Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Фауст



Фауст
2012-03-07 11:42

За фильм «Фауст» режиссеру Александру Сокурову дали в Венеции Золотого Льва. Первый главный приз Сокурова на фестивалях категории «А». Он получал в Каннах призы второстепенных программ, а в конкурсе – Ветвь за сценарий. Золотой Лев – приз за лучший фильм. И в связи с шестидесятилетием.

В случае Сокурова одно не опровергает, а усиливает другое. Или – подтверждает. Количество перешло в качество. Количество лет и режиссерского опыта перешло в качество мастерства. Венецианский кинофестиваль 2011 года удостоит своим призом настоящего Мастера. Не искателя новых форм, не крепкого профессионала старых – а настоящего, уникального Мастера.

Каких на планете – по пальцам одной руки перечесть. «Фауст» снят так, как просто физически, по своим творческим возможностям, не может снять почти никто. Ну вон, Лех Маевский снял свою «Мельницу и крест». Еще венгр Бела Тарр с «Туринской лошадью». Еще так, наверное, в идеале, должен был бы снимать Герман-старший. Но он не снимает. А Сокуров снял.



Средневековье как теософскую концепцию. Время как идею. Форму, как содержание. За сложными словесными дуэлями героев «Фауста» зачастую трудно уследить: говорят они по-немецки и громко, субтитры за ними не успевают, а они еще куда-то идут все время, бродят в темных подвалах и подворотнях, кто что говорит – по губам не прочитаешь. Да и не надо!

Банальное и ходульное выражение «картинка говорит сама за себя» в случае Сокуровского «Фауста» реально отражает суть дела. Кажется, лучше, чем слова. По крайней мере, слова героев фильма. Она реально является переводом на язык кино «Фауста» Гёте. То есть – вообще всего комплекса идей, которые в свое время и Гёте вдохновили на его шедевр.

Фауст. Адасинский, Цайлер

Почему еще именно «Фауст» так удался Сокурову? Они оба – схоласты. В них много сходства. Собственно, вся визуальная среда сокуровского средневековья – это и есть воплощенная в образах схоластика. Система представлений о мире, о Боге и Дьяволе, о добре и зле с точки зрения познания, истины, логики, теории, гипотез. Вычленение из триады «Истина-Добро-Красота» первого элемента и изучение его под микроскопом с разных сторон.

При этом остальные две составляющих триады игнорируются как несущественные. При этом фильм, больше настаивающий на безобразии мира, чем на его красоте, получился близким к совершенству. Что само по себе интригует. Проще говоря: в истинно средневековых кадрах своего «Фауста» Сокуров каких только безобразий ни показывает! (Особенно задел за живое гомункулус, выплеснутый с водой). А фильм в целом оставляет впечатление совершенства.

Фауст. Цайлер, Дюшаук

Но – холодного совершенства. Такой холодный огонь. Вот, есть более простое, чем схоластика, слово, в котором без обид обозначен весь кинематограф Александра Сокурова: «умозрительность». Это умное зрелище. Это зрение ума. Это зрелище для ума. И это все – достоинства интеллектуального кино Сокурова. Но умозрительность – это еще и «зрение ума, но не сердца». Сокурову не хватает сердца. Может быть, Фауст в легенде, (у Сокурова в фильме этот момент как раз не представлен), так легко расстается с душой именно потому, что по жизни не часто ей пользуется?

В фильме образы героев производят более сильное впечатление, чем их взаимоотношения и действия. Это как взгляд в другой мир: главное, что тебя поражает, цепляет и интригует – не то, что там происходит, в этом другом мире с этими другими существами – тебе, со своей сторонней колокольни, все равно в этом трудно разобраться. Фауст, Маргарита, ее брат, ее мать, ростовщик-Мефистофель, отец Фауста, убийство, похороны, нищета, вскрытия трупов, залог перстня, сомнительный контракт…

Фауст. Цайлер, Дюшаук

Сам факт приобщения к этому другому миру – подобен чуду. Сокуров не просто мастерски воспроизводит реальное или выдуманное Средневековье – он его создает с такой степенью подробности и с таким эффектом присутствия, которые сами по себе являются свидетельствами того, что этот мир – есть, или был. И Сокуров там был. Являясь его творцом. Сокуров – создатель Средневековья. Если бы его не было, Александр Сокуров мог бы его придумать.

Фауст: США, Россия, Германия, Франция, Япония, Великобритания, Италия

Моя оценка - 4 - Интересно
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Мельница и крест | The Mill and the Cross
Вместо этого смотреть: Древо жизни | The Tree of Life, Меланхолия | Melancholia
В этот день в 2011 году: клуб киноУХО - 17. Веселые картинки. Отчет
В этот день в 2009 году: Девчата
В этот день в 2007 году: Бронкская история | A Bronx Tale



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed




В избранное