Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ММКФ 2008. Вспоминаем


ММКФ 2008. Вспоминаем
2010-06-17 16:46

Еще один архивный текст про Московский международный кинофестиваль, на это раз 2008 года.
Пожалуй, мой "фестивальный архив" на этом заканчивается. Дальше - только современность.

Предупреждение: текст, идущий ниже, написан 3 года назад!


25 июня 2008 года
Московский международный кинофестиваль в разгаре. Отсмотреть все невозможно – параллельно идут несколько одинаково интересных программ. Но лучшие фильмы, представленные на фестивале, скоро украсят афиши текущего репертуара российских кинотеатров – а мы можем подготовиться заранее.

Из многочисленных программ фестиваля самой зрелищной кажется "Отражения" - очень международная, она по-настоящему представляет не только кинематограф, но и саму страну-производителя.

Замечательной визитной карточкой современной Польши может стать фильм "Все будет хорошо" - в духе Кустурицы – о юном спорсмене, его тренере и обете, который мальчик приносит, чтобы спасти свою маму.
"Два дня в Париже" повествует о трудностях перевода с американского на французский и наоборот, особенно когда они – мужчина и женщина.
"Барселона" расскажет не об испанцах – о каталонцах, погрузив зрителя в психологические  хитросплетения отношений домохозяина и постояльцев.
А вот фильм "Барабанщик" знакомит нас со вполне конкретным человеком – сыном Джеки Чана, Джейси Чаном – который, под стать отцу –  мастер Кун-фу, но еще и барабанщик дзен-оркестра. То есть герой гангстерского боевика в его исполнении.
В итальянском  фильме "Девушка у озера" мы увидим Валерию Голино в экранизации шведского детектива, что само по себе интересно.
А вот этот канадский фильм "Континенталь – фильм, в котором нет ружья" - заинтригует уже названием. В нем нет ружья, которое висит на стенке и должно выстрелить.
Неожиданно позитивный шведский фильм "Короли пинг-понга" - о подростке-тюфяке, который зато лучше всех играет в пинг-понг.
Испанский фильм "Луна в бутылке" познакомит с колоритными завсегдатаями и хозяевами одного отдельно взятого кафе – в фильме играет замечательный французский актер Доминик Пиньон.
А полюбившаяся российским зрителям после участия в прошлогоднем фильме Звягинцева "Изгнание" Мария Бонневи украсит на этот раз датско-шведскую ленту "Об этом не знает никто".
А еще забавный итало-бразильский сюжет "Расстройство желудка" - о шеф-поваре и его криминальной судьбе.

В конкурсе "Перспективы" есть две безусловно интересные уже своими темами работы российских документалистов: "Рерберг и Тарковский. Обратная сторона Сталкера" - о том, почему великий режиссер Тарковский уволил великого оператора Рерберга, а "Сталкер" переснимался целиком многажды (!) – воспоминаниями делятся Мстислав Ростропович и братья Михалковы; Виталий Манский снял фильм "Рассвет-закат" - запечатлев подробный разговор с далай-ламой.
И китайский фильм "Что я сделал не так?" - художественный, но снятый в модном нынче стиле "под документ" - о том, как режиссер (тот самый, который и снял этот фильм) собирает деньги на фильм. Через какие мытарства и унижения ему нужно пройти, с какими чудными и чудовищными людьми пообщаться – и как это отражается на качестве конечного продукта.

Что же касается основного конкурса, то нам прежде всего интересны российские – и около российские – участники, хоть надежды на главный приз в этом году у нас мало – российский фильм получил его в прошлом. И все же: в конкурсе – фильм Кати Шагаловой "Однажды в провинции" с Любовью Толкалиной в главной роли – о сериальных страстях в современной деревне, когда туда приехала реальная звезда сериалов; фильм "Райские птицы" - режиссера Романа Балаяна, Украина – с Олегом Янковским и Оксаной Акиньшиной, о том, как маститый критик учит летать (в прямом смысле!) начинающего писателя в удушающей атмосфере брежневского застоя; и "Сад" Сергея Овчарова – "Вишневый сад" Чехова, только в водевильном и плутовском – комедийном, как и хотел, мне кажется, Чехов – ключе.

Вот такое  - разное – кино выходит к зрителям с экранов Московского Кинофестиваля.


