Завтра одному из моих любимых фильмов современности исполняется 15 лет. Именно 5 сентября 2000 года на Венецианском кинофестивале состоялся премьерный показ «Помни» - фильма, благодаря которому на Кристофера Нолана впервые обратили внимание в киноиндустрии и который стал трамплином для его последующей блестящей голливудской карьеры.
А началось все за четыре года до этого. Джонатан Нолан, младший брата Кристофера, учившийся в то время в Джорджтаунском университете, на одной из лекций услышал про болезнь под названием антероградная амнезия, при наступлении которой человек теряет способность формировать новые воспоминания. Этот недуг встречается редко, и как правило возникает из-за травмы головы или инфекции, хотя бывают и более экстремальные случаи. Например вот тут, можно почитать про историю британского солдата, мозг которого потерял возможность создавать новые воспоминания после визита к стоматологу. Теперь он забывает все, что происходит с ним через полтора часа; единственное за 10 лет воспоминание которое он сумел сохранить – это то, что его отец умер.
Антероградная амнезия поразила Джонатана Нолана. Он воспринял эту болезнь, как метафору того, насколько хрупка и мимолетна человеческая личность. Через некоторое время Джонатан решил переехать из Чикаго в Лос-Анджелес. Его брат Кристофер помогал ему с переездом и во время поездки, Джонатан поведал ему про антероградную амнезию, отметив, что она может стать хорошей основой для фильма про человека, страдающего этим заболеванием, который пытается осуществить свою месть. Старшему Нолану очень понравилась эта идея и он решил написать на ее основе сценарий. Вскоре принялся за работу, постоянно консультируясь с братом и подбивая его тоже написать свою версию истории. В итоге Джонатан Нолан написал на основе своей задумки рассказ – но о нем чуть позже.
Братья Ноланы
Примерно через два месяца работы Кристофер Нолан решил развернуть действие в обратном хронологическом порядке – чтобы зритель, не знающий что было до показываемых в фильме событий, мог проникнуться состоянием главного героя, который точно также не знал, что происходило всего 10 минут назад.
На момент написания сценария карьера Кристофера Нолана складывалась не лучшим образом – у него в активе было несколько короткометражек и целая куча писем с отказами от различных студий. Примерно в это самое время он начал работу над своим полнометражным дебютом – картиной «Преследование», который он снимал за собственные сбережения – целых 6 000 долларов. Съемки «Преследования» продолжались целый год – поскольку съемочная группа в основном состояла из друзей Нолана, каждый из которых имел постоянную работу, то снимали фильм лишь по выходным маленькими кусочками и в партизанском стиле – 15 минут уходило, чтобы по-быстрому сделать один – два дубля, и еще 5 минут чтобы на месте поработать с отснятым материалом.
«Преследование» дебютировало в сентябре 1998 года на кинофестивале в Торонто и затем было показано еще на нескольких фестивалях. Кино получило хорошие отзывы критиков и завоевало несколько наград. Все это весьма помогло Нолану, который к этому закончил писать сценарий «Помни». Подруга и будущая жена Нолана, Эмма Томас, сумела показать сценарий знакомому из компании Newmarket Films. Сценарий Нолана весьма впечатлил киношников - они согласились купить его и выделить под проект 4.5 миллиона долларов, а Нолану достался пост режиссера. Так он получил возможность попасть в мир большого кино.
Изначально Нолан хотел, чтобы главного героя сыграл Алек Болдуин – однако с Болдуином по каким-то причинам у него ничего не срослось. Какое-то время к проекту присматривался Брэд Питт, однако и его участие тоже отменилось. Также рассматривались кандидатуры Чарли Шина, Аарона Экхарта и Томаса Джейна, но в итоге роль Леонарда Шелби из Сан-Франциско получил Гай Пирс, который прочитав сценарий, буквально умолял отдать ему эту роль.
