Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ольга Чапнина. ОБЗОР СМИ. ДОСЬЕ "ВЫБОРЫ-2003". Часть 2


Информационный Канал Subscribe.Ru


   справочно-информационный портал
   РЕЛИГИЯ и СМИ religare.ru
Интернет-портал "Религия и СМИ" создан при финансовой поддержке Министерства Российской
Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.

 Информационная рассылка #115, /2003-11-26/


     Среда: О.Чапнина. Обзор СМИ

ОБЗОР СМИ. ДОСЬЕ "ВЫБОРЫ-2003". Часть 2
Ольга Чапнина
26.11.2003


  • НАЦИОНАЛ-ПАТРИОТЫ НА ВЫБОРАХ (Правда.ру, Красная Евразия, Обращение Г.А.Зюганова к православным);
  • НАРОДНАЯ ПАРТИЯ (Интервью Николая Державина и Валентина Лебедева, "Русский взгляд" и Константин Кинчев агитируют за народников);
  • "ЗА РУСЬ СВЯТУЮ" (комментарий к участию в теледебатах, стенграммы теледебатов с участием Сергея Попова, "Кредо.ру" о "святорусцах" в Суздале);
  • ИСТИННЫЕ ПАТРИОТЫ РОССИИ (Раджабов и другие в теледебатах на Первом канале).

НАЦИОНАЛ-ПАТРИОТЫ НА ВЫБОРАХ (Правда.ру, Красная Евразия, Обращение Г.А.Зюганова к православным).

    Крест, обрез и красное знамя (Правда.ру, 25 ноября 2003 г.)

Популяризация православия как формы официальной государственной религии наложил серьёзный отпечаток на составляющую программ российских политических партий и общественных организаций.
Хитроумным образом слова "православный" и "патриот" стали всё чаще звучать в речах радетелей за счастье народное. Использование факта причастия к религиии как формы политического пиара стало надёжным инструментом в руках политтехнологов. Не осталось практически ни одного государственного лица, начиная от Президента и заканчивая главами муниципальных образований, так или иначе не засветившихся на религиозном фронте. Присутствие телекамер в момент посещения высокопоставленным лицом храма стало уже неотъемлимым фактом. Душещипательные речи местных чинуш и "добровольные" пожертвования на строительство или ремонт православных святынь при, опять же, стечении представителей прессы, должны показать какие наши отцы-градоначальники в доску православные. И это при том, что подобная "показуха" совершенно не приветствуется Библией: "у тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая".

Господь Бог - это я
Порою доходит до абсурда. Омский губернатор несколько лет назад развернул широкую кампанию по строительству в Омске православного храма. Сие действо преподносилось омскими СМИ едва ли не как чудо из чудес и в итоге прихожане столкнулись с дилеммой кого же благодарить за храм: Господа Бога или омского губернатора? Стрелки весов склонил в свою чашу церковный колокол носящий имя "Леонид" (по удивительному стечению обстоятельств губернатора зовут так же).
Но всех переплюнул на сей момент Юрий Лужков, получивший не так давно высший мусульманский орден России. Помогать людям дело хорошее, но опять же, как-то не скромно, Юрий Михайлович.
Но, да то дела местечковые. Поняв все преимущества причастности к таинствам православия, религиозный фактор стал весомым аргументом в предвыборных программах кандидатов в депутаты Государственной Думы. Вот только почему-то самыми ярыми поборниками православия у нас становятся коммунисты от КПРФ и бандиты. Причём поразительная невежественность "новых православных" становится просто пугающей.
Уже упомянутый выше губернатор Омской области Леонид Полежаев по прошествии очередных выборов ляпнул буквально следующее: "Я с самого начала знал, что выиграю. Кого бы против меня ни выдвинули — хоть самого Господа Бога". Да уж, с такими амбициями омскому голове лучше уж сразу на место Бога претендовать, а не размениваться по мелочам.

Пролетарии всех стран, покайтеся
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов, оказывается также не переставал быть верующим. Правда сей факт тщательно скрывался долгое время и вот сейчас наконец-то Геннадий Андреевич вспомнил о том, что он православный. Но, видимо, Библию он прочитал в конспективном варианте, поскольку количество глупостей, высказанных Генналием Зюгановым переходит все разумные пределы (и куда только спичрайтеры смотрят?!). К примеру, лидер КПРФ доверительно поведал о том, что "как материальное явление Бог для меня не существует". На откровение сей пёрл никак не тянет, поскольку любому верующему и так понятно, что Бог - это высшая форма нематериального бытия. Для Зюганова же религия, как одна из форм общественного сознания, является отражением общественного бытия. И если уж не сам Бог, то порождающие его причины вполне материальны, как вполне материален и интерес Зюганова к религии.
В другой раз поразил Зюганов общественность тем, что "с удивлением обнаружил в Библии один из главных коммунистических тезисов: кто не работает, тот не ест". Вот так, получается, что авторы Библии самым наглым образом слямзили у коммунистов одну из заповедей.
В общем, Геннадий Зюганов стал ни много ни мало новатором, объединив веру в коммунизм с верой в Бога. В общем, осталось только сочинить молитву: "Господи, пусть ты покарал Советский Союз, пусть ты покарал социализм, но сохрани и помилуй КПРФ!".

Православные братки
Но если в устах Зюганова подобные речи могут вызвать лишь усмешку, то стремление превратить православные постулаты в орудие прямой политической пропаганды внушает уже опасение.
Самым ярким представителем зарождающейся плеяды псевдоправославных политиков стала партия "За Русь святую". Мало кому известная доселе организация выглядит этакой белой вороной на фоне своих коллег-соперников. Теледебаты с представителями "святош" вызывают откровенную скуку. На любую проблему лидеры партии сыпят в ответ цитатами из Святого Писания, причём зачастую абсолютно ни к месту и не по теме. В итоге любая дискуссия просто напросто теряет смысл, ибо вести разговор с соперником отвечающим на 80% вопросов аргументом "не прелюбодействуй" довольно сложно, глупо и бессмысленно.
В общем, новые партийцы явно не снискали себе симпатии, но дело не в этом. Своим поведением они фактически дискредитируют саму идею православия. Посмотрев на этих отцов-основателей у любого нормального человека возникнет только одна мысль: если все православные такие, то уж лучше пусть будут демократы.
Но возникает и ещё один вопрос: а откуда взялись эти православные и соблюдают ли они сами декларируемые ими же принципы?
Итак, партия "За Русь святую". Лидер партии Сергей Попов, бывший сотрудник правоохранительных органов, в 1990 г. покинул нехлебное место, уйдя частный бизнес, основав ЧОП "Правопорядок". В настоящее время этот "святоша", видимо, отошёл от дел и уподобился юродивому. По данным ЦИК за прошедший 2002 год он не имел совершенно никаких доходов, а весь его нехитрый скарб составляет домик в Подмосковье площадью 270 кв., четыре земельных участка в Московской области и автомобили "Chrysler" и "Renault".
Несколько лучше в материальном плане выглядит второй человек в партийном списке Алексей Куимов. Являясь президентом авиационной компании "Добролет", он оказался совершенно бестолковым менеджером, поскольку его доход за прошлый год составил 156 тыс. 857 рублей, то есть средняя заработная плата составляла порядка 12 тысяч рублей в месяц. Но несмотря на отсутствие предпринимательской жилки он является владельцем акций пяти коммерческих организаций. Кроме того, у него в собственности два земельных участка в Подмосковье и жилой дом площадью 249 кв. метров.
Доход третьего номера в списке партии - директора охранного предприятия "Нико" Игоря Шаталова - составил в прошлом году чуть меньше 60 тысяч рублей. Он владелец двух земельных участков в Подмосковье, дома в Московской области площадью 196 кв. м. и трех автомобилей: "Ауди", "Иж" и ВАЗ. Шаталов является также совладельцем двух коммерческих предприятий. Всего в списке партии "За Русь Святую" 47 кандидатов. 6 из них сообщили, что не заработали в прошлом году ни копейки, а 10 не владеют никаким движимым и недвижимым имуществом.
В общем, истинно православные патриоты, подобные небесным птицам, которые "не сеют не жнут, но Господь небесный питает их". Вот только глядя на их телеса возникает сомнение, что питаются они только лишь манной небесной.