Смотри также:
ММКФ 2010. Начало
Итоги ММКФ 2009
ММКФ 2009. Московский Международный Кинофестиваль - начало
ММКФ 2007. Что было

ММКФ 2007. Что было
2010-06-17 16:46

ММКФ 2007. Что было"Раскопай своих подвалов и шкафов перетряси"

В Москве стартует ММКФ 2010. Про программу ММКФ 2010 уже написала, про итоги - еще напишу.
Под эту тему - выкладываю два архивных текста: ММКФ 2007 (в этом посте) и ММКФ 2008 (в следующем).
Такой опыт уже был - недавний Кинотавр 2010 (Кинотавр 2010. Начало и Кинотавр 2010. Итоги) заставил просмотреть архив и вспомнить, что было написано про Кинотавр 2007.

Проверьте, много ли фильмов 4-х летней давности фестивальной программы вы видели?

Предупреждение: текст, идущий ниже, написан 4 года назад!


21 июня 2007 года

Сегодня в Москве открывается 29-й международный кинофестиваль. В программе – 170 фильмов из разных стран мира, в конкурсе – 20, из них три – российских.

Еще один лоцман в мире современного кино, московский фестиваль, наступает на пятки всем предыдущим, хотя и готовит совершенно отличную от них программу. Сходство есть – здесь снова много современного российского кино.
Заметьте: в каннской программе их было 2, на ММКФ – три.

И дело вовсе не в том, что мы – страна-хозяйка. Совсем недавно в стране не находилось картины, чтобы выставить ее на этот фестиваль. Или, скажем, чтобы хватило на все фестивали сразу – вон, на Кинотавре 2007 тоже показывали много фильмов, и совсем других. То есть хорошего, интересного кино у нас становится много. Во всяком случае, такого, которое стоит посмотреть – и о котором стоит поговорить. Вот и поговорим. О наших картинах в конкурсе Московского кинофестиваля.

Две из них – сняты женщинами-режиссерами, что тоже симптоматично для нашего времени, правда, пока еще не ясно, о чем эти симптомы говорят. Лариса Садилова представляет свой фильм "Ничего личного". Четвертый фильм, между прочим, и обо всех из них говорили, и последний вы наверняка видели, его показывали по телевизору, "Требуется няня!" - в свое время он вызвал почему-то много шуму на Кинотавре как чуть ли не новое слово в нашем кино: фильм раскрывал скрытую подоплеку непростых отношений между хозяевами и домработниками. Такая была мягкая страшилка для новых богатых. Без крови.

Теперь – снова только что открытое нами и давно уже объезженное на Западе – кино о подглядывании: частный детектив (его играет Валерий Баринов) ведет наблюдение за женщиной по поручению клиента, потом, оказывается, он одну женщину спутал с другой, и вообще все это имеет отношение к его собственной жизни. Интересно, как такая история развернется в наших реалиях.

Дальше: Вера Сторожева. Она сняла удивительной красоты римейк старого фильма "Еще раз про любовь" - под названием "Небо. Самолет. Девушка" - фильм, после которого Рената Литвинова стала признанной кинозвездой. Теперь Сторожева предлагает еще раз - историю любви – снова грустную – и тоже с прекрасными актерами, одно соединение их  имен  заставляет предвкушать что-то особенное: звезда театра Петра Фоменко Ксения Кутепова и – не нуждающийся теперь в представлении Дмитрий Дюжев. Фильм называется "Путешествие с домашними животными".

И третий российский фильм фестиваля – "Путина". Валерий Огородников снял его, но не успел довести до конца – он умер в июле прошлого года. За год сподвижники закончили фильм. Его появление в программе фестиваля дает нам возможность еще раз вспомнить об этом удивительном явлении, которым был в нашем кино – и вообще, в жизни – режиссер Валерий Огородников – и, может быть, пересмотреть его старые фильмы и что новое в них увидеть.

Но это – уже совсем другая история.


27 июня 2007 года

Трудно за 3 минуты отсмотреть 16 фильмов, но мы попробуем – ведь надо же на чем-то остановить внимание, обозревая бесконечную программу конкурсных и внеконкурсных показов, ретроспектив и особых взглядов.
Фильмы новые и хорошо забытые старые, фильмы, к которым хочется еще и еще раз возвращаться – или, внезапно встретившись, пересмотреть под новым углом зрения.

Итак, сегодня и завтра  из фестивальной афиши выбираем: фильм "АФР" - современный датский режиссер Мортин Гарц Каплер, соотечественник и современник Ларса фон Триера, между прочим – предлагает псевдодокументальную версию карикатурного скандала – у истории, потрясшей мир, был не политически-конфессиональный, а личный, любовный подтекст.

Для любителей современного жесткого кино – "День-ночь, день-ночь" нашей соотечественницы Юлии Локтевой, живущей в Америке. За жесткость и непримиримость фильм  получил приз Каннского фестиваля "Молодой взгляд" - этим и интересен: какой же взгляд, на взгляд Канна, по-настоящему молод и современен?

Ретро-программа: Поклонники Милоша Формана посмотрят его ранние фильмы – "Горит, моя барышня!" - 67-го года (сегодня) и "Конкурс" - 63-го года (завтра).

Если уж речь зашла о классиках, то – завтра можно посмотреть знаменитый фильм Франсуа Трюффо "400 ударов".

Тоже – для киноманов – сегодня будет показан документальный фильм о Фрице Ланге – наверное, самом выдающемся немецком кинорежиссере периода освоения кинематографа, чьими находками современный кинематограф продолжает питаться - практически все города будущего на современном экране вдохновлены великим творением Ланга – фильмом "Метрополис".

Классик, не столь известный в мире, но безмерно почитаемый на родине – в Японии, Кон Итикагава, в свои 92 переснял свой же фильм 76-го года, самый культовый в Японии детектив – "Убийство клана Инугами". При нынешнем интересе к кино юго-восточной Азии – шаг беспроигрышный.

Еще один римейк – "Леди Чаттерлей" - уже 7я экранизация романа Лоуренса "Любовник Леди Чаттерлей", немеркнущий интерес к которому объясняется тем, что хитрый Лоуренс прописал свой роман сразу по двум, одинаково любимым кино, адресам: эротика и свободолюбие. И нынешняя, французская экранизация, побила все рекорды популярности, собрав целых 5 призов национального телевидения – потому что изначально это был телесериал. А мы увидим его сокращенную до трех с половиной часов версию.

Мюзиклы золотого века Голливуда – "Девушки Харвея" с Джуди Гарланд и Энджелой Лэндсбери, - сегодня – и "Музыкальный фургон" - с Фредом Астером завтра – заставят ностальгически вздохнуть – вот ради чего затевалось когда-то кино!

Завтра можно посмотреть  и два новых отечественных фильма – конкурсный "Ничего личного" Ларисы Садиловой о нелегкой карьере частного детектива и "Агитбригада «Бей врага!»" нашего заслуженного режиссера Виталия Мельникова – когда-то он снял "Старшего сына" и "Начальника Чукотки", а на этот раз повествует о том, как во время войны агитбригада с участием Виктора Сухорукова и Кирилла Пирогова путешествует по сибирским рекам и дает концерты для ссыльнопоселенцев.

Еще – завтра: нежный и магический польский фильм "Жасмин" - о благоухающих монахах, святости и чувстве любви; жесткий и беспощадный, 2006 года,  фильм Вернера Херцога "Спасительный рассвет" о реальном герое вьетнамской войны, сбежавшем из плена; и ироническая фантасмагория классика чешского кино Иржи Менцеля "Я обслуживал английского короля" - о пражском продавце сосисок, ставшем метродотелем с помощью эфиопского императора.

И это только то, о чем мы успели сегодня рассказать, а вы – послушать.


29 июня 2007 года

Начнем с того, что невозможно пропустить: Роберт Олтман, "Калифорнийский покер", сегодня. Один из лучших фильмов этого одного из лучших в мире кинорежиссеров – как всегда, многофигурная и многолинейная ироническая композиция на тему казино, игры и игроков. Как Олтмен это делает – легко представить тем, кто видел его "Прет-а-порте", где в качестве сюжетообразующего стержня был взят мир высокой моды.

Дальше. Сегодня. Фильм Валерия Огородникова "Опыт бреда любовного очарования", снятый режиссером в 91-м году. После смерти Огородникова год назад, и фильма, вошедшего в конкурс нынешнего фестиваля, "Путина", желание приглядеться к творчеству интереснейшего режиссера и человека возникло у многих. Посмотрите!
Историей версии Ромео и Джульетты из жизни душевнобольных заинтересовались психиатры из реальных высокогорных швейцарских клиник – чтобы с помощью фильма лечить своих пациентов. И здоровым не повредит!

Сегодня: "Поднять якоря!" - голливудский мюзикл 1945 года с Френком Синатрой и блистательным Джином Кэли.
А также: "Спокойной ночи!" - англо-американский независимый проект брата Гвинет Джейка Пэлтроу. Независимость помогла Джейку найти интересный сюжет – о том, как неудачник в реале научился, чтобы уж во сне все было так, как он хочет. А сестра Гвинет – пришла и снялась у брата и привела с собой Пинелопу Крус на главную женскую роль. Неплохо!

