Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Несколько мыслей о прошедшей <<Нике>>


Чтобы картинки было видно, а письма попадали в ящик, добавьте нас в адресную книгу

Несколько мыслей о прошедшей «Нике»
2018-04-04 22:50
Автор: Максим Марков

Почитал, чего пишут про \"Нику\" - и оказалось, что тема далеко не исчерпана. Премию сейчас обвиняют во всяких глупостях - хочется на это возразить, как умею.

Совершенно идиотская обида (тем более идиотская, что прозвучала от отмеченных "Никой" уважаемых людей) на то, что награда "Честь и достоинство" ушла не Серебренникову. Ну, это просто как расписаться в том, что ты не знаешь истории премии. Всё-таки в этой номинации всегда было принято награждать заслуженных ветеранов, 70+, и уж точно не молодых действующих бойцов.

Другое дело, что "Ника" знала примеры присуждения специальных внеплановых наград - как шесть лет назад, например, когда приз дали Хаматовой и Корзун за "Подари жизнь" (а на самом деле ещё и потому, чтобы поддержать Чулпан, вляпавшуюся в дерьмо из-за поддержки Путина). Тут хотя бы есть предмет для разговора: следовало ли таким образом поддержать и Серебренникова.

Но в то же время... Да, Серебренников сидит, да, всё это невероятно плохо. Но повод ли это одаривать его наградами?.. Просто лишь для того, чтобы выразить ему поддержку?.. В любом случае, первыми это сделать должны бы были театралы, так как Серебренников первую очередь именно театральный режиссёр. Но "Золотая маска" - которую в таком случае вообще следовало бы отменить - проходит сейчас в совершенно спокойном режиме.

"Нику" ли обвинять в подобной "чёрствости"?..

Ну и плач по поводу того, что ничего не дали "Нелюбви". Традиционное "могли бы чего-нибудь и дать". Ну ок, приз за музыку Дашкевичу - и правда липовый, он не "за что", а кому: уважаемый всеми ветеран вновь вышел из сумрака - и почему бы его не вознаградить за это. Но в остальном-то - "Аритмия" разве не победила совершенно заслуженно?.. И сценарий у неё лучше, и режиссура блестящая, и сам фильм - огонь!.. О чём вообще споры? О том, что надо было бы где-нибудь поделить?..

Но это всё же не совсем верный подход: половинить награды, давать утешительные призы. Разве не верно было сказано, что победитель получает всё?.. Если "Аритмия" и правда как кино - сильнее, то почему Хлебников должен чувствовать себя перед Звягинцевым виноватым?..

Конечно, сильный довод про "Оскар" и все аналогичные премии, на которые номинировалась (и даже брала) "Нелюбовь". Но тут надо вообще идти от истоков: а откуда все эти номинации?.. Да оттуда, что Звягинцев - хорошо раскрученный бренд, и Роднянский прилагает массу усилий, чтобы раскрутить его ещё сильнее. Хлебников в Европе тоже, наверное, немного известен - всё-таки тоже участвовал в фестивалях; но понятно, что известен он меньше - и никто не хочет сейчас заниматься его международной раскруткой. А если бы кто захотел - неужто б "Аритмия" не пользовалась бы схожей поддержкой в той же Франции?.. Если б кто запулил с Хлебниковым такое же американское турне (Роднянский весьма подробно описывал это в своём инстаграме), неужто его хуже приняли бы на "Оскаре"?..

Главное преимущество Звягинцева на международной арене - это не столько величие его режиссёрского таланта (не будем в этом сомневаться!), но поддержка, которую оказывает ему нацеленный на международное признание продюсер. Отсюда и работа с Каннами, и продвижение на "Оскар". Будь Сельянов в этом деле такой же мастер и вступи он в борьбу за чужеземных критиков на полном серьёзе - и Хлебников бы стал таким же большим именем, и "Аритмия" имела бы номинации.

Нет никаких сомнений, что и все дальнейшие ленты Звягинцева будут попадать в номинации и крутиться по миру - ровно так же, как ранее это было с фильмами Михалкова (который ровно по этому же поводу начал обижаться на "Нику" и в итоге с нею рассорился: как же так, я режиссёр с мировым именем, а вы мне "лучшего фильма" не дали?!.). И это прекрасно, конечно, но и печально: мы не умеем продвигать таланты. Мы ждём, когда условные Канны сами заметят кого-то из наших рядов - и сами займутся всем дальнейшим. А это не так. Создание режиссёрского бренда - это работа не только на уровне съёмок.