Печальный исход
Таким образом ставку на религиозные предпочтения электората делают всё - кто-то в большей степени, как вышеупомянутые лидеры КПРФ и "За Русь Святую", кто-то в меньшей, не подчёркивая свою религиозность, но достаточно терпимо относящихся к религиозным чувствам избирателей.
Сама Русская Православная Церковь пока никак не комментирует эти факты. А напрасно. Религию, в данном случае православие, совершенно явно используют в своих, далеко не бескорыстных интересах многие кандидаты. Разгул преступности, падение нравственности заставляет людей обращаться к религии, она становится востребованной. У избирателя такие вот "новые святые" могут вызвать симпатию, надежду.
Одарить наш народ надеждой очень легко, но вот последствия такого подарка будут весьма плачевными. Пряча за цитатами Писания свой истинное лицо, всё, что смогут "новые пророки", так это только перенести методы ведения мелкокриминального бизнеса на государственный уровень. Удовлетворить же нужды народа строительством очередного храма или переносом "мерзопакостных" передач не на половину двенадцатого ночи, а за полночь они вряд ли смогут. И, как итог - не придётся ли на следующих выборах искать новую религию, новый, миф, новую надежду. Кто следующий?
Игорь Придорогин

Многие россияне из числа верующих, а также просто людей, с уважением относящихся к религии, опасаются, что лево-патриотическая оппозиция, если она придет к власти, вернется к религиозной политике первых лет Советской власти, когда религия подвергалась жесточайшему давлению со стороны государства. А иные средства массовой информации, особенно телевидение подогревают эти настроения, именно перед выборами показывая “документальные фильмы” о деятельности “воинствующих безбожников” 20-х годов, печатая “разоблачительные” статьи и т.д. Налицо явная подмена – ведь речь должна идти о современной лево-патриотической оппозиции и современных коммунистах, а нам говорят о коммунистах начала прошлого века, согласимся, что это все равно, что судить о Маргарет Тэтчер по деяниям Оливера Кромвеля…. Итак, хорошо бы разобраться с этим вопросом спокойно, без эмоций и без подтасовок.
Начнем с того, что в оппозиционную коалицию, наряду с коммунистами, входят множество организаций некоммунистической, патриотической ориентации, в том числе есть и религиозные. Перечислю хотя бы некоторые из них: Агропромышленный союз России (Стародубцев), Движение в поддержку армии (Илюхин), Профсоюз военнослужащих России (Родионов), Духовное наследие Родины (Драпеко). В 2000 году в состав координационного совета НПСР был введен Константин Душенов – известный православный публицист, глава “Союза Православных братств”, бывший пресс-секретарь ныне покойного митрополита Иоанна (Снычева), на прошлых выборах 1999 года в союзе с патриотами шел Гейдар Джемаль – известный мусульманский философ-традиционалист, глава “Исламского комитета России”.
Да и что касается самих нынешних коммунистов, это обвинение совершенно беспочвенно и глупо. Давайте судить о позиции коммунистов по их собственным словам и делам, а не по рассказам их политических противников с ТВ, а для этого следует заглянуть в Программу КПРФ (ее полный текст можно найти в Интернете по адресу www.kprf.ru. Там черным по белому написано, что Коммунистическая Партия Российской Федерации, будучи партией патриотизма, выступает за сотрудничество со всеми общественными, и в том числе, конфессиональными организациями в деле укрепления могущества и влияния России, и более того, в случае победы будет добиваться всеми доступными ей политическими, законными методами не только “защиты исторических и духовных ценностей русского и других народов России”, но и “уважения к православию и другим традиционным религиям народов России” (параграф 3 “Программа-минимум”). То есть нынешние коммунисты не удовлетворяются одним признанием значения религии как части нашей культуры, они особо оговариваются о своем положительном отношение к религиям народов России и прежде всего – к русскому Православию. В том государстве и обществе, которые будет отстраивать КПРФ и ее союзники в случае их победы, не только не предусматриваются какие-либо антирелигиозные гонения, но и традиционным российским конфессиям – Православию, Исламу и Буддизму отводится приоритетная роль. И это не просто слова, в теоретической части программы (параграф 2 “Уроки российской истории и пути спасения Отечества”) производится переосмысление социалистического идеала в русле “русской идеи”, из чего, естественным образом вытекает, в частности, союз коммунистов с Православием и религией вообще на основе общих, патриотических ценностей. Так в Программе об этом сказано опять же ясно и четко: “Соборность, народность и духовность явились важной предпосылкой восприятия массами идеи социализма” и далее: “Можно смело утверждать, что в своей сущности “русская идея” есть идея глубоко социалистическая”. Кстати, этим и объясняется публичное появление Зюганова в церкви во время православных праздников, что не перестает быть предметом для насмешек и издевательств со стороны либеральных СМИ. Я не знаю точно, является ли Геннадий Андреевич Зюганов человеком верующим и православным (а возможно и такое, нынешний Устав КПРФ не запрещает верующим быть в компартии), это вопрос очень личный и никто не обязан на него отвечать прилюдно – вспомним, что подчеркнуто православный Путин в интервью американскому ТВ на вопрос: “верите ли Вы в Бога?” ответил, что верит-де в … человека. Но если даже Г.А. Зюганов делает это из простого уважения к религии своих предков, к религии, без которой невозможно представить истории и культуры России, то и это характеризует его как человека порядочного, культурного и истинного патриота. Если коммунист добровольно приходит в Храм Божий и склоняет голову перед образами, то это значит, что он желает поставить точку в двухвековой распре христианства и социализма, которая тяжелым рубцом легла на сердце русского народа. Что же в этом его поступке, спрашивается, дурного? Смеяться над ним могут только “умники”, которых интересует не будущее России, а размер гонорара за “заказную” передачу или статью… Тем более, что таким насмешникам было бы уместно задать вопрос: а судьи кто? Почему наших остроумцев из желтой прессы так удивляет коммунист, стоящий в храме со свечкой, и умиляет либерал, стоящий там же? Ведь либерализм – идеология, которая идеалом человека считает безжалостного рационального эгоиста, а идеалом общества – общество конкуренции или “войны всех против всех”, и эта идеология отстоит от христианских ценностей человеколюбия и соборности даже дальше, чем коммунизм с его учением, что все люди – братья… И, кстати, последовательные и честные либералы прямо констатируют это и называют христианство “тоталитарной” и “антидемократической” идеологией, а Русскую Православную Церковь – прости Господи! – “самой главной тоталитарной сектой России”.
Итак, коммунисты в своих программных документах и в публичных выступлениях заявляют, что времена агрессивного отношения Компартии к Церкви и к религии прошли, что обновленная Компартия стала партией русского и евразийского патриотизма и не мыслит своей деятельности без союза с традиционными, культурообразующими религиями России. Порукой этому и вхождение в коалицию с коммунистами патриотических и даже религиозно ориентированных организаций, почему коалиция и называется не “левая” и “красная”, а объединенная, лево-патриотическая. Но можно спросить: почему мы должны верить этому? А не может ли быть так, что тут лишь предвыборная, пропагандистская уловка, и что придя к власти, коммунисты, даже вопреки позиции союзников развернут новую антирелигиозную кампанию? Вопрос этот резонный, важный и, тем не менее, ответ на него можно дать однозначно отрицательный. Как показывает история, коммунисты никогда не скрывали своих намерений: когда они боролись с религией, они так прямо об этом и объявляли, и даже обнародовали планы этой борьбы, сейчас, когда они нашли общую почву для союза с религией – патриотизм, думаю, им тоже можно верить. Это для либеральных политиков свойственно стремление наобещать “с три короба” перед выборами, лишь бы понравиться избирателю (вспомним обещание Ельцина лечь на рельсы, если поднимутся цены…). Но главное даже не в этом, а в том, что стремление изжить и уничтожить религию свойственно исключительно для партий революционного толка. И это легко объяснимо: ведь религия по природе своей - институт консервативный, охраняющий, обращенный к прошлому и потому она и становится предметом раздражения революционеров. Причем, совершенно не играет роли: какую идеологию исповедуют эти революционеры. К примеру, французские якобинцы были сторонниками идей парламентской демократии, прав человека и гражданина, рыночной экономики, тем не менее, они не только преследовали религию – французские католики до сих печатают списки священников, расстрелянных во времена революции 1789 года - но и попросту запретили христианство, заменив его государственным “культом разума”, восходящим к философии Руссо. Между прочим, это сопровождалось еще и страшными кощунствами; в частности, в Собор Парижской Богоматери, откуда предварительно были вышвырнуты все иконы и статуи Богородицы, ввели и посадили … обнаженную актрису, которая должна была символизировать … разум. (что бы ни говорили о ненависти большевиков к религии, большевики все же не додумались запретить Церковь, даже в худшие времена гонений кое-какие храмы сохранялись и священники в них служили – вот и решай потом: что враждебнее христианству – либерализм или коммунизм?). Тем не менее, современные французские буржуазные либералы, чья политическая родословная восходит к Робеспьеру, считают себя “добрыми католиками”, да и весь западный либеральный мир, возникший в результате подобных антифеодальных и антицерковных революций, называет себя, без зазрения совести и, добавим, без особых на то оснований “христианским миром”…
