Так уж вышло, что первый конкурсный день оказался в программе самым сильным и остальные фильмы, демонстрировавшиеся в программе, за редким исключением, не стоят сколько бы то ни было глубокого анализа. Для "Окна в Европу" получение в программу большого числа сильных фильмов всегда было проблемой - молодые режиссеры стремятся попасть на Кинотавр, ММКФ или на международные фестивали, а Выборгу остаются или радикальные эксперименты, или фильмы не вполне фестивальной направленности. С учетом того, что финансирование кинопроизводства со стороны государства в ближайшие годы будет только уменьшаться, ожидать в программе "Окна в Европу" большого количества открытий, наверное, не стоит. Но, если независимое кино начнет поднимать голову, все может измениться.
В этом блоке пойдет рассказ о десяти фильмах, показанных в программах конкурсов "Осенние премьеры" и "Копродукция", а двум картинам - "Училка" и "Вакантна жизнь шеф-повара" - будет посвящен отдельный рассказ.
Экранизация пьесы "Клинч" для театрального режиссера и киноактера Сергея Пускепалиса была проектом мечты, с которым он ходил по продюсерам на протяжении семи лет. Благодаря Рубену Дишдишяну экранизацию удалось осуществить, но, увы, пьесу в кино прекратить не получилось. История школьного учителя, которого начинает преследовать бывшая ученица, обвиняя его в домогательстве, с какого-то момента вызывает у зрителя синдром Станиславского, в то время, как большинство сцен выглядят нарочито по-театральному. На стройке, в замкнутом пространстве квартиры и на плотине герои ведут себя, не то, чтобы как ненормальные, но так, как нормальный человек никогда вести себя не станет.
В конечном счете Пускепалис находит объяснение и абсурдным поступкам героев, и частому отсутствию мотивации персонажей, и общему настроению паранойи, но использованный прием, в первую очередь, говорит о том, что сценаристы зашли в тупик и не смогли придумать ничего иного, кроме как вынести происходящее за грани реальности. К тому же, надуманному объяснению никак не соответствует манера демонстрации некоторых событий с точки зрения любовника бывшей ученицы, который названивает ей на протяжении всего фильма и обещает убить любого, кто к ней приблизится — то, что было призвано вывести историю за пределы квартиры, разрушает концепцию единства места и времени, ибо персонаж Алексея Серебрякова не может видеть мир глазами Максима Лагашкина.
Охрана и Райские кущи
Режиссер: Александр Прошкин
Празднующий в этом году 75-летний юбилей выдал на суд зрителей две картины — "Охрана" участвовала в основном конкурсе "Окна в Европу", а "Райские кущи", принимавшие участие в недавнем ММКФ, были показаны в параллельной программе в рамках специальных показов.
"Райские кущи" — экранизация пьесы Вампилова "Утиная охота", события которой перенесены из 1967 года в наши дни. Казалось бы, история о человеке, который идет на компромиссы с совестью для получения сиюминутных благо, сегодня могла бы заиграть новыми красками; сценарий и диалоги писал Александр Родионов, работавший с Серебренниковым, Хомерики, Германикой и Хлебниковым, и ему не понаслышке знакомы реалии сегодняшнего дня. Тем более странно, откуда в его сюжете взялся интернет-портал, освещающий деятельность одной строительной фирмы, необъяснимое с позиции житейской логики поведение главных героев. Дьявол кроется в деталях и эти самые детали не позволяют зрителю ассоциировать себя с героями Цыганова, Куличкова и Хаматовой. Как на странно, самой органичной на экране смотрится Ангелина Миримская — старая одноклассница — которая мечтает вернуть любовь Зилова, но вешается на всех мужчин, которые его окружают, в тщетной попытке вызвать ревность.
Сам Прошкин на пресс-брифинге признал, что лучше всего сюжет Вампилова в современных реалиях смотрится в вольных интерпретациях сюжета, коим был и "Географ глобус пропил". И "Райские кущи" яркое тому подтверждение.
