Слова "классика" и "классицизм" весьма похожи, иногда они
относятся к одним и тем же литературным произведениям; от
них образуется одинаковое прилагательное "классический".
Называют классиками, например, Гоголя или Достоевского -
писателей, никакого отношения к классицизму не имеющих.
Чтобы не было путаницы, необходимо разобраться в истории
этих понятий. Первоначально - в древности - понятие
"классический автор" означало "изучаемый в школе"
(выражаясь по-современному, программный). Постепенно
Древняя Греция и Рим уходили в прошлое, но в школе
продолжали изучать их авторов. Возникло понятие
"классическая древность" - античность. В XV-XVI вв.
произведения древних авторов стали считаться непреложным
образцом для подражания. Отсюда новое значение слова
"классический" - "образцовый". В современных европейских
языках именно оно осталось основным. Начиная с XIX в.
литература в Европе перестала следовать раз и навсегда
утверждённым образцам. Тех, кто продолжал писать по
правилам "Поэтического искусства" Буало, молодые писатели
назвали "классиками", т. е. школьными педантами. Следствием
литературных сражений 20-х гг. XIX в. и стало появление
литературоведческого термина "ложноклассицизм". "Ложным"
этот классицизм называли потому, что в XIX в. саму
древность представляли уже не так, как в XVII в.: казалось,
что Буало с последователями её исказили. Когда же страсти
угасли, пренебрежительное добавление "ложно" отпало.
Одновременно с этим каждая национальная литература стала
искать для себя образцы в произведениях собственных
писателей. Появилась национальная классика - свод
произведений, признанных наиболее совершенными в той или
иной литературе. Этим произведениям можно следовать (до
некоторой степени, не теряя оригинальности) или
отталкиваться от них, но в любом случае они остаются
ориентиром для писателей, пишущих на данном языке. Как
правило, национальная классика создаётся на протяжении
сравнительно короткого отрезка времени. Замечено, например,
что по возрасту почти все великие русские писатели могли
быть детьми одной матери: от Пушкина (1799) до Льва
Толстого (1828). Для Франции классицизм XVII в. (Мольер,
Лафонтен, Расин) стал и национальной классикой. Это
единственный в своём роде пример, но он во многом
способствует путанице. Слова "классицизм" и "классика"
употребляются еще в других значениях и со множеством
оттенков, перечислить которые невозможно. Существует,
например, "мировая классика" - свод классических
произведений, читаемых во всём мире. Во избежание
недоразумений слово "классический" лучше, видимо, относить
к классике. Непосредственно же к классицизму относится
несколько неуклюжее, труднопроизносимое, но более точное
слово "классицистический".