Итак, религию ненавидят именно революционеры. А коммунистическая партия Зюганова не столько революционная, сколько консервативная и патриотическая партия, она не только не стремится к фундаментальным преобразованиям общественной жизни, но и наоборот, всячески им противостоит, стремясь сохранить хотя бы остатки прежнего, доставшегося от СССР жизнеустройства – бесплатное образование, здравоохранение, социальные льготы малоимущим, дабы люди совсем уж не рухнули в пропасть нищеты. Об этом откровенно говорит и сам Зюганов в своих интервью и статьях, ему принадлежат знаменательные слова: “Россия исчерпала лимит революций”, которые вызвали бешенную ругань и обвинения его в “ревизионизме” со стороны ультралевых разных мастей… В качестве революционеров сегодня выступают – давайте посмотрим правде в глаза - вовсе не коммунисты-зюгановцы, а новоявленные российские либералы. Это им хочется “великих потрясений” – полной приватизации народного хозяйства, полной “модернизации армии” с ее сокращением и ядерным разоружением, полного свертывания советских социальных программ. И ради своих “идеалов” – только теперь это уже химерическое “светлое будущее капитализма” - им не жалко миллионов простых людей – замерзающих в квартирах без тепла и света, умирающих от болезней без медикаментов и врачей, гибнущих от рук бандитов, спивающихся, или вовсе не рождающихся… И естественно, что именно либерал-революционеры сегодня - и гонители традиционных религий, и защитники всякого рода заокеанских сектантов, а коммунисты-консерваторы – наоборот. Ведь вспомним, что антиправославный шабаш в Москве с глумлением над святынями в этом году устроили не кто иной как Сергей Адамович Ковалев со товарищи из Сахаровского Центра, а с гневным осуждением этого выступили не кто иные как коммунисты, которые расценили данную акцию как плевок не только в сторону Церкви, но и в сторону русской культуры. Вспомним также, что демонизируют ислам в глазах россиян, всячески перевирая факты, выдергивая и толкуя по своему цитаты из Корана, внушая, что мусульманин – это обязательно “исламист-терррорист” либеральные газеты и СМИ, а объясняют истинную, экономическую и политическую подоплеку чеченской войны и пресловутого “исламского террорризма” лево-патриотические издания. Вспомним, наконец, что без устали заявляют, что Россия – демократическое государство, где все религии равны и потому Русская Православная Церковь должна быть уравнена в правах ... ну хоть с мормонами либеральные чиновники, а выступают в защиту приоритета традиционных конфессий представители оппозиции…. Думается, сказанного достаточно, чтобы доказать, что КПРФ сегодня - единственная крупная политическая сила, которая ни в коем случае не выступит против религии и Церкви, и, даже более того, придя к власти, будет проводить патриотически ориентированную политику, где традиционным российским конфессиям будет отведена почетная, достойная их роль.
Разумеется, вышесказанное вовсе не означает, что между коммунистами и верующими традиционных конфессий не существует никаких разногласий. Я не хочу и не буду молчать об этом, потому что ставил перед собой задачу не разагитировать читателя любой ценой, а просто попытаться избавить его от стереотипов, навязываемых либеральной пропагандой, и заставить взглянуть на вещи трезво. Как бы не продвинулись современные коммунисты в сторону русской идеи, они ведь все равно остались марксистами и материалистами, хотя и на новый, национальный лад. А целью исторического развития для любого марксиста является коммунизм – “грядущее бесклассовое общество”, где отсутствует эксплуатация человека и человеком и все “формы социального отчуждения”, где нет ни религии, ни семьи, ни государства. Об этом тоже открыто говорится в Программе КПРФ – после восстановления России как великой державы и победы над глобальным капитализмом там предусматривается приход эры реального социализма, а за ней - “коммунистической ассоциации”. Естественно, любой верующий человек – и православный, и мусульманин не согласится с такой постановкой вопроса, ведь с точки зрения веры царство всеобщего счастья наступит лишь по ту сторону истории и времени, после Страшного суда, а в исторической, земной юдоли государство, семья необходимы для жизни людей. Так что нужно четко осознавать, что союз верующих с сегодняшними российскими “левыми” патриотами возможен только тактический, обусловленный совпадением ближайших целей, общим противником, а вовсе не тождеством взглядов. На это опять могут возразить: а почему Россия Президента Зюганова, пусть даже в ней будут уважать традиционные религии, для верующего предпочтительнее либеральной России Ельцина и Путина? Вроде бы и Ельцин, и Путин – люди православные, при них храмы новые открываются, религиозная жизнь возрождается, а что до бед и немощей Отечества – Бог даст, пройдут… Мне кажется, что тот, кто так рассуждает, не учитывает одного очень важного фактора: дело в том, что либерализм – идеология, замешанная на западных, протестантских ценностях и по сути своей враждебная традиционным ценностям народов России и прежде всего – русского, ценностям и Православия, и Ислама. Как уже говорилось здесь, либерализм с его культом накопительства, эгоизма, конкуренции, презрением к слабым и неудачникам, как ни парадоксально, даже дальше от духа традиционных конфессий, чем коммунизм с его пусть безбожным, но отрицанием эгоистического рационализма и циничного практицизма. Что же касается подчеркнутой “православности” президентов новой, буржуазно-демократической России и их публичной заботы о Русской Православной Церкви, то даже если это и по-настоящему, не для телекамеры, сей факт остается их личным выбором, и, между прочим, как таковой он плохо согласуется с требованиями либеральной политкорректности. За это на них крайне агрессивно нападали и нападают их же соратники по политическому лагерю – либералы-западники, ведь согласно либеральной модели все религии считаются совершенно равноправными – и те, которые существуют в стране тысячелетие, и секточки, которые возникли месяц назад, но прошли государственную регистрацию. У либерала нет и не может быть почтения к традиционной конфессии, это он расценит как ущемление религиозных свобод. А если ему и предложат выбор, то, скорее всего, протестантские и неопротестатские конфессии он признает более предпочтительными, комплиментарными “общечеловеческим ценностям”. Не лишним будет напомнить, что Збигнев Бжезинский – властитель умов наших западников, в 1991 году открыто сказал: “после падения коммунизма для нас враг № 1 – православие”, а о выставление ислама как “тоталитарной религии” в западных СМИ и говорить нечего. И в общем-то Президентом, премьер-министром, депутатом Госдумы при либеральном режиме в России вполне может стать представитель любой из этих конфессий: сайентолог, иеговист, баптист и т.д., и, думается, в обозримый срок. Традиционные верующие россияне - православные и мусульмане, голосующие за “демократию”, как-то слабо отдают себе отчет в этом, хотя ничего фантастического тут, увы, нет – укажем на то, что нынешний Президент США Джордж Буш-младший – баптист, что в руководящих госорганах Соединеных Штатов немало мормонов, да и в России, например, сайентологи, как показывают исследования, проявляют большой интерес к госслужбе и бизнесу, по “Радио России” постоянно транслируют передачи американских протестантов под “скромненьким” названием “Русское христианское радио”, на улицах городов беспрепятственно ведут пропаганду и вербовку тысячи сектантских миссионеров…. А послушайте, что говорит молодежь, выросшая на либеральной пропаганде – лично мне не раз приходилось от них слышать, что им-де ближе по духу протестантизм, так как он, мол, и прогрессивнее, и рациональнее, и толерантнее… Нет сомнений в том, что Запад помогает и будет помогать своим единоверцам-сектантам в укрепление их позиций в России… И легко представить себе, каково будет отношение к русскому Православию и тюркскому Исламу и их осознанию себя как традиционных религий России при Президенте РФ мормоне или баптисте… Тогда-то наши верующие с тоской вспомнят Зюганова с его декларациями об уважение к православию, и коммунистов с их недоверием к сектантам, но будет поздно – культурная, а возможно к тому времени и политическая ассимиляция России Западом будет завершена…
Поэтому, пока еще не поздно, верующим традиционных конфессий России на нынешних выборах, думаю, стоит проголосовать за КПРФ и лево-патриотическую коалицию. Их лозунг теперь: “Россия! Родина! Народ!”, лозунг, близкий всякому патриоту.
Рустем Вахитов