Почитатели Феллини и любители символических жестов могут сходить и посмотреть "Восемь с половиной" - как когда-то на московском же международном кинофестивале, с которого началась всемирная слава фильма. 

Для любителей странных сочетаний – украинский фильм финского режиссера с российской Оксаной Фандерой в главной роли – "Красный жемчуг любви".

Финский акцент придает всему коктейлю неожиданный оттенок. Для тех, кто не просто смотрит, а вникает в историю российского кино -  вставлен в одну из программ фильм Александр Рогожкина, 91-го года, "Чекист". Вообще о фильме говорили и тогда, и потом, и теперь – как о точке отсчета творчества одного из лучших современных режиссеров, и для того, чтобы сравнить жесткость и беспощадность раннего Рогожкина с мягкостью и гуманностью Рогожкина "Особенностей национальной охоты" и позже. Теперь же, после балабановского "Груза 200" фильм "Чекист" приобрел новый ретро-разворот: в нем можно увидеть, откуда взялся жутковатый актер Алексей Полуян, так кошмарно-убедительно играющий свою кошмарную роль в "Грузе". Вот посмотрим на него в "Чекисте" и поймем.

Еще один интересный эксперимент: черно-белая, очень стильная и эстетская аргентинская лента "Антенна", в которой действуют герои – Певица, Телемастер и Диктатор – вот так, с большой буквы они и заявлены в титрах, а речь в фильме идет о том, как современные средства массовых коммуникаций овладевают людьми, зомбируют их и превращают в не-людей – такая социалистическая антиутопия, сделанная с помощью высоких технологий.

И  - два итальянских фильма: сегодня – "Незнакомка" - мелодраматический триллер с южно-русским акцентом, потому что и героиня фильма – украинская женщина в Европе, и играет ее наша замечательная Ксения Раппопорт. А кроме нее – Микеле Плачидо, а музыку написал Энио Мориконне.
И завтра – итальянский же психологический триллер "Тайная поездка" о том, как несколько человек сразу хотят купить одну и ту же недвижимость и что с ними происходит. А что – в сущности, не так уж и важно, потому что одну из главных ролей играет Эмир Кустурица, а посмотреть на него – удовольствие совершенно отдельное и мало с чем сравнимое.

Смотрите, а то фестиваль закончится!

Смотри также:
ММКФ 2010. Начало
Итоги ММКФ 2009
ММКФ 2009. Московский Международный Кинофестиваль - начало
ММКФ 2008. Вспоминаем

ММКФ 2010. Начало
2010-06-17 16:51

ММКФ 2010. НачалоМосковский Международный Кинофестиваль, как всегда, отличается широтой и разнообразием не конкурса, а фестивальных программ. То есть конкурс – не главное на этом фестивале. И ничего в этом обидного для фестиваля нет. Особенно – для любителей кино. Потому что ММКФ традиционно готовит для киногурманов не какое-нибудь новое, супер-модное меню из неизвестных имен, которые вот-вот прогремят и взорвут мир новым киноязыком.
ММКФ предоставляет возможность погрузиться в кинопроцесс путем знакомства с самым широким кругом авторов, тем, направлений, воспоминаний и перекличек сегодняшнего дня с завтрашним и вчерашним. И программа нынешнего фестиваля в этом смысле завораживает, как всегда. И как всегда, конкурс занимает в ней далеко не центральное место. Посмотреть, конечно, интересно: что привезли 15 режиссеров из разных стран, в основном – из Восточной Европы?


Отборщик конкурса Кирилл Разлогов постарался собрать под одной крышей постсоветские высказывания бывших сокамерников по соцлагерю – насколько тяжело им было жить тогда и насколько тяжело им живется теперь. Наш фильм в конкурсе – "Воробей" -  мало известного режиссера двух короткометражек Юрия Шиллера. О том, как в эпоху кризиса на скотобойню собираются отправить табун драгоценных лошадей, выживший в одной отдельно взятой русской деревне и в войну, и в еще более трудное мирное время, но в наше время признанный уже совершенно нерентабельным. Главным защитником лошадок становится сын пастуха по прозвищу Воробей.

