1-го апреля Российская Академия кинематографических искусств проводит XXXI торжественную церемонию вручения Национальной кинематографической премии «Ника» - главной российской кинопремии.
«Настоящее кино» - в прямом эфире из «Вегас Сити Холла», где проходит XXXI торжественная церемония вручения Национальной кинематографической премии «Ника».
Лучший неигровой фильм
«Геннадий Шпаликов. Жизнь обаятельного человека», реж. Олеся Фокина
Лауреат Национальной кинематографической премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство» имени Эльдара Рязанова — Владимир Абрамович Этуш.
Лауреат Национальной кинематографической премии «Ника» «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» — Санкт-Петербургский институт кино и телевидения - в этом году ему исполняется 100 лет.
Национальная кинематографическая премия «Ника»«За творческие достижения в области телевизионного кинематографа» присуждена фильму «Пётр Лещенко. Всё, что было» (режиссёр Владимир Котт).
18:09
К сожалению, вокруг нашей «Ники» нет такого шума, как вокруг «Оскара»; да что там - вообще нет никакого шума. Жаль: шум свидетельствовал бы о том, что вот теперь наше кино, наконец-то, выправилось - и всем интересно, кому же призы раздадут. Но проблема с этим комплексная, и как её решать - никому не текущий момент неизвестно.
18:12
Тем не менее, напомним для начала основных конкурентов – всех претендентов на звание Лучшего игрового фильма 2017-го года: это получившая Гран-При сочинского «Кинотавра» и итогового «Белого слона» от кинокритиков «Аритмия»; победитель выборгского «Окна в Европу» «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»; «Нелюбовь» - призёр Каннского кинофестиваля и номинант на едва ли не все кинопремии мира, включая «Оскар»; неожиданно для многих забравший главного «Золотого орла» «Салют-7»; ещё один каннский и сочинский призёр - «Теснота»; а также примкнувшее к ним зачем-то «Холодное танго».
18:14
Главная интрига XXXI «Ники» - кого выберут российские академики: «Нелюбовь» (у ленты шесть номинаций) или «Аритмию» (семь)?.. На победу в разных номинациях претендуют также «Большой», «Карп отмороженный», «Время первых» и даже «Жги!» и «Матильда».
18:15
Но не ищите в списке номинантов «Движения вверх». Одной из принципиальных ошибок «Ники» по-прежнему является то, что Академия ждёт выдвижения на соискание награды от производящих студий и позволяет правообладателям фильма отказаться от участия в конкурсе. А Никита Михалков картины, к которым он имеет прямое отношение, на «Нику» не выдвигает - из-за чего старейшая российская кинопремия лишена, увы, исторической объективности (об истории конфликта мы когда-то уже рассказывали).
18:19
Зато что в выгодную сторону отличает эту церемонию от «золотоорловской» - так это речи. Члены данной Киноакадемии - в большинстве своём честные и отважные люди, помнящие о том, что в своё время «Ника» родилась как премия новой, свободной страны - и первым её фаворитом было великое «Покаяние». Так что и «вручанты», и лауреаты часто себе «позволяют» - что, кстати, и является одной из причин, почему «Нику» предпочитают не замечать главные телеканалы. В прошлом году, например, много слов было сказано о прошедших накануне митингах - сегодня, наверное, следует ждать анализа кемеровской трагедии. К тому же названия главных сегодняшних картин - что «Нелюбовь», что «Аритмия» - тому весьма способствуют.
18:22
Хотя в то же время хочется простых и добрых шуток – как-никак, сегодня 1-е апреля. Вспомнит ли кто-нибудь классическое «А у вас спина белая»?.. Или ограничатся вручением приза «Холодному танго»?..
18:30
Михаил Ефремов начинает церемонию традиционным спичем — надо думать, опять за авторством Дмитрия Быкова. Про кино, которое важнейшее из искусств.
"И "Танки" мы осилим, коль не случится ядерной войны..."
Есть и про внешнюю угрозу. Смысл высказывания: когда всё хуже - кино всё лучше.
"Серебренников сидит, но он же выйдет, правда?.."
Звягинцев "умер бы от всеобщей нелюбви. Но "Оскар", слава богу, снова мимо".