    БЕЗ ВЕРЫ И РОДИНЫ ЖИЗНИ НЕТ. Обращение Г.А.Зюганова к православным ("СОВЕТСКАЯ РОССИЯ", N 130 (12473), четверг, 20 ноября 2003 г.)

Братья и сестры!
Кризис, терзающий наше Отечество уже более десяти лет, вступил в новую фазу. Страна оказалась в кольце американских военных баз. Вымирание русского населения продолжается ускоренными темпами. Экономика живет за счет хищнической распродажи наших природных ресурсов. Новые «реформы» правительства направлены на продолжение «демократического» погрома страны, на распродажу земли, расчленение естественных монополий, разрушение системы социальных гарантий трудящихся. Спекулянты и ворье по-прежнему жиреют за счет трудового народа. В государственных средствах массовой информации процветает махровая русофобия.
«Партия власти» через свои рупоры постоянно, злонамеренно и целенаправленно искажает взгляды левопатриотического движения, клевещет на нас, представляя современных коммунистов как непримиримых «воинствующих атеистов», враждебных исконным духовным основам России и вековым святыням русского народа.
Не верьте им! Эта ложь имеет свою коварную цель: посеять и усилить подозрительность между православными россиянами и патриотически, национально мыслящими политиками. Разделить нас стеной взаимных претензий и обид. Не допустить объединения всех здоровых общественных сил под единым знаменем любви к Отечеству, утверждения социальной справедливости, опоры на исконные народные святыни и возрождения многовековой русской самобытности.
И все это в условиях, когда американский империализм, пользуясь временной слабостью России, открыто провозгласил своей ближайшей практической целью мировую гегемонию. Одних он усмиряет бомбами, других пронзает «осью» шантажа, против третьих ведет изощренную войну подавления.
Научно-технические достижения, технологический прорыв в области информационных технологий используются архитекторами «нового мирового порядка», чтобы подготовить почву для общепланетарного «электронного концлагеря». В России стремление правительства принять участие в этом процессе путем поголовного принудительного присвоения всем гражданам т.н. «индивидуальных налоговых номеров» (ИНН) уже вызвало в среде православной общественности законную волну возмущения и недовольства.
Конфликтный потенциал современного мира огромен. Все говорит об активизации темных сил мировой закулисы, готовящихся на волне разгорающейся смуты к решительной битве за мировое господство, описанной еще на заре христианской эры апостолом Иоанном Богословом в его знаменитом Апокалипсисе.
В этих условиях особую важность приобретает единство всех патриотических сил России. Агрессивный глобализм, спешно возводящий под знаменами «нового мирового порядка» либерально-апокалиптическое «царство зверя», — вот наш общий противник.
Именно его имеют в виду коммунисты, когда говорят о пресловутых «происках Запада». Мы уверены, что его же имел в виду и Патриарх Алексий II, когда несколько лет назад сказал на московском епархиальном собрании, что нас хотят втянуть в «мировую систему зла». Эту оценку российский первоиерарх повторил недавно еще раз, вновь заявив, что новый глобальный миропорядок «основан на праве сильного», его «нравственным обоснованием становится не справедливость, а своеволие», в нем «любовь к ближнему подменена политкорректностью, терпимость к чужим взглядам — безразличием», а в итоге «нашему взору предстает мир, все устремления которого направлены на получение прибыли любой ценой»...
Сегодня «полпреды» этого чужого мира, густо населившие правительство и администрацию президента, правят нашей страной почти полновластно...
Иерархи Русской Православной Церкви одними из первых обратили внимание на угрозы и опасности для России, таящиеся в недрах «нового мирового порядка». Выдающийся русский духовный лидер конца ХХ века, митрополит Иоанн (Снычев), прямо и публично заявлял, что мировая закулиса, дирижирующая глобализацией, объявила настоящую войну православию, русскому народу и российской государственности.
«Их оружием в этой войне стали тайные общества и организации, — писал он еще в 1993 году, — скрывающие за внешне благовидной деятельностью свою главную цель: низвергнуть христианство, разрушить повсюду национальные государства и подготовить таким образом «добровольное» объединение мира в рамках единой международной политической структуры под властью единого Мирового правительства. Его глава и должен, по замыслу архитекторов этого «общемирового дома», воплотить в жизнь многовековую мечту о господстве над миром. Христиане назвали этого грядущего мирового диктатора антихристом... Антихрист как реальная политическая возможность наших дней уже не вызывает сомнений».
Остается добавить, что борьба с таким мировым беззаконием обещает быть долгой и трудной. И в этой борьбе верующие граждане нашей страны, ее религиозные лидеры и патриотические политики должны идти бок о бок, тесно сотрудничая во имя России, ради ее духовного процветания и державного возрождения!
* * *
Вместе мы поставим прочные заслоны на пути нравственного растления нашего народа, прекратим пропаганду насилия и порока в средствах массовой информации, сделаем соблюдение норм общественной морали одной из главных забот Российского государства!
Вместе мы не позволим втянуть Россию в беззаконие антихристовой глобализации, вернем нашему Отечеству его изначальную духовную основу!
Вместе мы не допустим создания «электронного концлагеря», в который втягивает сегодня россиян бездарное правительство, вознамерившееся пометить всех нас печатью электронных кодов пресловутого ИНН!
Вместе — мы остановим духовную агрессию чуждых проповедников и сект против Русского Православия, вернем нашей Церкви ее исконное место главного хранителя народных святынь!
Вместе — мы победим!

