Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рецензия на книгу Г. Ф. Лавкрафта <<Хребты Безумия>> с иллюстрациями Франсуа Баранже: том 1


Чтобы картинки было видно, а письма попадали в ящик, добавьте нас в адресную книгу

Рецензия на книгу Г. Ф. Лавкрафта «Хребты Безумия» с иллюстрациями Франсуа Баранже: том 1
2020-11-06 15:17
Автор: Максим Марков

Сериал «Страна Лавкрафта» в очередной раз привлёк внимание широкой общественности к имени, которое довольно часто упоминается в разговорах о жанре ужасов как в кино, так и в литературе: Говард Филлипс Лавкрафт не просто создал свой мир, населённый жуткими тварями, но нашёл способ, как буквальным образом живописать животный страх на бумаге (за что и признан первостепенным классиком).

Однако для тех, кто по каким-то причинам не в курсе, следует уточнить, что «Хребты Безумия» – это совсем, совсем про другое: вместо жаркой Америки читателю предстоит очутиться во льдах Антарктики и столкнуться там с…

Фрагмент иллюстрации Франсуа Баранже к книге Говарда Филлипса Лавкрафта «Хребты Безумия. Том 1»

Если хоть один человек, кроме Данфорта и меня, наблюдал когда-нибудь подобные зрительные образы, то разве что в кошмарном сне.

Новое издание, осуществлённое «Азбукой-Аттикус», отличается ото всех прочих оформлением. Принято полагать (но тут сразу встаёт вопрос, а кем именно принято и почему), что едва ли не главное достоинство текстов Лавкрафта состоит в том, что он с маниакальной подробностью описывает то, что нам никогда не предстоит увидеть, а потому наш мозг сам начинает видеть за словами те жутковатые картины, что не способна ухватить кисть даже самого выдающегося художника.

Играя с читательским воображением (и сам же напоминая, что «под сенью Хребтов Безумия» следует остерегаться давать ему волю), писатель позволяет себе всё больше и больше – и мы, вынужденные следовать за его изрядно расшатавшейся фантазией, пугаемся в сто крат сильнее даже не от того, что явилось пред нашими глазами, а от самой мысли, что это вдруг могло бы и правда обернуться явью.



Именно рассуждая о творчестве Лавкрафта, можно сказать, что лучше один раз услышать, чем сто раз увидеть; во всяком случае, до недавних пор (и мы уже касались этого в прошлый раз в разговоре о «Зове Ктулху») мир не знал поистине достойной художественной интерпретации его произведений. В этом отношении попытку Франсуа Баранже завести диалог с великим мастером можно признать безоговорочно удачной.

Но мало-помалу они грозно поднимались на западном небосклоне, и мы смогли разглядеть в отдельности их голые чёрные вершины и испытать удивительное ощущение нереальности при виде этой картины: залитые розоватым антарктическим светом горы на фоне переливающихся всеми цветами радуги облаков снежной пыли. Во всём этом постоянно и упорно чудилась некая ошеломляющая тайна, обещание будущих открытий, словно между кошмарных нагих шпилей открывались зловещие врата в заповедное царство снов, где мрачные бездны таили в себе отдалённые времена, пространства, иные измерения. Было трудно отделаться от чувства, что встретился с некой злой силой – хребтами безумия, дальние склоны которых обрываются в проклятую бездну, край земли.

Иллюстрация Франсуа Баранже к книге Говарда Филлипса Лавкрафта «Хребты Безумия. Том 1» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Обратимся для начала к предисловию, написанному Максимом Шаттамом, французским писателем, среди произведений которого есть романы «Левиахрон», «Лабиринты хаоса», «Обещания тьмы» и «Кровь времени» (одни только эти названия позволяют нам предположить, что он находится под правильным влиянием).

Отмечая «возвышенный взгляд на приключения, тайну, ужас», «уникальную атмосферу» и присущий Франсуа Баранже «особенный подход», он находит, что «результат на редкость убедителен» и советует читателям: «Вглядывайтесь в каждую страницу, любуйтесь освещением, выбором ракурса, отдайтесь захватывающему развитию этой драмы».

