Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Фауст



Фауст
2012-03-07 11:42

За фильм «Фауст» режиссеру Александру Сокурову дали в Венеции Золотого Льва. Первый главный приз Сокурова на фестивалях категории «А». Он получал в Каннах призы второстепенных программ, а в конкурсе – Ветвь за сценарий. Золотой Лев – приз за лучший фильм. И в связи с шестидесятилетием.

В случае Сокурова одно не опровергает, а усиливает другое. Или – подтверждает. Количество перешло в качество. Количество лет и режиссерского опыта перешло в качество мастерства. Венецианский кинофестиваль 2011 года удостоит своим призом настоящего Мастера. Не искателя новых форм, не крепкого профессионала старых – а настоящего, уникального Мастера.

Каких на планете – по пальцам одной руки перечесть. «Фауст» снят так, как просто физически, по своим творческим возможностям, не может снять почти никто. Ну вон, Лех Маевский снял свою «Мельницу и крест». Еще венгр Бела Тарр с «Туринской лошадью». Еще так, наверное, в идеале, должен был бы снимать Герман-старший. Но он не снимает. А Сокуров снял.



Средневековье как теософскую концепцию. Время как идею. Форму, как содержание. За сложными словесными дуэлями героев «Фауста» зачастую трудно уследить: говорят они по-немецки и громко, субтитры за ними не успевают, а они еще куда-то идут все время, бродят в темных подвалах и подворотнях, кто что говорит – по губам не прочитаешь. Да и не надо!

Банальное и ходульное выражение «картинка говорит сама за себя» в случае Сокуровского «Фауста» реально отражает суть дела. Кажется, лучше, чем слова. По крайней мере, слова героев фильма. Она реально является переводом на язык кино «Фауста» Гёте. То есть – вообще всего комплекса идей, которые в свое время и Гёте вдохновили на его шедевр.

Фауст. Адасинский, Цайлер

Почему еще именно «Фауст» так удался Сокурову? Они оба – схоласты. В них много сходства. Собственно, вся визуальная среда сокуровского средневековья – это и есть воплощенная в образах схоластика. Система представлений о мире, о Боге и Дьяволе, о добре и зле с точки зрения познания, истины, логики, теории, гипотез. Вычленение из триады «Истина-Добро-Красота» первого элемента и изучение его под микроскопом с разных сторон.

При этом остальные две составляющих триады игнорируются как несущественные. При этом фильм, больше настаивающий на безобразии мира, чем на его красоте, получился близким к совершенству. Что само по себе интригует. Проще говоря: в истинно средневековых кадрах своего «Фауста» Сокуров каких только безобразий ни показывает! (Особенно задел за живое гомункулус, выплеснутый с водой). А фильм в целом оставляет впечатление совершенства.

Фауст. Цайлер, Дюшаук

Но – холодного совершенства. Такой холодный огонь. Вот, есть более простое, чем схоластика, слово, в котором без обид обозначен весь кинематограф Александра Сокурова: «умозрительность». Это умное зрелище. Это зрение ума. Это зрелище для ума. И это все – достоинства интеллектуального кино Сокурова. Но умозрительность – это еще и «зрение ума, но не сердца». Сокурову не хватает сердца. Может быть, Фауст в легенде, (у Сокурова в фильме этот момент как раз не представлен), так легко расстается с душой именно потому, что по жизни не часто ей пользуется?

В фильме образы героев производят более сильное впечатление, чем их взаимоотношения и действия. Это как взгляд в другой мир: главное, что тебя поражает, цепляет и интригует – не то, что там происходит, в этом другом мире с этими другими существами – тебе, со своей сторонней колокольни, все равно в этом трудно разобраться. Фауст, Маргарита, ее брат, ее мать, ростовщик-Мефистофель, отец Фауста, убийство, похороны, нищета, вскрытия трупов, залог перстня, сомнительный контракт…

Фауст. Цайлер, Дюшаук

Сам факт приобщения к этому другому миру – подобен чуду. Сокуров не просто мастерски воспроизводит реальное или выдуманное Средневековье – он его создает с такой степенью подробности и с таким эффектом присутствия, которые сами по себе являются свидетельствами того, что этот мир – есть, или был. И Сокуров там был. Являясь его творцом. Сокуров – создатель Средневековья. Если бы его не было, Александр Сокуров мог бы его придумать.

