содержится больше данных о самих людях. Оба радиопослания были отправлены при помощи планетного радара в Евпатории (Украина). Но на этом Зайцев не остановился, и в 2001-м году учёный вместе со своей командой отправил в космос ещё одно радиосообщение, для чего он привлёк школьников из нескольких городов — Москвы, Калуги, Воронежа и Железногорска. Содержание этого послания было намного более простым — никакой математики и других сложных вещей, а сплошное искусство: подростки помогли физику подобрать музыку для инопланетян, а тот, в свою очередь, направил радиоволну в сторону Большой Медведицы и пяти других звёзд с солнечными системами, подобными нашей. И если во Вселенной мы не одиноки, то уже в 2047-м году «зелёные человечки» смогут насладиться бессмертными произведениями Бетховена, Вивальди и Гершвина. 8. Реклама «Doritos»В 2008-м году научно-исследовательский институт «EISCAT» в течение шести часов транслировал в космос рекламу чипсов «Doritos». Забавно, что столь масштабная акция была направлена на привлечение внимания не столько инопланетян, сколько землян, так как европейской научной ассоциации резко урезали финансирование, и она остро нуждалась в средствах. Рекламу транслировали с помощью радара в виде MPEG кода, её целевая аудитория — возможные жители карликовой галактики в созвездии Большой Медведицы, расположенной на расстоянии всего 42-х световых лет от Земли. Оказалось, что ролик «Doritos» не единственный во вселенной — другая реклама также попадает в межзвёздное пространство, однако её сигналы «тонут» в космическом шуме. «Doritos» же транслировали на ультравысокой частоте в 500 MHz, поэтому она сможет попасть на голубые экраны «зелёных человечков», если они существуют. 9. Последние фотографииПоскольку обещанный в конце прошлого года конец света так и не наступил, название этого космического послания — «Последние фотографии» — звучит как-то неправильно. Тем не менее, капсула с изображениями Земли и её жителей бороздит где-то просторы Вселенной, чтобы рассказать пришельцам о нашем существовании, если вдруг жизнь на нашей планете когда-нибудь оборвётся. Тревор Паглен Автор этого проекта — художник Тревор Паглен, который успешно воспользовался всеобщим ажиотажем вокруг апокалипсиса, чтобы представить миру свои фотографии. Но как бы то ни было, работы Паглена восхитительны — на них вся наша жизнь, как она есть: фотограф пять лет консультировался с ведущими учёными и философами современности, чтобы сделать изображения как можно более реалистичными, а затем записал их на ультра-архивный диск и отправил в космос. 10. ТелепатияБольшинство попыток установления контакта с внеземными цивилизациями связано с использованием передовых технологий, однако есть люди, утверждающие, что для общения с пришельцами им не нужно никакое оборудование. Среди них — доктор Стивен Грир, известный по документальному фильму об инопланетянах «Сириус»: несколько раз в год он набирает группы добровольцев, а затем увозит их в уединённые уголки для медитационных сессий с инопланетными существами. По словам Грира, эти «экспедиции по установлению контакта» проходят на ура — на них люди выходят на более высокий уровень сознания, благодаря чему могут не только разговаривать с пришельцами, но и вспомнить свои прошлые жизни. Остаётся только надеяться, что Грир и его последователи однажды не спугнут инопланетян, действительно желающих вступить с нами в контакт. Немецкая подлодка SM UB-110 в деталях 2013-06-21 05:56 manager Во время Первой мировой войны начали производиться подводные лодки с дизельным двигателем для движения на поверхности и электрическим — для движения под водой. Уже тогда они были чрезвычайно грозным оружием. Немецкая подводная лодка SM UB-110, стоившая 3 714 000 марок, правда, не успела показать свою мощь, прожив всего пару месяцев. SM UB-110 класса прибрежных торпедных лодок Type UB III была построена в гамбургских доках Blohm & Voss для нужд Кайзерлихмарине и спущена на воду 23 марта 1918 года. Через четыре месяца, 19 июля 1918 года, её потопили британские корабли HMS Garry, HMS ML 49 и HMS ML 263. 