Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Фильмы войны: Живые и мертвые, День командира дивизии, Солдаты


Фильмы войны: Живые и мертвые, День командира дивизии, Солдаты
2010-05-06 09:54



Фильм Михалкова "Утомленные солнцем 2: Предстояние" и дискуссия вокруг него заставили попристальнее, без привычного ностальгического флера, вглядеться в кадры военных – документальных и художественных – фильмов прежних лет. В поисках исторической правды, подтверждения своих мыслей и чувств, связанных с войной. Или – его правды, его мыслей, чувств и образов.

Сразу снимем первый слой возражений: дескать, все эти фильмы были сняты при советской власти, пиарили советскую власть и умалчивали ее недостатки и преступления: ясен пень, что пиарили и умалчивали, сняты были в поддержку господствующей парадигмы о том, что такое хорошо и что такое плохо. (Так же, как  ясно, что фильм Михалкова снят в поддержку другой парадигмы). Однако других источников нет. 
Михалков сам не был на войне, не были на войне его консультанты. Так что Михалков тоже пользовался какими-то уже готовыми источниками и документами. Кинохроникой и публикациями. 
Далее. Запечатлевая эпизоды войны в хронике или художественном фильме, даже участники войны могли – в угоду режиму – умалчивать о чем-то значительном, но не вписывающемся в канву. Однако то, что вошло в их  фильмы – и в документальные, и в художественные – это то, что было в действительности. То есть это-то – было наверняка, по  свидетельству очевидцев (в данном случае – авторов сценариев фильмов "Солдаты" - Виктора Некрасова, "Живые и мертвые" - Константина Симонова и "День командира дивизии" - Александра Бека). 
Фильмы войны. Читать дальше... )

Фильмы войны: Иди и смотри
2010-05-07 17:39



"Иди и смотри", режиссер Элем Климов, 1985 г., по военной прозе Алеся Адамовича. 
Этот фильм об ужасах войны на оккупированной территории не требует прикрас и вычур, чтобы произвести впечатление. Требует только предельного мужества в изложение ужасных фактов реальности. 

Адамович видел и знает, как было. Климов показывает зрителю. Он не наматывает нервы зрителя на кулак, потому что зритель готов – мы знали, что было так. Но мы не видели, как это было. Ощущение достоверности, то есть больше – знание, уверенность в достоверности происходящего на экране – снимают все упреки к режиссеру в жестокости. Он не фильтрует и не отбирает факты, он их перебирает – какой была война в Белоруссии. Ему не надо добавлять красной краски на экран, надо просто показать то, что было. 

Немцы сожгли 628 белорусских деревень и уничтожили всех жителей. Это реальный задокументированный факт. Мы его знали. Что может быть ужаснее этого факта? Это правда. И на эту правду мы смотрим глазами четырнадцатилетнего белорусского мальчика Флёры, который пошел в партизаны. Подвергнув родную деревню уничтожению. И маму с сестренками. Из всех деревень уходили пареньки и старики в партизаны. И всех оставшихся убивали и сжигали. Чего тут добавлять? 
Фильмы войны. Иди и смотри - читать дальше... )

Канн 2010. Начало
2010-05-14 11:43



Сегодня в Канне открывается международный кинофестиваль, главный киносмотр планеты. В конкурсной программе фестиваля участвует российский фильм – "Утомленные солнцем 2" Никиты Михалкова.

Однако, мегаблокбастер "Утомленные солнцем 2" не является единственным фильмом с нашей части … суши. В конкурсную программу, которая состоит из полутора десятков картин, включен и фильм "Счастье мое" - его снял режиссер-дебютант в большом кино, Сергей Лозница – бывший советский, а ныне – немецкий режиссер с большой европейской командой: оператор с румынского фильма, победившего в Канне 2007 – "4 месяца, 3 недели и 2 дня", художник из Санкт-Петербурга, звукорежиссер-белорусс, поработавший на фильме "Как я провел этим летом", исполнитель главной роли – тоже белорус по фамилии Немец, а страны производители – Украина, Германия, Голландия. Как могут соревноваться между собой в языке, выразительных средствах и поставленных задачах два таких разных по масштабам произведения – Каннский фестиваль ответит на этот вопрос. В конкурсе, по традиции, много французских фильмов – на этот раз три, режиссеры Матье Амальрик, Бертран Тавернье и Ксавье Бувуа.
Канн 2010. Начало - читать дальше... )

Сокровище (Тужься!) | Precious
2010-05-21 12:25

Сокровище (Тужься!) | Precious

Смотреть этот фильм как-то не хочется. Не хотелось. 6 номинаций на Оскар и две из них – полученные (за лучший адаптированный сценарий и за лучшую женскую роль второго плана) немного усиливают мотивацию, но все равно просмотр фильма как-то хочется отложить. До каких-нибудь лучших времен. 

Непомерной ширины черная девушка на афише не слишком обнадеживает, так же, как и содержание анонса. Да ладно, содержание анонса звучит уже почти как анекдот: несовершеннолетняя неграмотная афроамериканка в Гарлеме страдает избыточным весом и второй беременностью – и ее ненавидит родная мать. А родной отец ей этих двоих детей и заделал. Ну все, кажется, приплыли. Дальше ехать некуда. Зачем мне все это? 

Но все-таки есть, зачем. Это хороший фильм об униженных и оскорбленных. В наших добрых достоевских традициях. То есть нет, никаких достоевских глубин и дебрей человеческих душ в фильме нет. Но какие-то глубины все-таки есть. Поэтому, когда фильм начинается с внутреннего монолога этой  пугающе толстой  девочки, происходит … Ну да, обыкновенное кино-чудо: ты мгновенно перестаешь воспринимать ее чужой, изгоем, уродом, другим… 
Сокровище (Тужься!) | Precious - читать дальше... )

Апичатпонг Веерасетхакул. Тропическая болезнь | Sud pralad
2010-05-24 20:17

Апичатпонг Веерасетхакул

Среди каннских конкурсантов особые надежды возлагаются на тайского режиссера с труднопроизносимым именем Апичатпонг Веерасетхакул и его фильм "Дядюшка Бунми, который мог вспомнить свои прошлые жизни". 
Канн его любит и привечает, в 2002 году был награжден призом "Особый взгляд" его фильм "Благословенно ваш", в 2004 – "Тропическая болезнь" получила приз жюри. 
В прошедшем году, подводя итоги первого десятилетия нового века,  сразу несколько авторитетных киноведов и кинокритиков мирового масштаба написали о нем статьи и целые книги, занесли его имя в табель о рангах чуть ли не под первым номером, так что пора учить: А-ПИ-ЧАТ-ПОНГ  ВЕ-Е-РА-СЕТ-ХА-КУЛ. 

Пока суд да дело, (пока каннское жюри судит и рядит), вспомним лучшие фильмы режиссера, вот эту самую "Тропическую болезнь" 2004 года, к примеру. Это тем более интересно, что именно в ней очень многие теоретики кинопроцесса видят не только квинтэссенцию творческого метода тайского режиссера, но и в самом этом творческом методе – магистраль арт-хауса третьего тысячелетия, такой артхаусный мейнстрим. Так что по этой капле  можно судить о море. Ну, что можно сказать? 
Апичатпонг Веерасетхакул. Тропическая болезнь | Sud pralad - читать дальше... )


В избранное