Каждая полоса – это путешествие. Каждый переход бросает в дрожь. Вскоре вы начинаете ощущать холод, вам хочется крикнуть героям, чтобы они не спускались в эту пещеру, вы страшитесь, что замерзшая оболочка, которая защищает Старцев, расплавится, извергая зловоние... И всё потому, что Франсуа Баранже вдохнул в текст жизнь, и более того – визуальные эмоции! {…}

Ведь для того, чтобы изобразить с такой точностью фантазии мастера из Провиденса, Франсуа должен был проникнуть в его мысли. Медленный, очевидно сложный, утомительный творческий процесс художника – по сути, признание в любви к творчеству писателя. Это дань уважения. Дань почтения! К тем большему удовольствию поклонников Лавкрафта.


Иллюстрация Франсуа Баранже к книге Говарда Филлипса Лавкрафта «Хребты Безумия. Том 1» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Сам автор несколько раз упоминает в «Хребтах Безумия» «тревожные азиатские полотна Николая Рериха», но манера Баранже, как мне кажется, всё-таки иной природы. Порой его картины – чистой воды фотореализм, и от этого – ещё страшнее. «Даже фотографии не передают всей их фантастичности, бесконечного разнообразия, неестественной массивности и решительного расхождения с привычными формами», – описывает свои впечатления от увиденного лирический герой, но как же «не передают», когда вот – ты всё сейчас видишь («Смотришь с расстояния – дух захватывает»), во всей головокружительной величественности этого, невероятной загадочности и зловещей «потусторонности»!..

В рыжих лучах низкого солнца – поразительное зрелище. Словно таинственная страна из сна или врата заповедного царства чудес. Жаль, что вы не с нами.



Вслед за героями Лавкрафта Баранже «всё больше углубляется в предательскую, мрачную белую необъятность, обитель бурь и непостижимых тайн, простирающуюся на 1500 миль в сторону малоизученного побережья Земли Королевы Мэри и берега Нокса», где видит и «таинственные нагие пики», и «чёрный гранит крутых склонов»; застывает перед полярными миражом, содрогнувшись «при виде безумного лабиринта сказочных стен, башен и шпилей», а чуть позже пролетает над «безграничным, израненным бурями плато», уже воочию разглядывая «циклопический лабиринт из прямоугольных, скругленных и фигурных блоков», отвергающий власть разума и исключающий саму «возможность сколько-нибудь приемлемого объяснения» («Совершенно очевидно, это был тот самый нечестивый город из миража, но только подлинный, неколебимый в своей реальности»)…

Иллюстрация Франсуа Баранже к книге Говарда Филлипса Лавкрафта «Хребты Безумия. Том 1» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

И вместе с ними изучает не поддающиеся классификации загадочные сланцы, возраст которых «составлял порядка 500 миллионов, а то и весь миллиард лет». И с любопытством первооткрывателя всматривается в обнаруженные органические образцы («восемь из них как будто в идеальном состоянии, со всеми придатками»), стараясь не думать про вызываемых «в памяти чудовищ из древних мифов»

Туловище переходит в светло-серую вздутую шею с намёком на жабры, а „голова“ представляет собой желтоватое пятиконечное подобие морской звезды, покрытое жёсткими ресничками всех цветов радуги.
Голова толстая, пухлая, размер от кончика до кончика – около двух футов, на кончиках желтоватые гибкие трубочки длиной три дюйма. Щель в верхней части головы, в самом её центре, предназначена, вероятно, для дыхания. На конце каждой трубочки имеется сферическое утолщение под желтоватой плёнкой; если её отодвинуть, показывается стекловидный шарик в красной оболочке – вероятно, глаз.


Впрочем, здесь, как и рассказчика, «меня так и подмывает опустить подробности, ограничиться намёком, не раскрывая подлинные факты или не высказывая неизбежные предположения». Вслед за ним и я «не подберу слов, чтобы описать воздействие этого чудовищного зрелища: в нём явственно виделось нечто дьявольское, нарушавшее известные законы природы»...

Иллюстрация Франсуа Баранже к книге Говарда Филлипса Лавкрафта «Хребты Безумия. Том 1» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Поэтому если вновь возвратиться к словам представленного выше Максима Шаттама, то нельзя не согласиться с ним в справедливости следующего наблюдения:

Я думал, что знаю «Хребты Безумия», но теперь понимаю, что это знание было неполным. Ныне для меня текст Лавкрафта неотделим от рисунков Франсуа, они запечатлелись на сетчатке моих глаз так же точно, как в свое время слова Лавкрафта, – всё слилось воедино. И это к лучшему.

