Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

У нас есть Папа! | Habemus Papam



У нас есть Папа! | Habemus Papam
2012-03-30 17:32
У нас есть Папа! | Habemus Papam Фильм итальянца Нанни Моретти «У нас есть Папа!» номинировался на Золотую Пальмовую Ветвь в Канне-2011. Ветвь ему не дали и как-то обошли фильм молчанием. (Похожее молчание окружило, кстати, еще один фестивальный, фильм, номинант Венецианского, сезона-2011, фестиваля, посвященный другому символу веры – психоанализу – «Опасный метод | A Dangerous Method» Дэвида Кронненберга).

По умолчанию, трейлерам и анонсам ожидалась ироничная комедия, в рифму с недавним оскароносным «Король говорит! l The King's Speech!» - о том, как сильнейшие мира сего тоже плачут, перед тем, как взобраться на престол – тот или другой. И практически до самого конца фильм «У нас есть Папа!» можно смотреть в этом ключе.

Однако непредсказуемый, хотя и вполне логичный, финал переворачивает все с ног на голову, или, точнее, выворачивает наизнанку: оказывается, в форме милой, очень красивой, благостной, игривой и вполне безмятежной, таилась – до поры до времени – самая серьезная в мире трагедия. О которой можно говорить только высоким стилем, взбираясь на котурны. То есть – чувствуешь себя таковым, едва только произнесешь: богооставленность. Как же так? Ведь Нанни Моретти показывает мир как раз донельзя приятный для взора и пригодный для жизни: люди, природа и город, краски, атмосфера, чуть ли не запахи кофе и булочек с корицей доносит его кино


– в чем здесь признаки богооставленности? В этом все дело: апокалиптические сюжеты обычно разворачивают перед нами судьбы и ситуации здешние. Какие-нибудь кошмарные злодеяния и катастрофы, взбунтовавшуюся природу или технику, забывших Бога и пустившихся во все тяжкие людей-нелюдей. Собственно, извечные чернуха и порнуха и есть, в глазах их создателей, констатация богооставленности: вот это все так черно, разрушено и тошно от того, что Бог умер. Еще лет полтораста назад, как нам докладывал Достоевский.

В эту картину мира укладываются, скажем, чтобы не размениваться по мелочам, два последних фильма каннского же завсегдатая Ларса фон Триера – «Антрихрист | Antichrist» и «Меланхолия | Melancholia». Но «Меланхолия» - уже совсем по-другому, чем «Антихрист». В «Меланхолии» как раз не ужасы богооставленного мира становятся предметом пристального изучения гениального режиссера, а красота и величие мира, разрушающего по божественному попущению. Или упущению.

Главным содержанием «Меланхолии» является скорбь. Безутешная и неизбывная. Примерно эквивалентная известным словам известного источника: “Боже, Боже мой, Для чего Ты Меня оставил?” Вот отголоски этой скорби тихим шелестом звучат в фильме «У нас есть Папа!» Как так? Ведь в фильме нет никаких, как уже было сказано, примет тлена и разрушения.

Так ведь мир здесь показан не глазами богооставленных людей. И не глазами разочарованного Бога. А глазами Бога, отошедшего от дел. У «Сплина» была песня «Бог устал нас любить». Очень мелодичная, в мягком убаюкивающем ритме и мажорном тоне, кстати говоря. Бог просто устал. Или у него появились другие дела. Мало ли!

У нас есть Папа! | Habemus Papam. Пикколи, Штур

Мы, как венцы творения, всегда уверены, что являемся единственной заботой Создателя. А ну как нет? Устал, отвлекся, занялся другими делами. Вон, ушел играть в театр. (В фильме, уже который раз, символом театра, как мира, стала пьеса Чехова, на этот раз "Чайка". Российским зрителям, которые "Чайку" проходили в школе, должно быть особенно приятно).

И престол пуст. Поначалу, когда еще не видела фильма, я, конечно, ожидала какой-нибудь развеселый наезд на Ватикан. А что? Вон, Дэн Браун наехал с «Ангелами и демонами» - как здорово вышло! Познавательно, остросюжетно, с огоньком – там вновь избранный Папа оказался, как вы помните, главным преступником и злодеем – но не банальным искателем власти и чинов, а по идейным соображениям.

От итальянца можно было ожидать более ироничного и родственного укола зонтиком.

У нас есть Папа! | Habemus Papam

Свои люди, все-таки. Соседи, как-никак. Буквально по лестничной клетке. И в фильме все это есть: уморительные в своем человеческом разнообразии и парадном одеянии кардиналы, собравшиеся на конклав; попытки лечить новоявленного Папу психоанализом; разошедшиеся по кельям кардиналы, предающиеся тихим вечерним развлечениям – пасьянс, пазлы, вязание.

Без глупых шуток типа падающих штанов, да у них и нет штанов, все очень изящно и очень смешно: дублер Папы, призванный изобретательным начальником Папской охраны изображать неясную тень утерянного Папы за занавесками Папских покоев; и многократно всеми упомянутый волейбольный турнир среди кардиналов, и…

У нас есть Папа! | Habemus Papam

Если начать пересказывать фильм, а делать это можно безо всякой опасности испортить впечатление от просмотра тем, кто фильм еще не смотрел, потому что одно только перечисление забавных эпизодов совершенно не дает представление о картине – так вот, в пересказе этот необыкновенно трогательный и глубокий-высокий фильм предстает как набор очень симпатичных анекдотов. Но в целом – он совершенно не исчерпывается одной только комической стороной.

В этом и загадка: не поведя и бровью, не повысив голос ни разу, автору удается этот калейдоскоп улыбок навести на совершенно неожиданную цель – и показать ее уже безо всяких цветных стеклышек. Всего лишь раз. В самом конце. Фильм вызывает не восторг, не интерес, не наслаждение от просмотра, а какое-то более сложное чувство, описываемое в таких детских словах: с тобой поговорили, как со взрослым.

У нас есть Папа! | Habemus Papam

Ну, то есть первая радость – в наше трудное время – это благая весть о том, что взрослые в мире есть. Есть Мастера. Нанни Моретти снимает фильм, как целое, как будто достает его оттуда, где он хранился уже таким, как есть. Выросший, как явление природы, а не сконструированный человеком арте-факт. Поэтому даже не хочется говорить о замечательных и великих актерах, занятых в нем, как замечательно они играют, какие шлейфы ролей за ними тянутся и как уместно в фильме они оказались на своих местах: Мишель Пикколи – Папа, Ежи Штур – глава службы безопасности, Нанни Моретти – психоаналитик.

Огромный фильм – и по масштабу съемок, и по силе воздействия. И вот еще один парадокс: забавный и легкий фильм о том, как Бог устал нас любить, свидетельствует, тем не менее, об обратном. Три в одном!

У нас есть Папа! | Habemus Papam: Италия, Франция - 2011

Моя оценка - 5 - Здорово
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Белая лента | Das weisse Band - Eine deutsche Kindergeschichte
Вместо этого смотреть: Ангелы и демоны | Angels & Demons
В этот день в 2011 году: Пол - секретный материальчик | Paul
В этот день в 2010 году: Мелодия для шарманки
В этот день в 2009 году: Шпионско-космическая история. 04
В этот день в 2007 году: Эрагон | Eragon



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed





В избранное