Автор: Александр Голубчиков
Дата публикации: Пт, 29 Ноябрь 2002 11:35:22
Категория: ПРО КИНО
«Красный дракон» - это начало и конец. История удивительная, ибо главный герой в ней лишь сидит в клетке и все, чем он стал любопытен криминалистике, осталось практически за кадром. В каждой истории был свой злодей, по сравнению с которыми доктор Ганнибал Лектор был лишь смирной овечкой, интеллектуалом, который очищал совершенный мир от нечисти. Идеальный герой. Его слава бесславно началась с историей о Красном драконе – маньяке, прозванном Зубной феей, и славно ей же заканчивается. История Ганнибала Лектора в кино длится уже шестнадцать лет. Началось все с того, что однажды Дино Ди Лаурентис прочитал книгу «Черное воскресенье».
Старик Дино, как его любя называют в Голливуде – один из величайших продюсеров в истории мирового кинематографа (на его счету 142 фильма, не считая того, что продюсирует его дочь). Он и на самом деле динозавр. В начале своей карьеры, еще в Италии, он сделал ставку на кино для зрителя, приглашал талантливых режиссеров, позволял им делать на своей студии почти все, что заблагорассудится. Он всегда искал что-то новое в кино. То, что захватит зрителя, заставит народ потянуться в карман, чтобы выложить кровные доллары на билет в кинотеатр.
Щедростью ДиЛаурентиса часто пользовались и порой это не доставляло продюсеру большого удовольствия. На его студии снимали свои картины Федерико Феллини, Дэвид Линч и Сергей Бондарчук. При его участии создавались «Кинг-Конг», «Конан-Вармар» и даже «Невероятные приключения итальянцев в России».
В 1986 году в свет вышла книга, которая немедленно заинтересовала ДиЛаурентиса. Автором книги «Красный Дракон» стал Ричард Харрис, автор нашумевшего несколькими годами ранее бестселлера «Черное воскресенье». Только на этот раз в книге не было сказано ни слова про международный терроризм. Речь в романе шла о сидящем в психиатрической лечебнице в Балтиморе гурмане и любителе изящных искусств, докторе с древним и почти значащим именем Ганнибал. Дино ДиЛаурентис ухватился за этот роман обеими руками. В кино набирала силу волна всевозможных маньяков, людям хотелось бояться шороха в собственной спальне, страх должен был приходить с экрана. Зритель хотел этого.
Взамен порнографии, которая уходила с большого экрана в камерные кинотеатры и видеосалоны, киноэкраны наполнялись бесчинствующими Майклами Майерсами и Фредди Крюгерами. Но все эти образы были безумно похожими друг на друга. Не хватало изысканности, чтобы отрицательный герой был неоднозначным мерзавцем. И Ганнибал Лектор, консультант ФБР в расследовании дела «Зубной феи» («Зубного мудака», как его звали в ФБР) был очень кстати. Он вполне мог разбавить однообразие кинообразов, пустить новую кровь в жанр и привлечь иную целевую аудиторию – более взрослое население, которым чужды подростковые страхи.
Ставки были сделаны. Уверенный в абсолютном успехе нового героя, Дино приобрел права на экранизацию всех последующих романов о Ганнибале Лекторе. Отдельным пунктом в контракте стояло, что таких книг должно быть не менее трех. Машина для печатанья денег была запущена, но … Проект провалился. Сегодня сложно сказать, что именно стало палкой в колесах лучшей за все шестнадцать лет существования героев романов Харриса экранизации, которую осуществил Майкл Манн. Возможно, попытка показать тот самый настоящий ужас, ожидание смерти, которое хуже самой смерти, напугала зрителя. Провал «Охотник на людей» сильно разочаровал Дино ДиЛаурентиса. Он ставил на эту картину, рассчитывал сделать на ней большие деньги, а тут такое!
Когда через четыре года к нему обратились с просьбой продать права на экранизацию нового романа Томаса Харриса о Лекторе, Дино буквально бросил эти права на стол, едва не крикнув: «Да забирайте все! К чертовой матери!». Но опомнился.
Когда «Молчание ягнят» в постановке Джонатана Дэмме собрал все возможные награды, Джуди Фостер получила премию «Оскар» за лучшее исполнение женской роли, сэр Энтони Хопкинс – за «Лучшую мужскую роль», а Тед Телли – за лучший адаптированный сценарий, ДиЛаурентис рвал на себе волосы. Он буквально за бесценок отдал проект, который неожиданно выстрелил. Наступили времена, когда маньяки ушли с экрана, а зрителю они все еще требовались, но умные, те, о которых некогда мечтал продюсер. И вот кто-то другой погрел руки на его костре! Нужно было ковать железо, пока горнило горячо. Харрису поступил заказ на новый роман, начались переговоры со съемочной группой «Молчания ягнят», но все шло наперекосяк.
Слишком долго не было романа, а когда в 1999 году на полках наконец появилась «Патология души», стало ясно, что проблемы только начинаются. Сперва отказалась от участия в проекте Джоди Фостер. К тому времени она перестала быть актрисой, которая могла бы собрать кассу, с головой ушла в гомосексуальные проблемы, занималась воспитанием детей от неизвестных отцов. Дино ДиЛаурентис не особенно расстраивался по этому поводу. В конце концов, свое согласие дал Хопкинс, а все остальное было уже не так важно. Когда на замену Фостер уже пригласили Джулиан Мур, в интервью одному из таблоидов Дино заявил, что «На такую у него бы даже в молодости не встал». Реплика была обращена, якобы, в сторону Джоди Фостер и была последним камнем в ее огород от расстроенного продюсера.
Но проблемы продолжались. Когда ДиЛаурентис обратился к Теду Телли с просьбой заняться адаптацией сценария, тот отказался. Он считал, что "Молчание Ягнят" икона - идеальный фильм, переплюнуть который по силе практически не представлялось ему возможным.