НАРОДНАЯ ПАРТИЯ (Интервью Николая Державина и Валентина Лебедева, "Русский взгляд" и Константин Кинчев агитируют за народников)

    Во власти должны быть люди, которые понимают, что нужно Государству, Обществу и Церкви ("Церковный Вестник", № 21(274) ноябрь 2003)

Николай Державин зарегистрирован как кандидат в депутаты от Народной партии и является третьим в ее федеральном списке. Важно помнить, особенно в период предвыборной кампании, что ни у него, ни у других кандидатов, так или иначе связанных с Православной Церковью, нет полномочий говорить от имени Церкви. В принятом в 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором документе "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" говорится: "Миряне, участвующие в государственной или политической деятельности индивидуально или в рамках различных организаций, делают это самостоятельно, не отождествляя свою политическую работу с позицией церковной Полноты или каких-либо канонических церковных учреждений и не выступая от их имени". Однако "ничто не препятствует участию православных мирян в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических организациях. Мало того, такое участие, если оно совершается в согласии с вероучением Церкви, ее нравственными нормами и ее официальной позицией по общественным вопросам, является одной из форм миссии Церкви в обществе".

Николай Державин ответил на вопросы "Церковного вестника".
— Николай Иванович, ваша должность официально называется референт. С одной стороны, это вполне "техническая" должность, но вот уже более десяти лет вы трудитесь вместе с Предстоятелем нашей Церкви. Каковы особенности этой работы?
— Прежде всего, я хотел бы выразить сердечную сыновнюю благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию за его теплое, отеческое отношение ко мне. Еще будучи студентом Санкт-Петербургской духовной академии (а Патриарх в то время был митрополитом Ленинградским и Новгородским), я получил возможность приблизиться к этому выдающемуся человеку. Конечно, никто тогда не знал, как сложится его судьба. И я не предполагал, что настанет время, когда мне придется трудиться рядом с Предстоятелем Церкви. Но, как сам Патриарх любит повторять: "От Господа устрояются стопы человеческие".
В 1990 году Святейший Патриарх предложил мне переехать из Петербурга в Москву и занять должность его референта. Я с благодарностью принял это предложение. Время было невероятно сложное, переходное. И Патриарху пришлось взять на себя этот крест — не только крест первосвятительского служения, а именно крест всей этой трудной эпохи, когда нужно было заново выстраивать церковно-государственные отношения и свидетельствовать о вечно новых евангельских истинах не только традиционными способами — проповедью, богослужением, но и более широко. Святейший Патриарх являл, и являет до сих пор, удивительный пример сочетания ответственности, глубины, мудрости и, что особенно важно в наше время, дальновидности.
Я, насколько мог, старался улавливать интонацию Патриарха. Дело ведь не только в том, чтобы прочитать его резолюцию: "Сделать то-то и то-то" (эти резолюции всегда четкие и ясные, всегда понятно, что конкретно нужно сделать и в каком ключе), но можно сделать и больше, улавливая интонацию, отеческое отношение, участие в судьбе того или иного человека, храма или епархии. Ведь Патриарху приходится решать множество проблем: общецерковных, епархиальных, по городу Москве. Это поток обращений, причем нередко люди идут к Патриарху как к последней надежде: если уж он не поможет, если он не защитит, то кто? Да, с одной стороны, я занимаюсь "бумажной" работой, и она может показаться монотонной и однообразной, но, с другой стороны, я всегда относился к этому как к церковному послушанию и старался не забывать, что за каждой бумагой стоит конкретная судьба, конкретный человек.
— Без преувеличения можно сказать, что вас в России знают. Много лет вы выполняли "телевизионное послушание", оставаясь за кадром. Вы в течение многих лет ведете трансляции патриарших богослужений из Храма Христа Спасителя, а в последний раз — из Сарова, в дни торжеств в честь преподобного Серафима. Что это для вас: увлечение или миссия?
— Я человек в принципе не телевизионный и никогда раньше, особенно в советское время, не думал, что будет православное телевидение. Уж какая тут проповедь православия, когда коммунисты всерьез обещали показать по телевизору последнего священнослужителя. Но в 1991 году появилась возможность провести первую трансляцию из Богоявленского патриаршего собора. Вначале казалось, что моя задача сводится лишь к тому, чтобы помочь телевизионщикам просто сориентироваться, что же такое трансляция богослужений. Да, они профессионалы, проводили самые различные трансляции: парады с Красной площади, спортивные праздники и т.п. А что такое организовать трансляции из храма? Нужно знать, где поставить камеры, где в тот или иной момент службы будет находиться Патриарх, чтобы дать команду оператору взять правильный план. И тогда в результате многочасового общения выяснилось, что все равно им ничего не понятно, сколько бы я ни объяснял, сколько бы схем ни рисовал. По техническим проблемам мы кое-как договорились, но было принято решение, что просто показывать красивую картинку 3—4 часа — это неоправданно, необходимо сопровождать происходящее комментариями и пояснениями. Каким бы красивым богослужение ни было, оно для многих остается непонятным. Поэтому появилось предложение подготовить комментарий. Когда возник вопрос, кто будет этим заниматься, стало ясно, что на телевидении таких специалистов нет, и тогда предложили мне. Я взял благословение у Святейшего, и это оказалось началом большой, сложной и очень интересной работы. На протяжении 12 лет по крайней мере два раза в год я имел возможность общаться с телезрителями во время прямых трансляций. За это время было много самых разных проектов, мы делали прямые включения из разных городов и стран, но самым главным для меня была реакцию зрителей.
— Расскажите об этом подробнее. Ведь высказывались и сомнения: а стоит ли продолжать эти трансляции...
— Скажу откровенно: у Патриарха не было сомнений в их необходимости. Он сказал: да, мы считаем это дело нужным, это новая форма свидетельства Церкви в современном мире. Она, быть может, неожиданная для консервативно настроенных церковных людей, но надо думать не только о тех, кто уже пришел в храм, кому комфортно и уютно, но и о тех, кто еще только стоит у церковной ограды. В этих словах звучит пастырская забота о людях, о тех, кто еще не вошел в Церковь, кто еще не имеет представления о православном богослужении. Не надо забывать и о тех, кто по состоянию здоровья, по возрасту, по удаленности от храма не могли на Пасху или на Рождество Христово молиться в храмах. И для них эти трансляции тоже оказались очень нужными. Реакция зрителей была поразительной, особенно в первые годы. Мы получали колоссальное количество писем и в Патриархии, и в Останкино. Нас благодарили, нас просили обязательно продолжать: "Слава Богу, что получили возможность приобщиться к празднику, услышать праздничные поздравления Патриарха, для нас это важно". Не будем забывать, что это стало и символом того, что Церковь сохранила единство, что Патриарх был, может быть, единственным, кто объединял нашу нацию. Живая реакция зрителей для меня стала главным аргументом необходимости продолжать эту деятельность.