Фауст: США, Россия, Германия, Франция, Япония, Великобритания, Италия

Моя оценка - 4 - Интересно
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Мельница и крест | The Mill and the Cross
Вместо этого смотреть: Древо жизни | The Tree of Life, Меланхолия | Melancholia
В этот день в 2011 году: клуб киноУХО - 17. Веселые картинки. Отчет
В этот день в 2009 году: Девчата
В этот день в 2007 году: Бронкская история | A Bronx Tale



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed




Шапито-шоу: Уважение и сотрудничество
2012-03-16 12:03
Шапито-шоу: Уважение и сотрудничество Разрезали «Шапито-шоу» и показывают по отдельности зря. Количество героев, ситуаций и повторений, параллелей и двойников - главные фишки фильма. Может быть. А может быть, «Уважение и сотрудничество», отдельно просмотренные, действительно лучше, чем «Любовь и дружба». Во всяком случае, впечатление от них гораздо более целостное и совершенное – не только по форме, как в первой просмотренной части, но и по содержанию. Проще говоря, «Уважение и сотрудничество» - интересно, в то время как «Любовь и дружба» - просто прикольно.

При этом – я слышала как раз противоположное суждение: «Ну, «Любовь и дружбу» посмотрели – и хватит, на вторые две новеллы не стоит и время тратить!» А сама при просмотре второй половины «Шапито» очень даже ощущала, как на впечатление от нее работает уже довольно давно просмотренная первая: радостно узнавать старых знакомых, приятно понимать, каким образом все они на этом счастливом берегу сплетаются в общий узор.

Может быть, это не одинаковое количество смысла и даже мастерства при сочинении персонажей и ситуаций каждой отдельной новеллы было заложено в программу, чтобы достаточно пресное и малосъедобное первое блюдо лучше оттеняло тонкий изысканный вкус следующих?


У Паланика где-то был сюжет, как мама запекает в свои фирменные пироги большое количество мелких колюще-режущих предметов, иголок-булавок – чтобы ели внимательно, вдумчиво, тщательно пережевывая и тем самым получали гораздо больше наслаждения. Режиссер Сергей Лобан, наоборот, разряжает, разжижает пространство первой новеллы, поместив не очень интересных персонажей в не очень интересные обстоятельства;

во второй – очень уже даже интересных персонажей заставляет вести себя как-то схематично и очень искусственно; в третьей – вполне живых и симпатичных персонажей сводит в исключительно банальном сюжете; зато четвертая новелла исполняет все накопившиеся ожидания и надежды.

Шапито-шоу: Уважение и сотрудничество

Надо автору отдать должное: свою игру с долготерпением зрителя он ведет очень щадяще, поскольку наблюдать за каким бы то ни было бессодержательным действием, происходящим на Южном Берегу Крыма – легко и приятно. А плюс к этому кинопутешествию в места, любезные любому сердцу, еще и вокальные монологи героев в Шапито-шоу!

Из которых можно было бы составить видео-трэк к фильму и крутить его отдельно. (Как разнообразные вокально-театрализованные стилизации Кортнева из «Дня радио» и «Дня выборов»). Являются совершенно отдельным самостоятельным номером программы.

Эти музыкальные номера не просто хочется пересматривать и переслушивать. Хочется сочинять такие же и исполнять так же. Вообще, начинаешь оглядываться по сторонам с удивлением: почему все песни, звучащие вокруг, не такие? Это же так здорово – и так просто!

Шапито-шоу: Уважение и сотрудничество

По-прежнему не нашла и во второй части фильма, значит, и в фильме вообще, ничего трагичного, печального, разрушенных надежд и разочарований. То есть, конечно же, все четыре новеллы построены так, что малознакомые люди возлагают на других малознакомых людей какие-то свои надежды и чаяния, а потом оказываются разочарованными в лучших – вышеперечисленных: «любовь-дружба-уважение-сотрудничество» - чувствах. Как бы. Так обычно это случается и в жизни. Но ведь это все не всерьез!

То есть – не всерьез эти разочарования. Главное, что есть очарования. Люди по-прежнему верят в …. – смотри выше. Ищут их. Готовы за ними идти на край света по первому зову. Готовы к тяжким разочарованиям в силу недостаточной информированности. А потом – готовы пересматривать свои разочарования, становясь старше и умней. То есть – мгновенно делаясь умней от пережитых страданий. Бурь и ураганов. И снова будут давать друг другу шанс на любовь-дружбу-уважение-сотрудничество.