«А теперь, – завершает свою речь Шаттам, – вам предстоит худшее, ужас ледяных просторов. Укройтесь потеплее, учтите, что холод «Хребтов Безумия» из тех, что проникает внутрь и захватывает душу».

И единственное, о чём следует тут пожалеть, так это о том, что перед нами – только первая часть запланированного двухтомника, заканчивающаяся, как водится, на самом интересном месте: «В этих местах ничто не казалось невероятным»… Так что теперь главная проблема – как дождаться выхода продолжения, чтобы не подглядеть всех ответов в других, пусть и менее красочно оформленных сборниках Лавкрафта?!.

Обложка книги Говарда Филлипса Лавкрафта «Хребты Безумия. Том 1» с иллюстрациями Франсуа Баранже © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Читайте также:
Рецензия на книгу Г. Ф. Лавкрафта «Зов Ктулху» с иллюстрациями Франсуа Баранже
Рецензия на книгу Гильермо дель Торо и Корнелии Функе «Лабиринт Фавна»
«Твин Пикс»: Избранные цитаты из воспоминаний Дейла Купера
«Звёздные войны» на бумаге: «Трилогия о Хане Соло»
Бумажные комиксы. «Валериан» Пьера Кристена и Жан-Клода Мезьера: 1
Бумажные комиксы. «Валериан» Пьера Кристена и Жан-Клода Мезьера: 2
Бумажные комиксы. «Книги магии» Нила Геймана
Бумажные комиксы. «Атака на титанов» Хадзимэ Исаямы: том 14
Бумажные комиксы. Посткарантийный анонс, часть 5 (разное)

Дуэйн Джонсон перезапустит «Царя скорпионов»
2020-11-23 00:12 Руслан Магомедов

Самый высокооплачиваемый актер в мире и успешный продюсер займется перезагрузкой приключенческого боевика, в котором Скала исполнил свою первую главную роль.

В «Царе скорпионов» Дуэйн Джонсон исполнил роль воина Метаяса, в образе которого актер ранее появлялся в «Мумия возвращается». Фильм вышел в 2002 году и при бюджете в $60 млн. долларов собрал убедительные $165 млн. Картина обзавелась четырьмя сиквелами, вышедшими сразу на домашнем видео, в которых Джонсон участия не принимал.

Сценарий ребута напишет Джонатан Херман («Голос улиц»). Режиссера и исполнителя главной роли еще предстоит найти.

Появится ли Скала в новой ленте или ограничится функциями продюсера, зависит от загруженности графика актера.



Бумажные комиксы. «Бэтмен» Денниса О`Нила: «Образы»
2020-11-23 10:24
Автор: Максим Марков

«Мы знакомы?» – спрашивает Бэтмен после разборки с оглушёнными негодяями. «Кажется, нет. Я бы наверняка запомнил», – отвечает тип с зелёной стрижкой, выдающий себя за похищенного бандюганами «несчастного циркового клоуна» и выпархивающий, беззаботно улыбаясь, в выбитую дверь. «Не так уж ты умён, раз позволил ускользнуть Джокеру», – ехидничает один из гангстеров. «…Джокеру?» – удивлённо переспрашивает облажавшийся борец с преступностью.

Что?!.

Фрагмент панели из комикса Денниса О`Нила и Брета Блэвинса «Бэтмен. Тёмный Рыцарь. Легенды: Образы» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Что надо сразу понимать, чтобы уже на первых подступах отнестись к данному комиксу соответствующе: это не оригинальный рассказ, а очередная перепевка старых песен о главном – жанр, весьма любимый “DC” (да и не только ими, наверное) просто потому, что годы идут, читателей прибавляется и они (что самое важное!) молодеют, а прелести былых сказаний никто, разумеется, не отменит.

Что делать с историей, которая уже была рассказана, только очень-очень давно? Самый очевидный вариант – переиздать, причём хорошо бы в наилучшем качестве. Вариант №2 – пересказать её заново.

Будь тут речь о классической литературе, о рассказе, условно говоря, Скотта Фицджеральда (цитата из «Великого Гэтсби» которого, кстати, вынесена тут в качестве эпиграфа), все б тут же воскликнули: «Что за бред?!» Но в мире комиксов подобное принимается более благосклонно. И Бэтмен, и все сопутствующие ему персонажи регулярно принимают новое крещение – по мере сил пытаясь отвечать на вызовы нового времени. Нечто подобное представляют из себя и данные «Образы».