Как человек церковный, воспитанный в Церкви, я прекрасно понимаю, что никакая супертрансляция не заменит реального участия в богослужении, но такой задачи перед нами никогда и не стояло. Это просто возможность помочь людям сориентироваться, посмотреть трансляцию, задуматься о вечных евангельских истинах, а в следующий праздник, может быть, уже пойти в храм. Это очень важная форма миссии в современном мире, потому что здесь мы обращаемся сразу к миллионам.
Она так же важна, как использование Церковью других средств массовой информации — интернета, радио, печатных СМИ. И здесь я считаю очень важным и необходимым, чтобы государство давало возможность Церкви свидетельствовать о правде и истине, предоставляя эфирное время на телевидении и радио, не замыкая церковную проповедь только в церковных СМИ. Голос Церкви должен звучать убедительно, ясно и широко. Православие было и остается государствообразующей религией в России. Церковь всегда была со своим народом, и она будет со своим народом. И она должна иметь возможность служить не только Богу, но и людям. Это важно особенно сейчас, когда люди растеряны, когда на них обрушивается поток разнообразной информации, рекламы, когда им подсовывают суррогаты в красивой обертке. В такое время Церковь должна дать и надежду, и критерий истины. Как это сделать? Мало говорить об этом в храме, мало общаться только с людьми воцерковленными, нужно идти к народу, идти и свидетельствовать всеми доступными средствами.
— Общество понемногу осознает, что одна из главных проблем — разрушение семьи, девальвация семейных ценностей. Вы родились в большой священнической семье, жившей традиционным русским укладом. Если мы чего-то не имеем или не умеем, то и утраты этого не можем почувствовать. А вам, наверное, проблемы современной семьи видеть особенно печально.
— Семья — это не только, говоря светским языком, ячейка общества, но это прежде всего малая церковь. У нас большая священническая семья, в которой все три мои брата служат священниками, а все сестры — матушки, жены священников. Племянников у меня — даже точно и не знаю, сколько, но уже больше 30. Через всю свою жизнь я пронес чувство глубокой благодарности родителям. Главным достоянием, главным наследством, которое мне оставлено моим отцом, протоиереем Иоанном Державиным, было и остается церковное воспитание. С детства мы жили особым единым ритмом: это и храм, так как мы регулярно посещали богослужения, это и дом, и на улице, и везде. Этот особый ритм задавался чередой богослужений, праздников, постов, дней радости или печали, и все это настолько органично вошло в плоть и кровь, что для меня это стало естественным, единственно возможным образом жизни. Этот уклад хранит удивительную связь поколений. Духовный уклад жизни связует всех любовью и сердечной привязанностью. Каждому поколению даны свои особые духовные дары, но когда семья вместе, она являет собой образ живой, глубокой и действенной веры.
Я убежден, что церковные традиции могут сохраниться только в хорошей семье. Семья дает ребенку систему координат, ценностных ориентиров, чтобы ребенок вырос и не потерялся в этом мире, чтобы он не стал наркоманом, чтобы он не увлекся приманками внешнего мира, рекламными слоганами "бери от жизни все" и т.д. На это невозможно смотреть! Взрослые, сформировавшиеся люди могут выставить этой агрессивной пропаганде какую-то защиту. Но что может ребенок? Он вырастает сегодня на культе жестокости, насилия, безнравственности.
Русские духовные ценности и традиции являются для нас базовыми, их надо сохранить, и здесь необходимо сотрудничество Церкви и государства. Для этого необходимо сделать конкретные шаги.
Во-первых, нужно дать возможность во всех школах преподавать основы православной культуры. Не только потому, что слово "культура" происходит от слова "культ". Но потому что вся наша культура базируется на христианских ценностях. Она созидалась в России в течение тысячи лет, и все, что мы имеем сегодня, все наше национальное достояние — это результат того, что православие было и остается государствообразующей религией России.
Во-вторых, Церкви нужно создать такие условия (в том числе и экономические), которые позволили бы ей широко заниматься социальной деятельностью, благотворительностью, заботой о детях, о молодежи, инвалидах, людях преклонного возраста. Ведь что происходит сегодня? Брошенные дети при живых родителях, и родители в домах престарелых при живых детях. Как на это можно смотреть спокойно? Почему это происходит? Да потому что люди забыли Бога, люди забыли, что нужно не брать от жизни все, а нужно отдавать — любовь всегда носит жертвенный характер. А для того, чтобы было так, нужно заниматься воспитанием.
В-третьих, нельзя Церкви быть в зависимости от доброй или злой воли чиновника. Должны быть законы, принятые государством, чтобы мы не обивали пороги чьих-то кабинетов и не просили то или иное, а, опираясь на закон, говорили и даже требовали. Речь идет о широком социальном партнерстве государства и Церкви, основанном на ясных и четких законах. Сегодня эти законы надо разрабатывать и принимать. И то, что случилось сейчас с поправками к Налоговому кодексу (мы писали об этом подробно в прошлом номере ЦВ — прим. ред.), это ненормально. Теперь идут попытки вдогонку что-то решить. Во власти должны быть люди, которые понимают, что сегодня нужно и государству, и обществу, и Церкви.

Программа "Русский взгляд" 23 ноября содержала довольно большой сюжет, связанный с кандидатами Народной партии Николаем Державиным и Виктором Колесниковым.
Колесникову был посвящен видеосюжет о спонсируемом кандидатом детском приюте в подмосковном подворье Валаамского монастыря.
Но главным оратором был конечно референт Патриарха и третий номер в списке НПРФ Николай Державин. С подачи ведущего он подтвердил, что имеет благословение Патриарха на участие в выборах, много рассуждал о правомерности участия активных мирян в политике (чего никто и оспаривает - ред.). Из идеологических высказываний стоит отметить только новую формулу: "Россия - многоконфессиональное православное государство".
Имела место и "агитация против". Ведущий Иван Демидов усмотрел в пропаганде и даже в названии партии "За Русь Святую" "какую-то странность".
Русский взгляд // 3 канал