23 члена экипажа были убиты. Чуть позже подлодку извлекли на сушу, чтобы починить в доках Swan Hunter & Wigham Richardson в Уолсенде, однако проект не был завершен и её продали как металлолом. Великобритания. Уолсенд, Тайн-энд-Уир, Англия. 1918 год. Четыре носовых торпедных аппарата и передние горизонтальные рули немецкой подлодки SM UB-110
Торпедный отсек. Четыре носовых торпедных аппарата и передние горизонтальные рули на боку. Торпедный отсек. Общий вид на подлодку. Центральный пост. Шкафчики для экипажа. Торпедный отсек, вид на потолок Стол, шкафчики и люк, ведущий к аккумулятору. Торпедный отсек. Жилое пространство Центральный пост. Центральный пост и люк, ведущий к боевой рубке. Центральный пост. Отсек №5. Отсек №6. Машинный отсек Отсек с дизелями. Отсек управления электричеством. Торпедный отсек. Отсек управления электричеством. Общий вид на подлодку. 5 фильмов Московского кинофестиваля, которые нужно посмотреть 2013-06-21 05:55 manager В этом году в основном конкурсе Московского международного кинофестиваля 16 лент, из них три — российские. Впрочем, конкурс всегда на ММКФ — самое слабое место, сколько бы ни пытались нам объяснить прелести того или иного фильма. Иногда сюда отдают свои новые фильмы старые именитые друзья Никиты Михалкова, вышедшие в тираж на мировой арене, — вроде Иштвана Сабо или братьев Тавиани. Обычно они под конец получают какую-нибудь премию, и все расходятся довольными. Понимая, что конкурсу ММКФ никогда не стать престижным, и отбирая в него ленты третьего ряда по всему миру (некоторые из них, впрочем, порой оказываются очень качественными), отборщики фестиваля из года в год умудряются собирать сверхкачественные параллельные программы. «8 ½ фильмов», собранная Петром Шепотинником, обычно представляет лучшие фильмы самых престижных фестивалей, программа документального кино «Свободная мысль» знакомит с наиболее заметными мировыми направлениями в области документалистики. Ну и, разумеется, ретроспективы — то, чем обычно славен ММКФ. Словом, если принять правила игры и сделать вид, что да, наш конкурс необычайно важен, но в глубине души уповать на совершенно иные радости, все складывается более чем неплохо. Для тех, кто относится к московскому киносмотру именно так, мы отобрали пять самых интересных фильмов ММКФ. «Роль»Режиссер: Константин Лопушанский История создания этого фильма насчитывает более трех десятилетий. Началась она, когда Лопушанский был еще начинающим и слишком амбициозным режиссером. Настолько амбициозным, что взялся вдоль и поперек переписывать сценарий, написанный специально для него маститым уже на тот момент драматургом Павлом Финном. Что из этого вышло? Финн смертельно обиделся на Лопушанского, а Госкино выбросило сценарий в корзину. Молодого режиссера обнадежил лишь тот факт, что сценарий был положен на полку в один день с новой лентой Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин». Через двадцать лет Лопушанский вернулся к злополучному сценарию и опубликовал его в журнале «Искусство кино» под двумя фамилиями — своей и Финна. Многие тогда сочли, что сценарий написан по произведениям Андрея Платонова, но на деле это лишь удачная под него стилизация. Впрочем, тогда опять не удалось запуститься с фильмом. Только два года назад наконец-то начались съемки. Картина — об актере, проживающем по сути три жизни, о том, где таится секрет актерства и в каких плоскостях лежит природа искусства перевоплощения. В главной роли — Максим Суханов.
Трилогия «Рай»Режиссер: Ульрих Зайдль Один из самых смелых и актуальных европейских режиссеров, австриец Ульрих Зайдль объединил в своей трилогии три, по его разумению, ипостаси рая — любовь, веру и надежду. Три части трилогии — «Рай. Любовь», «Рай. Вера» и «Рай. Надежда» — встряхнули три подряд крупнейших кинофестиваля: Канны, Венецию и Берлин. Трилогия рассказывает о поисках того самого рая тремя женщинами-родственницами — немолодой толстой австрийкой на кенийском курорте в обществе мускулистых неутомимых аборигенов («Любовь»), ее сестрой — религиозной фанатичкой («Вера») и ее дочерью-подростком с избыточным весом в специальном лагере для тучных детей («Надежда»). Если совсем коротко, то окончательный смысл всей трилогии в том, что ни любви, ни веры, ни надежды на этом свете нет. Есть лишь наши представления о них, в той или иной степени отягощенные нашим собственным опытом. Жесткие и идеально (особенно первая часть) выстроенные фильмы-памфлеты балансируют на грани с документалистикой — настолько органично Зайдль плетет историю и настолько органично актеры следуют режиссерской концепции. «Вуди Аллен»Режиссер: Роберт Б. Уайде История создания этого фильма достаточно примечательна и говорит о его авторе столько же, сколько и о герое. В течение 25 (!) лет Уайде преследовал Вуди Аллена с просьбой разрешить ему снять о нем фильм. 25 (!) лет Вуди Аллен не давал согласия. Это была борьба не на жизнь, а на смерть. Великая битва слона с китом. Война Алой и Белой роз. Наконец непобедимый Вуди сдался, и победитель полтора года снимал чуть ли не каждую минуту его жизни. Потом смонтировал — и получился фильм про абсолютно счастливого человека. Про художника в том смысле, в каком вообще Природа задумала художников, — свободного, независимого, увлеченного и с тридцатого этажа плюющего на то, что о нем скажут. Он хочет снимать — снимает, не думая ни про гонорары, ни про кассовые сборы, ни про фестивальную судьбу. Он хочет учиться играть на кларнете — и ради этого пропускает церемонию «Оскара», ему не до нее. Он женится на собственной падчерице, не обращая внимания на обвинения в педофилии. Он не боится самоповторов, потому что только по-настоящему свободный и независимый художник имеет право и даже обязан не помнить того, что он уже сделал. «Вечное возвращение»Режиссер: Кира Муратова Как-то Фридрих Ницше сидел в тени пирамидальной скалы в тихом местечке швейцарских Альп. Он безмятежно смотрел ввысь, когда вдруг его озарила простая, веселая и страшная мысль: все это уже было и все это еще будет. Время в его бесконечном течении должно с неизбежностью повторять одинаковое положение вещей. Эту мысль он впоследствии сформулировал как «высшую формулу утверждения, которая вообще может быть достигнута». Кира Муратова не лукавит и не делает вид, что ничего не слышала про ницшеанскую теорию вечного возвращения. Гениальный режиссер, она лишь применила эту теорию к своему собственному вИдению мира и его, мира, цикличности. Ее новая картина – мистификация, игра в сказку, набор сюжетов, связанных единым ритуальным ходом, когда вся странная история оказывается кинопробами к фильму, который так и не успел начать некий только что скончавшийся режиссер. Художественный прием, на котором строится вся стилистика Муратовой, — прием повторов, — здесь как нигде к месту. Вечное возвращение — оно не только в отсылах к Ницше. Оно и в вечности сюжетов, которые со времен австралопитеков не слишком меняются. Оно и в старом, как сам мир, секрете творчества, возникающем словно из ничего и снова погибающем. И опять целый букет муратовских звезд: Рената Литвинова, Олег Табаков, Алла Демидова, Наталья Бузько и масса созвездий уже ставших фирменными муратовскими «не-актеров». «Распутин»Режиссер: Ираклий Квирикадзе Этот фильм оброс таким количеством загадок, что не упомянуть о нем было бы по меньшей мере непрофессионально – в конце концов никто не обещал писать тут лишь о художественных удачах. Но «Распутин» стоит особняком. И главная загадка здесь: каким образом фильм французского режиссера Жозе Дайян на наших широтах обрел в титрах другую фамилию режиссера — Ираклий Квирикадзе? Говорят, он его сильно перемонтировал. Ну ладно. Допустим, перемонтировал, но разве монтаж и даже перемонтаж — это повод менять фамилию режиссера в титрах? И можно ли перемонтировать до такой степени, чтобы убогая во всех смыслах работа вдруг обрела черты художественного произведения? Да еще такого, что им не стыдно будет закрыть крупный и престижный кинофестиваль, каковым позиционируют свое детище организаторы. Отметим также, что впервые за долгую историю ММКФ фильмом закрытия мы имеем телевизионный продукт. Впрочем, в этой ситуации точнее будет сказать, что не мы его, а он нас имеет. Выдержать полуторачасовое зрелище говорящих голов, пусть это даже головы Жерара Депардье, Владимира Машкова, Фанни Ардан, — сродни подвигу. И примирить с необходимостью совершать подвиг в мирное время не может даже уморительный Депардье, которого камера даже стесняется снимать ниже груди, дабы безрамерный живот зрителю в глаза не лез. Поскольку Депардье теперь зачислен в когорту российских актеров (кстати, долго ли нам ждать, пока его сделают секретарем Союза кинематографистов РФ?!) с мордовской пропиской и близких друзей Самого Главного Кинозрителя, то надо думать, что занять столь почетное место в фестивальной табели о рангах «Распутину» довелось не случайно. Самолеты Вампиры 2013-06-21 05:54 manager Впервые я увидел полёт Вампира в прошлом году на авиашоу в норвежском Бодо. Эти самолёты оставили во мне неизгладимый след своей непривычной формой и потрясающим свистящим звуком, и на авиашоу в Лапеэнранту я поехал, чтобы снова увидеть летающих Вампиров.
Вампирчик de Havilland DH-115 Vampire T.55 был собран по контракту в Швейцарии в 1959 году и летал в ВВС Швейцарии (внимание!) до 1990 года! 17 лет законсервированная машина тоскливо стояла на краю лётного поля и дожидалась своего второго рождения. В начале 2007 года пилот Скандинавских Авиалиний Kenneth Oskar Aarkvisla приобрёл Вампира, восстановил и ввёл в эксплуатацию. Самолёту был присвоен регистрационный номер LN-DHZ/MP-X. После дроби регистрация которая использовалась на аналогичной машине в 336-й эскадрилье Норвежских королевских ВВС в начале 50-х годов и, по традиции, по первой букве регистрационного кода самолёт обозвали мультперсонажем. В данном случае им стал Микки Маус, которого нарисовали на бортах Вампира. И вот уже шесть лет этот самолёт можно увидеть практически на всех европейских авиавыставках. Прикоснуться к истории первых реактивных машин. Получить удовольствие от их полёта. Второй самолёт, входящий в состав Норвежской Королевской исторической эскадрильи – одноместный истребитель-бомбардировщик DH-100 Vampire FB.6 со шведской регистрацией SE-DXC. На авиашоу в Финляндии оба Вампира были перекрашены в цвета финских ВВС с соответствующей маркировкой. В период с 1953 по 1965 годы финские ВВС имели шесть истребителей и девять учебных спарок Вампир. Аэроклуб Лаппеенранты пригласил всех летчиков-пилотов Вампиров Финских ВВС как VIP-гостей. Де Хэвиленд DH.100 «Вампир» совершил первый полёт 20 сентября 1943 года. Он стал вторым реактивным самолётом Королевских ВВС, состоял на вооружении в 1945—1955 годах. Подземный ручей 2013-06-21 05:53 manager Даниловский ручей, он же Даниловка, он же Худеница — река в центральной части Москвы (ЮАО), правый приток реки Москвы. Длина более 2 километров. Протекает в закрытом русле (подземный коллектор) от бывшей Серпуховской заставы у Данилова монастыря (откуда название Даниловский ручей) в восточном направлении и впадает в реку Москву. Название Худеница — по бывшему там урочищу. На достаточно большом участке коллектор имеет крайне нехарактерную для Москвы форму — круглый коллектор с бордюром. Дно по большей части выложено кирпичом. Часть идёт в двух коллекторах (2 и 3 метра в диаметре), которые ветвятся в притоках, но позже сходятся в один. Низовья опасны во время дождя. На этот раз захотелось совместить приятное с приятным: посетить речку и жечь вату. Еще хотелось запустить в коллекторе горизонтально фейерверки и взорвать петарды, но это было решено оставить до другого раза.
Спускаемся и попадаем в тривиальный бетонный коллектор диаметром около 3-х метров. Идем по нему по направлению к верховьям. Здесь уже дно выложено кирпичом, что смотрится более интересно. Фотографировать мешает густой туман: Через некоторое время выходим в камеру, где встречаются два потока. Здесь уже идет исторический коллектор, целиком выложенный из кирпича: Продолжаем путь по правому коллектору. Вода чистая, глубина не более 20 см, что делает проходимыми верховья этой речки даже в стандартных резиновых сапогах: Через несколько сотен метров попадаем в аналогичную камеру, где сходятся два потока, только она гораздо бОльшего размера. Тот который правый, резко становится ниже – там проходят какие-то коммуникации: Здесь устраиваем привал, скидываем рюкзаки и начинаем креативить После подготовки начинаем фотографировать файершоу. Первый блин комом, но недостатки выявлены и будут исправлены в следующий раз. Т.к. время поджимает, сворачиваемся и идем дальше по направлению к верховьям: Здесь речка течет в стандартном прямоугольном коллекторе, который ничего интересного из себя не представляет: Достигаем условного верховья. В этой камере проходимый участок заканчивается и начинаются два рачника диаметром не более 1,5 метров каждый. Если пройти дальше, то можно увидеть забавные стопки люков под колодцами. Скорее всего, они падали вниз под весом проезжавших автомобилей, а коммунальщики не заморачивались ремонтом и просто клали на их место новые Поворачиваем обратно и теперь топаем по направлению к низовью. Виден путь налобного фонаря Потолок коллектора покрывают тысячи капель: Минуем камеру: Проходим место залаза и идем дальше, коллектор начинает изгибаться: Пробегаем под водопадиком горячей воды – вот он источник тумана в низовьях: А дальше начинается жесть: воды становится больше, появляется ил и идти труднее: Тут проложены какие-то трубы. Иду по ним, т.к. воды уже очень много. Дойдя до сломанного шибера, решаем возвращаться и вылезать на поверхность. 10 самых ядовитых животных на планете 2013-06-21 05:52 manager Огромная физическая сила, мощные клыки и острые как бритва зубы — не единственное оружие, применяемое в животном мире. Тысячи животных используют высокотоксичные яды для нападения или защиты. Представляем вашему вниманию топ-10 самых ядовитых существ в мире.
1. КубомедузаГлавный приз нашего топа достается кубомедузе (Chironex fleckeri), получившей такое имя из-за своей кубической формы. За последние 60 лет эта симпатяга унесла около 6 тысяч жизней. Ее яд считается самым смертельным в мире, токсины поражают сердце, нервную систему и клетки кожи. И что еще хуже, все это сопровождается такой адской болью, что пострадавшие входят в состояние шока и либо тонут, либо умирают от остановки сердца. Если сразу обработать рану уксусом или раствором уксусной кислоты, у пострадавшего есть шансы, но как правило, в воде уксус не найти. Кубомедузу можно встретить в морских водах Азии и Австралии. 2. Королевская кобра (Ophiophagus hannah)Королевская кобра (Ophiophagus hannah) является самой длинной ядовитой змеей в мире, достигающей 5,6 метров в длину. Ophiophagus дословно переводится как «едок змеи», поскольку она ест других змей. Один единственный укус этой смертельной змеи может легко убить человека. Она может убить даже взрослого азиатского слона в течение 3 часов, если животное укушено в уязвимой области, такой как хобот. Среди представителей змей есть и более ядовитые, чем королевская кобра, но она способна выделить яда гораздо больше других. Например, в 5 раз больше, чем черная мамба. Королевская кобра широко распространена в густых горных лесах Южной и Юго-Восточной Азии. 3. Скорпион Лейурус КвинкестриатусВопреки широко распространенному мнению, большинство скорпионов относительно безопасны для людей, поскольку укусы оказывают только местное воздействие (боль, анемия, опухоль). Тем не менее, Лейрусы — очень опасный вид скорпионов, потому что его яд — сильный коктейль нейротоксинов, который вызывает интенсивную и невыносимую боль, затем лихорадку, сопровождаемую комой, конвульсиями, параличом и смертью. Лейрусы распространены в Северной Африке и на Ближнем Востоке. 4. Тайпан или жестокая змея (Oxyuranus microlepidotus)Всего один укус тайпана содержит достаточно яда, чтобы убить 100 взрослых людей или армию из 250 000 мышей. Ее чрезвычайно нейротоксичный яд по крайней мере в 200-400 раз более ядовит, чем яд обычной кобры. Всего за 45 минут после укуса у взрослого человека может наступить смерть. Но к счастью, существует противоядие, к тому же эта змея очень пуглива и сразу уползает подальше при малейшей опасности. Обитает в Австралии. 5. Древолазы или ядовитые лягушкиЕсли вам когда либо удастся побывать в дождливых лесах Центральной и Южной Америки, никогда не прикасайтесь к маленьким красивым лягушкам — они могут быть чрезвычайно ядовиты. К примеру, размер золотистого древолаза всего 5 см, а яда в нем достаточно, чтобы убить 10 взрослых людей. 6. Синий кольцевидный осьминог (австралийский осьминог)Синий кольцевидный осьминог является маленьким, размером с мяч для гольфа, но чрезвычайно ядовитым существом, обитающим в прибрежных водах вокруг Австралии и немного севернее, в сторону Японии. Его яд достаточно силен, чтобы убить человека. Фактически осьминог несет в себе достаточно яда, чтобы убить 26 взрослых людей в течение пары минут, и не существует никакого противоядия. Если не предпринять меры и не начать лечение, то человек начинает чувствовать онемение, трудности речи, зрения, возникают проблемы с дыханием, затем наступает полный паралич и смерть из-за остановки сердца и нехватки кислорода. 7. Бразильский блуждающий паук (Phoneutria) или банановый паукЭто существо попало в Книгу рекордов Гиннесса 2007 года за вину в наибольшем числе человеческих смертей, вызванных укусами пауков. Что немаловажно, эти пауки опасны не только своим ядом, но и своим поведением: они не сидят на месте и не вьют паутину, они странствуют по земле, прячутся в зданиях, одежде, ботинках, автомобилях, где угодно; это существенно увеличивает риск неожиданно встретить их и быть укушенным. 8. Рыба-шар или фугуРыба-шар — второе самое ядовитое позвоночное животное на земле (первый — золотистый древолаз из п.5). Мясо некоторых подвидов съедобно, например, фугу — деликатес в Японии и Кореи, но проблема в том, что поверхность рыбы и определенные ее органы являются очень ядовитыми. Яд фугу вызывает паралич, в результате которого наступает удушье и смерть от нехватки кислорода. Поэтому готовить такую рыбу в Японии разрешено только лицензированным поварам. 9. Мраморная улитка-конусНа вид мраморная улитка-конус выглядит красиво и очень мило, однако она может быть столь же смертельной как любое другое животное в этом списке. Капля ее яда способна убить 20 человек. Признаки укуса: сильная боль, опухоль, онемение, в серьезных случаях наступает паралич и отказ дыхания. Противоядия не существует. Тем не менее, за все время зарегистрировано около 30 случаев человеческих смертей от яда этой улитки, что не очень то и много по сравнению с другими представителями нашего списка. 10. Рыба-каменьВозможно, рыба-камень никогда не выиграет конкурс красоты, но она определенно получит приз «Самая ядовитая рыба». Яд вызывает такую невыносимую боль, что в поисках спасения от мучений пострадавшие желают ампутации пораженного места. Считается, что укус рыбы-камня провоцирует наисильнейшую боль, известную человеку. Боль сопровождается шоком, параличом, и отмиранием ткани. Если не получить скорую медицинскую помощь, исход может быть фатальным. Рыба-камень хранит свои токсины в ужасных спинных хребтах, которые предназначены для защиты от хищников. Она широко распространена в тропических водах Тихого и Индийского океанов, от Красного моря до Большого Барьерного Рифа. |
В избранное | ||