Вспоминает: "Учись смотреть на всё, как Табаков".
18:38
Андрей Кончаловский: "Есть кино, а есть кинематограф. Какая разница? () Кинематограф создан для людей, которые еще читать умеют. А вот кино - для тех, кто уже только смотрят".
"Голливуд отучил от ценности образа. () Сегодняшнее кино - это диарея образов".
Но приятно, что всё больше молодых режиссёров, которые снимают так, чтобы после фильма "не сразу бежали в "Макдональдс".
18:43
Юлий Гусман объявил минуту молчания по погибшим в Кемерово.
18:45
Номинация «Лучший неигровой фильм»:
«Восточный фронт», реж. Андрей Осипов
«Геннадий Шпаликов. Жизнь обаятельного человека», реж. Олеся Фокина
«Плацкарт», реж. Родион Исмаилов «Про рок», реж. Евгений Григорьев
18:47
Лучшим неигровым фильмом 2017-го года Академия посчитала картину Олеси Фокиной «Геннадий Шпаликов. Жизнь обаятельного человека».
18:50
Номинация «Лучший анимационный фильм»:
«Аниматанго», группа режиссёров под руководством Сергея Капкова
«Два трамвая», реж. Светлана Андрианова
«Рыбы, пловцы, корабли», реж. Дмитрий Геллер и Андрей Кулев
18:54
«Ника» за лучший анимационный фильм досталась Светлане Андриановой за ленту «Два трамвая».
Призом за лучшую операторскую работу отмечена картина «Салют-7»: операторы Сергей Астахов (R.G.C.), Иван Бурлаков, при участии Кирилла Боброва.
19:38
Сергей Астахов произнёс, кажется, первую шутку: поблагодарил работавших с ним коллег-операторов за "крепкие ягодичные мышцы". Гусман шутку подхватил и переадресовал терпеливому залу.
19:39
Лауреат Национальной кинематографической премии «Ника» «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» - Санкт-Петербургский институт кино и телевидения - в этом году ему исполняется 100 лет.
19:44
Неожиданное: спецприз веб-сериалам "Шаг в будущее".
19:49
А, это приз "Шаг в будущее" за поддержку веб-сериалов - то есть, не собственно сериалу. Первый лауреат: Антон Калинкин и "Диджитал репортер". Названия их проектов, к сожалению, не перечислены.
20:01
Наш редактор уточняет, что Калинкин создал издание "Digital reporter", которое освещает, в том числе, и веб-сериалы.
20:01
Немножко танцев - и антракт.
20:02
Предварительные итоги - надо же! - никак не затрагивают основных фаворитов. Впереди - "Матильда"!
"Три сестры" - 1
"Большой" - 1
"Как Витька Чеснок" - 1
"Салют-7" - 1
"Матильда" - 2
20:35
Начинаем второе отделение. С оппозиционными речами пока плохо - как и с любыми другими.
Гусман ругает публику за плохие аплодисменты: "Неправда!" - кричат из зала. И кричат справедливо: хлопают нынче лучше, чем бывало в прошлые годы.
20:40
Лауреат Национальной кинематографической премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство» имени Эльдара Рязанова - Владимир Абрамович Этуш.
20:42
Крики "Браво!"
20:44
Про Этуша шутит Ярмольник. "Это всё враньё!" - возражает лауреат.
20:49
Римас Туминас, худрук Вахтанговского театра: "Великий из великих. Я вас обнимаю, люблю".
20:50
Ярмольник переделал "Гул затих, я вышел на подмостки, прислонясь к родному Этушу". - "Этушу - это я", - уточняет лауреат.
20:51
Владимир Этуш: "Я долго-долго-долго чего-то делал - как артист. И всё, больше я ничего не делаю. Только играю иногда".
20:53
Гусман благодарит всех тех, кто помогает "Нике", напоминая, что премия делается и проводится "без копейки денег".
20:55
Да, первое отделение Юлию Гусману помогала вести Вильма Кутавичюте, сейчас ее сменила Екатерина Волкова.