Часто говорят, что вера и политика - вещи несовместимые. Но нынешние выборы в Госдуму стремятся доказать обратное. "Для нас, верующих, уклоняться от решения общественно значимых задач, уходить от участия в деятельности по защите гражданских прав значило бы поставить себя вне общества, вне страны, вне церкви". Так по крайней мере считают кандидаты в депутаты от Народной партии РФ, референт Патриарха Алексия II Николай ДЕРЖАВИН и председатель Союза православных граждан Валентин ЛЕБЕДЕВ.
Николай ДЕРЖАВИН: - Все существующие в России проблемы так или иначе связаны с отсутствием крепкой духовной базы. А так как именно церковь всегда владела и владеет истинными и непреходящими нравственными ориентирами, то сколько бы мы ни прилагали усилий по реформированию экономики, жизнь не улучшится до тех пор, пока общество не восстановит систему духовных ценностей. Но чтобы церковь могла во всем объеме своих возможностей служить Богу и людям, ей нужна помощь и поддержка как государства, так и общества. Некоторые христиане иногда сами занимают пассивно-отрешенную позицию, дескать, наше дело молиться, а к остальному мы отношения не имеем. Поступая таким образом, они забывают, что "вера без дел мертва". Подобная "теплохладность" далека от настоящего церковного подхода к жизни.
Валентин ЛЕБЕДЕВ: - По статистике, большинство граждан нашей страны (более 80%) считают себя православными христианами. Абсурдно было бы предполагать, что за порогом избирательного участка, служебного кабинета, редакции они оставляют свои убеждения. В то же время образ действия человека, наш выбор напрямую зависят от наших убеждений. Имеют ли граждане России право использовать законодательные механизмы для защиты того, что им дорого, для защиты своих ценностей, своих убеждений? Вопрос, казалось бы, риторический. Однако многим хотелось бы, чтобы граждане вмешались бы в политику как можно меньше, а особенно со своею верой и со своими идеалами и ценностями. Нас это не устраивает.
- Как, по-вашему, скажется на российской политике появление в ней людей церковных?
Валентин ЛЕБЕДЕВ:
- Именно активное присутствие в политике людей, для которых вера - не пустое слово, не возможность привлечь дополнительные голоса, а нравственная основа жизни может обеспечить реальное привнесение в политику нравственных ценностей. Для нас, верующих, уклоняться от решения общественно значимых задач, уходить от участия в деятельности по защите наших, и не только наших, гражданских прав значило бы поставить себя вне общества, вне страны, вне России. Наш патриотизм должен быть действенным.
- Чем, на ваш взгляд, объясняется все большая вовлеченность религиозных организаций в политическую жизнь страны?
Валентин ЛЕБЕДЕВ:
- Без реального участия гражданских организаций верующих российская политика не может в полной мере отражать интересы россиян. Пример европейских государств показывает нам, что партии, чья идеология в значительной мере построена на традиционных, религиозных ценностях, могут играть огромную позитивную роль в жизни страны. Уверен, что и на предстоящих выборах поддержку верующих должны получить те политические силы, которые не только открыто выступают в защиту традиционных духовных ценностей, но и поддерживают наши принципиальные требования: ввести добровольный предмет "Основы православной культуры" в федеральный компонент образования и обеспечить Русскую православную церковь возможностью присутствовать на общенациональных телеканалах в достойное время, в общенациональных СМИ - наши дети имеют полное право знать ту культуру, на которой выросла Россия. Без помощи церкви государство не сможет преодолеть и демографическую катастрофу - здесь необходимо сочетать религиозную мотивацию и общенациональные программы поддержки молодой семьи. Эти идеи и конкретные предложения поддерживает Народная партия.
Николай ДЕРЖАВИН: - Соглашусь. Цели и задачи, которые пропагандируются "народниками", близки по мировосприятию любому верующему человеку. Именно представители Народной партии, на мой взгляд, наиболее адекватно понимают, какие проблемы сейчас нужно решить в России. Как, к примеру, может быть не близка идея укрепления российской государственности, отстаиваемая "народниками"? Очень важно вернуть авторитет России как сильного мощного государства; и дело здесь не только и не столько в экономической стабильности. Оно должно быть духовно сильным и нравственно здоровым. Сколько бы мы ни говорили о политических, экономических, да и любых других реформах, без нравственного стержня, без духовного единения граждан России невозможно достичь сколько-нибудь значимых результатов.
Сергей Владимиров

    ВЕРА И ПОЛИТИКА ("Радонеж", № 9 за 2003 год,19 ноября 2003 г.)

В. Лебедев, Председатель СоюзаПравославных Граждан
Часто говорят, что вера и политика - вещи несовместимые. Церковь в России отделена от государства и принципиально ставит себя вне политического процесса. Существует прямой запрет руководства Церкви на участие священников в выборах в качестве кандидатов, в предвыборной агитации, в деятельности политических организаций. Да и сама политика зачастую мыслится "грязным", "безнравственным" делом, участие в котором неизбежно связанно с необходимостью идти на сделки со своею совестью. Такое положение вещей устраивает многих.
С другой стороны, религиозность сама по себе есть мощнейший фактор российской общественной жизни. Статистические данные говорят нам, что подавляющее большинство граждан нашей страны считают себя верующими; более 80% заявляют о своей принадлежности к Православию. Абсурдно было бы предполагать, что за порогом избирательного участка, служебного кабинета, редакции они оставляют свои убеждения. Образ действий человека, наши предпочтения, наш выбор зависят от наших убеждений напрямую. Очевидно, что существуют ценности, общие для большинства российских граждан, ценности, которые не оспаривает никто: крепкая семья, честный труд, чистая совесть, возможность жить по своей вере и по своим убеждениям. Эти ценности есть ценности общепринятые, ценности традиционные. Своей основой они имеют либо веру, либо традицию, основанную на той же вере, на тех же заповедях: не убей, не укради...… Очевидно также, что эти ценности, эти принципы нуждаются не только в защите, но и в реальной возможности своего осуществления; в противном случае любая декларация приверженности им была бы бессмысленна.
Имеют ли граждане России право использовать законодательные механизмы для защиты того, что им дорого, для защиты своих ценностей, своих убеждений? Вопрос, казалось бы, риторический. Однако многим хотелось бы, чтобы граждане мешались бы в политику как можно меньше, а особенно со своею верой и со своими идеалами и ценностями. Открыто декларируется следующая точка зрения: если вера вне политики – она должна быть и вне общества; если человек исповедует свою веру, имеет религиозно обоснованные убеждения – он не имеет право на общественно значимое действие. Говорить так – значит утверждать, что политика обязана быть вне общепринятых ценностей, а значит – вне нравственности.
Большинство граждан России считают иначе. Разумеется, видеть вовлеченными в политику, в борьбу за власть традиционные религиозные институты, и в первую очередь –Русскую Православную Церковь не хочет никто. Но верующие граждане России имеют право отстаивать собственные ценности, бороться за них, требовать от власти уважения к вере большинства. Пренебрежение гражданскими правами верующих, отказ им в таких правах недопустим. Очевидно, что реальная правозащитная деятельность в этой сфере может и должна вестись внецерковными организациями верующих. Мало того, скажем прямо, права и свободы православного большинства граждан России ущемлены.
Не менее важный вопрос – землевладение и налогообложение Церкви. В нынешнем варианте Земельного Кодекса Церковь поставлена в такие условия, что не смогут полноценно существовать ее приходы, а принятые недавно Федеральным Собранием поправки к налоговому кодексу делают невозможной образовательную, издательскую и миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви.
А что происходит в Москве! Власти передают землеотвод на Ходынском поле под огромный "центр ведической культуры", а глава Исполкома Общества Сознания Кришны Сергей Зуев в интервью английской газете "Гардиан" (23 октября с.г.) назвал Русскую Православную Церковь "самой опасной тоталитарной сектой". И "центр ведической культуры" с запаланированными там конференц-залами, музеями и проч. станет крупнейшим центром подобной пропаганды. При этом на Ходынке до сих пор не передана земля под строительство православного храма, где должны совершаться молитвы о людях, погибших там при коронации последнего российского императора. Мало того, московские власти поддерживают строительство огромного антиправославного центра, в то время как в большинстве новых районов Москвы, иные из которых насчитывают по полмиллиона жителей, церквей вообще нет. Таким образом, в России сложилась абсурдная ситуация, когда религиозное большинство - православные - поражены в своих правах в области образования и в возможности донести свою точку зрения до общества и государства.
Если говорить о российском религиозном большинстве, о тех центрах концентрации общественной активности и политической воли православного большинства граждан России, то в первую очередь речь должна идти о Союзе православных граждан, общественной организации, которая уже много лет защищает права и интересы православных верующих как в нашей стране, так и на всем постсоветском пространстве. Практика показывает, что большинство случаев ограничения прав граждан по признаку их религиозной принадлежности связано либо с неверным истолкованием существующего законодательства там, где оно касается религии, либо (например, в Поволжье) с проявлениями религиозного экстремизма и национализма, либо же, особенно в постсоветских республиках, со стремлением власти вмешаться в дела Церкви и верующих.
Действительно, есть ли вера и верность своим религиозным убеждениям, стремление жить по своей вере неотъемлемое право российских граждан, или же их "религиозность" - просто опасная и непредсказуемая тенденция, подлежащая государственному контролю? Разрешая этот вопрос, мы не можем отговориться возможностью "разных точек зрения"; там, где речь идет о соотношении прав государства и граждан, неопределенность невозможна и не может быть терпимой. Необходимо понимать, что сторонники государственного контроля в религиозной области фактически призывают государство осуществлять контроль не просто над "религиозными институтами", но именно над реализацией гражданами своих гражданских прав. Говоря проще, вопрос состоит в том, для кого и для чего существует наше государство – для нас, для большинства россиян, или же для соответствия каким-то абстрактным принципам и для удовлетворения чьих-то политических амбиций?
Говорят о гражданском обществе. Проводились, помнится, специальные казенные мероприятия для того, чтобы догадаться наконец, как же его, это самое общество, создать. Между тем, реальная защита гражданских прав происходит не на официальных форумах, не на кощунственных "правозащитных" выставках, не в кабинетах администрации. Перед верующими России стоят реальные задачи: обеспечить своей Церкви свободу от посягательств извне; обеспечить детям право получать знания об основах нашей же культуры открыто, а не исподтишка на полулегальных основаниях; защитить доброе имя своей Церкви от нападок, многие из которых прямо подпадают под 282 статью действующего уголовного кодекса – "возбуждение расовой, национальной и религиозной розни". Реальная правозащитная деятельность в области соблюдения религиозных свобод ведется православными общественными организациями, в первую очередь – Союзом православных граждан.
Для нас, для верующих, уклоняться от решения общественно значимых задач, уходить от участия в деятельности по защите наших, и не только наших гражданских прав – значило бы поставить себя вне общества, вне страны, вне России. Наш патриотизм должен быть действенным. Мы не имеем права брезгливо отвернуться от проблем и бед нашей страны. Церковь – вне государства, выше его, но не могут быть вне государства верующие люди; независимо от своих политических предпочтений каждый из нас не может не действовать на благо своей страны и Церкви. Уверен, что и на предстоящих нам выборах поддержку верующих должны получить те политические силы, которые открыто выступают в защиту традиционных духовных ценностей. Сейчас в первую очередь это - Народная партия.
Нам необходимо понять, что именно сейчас решается вопрос, принципиально важный для будущего нашей страны – будет ли власть осуществляться снизу, смогут ли граждане контролировать государство, или же оно превратится в самодостаточный институт, по собственному усмотрению регулирующий все сферы общественной жизни. Необходимо понять, что вера – действительно мощнейший фактор для России, и именно поэтому всегда найдутся желающие контролировать Церковь, контролировать веру, предписывать нам, кому и во что нам верить. Мы не имеем права на пассивность. Мы идем в политику, сотрудничаем с политическими партиями не для того, чтобы политизироваться самим, превратиться в политическую партию, подчинять свои интересы интересам светской политики – но, напротив, для того, чтобы привнести в российскую политику духовные, традиционные ценности, защитить права традиционного религиозного большинства. Собственно, речь идет о том, смогут ли гражданские организации вести деятельность по защите прав и выражении интересов граждан на законодательном уровне, или же власть снова будет осуществляться сверху, методами "контроля" и "регулирования", в данном случае – религиозной жизни, в других же – общественной, а в каких-то, возможно, и частной... Мы – граждане России – не имеем права на бесправие. Мы обязаны сделать все, чтобы власть была действительно народной.