Полоса из комикса Денниса О`Нила и Брета Блэвинса «Бэтмен. Тёмный Рыцарь. Легенды: Образы» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Поэтому вчитайтесь в титры на первой странице: «На основе сюжета Билла Фингера и Боба Кейна»! И для верности сразу перейдите к примечаниям в самом конце, где белым по чёрному сказано, что перед нами – «аллюзия на одну из историй комикса «Бэтмен» #1, опубликованного в марте 1940 года». Именно там Бэтмен впервые столкнулся с Джокером, именно тогда стартовала, скажем так, творческая биография самого отъявленного негодяя рисованных вселенных.

Но сравнивать, как было тогда и как стало сейчас, в год 80-летнего юбилея Джокера, предоставим историкам жанра – тем более что в оригинале «Образы» вышли много ранее, в далёком 1993 году, в рамках серии «Тёмный Рыцарь. Легенды», появившейся на волне нового интереса к Готэму, связанного с экранизациями Тима Бёртона. Так что уже и эти сорок страниц, созданные Деннисом О`Нилом и художником Бретом Блэвинсом, давно стали частью Истории…

Разворот комикса Денниса О`Нила и Брета Блэвинса «Бэтмен. Тёмный Рыцарь. Легенды: Образы» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Шантаж, какого мир ещё не видывал. Крупный куш. Большой барыш. Баснословные бабки. Я привлёк ваше внимание?

«Узрите будущее преступности», – предлагает своим гостям и потенциальным бизнес-партнёрам Джокер, обещая вмиг «сделать нас всех богачами». И хотя схема стара как мир, в ней есть особенное новшество, всё меняющий ингредиент – яд, от которого не спрятаться даже в банковском хранилище в окружении спецназа («Уверяю вас, мистер Партридж в такой же безопасности, как и облигации», – ага, как бы не так).

У этого так называемого Джокера нет ни малейшего шанса подобраться к Хэйту… По крайней мере, сегодня вечером.

Можно принять самые жёсткие меры предосторожности – запечатать и двери, и окна, и вентиляционные трубы, разобрать всю мебель по частям, а пол проверить металлоискателями («Личность каждого гостя была подтверждена по крайней мере двумя организаторами ужина. В зале находятся двадцать полицейских. Еда была приготовлена поварами полицейского отделения»), но всё равно не уберечь намеченную жертву от гибели…

В Готэме и правда всё будет теперь по-другому…

– Джокер был у меня в руках… А я дал ему ускользнуть. Кого же ещё мне винить?
– Его. Джокера. Ведь это он убийца!


Разворот комикса Денниса О`Нила и Брета Блэвинса «Бэтмен. Тёмный Рыцарь. Легенды: Образы» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Бэтмену предстоит ещё многое понять – и в очередной раз продемонстрировать не только силу и отвагу, но и чудеса перевоплощения. Однако когда дело дойдёт до закономерного финала, он вновь оплошает – и опять сморозит вселенскую глупость:

– В любом случае мы можем найти утешение хотя бы в одном.
– И в чём же?
– Никогда снова нам не придётся беспокоиться насчёт Джокера.


Ха-ха-ха.

Обложка комикса Денниса О`Нила и Брета Блэвинса «Бэтмен. Тёмный Рыцарь. Легенды: Образы» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Читайте также:
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Фрэнка Миллера: «Год первый»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Скотта Снайдера: «Нулевой год»
Бумажные комиксы. «Джокер» Брайана Аззарелло и Ли Бермехо
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Алана Мура и Брайана Болланда: «Убийственная шутка»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Джеффа Джонса: «Земля-1. Книга 1»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Джеффа Джонса: «Земля-1. Книга 2»
Бумажные комиксы. «Вселенная DC. Rebirth» Джеффа Джонса
Бумажные комиксы. «Проект “Тёмный рыцарь”» Эда Брубейкера
Бумажные комиксы. «Психушка Джокера» Джейсона Аарона: «Пингвин. Тот, кто смеётся последним!»
Бумажные комиксы. «Психушка Джокера» Дж. Т. Крула: «Ядовитый Плющ. Сорванный цветок!»

«Черная Пантера 2» запущена в производство
2020-11-24 01:30 Руслан Магомедов

Продолжение мегауспешного супергеройского блокбастера Marvel начало обретать очертания – объявлено, что съемки долгожданного сиквела начнутся в июне 2021 года.

Трагическая кончина Чедвика Боузмена, исполнителя роли Короля Т'Чаллы, спутала студии Marvel все карты — создателям пришлось отложить выход фильма, чтобы переработать стратегию и задать новый курс для франчайза. Все-таки «Чёрная Пантера» выступила в прокате удачно, собрав огромные $1,347 млрд. Приятным бонусом стали и три премии Оскар.

Кевину Файги и Райан Куглер предстояло решить, что делать со сложившейся ситуацией. Ходили разговоры о разных вариантах: взять на роль Т'Чаллы другого актера; использовать цифровую модель Чедвика Боузмена; умертвить Короля за кадром и передать бразды правления его младшей сестре Шури, сделав ее новой Черной Пантерой; и даже оживить и «перевоспитать» Эрика Киллмонгера (Майкл Б. Джордан).

Вариант с заменой актера вызовет бурю негодования в связи с тем, что Боузмен стал культовой личностью, а его образ многие используют, как символ движения Black Lives Matter. Версия с цифровой копией актера уже официально отвергнута руководством студии из уважения к скончавшемуся актеру. Воскрешение Киллмонгера пока еще не стоит списывать со счетов — киноделы могут использовать этот сюжетный ход, но на нем не будет строиться вся картина. Поэтому самым очевидным вариантом был и остается переход звания Пантеры к Летишии Райт. Именно к такому решению и пришли боссы Marvel.

Этот ход не только сохранит спокойствие фанатов, но и потрафит современной повесточке — чернокожая девушка-супергерой делает ленту обреченной на успех. Хотя вряд ли на такой оглушительный, какой был у первой части.

Также известно, что к своим ролям в «Черную Пантеру 2» вернутся Уинстон Дьюк, Лапита Ньонго, Данай Гурира и Анджела Бассетт. Постановщик оригинала Райан Куглер напишет сценарий и вновь сядет в режиссерское кресло.



Фредди Крюгер попал в «Очень странные дела»
2020-11-24 01:38 Руслан Магомедов

Актерский состав четвертого сезона ностальгического сериала, съемки которого сейчас в самом разгаре, получил очень мощное усиление – исполнителя роли маньяка в серии ужастиков «Кошмар на улице Вязов».

Роберт Инглунд — живая легенда жанра «Хоррор» в сериале предстанет в привычном для себя образе убийцы-психопата по имени Виктор Крилл, помещенный в психиатрическую лечебницу за жестокое убийство еще в 50-е годы.

Другое заметное пополнение — Джейми Кэмпбелл Бауэр («Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть первая», «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда», «Сумерки. Сага. Новолуние») сыграет санитара в этой самой психбольнице. Также в проект записался Левон Турман Хоук — сын Итана Хоука и Умы Турман, а также брат другой участницы сериала Майи Хоук. Пока неизвестно, будут ли и их персонажи связаны родством.



Человек из Подольска ()
2020-11-24 03:00

Простой парень из Подольска попадает в московское отделение полиции и уже морально готовится к унижениям. Но представители закона внезапно оказываются требовательными интеллектуалами.



Питер Пэн и Алиса в стране чудес (Come Away)
2020-11-24 03:00

Удивительно, но прежде чем Алиса отправилась в Страну чудес, а Питер стал Пэном, они были братом и сестрой. Их легендарные приключения начались благодаря силе воображения, унаследованного от любящей матери и фантазера-отца. С какими бы испытаниями ни сталкивалась их семья, они никогда не забывали мечтать. Безумный Шляпник и Красная Королева, фея Динь-Динь и капитан Крюк – волшебство поджидает за каждым углом, нужно только уметь его видеть.



Неадекватные люди 2 (-)
2020-11-24 03:00

Кристина живет с Виталием тихой семейной жизнью, но ее саркастический взгляд на мир не совпадает с идеалами Виталия. Пока она занимается домашними делами, он все больше времени уделяет работе, и Кристина начинает подозревать, что это как-то связано с появлением в офисе его молодой помощницы Сони.



Ваша честь (Your Honor)
2020-11-24 03:00

Сын влиятельного и успешного судьи сбивает пешехода и скрывается с места преступления, в результате чего семья оказывается втянутой в опасную игру из лжи и обмана, ведь погибший был сыном местного криминального босса.



Манк (Mank)
2020-11-24 03:00

Сюжет повествует о сценаристе Германе Я. Манкевиче, который в 1942 году разделил с Орсоном Уэллсом «Оскар» за сценарий «Гражданина Кейна».



В избранное