Шапито-шоу: Уважение и сотрудничество. Мамонов

Еще один большой плюс – манифест в пользу современного искусства в четвертой новелле «Сотрудничество». Как бы Лобан не иронизировал над собой и себе подобными, он делает это по-доброму и с любовью, и все, что делает и говорит продюсер Сергей о своем проекте "Эрзац-звезда" с двойником Виктора Цоя, нисколько не глупо, не грубо, не пошло.

Вторично и претенциозно? Ну, это о любом артистическом проекте можно сказать. Зато весело и интересно. И все четверо героев «Сотрудничества» (трое в лодке плюс обезьяна) – самые симпатичные и интересные персонажи в фильме. В котором, с другой стороны, малосимпатичных или отвратительных персонажей просто нет.

Шапито-шоу: Уважение и сотрудничество

Не говоря уже о том, что все трагедии и раздоры на фоне благословенных крымских пейзажей заранее выглядят переносимыми. Поправимыми. Нестрашными.

Мир, как Крым, нарисованный Сергеем Лобаном, не просто несет утешение и погружает в ностальгически приятные переживания всех, кто там был – это едва ли не единственная за последние годы попытка посмотреть на все плохое через призму всего хорошего. А не наоборот, как это обычно принято делать в нашем новом кино. Практически благая весть. Миру – Крым!

Шапито-шоу: Уважение и сотрудничество: Россия - 2011

Моя оценка - 5 - Здорово
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Шапито-шоу: Любовь и дружба, 2-Асса-2
Вместо этого смотреть: Амели l Le Fabuleux destin d'Amélie Poulain, Артист | The Artist, Бездельники
В этот день в 2011 году: Больше, чем секс | No Strings Attached
В этот день в 2010 году: У них все хорошо | Everybody's Fine
В этот день в 2009 году: Михаил Швейцер
В этот день в 2007 году: Всё о любви | It's All About Love



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed





Белоснежка: Месть гномов | Mirror Mirror
2012-03-27 09:40
Белоснежка: Месть гномов | Mirror Mirror Есть три причины, по которым этот фильм нужно и хочется посмотреть. Во-первых, как не трудно догадаться, "Белоснежка: Месть гномов" - киноверсия одной из любимейших сказок, знакомый сюжет и герои, возможность сравнивать – это уже интересно. Причина, одинаково подходящая взрослым и детям.

Во-вторых, главная костюмная и комедийная роль отдана любимой актрисе, Джулии Робертс, она играет Злую Мачеху – тут уже родители более заинтересованы, чем дети. А третья причина – режиссер Тарсем Сингх – это уже причина киноманская.

Даже если вы не знаете имени этого режиссера, то поверьте на слово – он мастер по съемкам сказок и сказочных пространств, земли и небес, замков и парков - как это он делал в фильмах "Запределье | TheFall", "Война Богов: Бессмертные | Immortals". Фантастические и воображаемые пространства получаются у него несказанно прекрасными – и совершенно нереальными. Так что можно было надеяться: в сказке про Белоснежку ему будет, где развернуться.



Но - нет. Помимо того, что замок, в котором живут Злая Мачеха и Белоснежка, вознесен зачем-то чуть ли не на милю над землей подведомственного королевства, никаких особых чудес Сингх на этот раз не нарисовал. С точки зрения художественных красот самое зрелищное в фильме – костюмы, парики и шляпы. И впрямь, есть на что посмотреть, дизайнерам деньги платили не зря.

Белоснежка: Месть гномов | Mirror Mirror

Особенно хороша костюмированная Джулия Робертс – Злая Мачеха в ее исполнении, конечно же, перестала быть пугающим и отрицательным персонажем, она очень деятельная, предприимчивая и умеет добиваться того, чего хочет, демонстрируя не злую волю, а, скорее, неразборчивость в средствах. Совершенно актуальное на сегодняшний день лидерское качество.

А вот Белоснежке как раз лидерских качеств не хватает. Но если в изначальной версии сказки у братьев Гримм Белоснежка этим и милее, чем Мачеха - своей кротостью и незлобивостью, то в нынешних реалиях скромность и доброта читаются как слабость и мягкотелость, отсутствие лидерских качеств, амбиций, безволие - в общем, один большой недостаток. Не удивительно, что Мачеху играет всенародная любимица, а падчерицу - папенькина дочка Лили Коллинз. (Дочь небезызвестного Фила Коллинза).