    Константин Кинчев: "Мы вместе, благодаря Народной партии!" (сайт Народной партии, 24 ноября 2003 г.)

17 ноября в Екатеринбурге состоялся концерт легендарной группы "Алиса".
Со своим юбилейным туром - "Алисе -20" музыканты выступят также в Челябинске, Кургане, Ростове-на-Дону и Краснодаре. Проведение этого тура поддержала Народная партия РФ.
В фойе цирка, где проходил концерт "Алисы", члены молодежного совета Свердловского регионального отделения НП РФ в футболках с цифрой "12" на спине - номером Народной партии в федеральном списке, раздавали "алисоманам" календари и наклейки Народной партии.
Страсти накалялись, несмотря на будний день, зал был заполнен до отказа. Под свист и рев толпы на арену вышли депутат Госдумы РФ, член президиума НПРФ, Евгений Зяблицев и депутат ППЗС Свердловской области, первый заместитель председателя Свердловского обкома Сергей Черкасов и представитель ЦК Народной партии РФ Владимир Литаренко. Они приветствовали всех, кто пришел на концерт от лица Народной партии, а Владимир Литоренко, подчеркнул, что именно в Екатеринбурге, столице уральского рока начался долгожданный тур "Алисы" под эгидой Народной партии и ее программа близка людям всех возрастов и самых различных занятий. Народная партия поддерживает любое начинание, которое касается духовно-нравственных аспектов. "За народ! За родину! За веру!" - прозвучали лозунги Народной партии и концерт начался песней "родина" из нового альбома "Алисы".
Среди слушателей "Алисы" были и тинейджеры и люди достаточно солидные, но всех их объединяло одно - песни Кинчева, интерес к его жизни и его творчеству.
Сергей Борисов, бизнесмен, 34 лет: "Удивлен, что Кинчев стал поддерживать Народную партию. Всегда думал, что рок-музыканты, когда выступают под лозунгами каких-то партий, то значит им заплатили за это... Знаю, что Костя очень изменился - в православие ушел, песни пишет более патриотические... Он всегда все делает искренне, поэтому, если он поддерживает Народную партию, значит это того стоит...: Денис Кротов, студент УрГУ: "Кинчев для меня - это прежде всего человек поступка и эмоций! Каждый раз, когда я прихожу на его концерты, мне хочется что-то в себе изменить... Он свою жизнь правильно выстраивает - занимается любимым делом, призывает любить свою Родину, а это неплохо... Спасибо вашей партии за "Алису", дождались!" После концерта мне удалось задать несколько вопросов Константину Кинчеву.
- Обычно считается, что рок- музыканты вне политики, почему вы решили выступать под лозунгами Народной партии?
- Когда мы начали писать свой новый альбом, то составили некий манифест "Кому небезразлична судьба нашей Родины, для кого понятия "русский народ, православие" - не пустой звук, мы обращаемся за помощью и участием в создании нашего нового альбома". Обратились ко всем политическим и бизнес-структурам - тишина. Совершенно неожиданным и чудесным исключением стала народная партия РФ. Благодаря ее помощи, мы сегодня здесь и у нас состоялся такой большой тур по городам нашей страны.
- Что вы ждете от Народной партии?
Юлия Ваганова

(окончание в следующем выпуске рассылки)

[http://www.religare.ru/article7505.htm]


Перепечатка материалов приветствуется при гиперссылке на портал "Религия и СМИ"
Авторские права 2002 "Бюро по содействию средствам массовой
информации в освещении религиозной жизни"
info@religare.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное