Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Кинотавр 2010. Начало: В каждом рисунке - Кафка


Кинотавр 2010. Начало: В каждом рисунке – Кафка
2010-06-04 20:46

Кинотавр 2010Программа нынешнего Кинотавра выглядит очень цельной и интересной. Несмотря на большое количество режиссеров-дебютантов, от которых, вроде бы, неизвестно, чего ждать. Но приглядишься – и увидишь, что почти каждый дебютант либо  взял в соавторы  выдающегося сценариста, либо имя продюсера говорит само за себя, либо ансамбль актеров – ну уж такой мощный, что само присутствие стольких звезд в фильме дебютанта интригует и приковывает внимание.

А уж если ни того, ни другого, ни третьего – тогда смотри на название и тему: значит, режиссер-дебютант точно попадает в круг образов, выбранных отборщиками Кинотавра как самые актуальные в нынешнем году. Или в нынешнем веке. Или тысячелетии. Здесь, у нас, в России. Этот образ можно в двух словах назвать – "другая реальность". Иной мир. Мир иной.
Длиннее – так: между небом и землей; между вчера и завтра; между адом и раем. Герои российских фильмов 2010 попадают из родных, привычных, обжитых мест в чужие, непривычные, враждебные или фантасмагорические.


Кирилл Серебренников. Юрьев деньНа самом деле, это продолжение и развитие темы фильма Кирилла Серебренникова "Юрьев день". Нет, не он один, конечно, ее открыл и развил, но самое яркое, первое, что приходит на ум – именно "Юрьев день".
Тогда после фильма долго спорили, чернуха это или нет, зачем показывать родную страну, Россию, в таком неприглядном свете, и проч. Но сейчас, глядя на фестивальную палитру Кинотавра 2010, становится ясно, что фильм гораздо шире и глубже касается всех нас. И эти фильмы – тоже. Потому что все мы – в силу внешних обстоятельств – не покидая родной страны, вынуждены постоянно отвечать на вопросы: "Где я?" и "Кто я?", отвечать вовсе не из-за экзистенциального зуда, а из-за того, что реально надо как-то определяться.

 Юсуп Разыков

Так, герои нескольких конкурсных фильмов – гастарбайтеры. Формально – зарубежные гости, реально – это же наши недавние соотечественники, оказавшиеся в один миг в другой реальности – тогда. А теперь, когда гастарбайтер приезжает из своего нищего, но привычного родного края – сюда, другая реальность его подстерегает уже здесь.

Фильм под этим названием, "Гастарбайтер", представит на фестивале узбекский режиссер и сценарист Юсуп Разыков, режиссер-дебютант совсем не юного возраста, 1957 г.р. – поэтому один уже жизненный опыт этого человека позволяет ожидать глубоких высказываний.

Одну из ролей в фильме сыграл наш замечательный актер Александр Пашутин.

 Дмитрий МамулияФильм «Другое небо» - режиссера-дебютанта Дмитрия Мамулия, он из Тбилиси, философ по образованию и тоже вполне взрослый дяденька 1969 г.р. Название его фильма может служить неофициальным девизом фестиваля, настолько оно угадывает тему. И – не обольщайтесь, литературные гурманы, к одноименному рассказу Хулио Кортасара не имеет никакого отношения. Герой  фильма, пастух из горного аула, спускается с гор и идет вместе с сыном в магаполис, в котором много лет назад растворилась жена – уехала на заработки и не вернулась.
 Юрий Быков А вот фильм "Жить" молодого режиссера Юрия Быкова, он же  написал сценарий и музыку к своей картине. Быков уже поставил 8 фильмов, среди них – эпизоды в "Ранетках" и недавний пионерлагерный триллер "С.Д.Д."
Но главный интерес к фильму вызывает скорее личность продюсера – им стал Алексей Учитель, а это, согласитесь, имя. Жить и выжить любой ценой должны в диких лесах двое – молодой боец и старый проводник, они пытаются добраться до города, а  их преследуют  трое врагов… Такая усиленная и обостренная конструкция нашего недавнего берлинского триумфатора, фильма "Как я провел этим летом" просвечивает.
Но ведь и там, в "Как я…" одним из главных условий, определяющих обстоятельств, да что там – практически одним из главных героев является эта иная реальность, незнакомая, холодная и чужая природа, стихия Приполярья.
 Сергей ДебижевСамый, может быть, яркий из заявленных, самый ожидаемый фильм, потому что ждем его давно, "Золотое сечение", и самый одиозный режиссер – Сергей Дебижев. Еще года три назад этот фильм  почти что уже был заявлен в прокат под названием "Сезон дождей" и вот теперь выходит-таки, да на фестивале, под другим, но тоже ярким и запоминающимся названием. Вот уж это будет не мрачное медленное перемещение под другим небом! Это будет бурлеск и аттракцион под девизом "Я выжил в Камбодже" - потому что именно там, в Камбодже будет проходить большая часть действия фильма. А так же в наших и европейских столицах.