И "Ника" в этом отношении совсем ни при чём. "Ника" выбрала из двух картин лучшую - тут я с ней совершенно согласен. Как до этого предпочла не "Левиафан", а "Трудно быть богом". А до этого - не "Елену", а "Жила-была одна баба". "Возвращение" взяло свой приз - но явно ведь под всеобщим ошеломлением от "Золотого льва".

Сейчас Звягинцев не имеет конкурентов на международной арене не потому, что их нет, а потому, что там не очень-то эти конкуренты нужны. А в рамках национального кино его всегда приходится сопоставлять с другими претендентами на звание Лучшего - и кто ж виноват, что в нашей системе координат такие претенденты всегда имеются?..

Ещё была претензия к тому, что самые кассовые фильмы 2017-го года - одни, а лауреаты "Ники" - другие; но это уже и вовсе ересь. Самые кассовые фильмы отмечает премия "Блокбастер" - и это далеко не всегда искусство. Оскаровские призёры, на то пошло, тоже далеко не всегда суперхиты - и даже напротив.

Заодно - коли уж взялся - добавлю о самой церемонии.

С одной стороны, Гусман как режиссёр действа явно учитывает всю критику: и начали раньше (и закончили в десять - небывалое дело!), и убрали многочисленные вставные номера, которые не то что бы веселили, но заметно удлиняли мероприятие. Так стало, правда, суше, скучнее, номинация теперь идёт за номинацией - что говорит о том, что золотая середина всё же не найдена.

Оставили зато неизменную Гвердцители - вот уж точно мой первый кандидат на вылет. Песен всего было, кажется, три: она, Арбенина и Волкова (зачем-то). Плюс танцы (они шли в глубине сцены и мне было не видно). Разнообразие внесла Толкалина, выйдя на сцену со стихами через весь зал - вот это интересно.

Жалко пропажи "Кинокапустника" (кстати, как давно он пропал?..). Он, конечно, давно уже был не тот, но как-никак - своя традиция. Видимо, мастера состарились - а нового поколения не народилось.

В какой-то мере аналогичные проблемы - суше и скучнее - преследуют и "Оскар"; но что есть у него - уникальные кинонарезки. Их немного, две-три на вечер (хотя иногда больше, особенно если считать не только спецматериалы, но все, предшествующие номинациям) - но они очень крутые, и сразу понятно, что американское кино - лучшее на всём белом свете. Соберись "Ника" и сделай такое же - было бы понятно иное: что и мы не хуже.

Однако самый печальная часть этого рассказа - банкетная (стало быть не для всех, считай, это инсайдерская и попусту лишняя информация). На "Нике" бывали хорошие времена: и кормили, и поили, и столы ломились. Но на этот раз случилась какая-то жесть. Едва ли не весь большой зал - по меньшей мере сотни две, а то и все три народа - набросился на два крохотных столика с какой-то такой едой. Разумеется, толпа, разумеется, всё быстро слопатили. Ну, неприлично даже.

Во-первых, неужто нельзя было иначе организовать сам подход к еде, а во-вторых, коли еды мало - может, лучше было бы вовсе без неё обойтись?.. Повидали друг друга - и ладно, разошлись потом по своим узким компаниям. А так - и толчея за бутербродом, и крохи на тарелках... Впрочем, вполне возможно, что банкетов было два - и верхние випы пошли куда-то ещё. Но в любом случае, это главную кинопремию страны точно не красит.

Но чтоб не завершать на такой ноте - ещё раз подчеркну: "Ника" нужна, "Ника" важна, "Нику" нужно поддерживать изо всех сил. Да, порой можно и следует спорить с её решениями (этого права как бы никто не отнимает), но в целом это всё-таки ориентир - но лучшему, что есть в российском кино.

Фильм «Спитак» на 40-м Московском кинофестивале
2018-04-20 11:11 Максим Марков

Режиссёр Александр Котт и продюсер Елена Гликман представляют на ММКФ свою картину «Спитак», рассказывающую о великой армянской трагедии - землетрясении 1988-го года.

В отличие от своего коллеги, не столь давно обращавшегося к этой же теме, Котт не превращает свою картину в фильм-катастрофу: от самого землетрясения здесь только один кадр, всё остальное - рассказ о последствиях невиданной катастрофы. При этом нельзя сказать, что в новой ленте совсем нет того, что можно было бы приравнять к «спекуляции»: среди множества прочих трупов тут показан целый мёртвый класс - и это, разумется, далеко не простое зрелище. Хотя «слёзовыжиманием» режиссёр не занимается: всё очень сдержанно, с горечью, но без пронзительного пафоса.