"Охрана" совсем из другой области. Это постановка сюжета Юрия Арабова, автора, с которым Прошкин-старший уже работал, снимая "Чудо". "Охрану" можно было бы показывать на одних сеансах с выходящим в сентябре "Орлеаном" Прошкина-младшего, к тому же в постановках обоих арабовских сюжетов играет Виктор Сухоруков. Это история непорочного зачатия в русской глубинке и борьбы с искушениями, с присущими вольным прочтениями библейских текстов элементами вроде волхвов с дарами и вавилонской блудницы. По счастью, Александру Прошкину удалось большинство аллюзий перевести в шутку, искушения сделать неопасными для будущего героини сновидениями, и максимально вытравить "арабовщину" из этого сюжета. Пожалуй, единственной претензией к фильму можно назвать переизбыток экранного времени у персонажа Виктора Сухорукова. Он, конечно, превращает происходящее в балаган и лишает должной серьезности, но материала, которого ему предоставили для актерский работы, кажется недостаточно для столь частого присутствия оного на экране.
Реверберация
Режиссер: Константин Сухарьков
Пожалуй, самый странный из проектов, представленных на фестивале. Выпускник курса Алексея Учителя, соавтор "Ведьмина ключа" (фильма Рустама Мосафира, вышедшего под названием "Беглецы", в котором от начальной сценарной задумки осталось не больше трети), решил воплотить на экран сюжет о сотруднике страховой компании, который решил сымитировать свою смерть с тем, чтобы получить страховку и не возвращать кредиты нескольким банкам, где ранее считался надежным заемщиком.
Это сюжет да Коэнам в руки - получился бы второй "Фарго" или новый "Ледяной урожай", но Сухарьков переусердствовал с фарсом и клоунадой. Замечательная питерская команда актеров, в числе которых Артур Ваха, Сергей Уманов, Константин Воробьев, паясничает на экране почем зря, но эффекта, которого ждешь от черной комедии, добиться им не удается. Пересолили.
Душа шпиона
Режиссер: Владимир Бортко
Хуже нет для отечественного кино, чем порочная практика снимать сериал и монтировать из него полный метр — приемы, которые работают для телеэкрана, когда домохозяйкам нужно по пять раз повторить простую истину, чтобы все разжевать и в клювик положить, в фильме, который зритель будет смотреть не отрываясь от экрана в кинотеатре, не работают. "Душа шпиона" - кастрированный для проката дорогой (с бюджетом 10 миллионов долларов) телевизионный сериал, за который на питчинге Фонда кино вступался Леонид Веращагин под хоругвиями компании "Три Тэ" и обещал поддерживать телеканал "Россия 1", в конечном итоге вышел без упоминания "Три Тэ" и "России 1" в титрах, зато с указанием двух спонсоров, которые добавили недостающих средств в производство. Бортко, к сожалению, не видит разницы между съемками фильма для телевидения и кино. дело даже не в крупности планов, с этим, по счастью, в "Душе шпиона" все в порядке, а в манере монтажа. Экранизация романа "Ад следовал за ним", при грамотном подходе, мог стать нашим ответом фильмам "Шпион выйди вон" и "Самый опасный человек", а получился дорогой неумелой поделкой, как фальшивый воздушный шарик, который, вроде как летает, но не радует.
Поездка к матери
Режиссер: Михаил Костеров-Нестеров
Конкурс: Копродукция
Второй полнометражный фильм Михаила Костерова-Нестерова был снят во Франции в 2013 году, еще до того, как Адель Эксаршопулос проснулась звездой фильма Абделатива Кешиша "Жизнь Адель". С помощью невероятной камеры Олега Лукичева, Костеров-Нестеров так рассказал простую историю о парне, который приехал навестить больную мать, что невозможно оторвать взгляд от экрана. Режиссерский прием, благодаря которому зрителю ни разу не показывают в кадре мать главного героя (ее озвучивала страдающая тяжелой формой болезни Альцгеймера Маргарита Терехова) вынуждает зрителя дорисовывать образ матери, и добивается того, что каждый представляет в этом качества свою. Лукичев и Нестеров добились того, что зритель реально ощущает себя третьим героем в каждой сцене, создавая эффект присутствия, а тем, что кроме Эксаршопулос и Артема Алекссева в кадре не присутствует ни одного актера - добивается абсолютного эффекта реальности происходящего.
Саладо. Корзина снов
Режиссер: Марк Жозеф
Конкурс: Копродукция
Документальная зарисовка о быте деревушки в перуанской сельве и праздновании христианского праздника. В фильме отсутствует как таковой сюжет и драматургия - это фильм-наблюдение, который сам автор определил, как поэтическое высказывание. Благодаря тому, что обитатели поселения, где не ступала нога туриста, не знают о благах цивилизации, Марку Жозефу удалось запечатлеть жизнь, как она есть.