Сергей Дебижев, углубившийся в последние годы в документалистику, хочет одним махом обрушить на зрителя весь накопившийся опыт впечатлений, причем сделать это в форме метафизического триллера с масонами, политиками, модными дизайнерами и международными авантюристками в исполнении Ренаты Литвиновой. Вот это будет фейерверк!
А чтобы зрители не скучали, их будет развлекать ударный батальон российских кинозвезд первой величины: Алексей Серебряков, Ксения Раппопорт, Виктор Вержбицкий, Михаил Ефремов, Сергей Бугаев (Африка), и все это – под музыку Бориса Гребенщикова (Дебижев снимал "Два капитана 2"). Можно, конечно, с кислой миной предполагать, что это будет неудобоваримый кич с нечитаемым сюжетом, но – посмотреть-то хочется все равно каждому нормальному человеку! (Фильм "Золотое сечение", чуть ли не единственный из всех, предлагает вполне традиционную, всем нам хорошо знакомую и родную иную реальность – реальность большого метафизического времени, в которой можно изменять события, пускать время вспять, обладать супер-способностями и мистической властью над людьми. Ну, вот, к примеру, Виктор Олегович Пелевин постоянно погружает нас, читателей, в дебри такой иной реальности…)
 Клим Шипенко"Кто я?" - вот ведь, еще одно знаковое название, фильм Клима Шипенко, он же – автор сценария, на его счету пока - 4 малозаметных ленты. Зато в ролях – снова – ансамбль блестящих актеров: Анатолий Белый, Виктория Толстоганова, Жанна Фриске, Сергей Газаров, Сергей Галанин, Александр Яценко. А фильм, безо всякого, опять же, экзистенциализма, посвящен ответу на вопрос, который приходит в голову человеку, очнувшемуся на провинциальном железнодорожном вокзале – безо всяких воспоминаний о своей прошлой жизни. Потерявшие память – это, с одной стороны, вполне документальные приметы сегодняшней российской реальности, с другой стороны – замечательная метафора, которой Клим Шипенко не преминул воспользоваться.
 Андрей СтемпковскийМолодой режиссер литовского происхождения с экономическим образованием - Андрей Стемпковский – представит на Кинотавр свой фильм "Обратное движение". У женщины сын погиб в горячей точке. Погоревав, она берет в дом мальчишку-гастарбайтера. А тут, как из небытия, возвращается сын, которого уже много лет все считают погибшим.
 Алексей ФедорченкоА вот знакомое и яркое имя – Алексей Федорченко, автор нашумевшего, провокационного, но любимого и запомнившегося всем фильма "Первые на Луне". По собственному сценарию он снял ленту "Овсянки" - о том, как пожилой муж везет хоронить жену туда, где они счастливо проводили когда-то медовый месяц, в места обитания мери (это которые "… и чудь"), загадочные и далекие. Тут уже иное пространство должно возвратить в иное (былое) время. В ролях – Юрий Цурило и Виктор Сухоруков.

 Светлана ПроскуринаСветлана Проскурина – самый старший режиссер на фестивале, ее фильм 1986 года "Детская площадка" до сих пор вспоминают поклонники перестроечного кино. А сейчас Проскурина объединилась со сценаристом Дмитрием Соболевым – тем самым, который сочинил "Остров" Павла Лунгина, и вместе они создали фильм "Перемирие" - о путешествии в несуществующий город, под музыку Шнура.
Он же и снялся в одной из ролей, а в главной – выросший  мальчик из "Возвращения", Иван Добронравов.
 Александр Лунгин и Сергей ОсипьянФильм "Явление" (не путайте с Явление | The Happening Шьямалана) - его снял режиссерский дуэт, состоящий из Александра Лунгина и Сергея Осипьяна, мужа Ксении Кутеповой, и эти семейные подробности в данном случае важны, потому как муж снял Кутепову в одной из главных ролей, и это не может не радовать. А фильм – про то, как москвич завис в северной деревне, и эта природа, это небо, затягивают его и не дают вернуться. Никак не дают вернуться.
 Анна Матисон"Сатисфакция", молодой режиссер Анна Матисон, зато сценарий – вполне себе зрелого и заслуженного Евгения Гришковца, он же и в ролях засветился. Вполне, опять же, в духе Гришковца история о дуэли двух друзей, из-за женщины, путем алкогольной интоксикации, а по простому – кто кого перепьет. А во время перепития они еще и должны вести светские, но откровенные беседы о любви, деньгах – ну и прочих вечных вопросах. По правде говоря, этот пассаж к магистральной теме конкурсной программы относится по касательной, разве что тем боком, что алкоголь, как известно от Венечки Ерофеева, да и Дон Хуан часто об этом говорил, является одним из лучших проводников в другую реальность.
 ???
Подскажите?
Фильм "Слон" режиссера и сценариста Владимира Карабанова, еще один дебют, старого слона везут на бойню и вдруг к его печальной и неизбежной судьбе сочувствием проникается шофер фуры, который его и везет. Это может стать началом хорошей мужской дружбы! В ролях  - Александр Адабашьян и Сергей Шнуров. Интересно, кто из них сыграл слона? В сущности, каждый мог бы!
 Дмитрий Месхиев "Человек у окна" именитого Дмитрия Месхиева. Режиссер "Циников", "Над темной водой", фильма "Свои", Месхиев все-таки тяготеет к конкретике и внятному сюжету. Вот и здесь он обозначает свой жанр как мелодрама из современной жизни с трагикомическими ситуациями, разыграют которые Юрий Стоянов, Сергей Гармаш, Евгения Добровольская, Андрей Мерзликин и Владимир Вдовиченков. Компания что надо.

 Анна ФенченкоА напоследок - еще один фильм в тему, "Пропавший без вести" Анны Фенченко.
Фантасмагорическая история о благополучном человеке, который в силу обстоятельств в одночасье потерял все – имущество, жилье, статус, семью, и теперь, скитаясь вдали от дома, переосмысливает свою жизнь. В этой работе особое внимание привлекает имя продюсера и композитора Андрея Сигле – известный музыкант, в свое время он играл с такими легендарными группами, как "Кино" Виктора Цоя, "Популярная механика" Сергея Курехина и "Аквариум" Бориса Гребенщикова, потом стал писать музыку для кино, много работал с Александром Сокуровым и Константином Лопушанским, стал продюсером фильма Сокурова "Солнце" - то есть послужной список этого человека заставляет с уважением  и интересом отнестись к любому его новому проекту.
И еще о фильме Фенченко: сама Анна не постеснялась обнародовать его сущностную связь с Кафкой, дескать, кафкианские интонации и аллюзии появились в фильме не случайно.

Можно подумать, что у остальных они появились случайно! Кафка и сейчас живее всех живых!

См. также:
Кинотавр 2008
Кинотавр 2009
Кинотавр 2009. Итоги
"Кафка в Праге"


В избранное