В центре рассказа - мужчина средних лет Гор, разыскивающий посреди развалин жену (как мы можем понять, бывшую) Гоар и дочку Ануш: некогда он бросил их, уехав в Москву, а теперь вернулся - и понимает, что навсегда. Зритель при этом знает, что его близкие живы: роковой момент застиг их в фотоателье - и спасение теперь в руках маленькой девочки...

В фильме сыграли артисты Лерник Арутюнян, Эрмине Степанян, Александра Политик, Олег Васильков, Александр Кузнецов, Мартун Гевондян, Оливье Пажес, Жозефин Жапи, Константин Пояркин, Дмитрий Муляр, Артур Манукян, Мхитар Аветисян и другие.

11:13
Александр Котт: «Наша группа многонациональная, мы снимали в разных странах. Это был непростой проект, он длился почти три года – с перерывами, с досъёмками».
11:17
Александр Котт: «О трагедии в Армении у меня были только школьные воспоминания – когда мы собирали подарки детям Армении, для меня это было только развлечение. Той боли в том возрасте не было. Я познакомился с трагедией, только взявшись за проект (и во многом – со слов очевидцев). У каждого жителя Армении это была личная боль. У меня не было никакого отношения к тому, что происходило (это было скорее соревнование, кто больше принесёт шерстяных носков) – но только сейчас, снимая это кино, я понял и глубину и – странное слово – торжественность (произошедшего)».
11:19
Актёр Лерник Арутюнян, исполнитель главной роли: «Я горжусь, что я участвовал в таком замечательном проекте. Это одна из трагедий моего народа. Я эту трагедию помню, я не воспринимал её так серьёзно – но встретившись с режиссёром, я стал относиться ко всему, что происходило тогда, иначе. Эту национальную боль я стал чувствовать ещё сильнее благодаря нашему режиссёру».
11:23
Актриса Эрмине Степанян вспоминает, как её затронула одна история: женщина осталась внутри, под развалинами, с грудным ребёнком, протянула три дня, поняла, что ребёнок уже умирает – отрезала себе палец и накормила своей кровью ребёнка. Это дало актрисе ключ для создания собственного образа.
11:26
Александр Котт: «Я когда прочёл сценарий, я думал больше не о Спитаке, не о землетрясении, а о «Войне и мире»: мир вдруг превращается в войну. () Мы не знаем, в какой момент мы окажемся внутри войны. () Многое, что мы снимали, было из рассказов актёров, которые у нас снимались. () (Тогда даже рассказывали анекдоты посреди руин.) Вообще никто не плакал. Многие вещи, которые рассказали мне актёры, помогли мне понять, что человек чувствует (в такие моменты, когда вокруг столько трупов). Это даже не вопрос сумасшествия, это вопрос состояния. Мне интересен человек в пограничном состоянии».
11:28
Оператор Петр Духовской: фильм снимали ручной камерой.
11:35
Продюсер Елена Гликман: «Проект был очень сложный. Марина написала в 2009-м году сценарий – и очень долго ходила по продюсерам и предлагала снять кино, и никто не откликнулся на её призывы. (Я была одним из последних продюсеров - без опыта таких больших съёмок.) Мы очень долго искали деньги, я ходила и в Фонд кино, и в Министерство культуры – нам говорили, что история армянская, вот пусть армяне подключатся. () Когда Мединский пришёл в Минкульт () – я думаю, у них в семье об этом много разговаривали и для Мединского это важна тема – и тогда нашу идею поддержали. () Мы с Сашей хотели снимать близко к той ситуации, где произошло землетрясение. () Так сложилась копродукция – начались все разговоры с личных контактов, с переговоров с Киноцентром и Минкультом Армении. () Это такая сборная команда – не только актёрская, но и продюсерская».
11:35
Продюсер Елена Гликман: «Когда случилась трагедия, это было в последний раз, когда Советский Союз собрался вместе. () Когда случилось землетрясение в Армении, весь мир почувствовал единение, для нас это было очень важно. () Сейчас то, что происходит в мире – это демонстрация того, что люди разучились говорить, понимать друг друга».
11:36
Продюсер Елена Гликман: «Это очень знаковый фильм». Продюсер хочет, чтобы фильм вышел в прокат заранее - чтобы 7-го декабря его показали в двух странах на государственных каналах».
11:38
Продюсер Елена Гликман: в съёмках было занято много непрофессиональных актёров. В сцене в школе – где показывают погибших учеников младших классов - каждый подходил и говорил: «Возьмите моего сниматься! () Для нас это важно».
11:41
Вопрос: отчего умерли дети в школе? Вопрос и правда витает в воздухе: это по фильму не понятно. Отвечает Котт: «Это реальная история в школе – просто задохнулись. Там накрыло так, что невозможно дышать. Это цементная история. И реальная история гибели французского спасателя. () Мы старались не показывать – как вы видели, практически нет крови и нет физиологии, которой реально было много».
11:46
Вопрос про «Землетрясение». Котт: «Я ждал этого вопроса. () Вы знаете, это некое стечение обстоятельств. Два проекта готовились одновременно – особенно не скрываясь, но и не афишируя. () Никто не запрещает снимать кино на одну и ту же тему. () У него была очень хорошая, я считаю, для трагедии прокатная судьба. (У нас другая история.) Мы не рассчитываем на широкий прокат. () Оно не хуже, не лучше – оно другое. () Оно просто другое. () Это два фильма на одну и ту же тему. Я не считаю, что это трагедия. () Мы грамотно разошлись в дате показов. Я понимаю, что сейчас начнут сравнивать – но я прошу, чтобы наш фильм не участвовал в сравнениях. Это кино не про то, у кого лучше, у кого хуже».
11:46
Гликман: «Хуже, что про эту трагедию, которая была знаковой для страны, не было раньше снято ни одного фильма».
11:47
И Котт, и Гликман говорят о том, что их настоятельно не просили показывать в фильме мародёров: не про то кино.
11:49
На этом пресс-конференция по фильму «Спитак», который участвует в конкурсе 40-го Московского кинофестиваля, завершена.


Великий уравнитель 2 (Equalizer 2, The)
2018-04-20 18:55

Сиквел фильма 2014 года.


Дублированный трейлер



Убийца 2: Против всех (Soldado)
2018-04-20 18:55

Обстановка на американо-мексиканской границе накаляется, когда наркокартели начинают переправлять в США террористов. Чтобы дать им отпор федеральный агент Мэтт Грейвер вынужден вновь объединиться с не самым надежным напарником – Алехандро.


Дублированный трейлер



Стем (Upgrade)
2018-04-20 18:55

Действие разворачивается в ближайшем будущем, в котором разнообразные технологии участвуют во всех аспектах человеческой жизни. Главный герой — технофоб, который мстит за убийство жены и собственную физическую травму, вызвавшую частичный паралич. Главное оружие возмездия — экспериментальный компьютерный чип-имплант под названием Stem.


Трейлер



Истории призраков (Ghost stories)
2018-04-20 18:55

Профессор психологии Гудман изучает историю трех человек, которые якобы столкнулись со сверхъестественным: ночного сторожа, подростка и бизнесмена. Скептически настроенный профессор превращается из наблюдателя в активного участника, когда получает послание с того света.


Трейлер



Темные отражения (The Darkest Minds)
2018-04-20 18:55

После того, как неизвестная болезнь убивает 98% американских детей, 2% выживших, у которых обнаруживаются суперспособности, отправляют в специальные лагеря. 16-летняя девушка сбегает из такого лагеря и присоединяется к группе других подростков, которые скрываются от правительства.


Дублированный трейлер



Испытание (—)
2018-04-20 18:55

Учительница Алла Николаевна отправляется со своими учениками на популярный мюзикл, зрители которого становятся заложниками террористов. В этой ситуации у нее вновь появится шанс сплотить свой класс, и своим веским учительским словом повлиять на сложившуюся ситуацию.


Фичуретка



Тюрьма (F&#228;ngelse)
2018-04-20 18:55

Журналист Томас хочет сделать материал о девушке, которая спит с мужчинами за деньги. Биргитте Каролине лет семнадцать, она уверяет, что ей нравится то, чем она занимается, но удивительнее всего другое: её со всей видимой «заботой» опекают как бы жених и якобы «правильная» сестра... Сам Томас между тем откровенно спивается и подумывает о самоубийстве.


Отрывок: клоунада



Прощаться не будем (Прощаться не будем)
2018-04-20 18:55

Октябрь сорок первого года. Многотысячное немецкое войско наступает на Калинин (ныне Тверь), чтобы, захватив его, открыть себе прямой путь на Москву. На защите города всего две тысячи человек без танков и артиллерии. Единственная надежда задержать врага — эшелоны пятой стрелковой дивизии, которые вот-вот должны пройти через Калининскую станцию. Но диверсанты намерены сделать все, чтобы этого не случилось. Начальник Калининского гарнизона, майор Павел Сысоев, изо всех сил пытаясь сохранить в городе порядок и спокойствие, сам попадает под подозрение в причастности к вражеской диверсионной группе.