20:57
Номинация «Лучший фильм стран СНГ и Балтии»:
«Звонок отцу»: Казахстан, режиссёр Серик Апрымов
«Кентавр»: Кыргызтан, режиссёр Актан Арым Кубат
«Кресло»: Грузия, режиссёр Эльдар Шенгелая
«Последний день мая»: Молдова, режиссёр Игорь Кистол «Родные»: Латвия - Эстония - Украина, режиссёр Виталий Манский
21:02
«Ника» за лучший фильм стран СНГ и Балтии: «Кресло», Грузия, режиссёр Эльдар Шенгелая.
21:05
Шенгелая станцевал даже.
21:06
Национальная кинематографическая премия «Ника» «За творческие достижения в области телевизионного кинематографа» присуждена фильму «Пётр Лещенко. Всё, что было» (режиссёр Владимир Котт).
21:10
Николай Досталь, вручая приз, советует фильм посмотреть.
21:12
Котт сетует, что готовый фильм не показывали много лет. Начальство сказало, что там "много насилия и жестокости" - в частности, сцены допросов, которые нельзя сократить.
«Ника» за лучшую женскую роль второго плана - у Алисы Фрейндлих. Актриса была выдвинута на приз дважды - за образы, созданные ею в фильмах «Большой» и «Карп отмороженный»; академики выделили героиню Фрейндлих из «Большого».
Лучшим игровым фильмом 2017-го года Российская Академия кинематографических искусств назвала фильм «Аритмия»: режиссёр Борис Хлебников, продюсеры – Рубен Дишдишян, Сергей Сельянов.
22:00
Итого, если я не сбился со счёта:
«Аритмия» - пять побед при семи номинациях,
«Нелюбовь» - ноль побед при шести номинациях,
«Теснота» - ноль побед при пяти номинациях,
«Большой» - две победы при четырёх номинациях,
«Матильда» - две победы при трёх номинациях,
«Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» - одна победа при трёх номинациях,
«Салют-7» - одна победа при двух номинациях,
«Холодное танго» - одна победа при двух номинациях,
«Время первых» - одна победа при единственной номинаци,
«Три сестры» - одна победа при единственной номинации.
22:13
Пора прощаться. Итоги подведены. Прекрасный и заслуженный успех Хлебникова. Мощнейший удар по Звягинцеву. Но - тут Сельянов повторил ранее прозвучавшую у Досталя фразу "Победитель получает всё". Традиция раздавать всем понемножечку - не из тех, что стоит придерживаться.
А вот ожидаемых речей и шуток в этот раз не было. Зато закончили задолго до полуночи - и вот это можно счесть главной неожиданностью XXXI "Ники".
12:19
P.S. Примечательно, что за всю 31-летнюю истории "Ники" "Аритмия" лишь второй фильм, получивший "большую пятёрку" наград: фильм-режиссёр-сценарий-мужская и женская роли. До этого такой куш срывал лишь "Телец" Александра Сокурова. Слава Борису Хлебникову!
Экс-комиссар Жибер, ставший самым непутевым в истории города мэром Марселя, поручает переведенному из столицы новобранцу Сильвану Маро разобраться с неуловимой «бандой итальянцев» на Ferrari.
Чтобы остановить их, Маро, супер копу и супер водителю, приходится объединиться с племянницей Даниэля. Девушке досталось знаменитое белое такси дяди, но не его талант.
Сара Винчестер, наследница знаменитой оружейной компании, живет одна в грандиозном семиэтажном здании, архитектура которого не поддается логике, а коридоры подобны лабиринтам. По распоряжению безутешной вдовы особняк постоянно перестраивается и бесконечно воздвигаются новые стены. Но строит она не для себя, не для своей племянницы или талантливого доктора Эрика Прайса, который приехал в особняк по ее приглашению. Сара строит ловушку для сотен мстительных призраков, и самые страшные из них хотят расправиться с кланом Винчестеров.
Их неожиданная встреча на Таити стала началом большой любви. Молодые и свободные, они отправляются в путешествие по Тихому океану на роскошной яхте. Неожиданно судно настигает один из самых мощных ураганов в истории, и отныне не только их будущее, но и сама жизнь находится во власти стихии…
Фильм расскажет историю двух наемных убийц, берущихся выполнить смертельно опасное задание, за которое его мистический заказчик предлагает киллерам довольно приличную сумму. Но затем пара встречает бойкую девушку Энни, которая оказывается не такой простой, как им показалось сначала.