Последняя ночь
Режиссер: Арсений Гончуков
Лауреат прошлогоднего "Окна в Европу" Арсений Гончуков - гения самопиара. О том, что он снимает кино за копейки, благодаря журналистам знают все, но вот усидеть на просмотре его фильмов, увы, могут немногие. В своей работе "Последняя остановка", награжденной здесь же в Выборге в конкурсе "Окно в Интернет", Гончуков показал себя мастером короткого рассказа, воплотившем в жизнь чеховское "краткость - сестра таланта". Но вот уже второй год подряд он снимает историю, которую можно интересно и пронзительно рассказать за полчаса, и растягивает ее на полтора, отчего зритель готов биться головой о впереди стоящее кресло. Хорошо выстроенный кадр - это еще не все, что зритель желает видеть на экране. Отсутствие мысли он заполняет однообразной тоскливой музыкой, а отсутствие у исполнителя главной роли актерского таланта подменяет однообразной улыбкой, которая не вызывает к персонажу никакиз чувств, кроме омерзения.
Давай меняться (aka "Турбо")
Режиссер: Анна Ефремова
Без аннотации крайне сложно понять, что происходит в картине, которая, несмотря на свою малую продолжительность (60 минут хронометража, наверное, единственное достоинство картины). История, рассказанная, как раскиданные невпопад карты таро, снята в трех местах присутствия главной героини - Москве, где она работала когда-то успешным стилистом, мысе Казантип, куда сбежала от хорошей жизни, и американского прибрежного городка, куда часто оправлялась в своих снах. Возможно, автором была заложена в картину глубокая мысль о том, что подчас мы оказывается не в том времени и месте, чтобы быть по-настоящему счастливыми, но отсутствие у режиссера таланта хорошего рассказчика, не позволило донести эту мысль до зрителя
Лабиринты любви
Режиссер: Владимир Штерянов
Конкурс: Копродукция (Россия-Болгария)
Альманах романтических историй разной степени анекдотичности, которые объединяет связь между народами России и Болгарии. Беззубое, вялое, малоинтересное творение, которое даже "кино" назвать язык не поворачивается.
Поскольку среди наших читателей найдется не так много читателей, которые читают меня в Facebook, поэтому выкладываю видео и здесь тоже:
Феерическое выступление Светланы Проскуриной и последовавшие за ним комментарии на открытом заседании жюри фестиваля Фестиваль российского кино "Окно в Европу"
Напрямую никого не называли (почти), но все понятно, кто имелся ввиду. Впрочем, оно не только об участниках этого года, а о нынешнем состоянии отечественного кино. Что называется, наболело.
24 августа фанат сериала «Друзья» опубликовал в Твиттере свою альтернативную концовку сериала. Его версия настолько всех поразила, что обрела вирусный эффект и попала в десятки крупных СМИ, включая The Independent и BuzzFeed.
"Я бы закончил «Друзей», показав, что всё произошедшее было метамфетаминовой фантазией бездомной Фиби, смотрящей в окно «Центральной кофейни».
Каждое её безумство, каждый эпизод, где она заставляла события вертеться вокруг себя, каждый пример того, каким аутсайдером она была... это всё имело бы смысл. Все десять сезонов были бы плодом её пылкого воображения, вписывающего её личность в жизни других пяти человек. И всё, чего она всегда хотела бы... найти друзей.
В финальной сцене Фиби ушла бы в сторону от «Центральной кофейни», в которой сидели Росс, Рэйчел, Джоуи, Чендлер и Моника. Они бы сказали что на них «вновь уставилась эта сумасшедшая леди». У всех у них были бы другие имена и личности.
Фиби прошла бы мимо мебельного магазина и мельком посмотрела бы на своё отражение в зеркале. Как называется магазин? «Урсула».
В конце концов, она вернулась бы в парк, где обычно спала рядом с фонтаном. Сломанная лампа стояла бы рядом с её скамейкой. Позади мы бы увидели шесть грязных, но ярких зонтиков.
И уход в затемнение..."
Да, такая концовка разрушает общую канву и смысл сериала, но всё же очень сильно задевает и поражает. Вполне возможно, что будь такая концовка в действительности, сериал бы не пользовался бы до сих пор такой популярностью и пересматривался бы так часто. Но ещё бы сильнее вписал своё имя в историю кино.
Зашифрованное послание из неизвестного источника выводит Бонда на след зловещей глобальной организации под кодовым названием СПЕКТР, в то время как М. пытается спасти секретную разведывательную службу от ликвидации.