Фичуретка



Знаешь, мама, где я был? ()
2018-04-20 18:55

Это первый документальный фильм студии BAZELEVS, и в нём есть всё, за что мы любим большое кино. Фильм мастерски передает атмосферу послевоенной эпохи, когда люди на 1/6 части суши жили одними проблемами, ходили на демонстрации, смотрели трофейное американское кино и верили, что скоро всё будет лучше. Это очень поэтичный фильм, ведь его главный герой – настоящий художник. В картине затронуты важные темы взросления, познания мира и окружающих, трудолюбия и призвания, прощения и покаяния. Все они поданы ненавязчиво, с юмором, а трагизм предложенных обстоятельств смягчает любовь, которая пронизывает каждого героя и каждую деталь этой невероятной истории. «Знаешь, мама, где я был» – это обаятельный и трогательный фильм о том, как пройти проверку на человечность, постичь сострадание и найти красоту в мелочах жизни. И наше признание в любви выдающемуся мастеру – Резо Габриадзе.


Промо-ролик
Трейлер



451&#730; по Фаренгейту (Fahrenheit 451)
2018-04-20 18:55

Мир будущего, в котором все письменные издания безжалостно уничтожаются специальным отрядом пожарных-огнеметчиков, а интерес к книгам и их хранение преследуются по закону. Сержант Гай Монтэг слепо выполняет приказы по уничтожению литературы, но встреча с юной Клариссой заставляет его переосмыслить свою жизнь. Он становится инакомыслящим — отщепенцем в тоталитарном обществе, читающем только комиксы.


Трейлер
Тизер



Человек, убивший Дон Кихота* (Man Who Killed Don Quixote, The)
2018-04-20 18:55

Тоби, режиссер рекламных роликов, путешествует по Испании в поисках локаций для съемок и однажды встречает таинственного цыгана, который делится с ним своей студенческой работой — экранизацией-переосмыслением «Дон Кихота», снятой в местной деревушке. Лента настолько заинтересовывает главного героя, что он решает отправиться в эту самую деревню и по дороге попадает в невероятный круговорот неприятностей.


Трейлер



Анон (Anon)
2018-04-20 18:55

Фильм расскажет о детективе, живущем в мире, где не существует понятия анонимности и вообще чего бы то ни было личного и, как следствие, отсутствует преступность. Однако, встретившись однажды с женщиной, герой понимает, что преступность, похоже, не только не исчезла, а вот-вот начнет процветать.


Дублированный трейлер



Агент Джонни Инглиш 3.0 (Johnny English Strikes Again)
2018-04-20 18:55

Когда все агенты секретной службы Её Величества внезапно выходят из строя, в игру вступает запасной вариант. Образец английского стиля и любимец роковых красоток; король безвыходных ситуаций и хранитель аналоговых традиций в цифровом мире, агент Джонни Инглиш – боль и гордость британской разведки. Этому парню есть что взбалтывать, и он взболтает не по-детски.


Дублированный трейлер



Взрослые игры (Flower)
2018-04-20 18:55

Бесстыжая и бесстрашная Эрика готова на любые выходки, лишь бы почувствовать настоящую взрослую жизнь. Для этого у Эрики есть две веселые подруги, одно необычное хобби и целая Калифорния. Далекие от невинности забавы меняются, когда отчим знакомит Эрику со своим сыном. Кажется, у этого неуклюжего и ранимого парня нет с девушкой ничего общего, однако вскоре он перевернет ее жизнь, и дерзкая инди-комедия обернется для героев криминальным роуд-муви по солнечным просторам долины Сан-Фернандо. "Взрослые игры" - это история о взрослении отчаянной Эрики, готовой на самые опасные выходки, лишь бы почувствовать настоящую взрослую жизнь. Начинаясь как социальная драма о жизни отвязной молодежи, фильм в какой-то момент превращается в бесстыжую черную комедию, чтобы потом, ближе к финалу, предстать сумасшедшим роуд-муви, рассказом о сексуальности и стремлении к невинности и человечности как таковой.


Дублированный трейлер



Портовый город (Hamnstad)
2018-04-21 08:13

Гёста, проведший восемь лет в море и решивший теперь осесть на суше, знакомится на танцах с Берит. Та оказывается девушкой с трудной судьбой - и молодому человеку предстоит определиться, как он сам ответит на поставленный в фильме вопрос: «Почему люди так легко прощают свои ошибки, а чужие - с трудом?..»


Отрывок: исправительный дом



В избранное