А вот известные современные наши режиссеры  нулевых годов представят на фестивале свою программу – выбор поколения. В ней будут собраны не фильмы Алексея Попогребского, Бориса Хлебникова, Николая Хомерики, Петра Буслова, Кирилла Серебренникова и других, составившие лицо российского кинематографа нулевых, но фильмы их, это лицо, сформировавшие. Каждый режиссер представит фестивальной аудитории знаковый для себя фильм и прокомментирует его зрителям. Очень интересная возможность пообщаться с ведущими деятелями российского кинопроцесса.
Фильмы же  самого Попогребского (а также Гарика Сукачева, и еще 23 экспериментальных ленты) собраны в Российской кинопрограмме. Здесь будут представлены работы известных  (и пока еще не известных) молодых наших режиссеров.

А вот один из лучших российских режиссеров, Александр Сокуров, представит  на фестивале цикл фильмов своего производства в отдельной программе  под названием "Интонация": будут показаны 6 документальных фильмов, снятых в жанре интервью. Автор беседует с выдающимися людьми разных профессий – от композитора до Председателя Конституционного суда – на остроактуальные темы.

Эксперименты в области кино будут оцениваться в отдельном конкурсе – "Перспективы", в нем, среди 8 фильмов присутствует и наш – "Бибинур" режиссера Юрия Фетинга. Бибинур – среднеазиатская бабушка, которая умела видеть во сне умерших родственников и узнавать от них дату своей смерти – как будто явилась  Юрию Фетингу из того же сна, из  которого тайскому режиссеру Апичатпонгу Верасетхакулу его "Дядюшка Бунми, вспоминающий свои прошлые жизни"…

Еще одна интересная программа: ретроспектива "Социалистический авангардизм", в которую отборщик Евгений Марголит собрал советские фильмы разных лет, с 30 до 80х гг, отличающиеся неким авангардным звучанием. Авторы большей частью малоизвестные, кроме ранней Киры Муратовой с фильмом "Познавая белый свет" и Владимира Мотыля – с фильмом "Дети Памира".

Представлено наше кино и в ретроспективе "Война!" - в ней собраны фильмы разных стран о событиях второй мировой.
От нас – две последних части "Освобождения" Юрия Озерова.
Американский фильм "Самый длинный день" - о высадке союзников в Нормандии; легендарный английский фильм "Мост через реку Квай" (7 Оскаров 1957 года); французский "Горит ли Париж?" - об освобождении Парижа от фашистов; немецкий фильм "Подводная лодка" Вольфганга Петерсена.

Очень любопытная программа будет представлена клубом "Сине-фантом": люди смежных профессий снимают фильмы. Какие? В программе – фильмы художников и клоунов, композиторов и писателей. Кинематограф и основная профессия создают что-то новое, какие-то новые грани.

И уже самые передовые рубежи развития кино – в программе Медиафорум. Видеоарт как площадка для развития новых форм и языков киноизображения. Выставки в музее современного искусства, круглые столы и лекции в центре современной культуры "Гараж", перфомансы и сеансы сетевого искусства, клубные показы лучших образцов фестивального медиаарта и мастер-классы культовых нет-артистов – позволят составить представление о том, куда может направиться кино в ближайшем будущем.

А из прошлого – еще две ретроспективы: программа китайского кино и "Новое кино Чили". Тоже, кстати, не лишнее знакомство для ориентации не только во времени, но – в пространстве: вполне может быть, что новые направления развития глобального кинематографа угаданы уже какими-то национальными кинематографиями или отдельными кинематографистами, вспомним хотя бы недавний успех тайца Верасетхакула. Так что и китайский, и чилийский кинематограф наверняка несет какие-то подсказки европейским кинематографиям о том, куда двигаться дальше.

Старейшая же в мире кинодержава, Франция, представлена на ММКФ во всей красе: жюри в этом году возглавляет французский режиссер Люк Бессон, его фильм "Необычайные приключения Адель" фестиваль закроется. (Десятые годы двадцатого века, в Париже вылупился птеродактиль из музейного яйца и угрожает спокойствию города, мумии того гляди, оживут – и этот мистический шабаш способна прекратить лишь  юная журналистка-авантюристка Адель… )

А откроет фестиваль фильм одного из великих французских режиссеров, Клода Лелуша. Снова мужчина и женщина, на этот раз – "Женщина и мужчины". Во множественном числе. Во множественном числе (пять) вспоминает мужчин своей жизни стареющая героиня Анук Эме. С каждым из них она как будто рождалась заново и становилась другой. Французский фильм – "Это начинается с конца", режиссера Михаэля Коэна, присутствует и в основном конкурсе фестиваля. Так что в путь!

ММКФ 2010. Начало

Смотри также:
Итоги ММКФ 2009
ММКФ 2009. Московский Международный Кинофестиваль - начало
ММКФ 2008. Вспоминаем
ММКФ 2007. Что было


В избранное