Для начала ей надо было сменить имя – Белоснежка на, скажем, Чернобровка – если исходить из того, что имя этой героини должно быть говорящим. Так вот, гораздо более, чем какая-то там особенно белая кожа лица, при первом взгляде на нее поражают вот именно огромные, густые, широкие и длинные черные брови. Не кустистые, нет, зачем обманывать, очень причесанные меховые такие брови.

Белоснежка: Месть гномов | Mirror Mirror. Коллинз

Ровные такие черные дорожки, занимающие чуть ли не треть этого лица, действительно, вполне себе белого – по сравнению с чернотой этих бровей! Кроме бровей и папы актрисе пока особо похвастаться нечем... И ее героиня, получается, не противопоставляет своей противнице - Злой Мачехе - диаметрально противоположный набор качеств, (доброту и скромность - коварству и честолюбию), а пытается от этих своих качеств, уже признанных некондционными, скорее избавиться и обрести такие выигрышные - как у Мачехи: бойкость, ловкость и коварство.

На этом сказка теряет широту диапазона и из масштабного сопоставления двух разных жизненных стратегий превращается в соревнование опытной, но уже увядающей зрелости с неискушенной, но зато очень энергичной юностью - соревнование со вполне предсказуемым результатом.

Белоснежка: Месть гномов | Mirror Mirror. Коллинз, Робертс

При этом в то, что эта бровастая Лили способна переиграть Робертс нам предлагают поверить на слово - потому что так по сюжету нужно. Но ведь это не правда! И даже принц Хаммер наверняка это видит - кто из них милее, румянней и белее. На сегодняшний день. А ведь могли бы - если старые схемы им не указ! - могли бы создатели фильма и из этой разницы в весовых актерских категориях сделать фишку. Пусть бы дали поиграть вволю Джулии Робертс, а нам – посмотреть на нее. Пусть бы вообще была это история больше Мачехи, чем Падчерицы.

Белоснежка: Месть гномов | Mirror Mirror.  Робертс, Хаммер

Но получился какой-то половинчатый вариант. В результате, одна – Белоснежка – не дотягивает, просто не очень интересно за ней наблюдать, а другую – Мачеху, у которой все очень даже забавно получается, но – ее перебивают на полуслове и не дают развернуться в полный рост.

И между ними мечется бедный принц – Арми Хаммер, тоже – половинчатый: и его вдруг обнаружившуюся комичность не дают разыграть до конца, и – из-за комичности ситуаций - на Прекрасного, без страха и упрека, Принца он тоже не тянет. Случайно или нет, но у молодого и прекрасного собой актера Арми Хаммера складывается такой шлейф ролей - некоего страдательного персонажа, который, несмотря на победную внешность, обычно является заложником ситуации, фигурой в партии, которую играет кто-то другой.

Белоснежка: Месть гномов | Mirror Mirror.   Хаммер, Прентис

Так было и в "Социальной сети", где Хаммер играл сразу двоих - племенных близнецов, которых все равно кинул Цукерберг. В недавней биографии Гувера "Дж. Эдгар" Хаммер отсвечивал своим нежным ликом в роли двусмысленной близости партнера Гувера по ФБР. Вот теперь - Прекрасный Принц, которого в фильме то и дело раздевают донага и подвешивают за ноги... Неужели эта слабина скрывается за накачанным торсом и рельефными мышцами Хаммера?

Хороши, вроде бы, гномы – бригада маленьких комиков – голливудских лилипутов, (каждый из них где-нибудь, да промелькнул уже).

Белоснежка: Месть гномов | Mirror Mirror.

Но здесь они тоже больше предстают единым целым – бандой гномов-великанов – чем демонстрируют свои особые характеры и комические дарования.

Странный фон, на котором происходит большая часть действия – заснеженный березовый лес в черных базальтовых скалах – тоже вызывает вопросы к художнику-постановщику, даже не с точки зрения реальности, какой спрос со сказочника по этой части! – сколько с точки ЗРЕНИЯ:

Белоснежка: Месть гномов | Mirror Mirror.

уж очень это не зрелищно в сказке: все время – черное на белом. Белый снег, черные скалы, черно-белые деревья и черно-белое, как уже было сказано, лицо Белоснежки. Можно было бы как-то понаряднее распорядиться сказочным бюджетом.

Белоснежка: Месть гномов | Mirror Mirror: США - 2012

Моя оценка - 4 - Интересно
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Шерлок Холмс: Игра теней | Sherlock Holmes: A Game of Shadows
Вместо этого смотреть: Запределье | TheFall
В этот день в 2011 году: Ранго | Rango



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed







В избранное