Роль подружки наркотоговца Джимми получила Кэрри-Энн Мосс – как оказалась, одна из продюсеров фильма Дженнифер Тодд была большой фанаткой «Матрицы». Мосс в свою очередь порекомендовала взять на роль полицейского Тедди Джо Пантолиано – изначально, эта роль была предложена Дэннису Лири, но тот отказался. Последнюю важную роль - партию Сэмми Дженкинса - получил актер Стивен Тоболовский. Как он позже отметил, вероятно причиной этому стал его личный опыт – некогда актер пережил амнезию.
Съемки фильма проходили в очень быстром темпе и продолжались 25 дней. Все сцены с Кэрри-Энн Мосс отсняли всего за неделю. Несмотря на то, что по голливудским меркам «Помни» был по сути независимым фильмом с крошечным бюджетом, для самого Нолана именно этот этап стал наиболее резким переходом в его карьере. В одном из интервью он сказал так: «Самый значительный скачок в моей жизни произошел между съемками «Преследования», во которое, пока моя мама готовила нам бутерброды, я снимал с друзьями приходившими в своей собственной одежде и «Помни», в которых была задействована сотня человек под моим руководством и где я тратил чужие 4 миллиона долларов. Это как учиться плавать – неважно, составляет глубина 2 метра или 100 метров, вы или утонете или нет».
Итак, фильм был снят, однако нужно было еще как-то выпустить его в прокат – и с этим возникла проблемы: ни один из американских прокатчиков не хотел покупать «Помни». Все выглядело примерно так: большие шишки в костюмах смотрели фильм, восхищались им, хвалили Нолана, после чего говорили что не купят фильм, ибо он слишком сложный для массового зрителя и не будет никому интересен. Ни хвалебные отзывы критиков, ни овации после показа в Венеции – казалось ничего не могло изменить эту ситуации.
Джо Пантолиано позже так вспоминал эти события:
«На Independent Spirit я натолкнулся на Билла Блока из Artisan, после чего состоялся следующий диалог:
- О Боже мой, «Помни», ты там был великолепен!”.
Спасибо! Ты купишь его?
-Нет.
Затем я увидел Рассела Шварца из USA Films.
-Джо! «Помни»! Это было превосходно!
Спасибо Рассел. Ты его купишь?
-Нет.
Следующим вечером я увидел Харви Вайнштейна.
-Джо! «Помни»! Ты был в нем ох…нен!
Спасибо Харви! Ты его купишь?
-Эм…. нет. »
Режиссер Стивен Содерберг, увидев фильм и узнав что у него до сих пор нет прокатчика, начал активно продвигать «Помни», расхваливая его на все лады в различных интервью – однако и это не помогло. В итоге, руководство Newmarket решило пойти на риск и лично заняться дистрибуцией фильма. 16 марта 2001 года «Помни» начали прокатывать в 11 кинотеатрах. На следующей неделе это число увеличилось до 15 экранов. Еще через неделю до 71. Отличная критика и отзывы делали свое дело и это позволяло постепенно увеличивать количество экранов. К маю «Помни» показывали в 531 кинотеатре. Фильм, конечно же не поставил никаких кассовых рекордов, но продемонстрировал весьма приличную стойкость и в итоге за полгода насобирал в США 25 миллионов долларов. О Нолане заговорили как о весьма перспективном режиссере, а сам фильм удостоился ряда наград, а также двух номинаций на Оскар – за лучший оригинальный сценарий и монтаж.
Вы можете спросить, почему именно оригинальный, а не адаптированный сценарий. Дело в том, что рассказ Джонатана Нолана названный им Memento Mori был опубликован уже после выхода фильма. Собственно говоря, он идет приложением к самому сценарию. 14-страничный рассказ Нолана Младшего повествует об Эрле – пациенте клиники с антероградной амнезией, у которого кто-то убил жену. Рассказ строится на том, что он читает свои записки, которые мотивируют его сбежать из больницы и найти убийцу. Действие движется в хронологическом порядке и быстро меняет несколько локаций (больница, номер мотеля, салон где Эрл делает мотивирующую татуировку) чередуясь с текстом филосовского письма, который Эрл написал самому себе. В финальной сцене герой сидит в машине (может это такси, а может полицейская машина) которая увозит его с места, где был убит какой-то человек. Эрл улыбается, затем хочет записать то что случилось, но не находит ручку и в итоге все забывает.
Благодаря успеху картины, Нолан получил возможность снять ремейк норвежского фильма «Бессоница», а после него он стал режиссером ребута вселенной бэтмена, который принес ему известность среди массовой публики. Что касается «Помни», то он уже давно перешел в разряд классики и по праву считается одним из лучших триллеров нулевых и вероятно лучшим фильмов в карьере самого Нолана. Он отлично снят, необычно подан, заставляет задуматься над некоторыми вещами, и его действительно интересно пересматривать - ведь при каждом просмотре можно заметить некоторые интересные детали, которые упустил в первый раз. Я думаю, что не погрешу против истины, если скажу, что этот фильм будут помнить еще очень долго.
Ревнивый муж, его сексуальная жена-актриса, голливудский режиссер-неряха, бесхребетный наркодилер, потерявшаяся молодая девушка, бывший зэк продавец хот-догов, студент в затруднительном положении, который выполняет странное задание и альпинист-мойщик стекол и несколько других странных персонажей. Еще недавно они не подозревали о существовании друг друга, а сегодня их судьбы странным образом переплелись. На это потребовалось каких-то одиннадцать минут.
Обеспеченный мужчина средних лет по имени Армандо берет в свой дом с улицы на обеспечение молодого человека, в попытке понять, почему однажды один из таких молодых людей напал на него на улице. Чтобы понять друг друга и найти взаимопонимание, им потребуется время.
Девушка-подросток из Техаса, когда узнала, что беременна, решила не делать аборт, а пожертвовать своим будущим, отложив учебу в перспективном ВУЗе и устроившись официанткой в придорожном кафе. До последнего скрывая свое положение, она пытается построить свое новое будущее, но только с не отцом ее будущего ребенка.
Фильм рассказывает о том, как в 1940 году, во время немецкой оккупации Франции, удалось сохранить в целости и сохранности Париж и Лувр. В картине кадры хроники совмещены с игровым материалом.
Часуке после смерти попал на небеса, где готовит чай для тех, кто пишет судьбы людей на Земле. Но однажды он увидел, что девушке Юри, которую он когда-то любил, грозит опасность, и он, нарушив правила, отправляется с Небес на Землю, чтобы предотвратить неизбежное.
Еще в начале июня Рон Перлманпредлагал зрителям присоединиться к нему и запустить в соцсетях кампанию по продвижению фильма «Хеллбой 3*», дальше разговоров о котором дело не идет уже не первый год. На днях он поговорил с журналом Empire и рассказал о встрече по этому поводу с Гильермо дель Торо и своих ощущениях касательно этого проекта.
— Я себя чувствую так, словно поезд уже ушел, — признает актер. — У меня уже нет жгучего желания снова браться за это дерьмо. Но Гильермо показал мне, так сказать, широкими мазками, каким будет завершение трилогии, и это оказалась настолько шикарная идея, что мы просто обязаны ее реализовать. Это изначально было трилогией, с началом, серединой и концом. Мы сделали только две трети, так что, пока не доведем до конца, дело не будет сделано.
Когда же собеседники Рона осторожно поинтересовались, в чем же заключается шикарная идея Гильермо дель Торо, он ответил емко и по делу:
— Вообще п…ц. Просто чудовище Апокалипсиса. Гибель цивилизации. И никакого выбора нет. Это основа истории, ее фундамент, поэтому я и думаю, что будет позорно не реализовать ее.
Кроме того, Перлман обронил пару слов и касательно того, куда в третьей истории денутся отпрыски-близнецы Хеллбоя и Лиз Шерман. Близнецы получаются не двойняшки: один походит на маму, другой — вылитый папа, рассказывает Рон. Один — ангелочек, второй — сущая сволочь. А вот кто из них кто? Только Гильермо может, по словам Рона, заставить сволочь выглядеть ангелочком. Будет за кого переживать.