Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Филипп Щипков. СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК: Я ОЩУЩАЮ ПРИСУТСТВИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА


Информационный Канал Subscribe.Ru


   справочно-информационный портал
   РЕЛИГИЯ и СМИ religare.ru
Интернет-портал "Религия и СМИ" создан при финансовой поддержке Министерства Российской
Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.

 Информационная рассылка #92, /2003-11-14/


     Пятница: Ф.Щипков. Интервью

СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК: Я ОЩУЩАЮ ПРИСУТСТВИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА
Филипп Щипков
14.11.2003


Солодовник Светлана Александровна. Закончила Факультет журналистики МГУ. Работала в журнале "Современная художественная литература за рубежом". Затем в журнале "Итоги". С 1996 года работает в "Еженедельном журнале". Редактор отдела политики.

Светлана Александровна, есть ли у "Еженедельного журнала" свой специфический подход в освещении религиозной темы?

Какого-то разработанного теоретического подхода или концепции в этом вопросе у "Еженедельного журнала" нет. Журнал вполне признаёт, что религия занимает в нашем обществе важное место и что религиозные события надо освещать. В то же время, когда возникает альтернатива осветить религиозное или какое-то общеполитическое событие, то последнее, как правило, выигрывает. В журнале считают, что общественно-политические события привлекают интерес всего общества, а религиозное – только части и интересны не всем.

Какие темы, связанные с религией, являются для "Еженедельного журнала" приоритетными?

Значимые общецерковные события, отношения церкви и государства, какие-то общественные дискуссии, например, о преподавании основ православной культуры – всё это мы пытаемся отслеживать и периодически об этом пишем. Больше, наверное, все-таки интересуют взаимоотношения государства и Церкви, вопрос о месте церкви в политике. Ведь церковь сейчас оказывает реальное воздействие на политические процессы в обществе. Кроме того, как известно, религиозная карта довольно часто разыгрывается на выборах, используется наиболее важный ресурс церкви – авторитет в обществе. Или наоборот — играют на каких-то не самых благородных чувствах и страстях верующих, но это бывает реже.

Как на Ваш взгляд будут развиваться отношения государства и церкви?

В нашем обществе принципы отношения к религии пока только формируются, поэтому сложно сказать, к чему придут отношения церкви и государства, но у меня складывается такое ощущение, что государство в очередной раз находится в некоторой растерянности и не очень понимает, за что ему ухватиться. Я не исключаю, что религия войдет в набор тех вещей, за которые "ухватится" государство.

Вам не кажется, что сегодня в СМИ термин "религиозный экстремизм" употребляется слишком часто? Существует ли он в принципе?

Да, существует. Но я бы скорее говорила о религиозном экстремизме не как общественном движении, а как об общественных настроениях.

Часть верующих действительно настроена достаточно агрессивно (я имею в виду православных верующих), но при этом надо сказать, что некоторая часть неверующих в свою очередь тоже настроена достаточно агрессивно. Существует взаимонепонимание между верующей и не верующей частями общества, потому что на верующего человека до сих пор средний неверующий смотрит как на аномалию. Неверующие пока ещё органически не способны понять, что верующий человек это норма. Есть две крайности: некоторые приписывают верующим какую-то заоблачную высоту, другие же — чуть не умственную отсталость. И верующие в ответ порой ведут себя неадекватно. В них слишком силен пока прозелитический запал, который находит выражение в действиях откровенно насильственных — ведь по-другому действовать мы, с нашим большевистским прошлым, попросту не умеем, не научились еще. Присутствие такого религиозного экстремизма я ощущаю. На мой взгляд, религиозный экстремизм как некое общественное настроение может быть гораздо опаснее, чем религиозный экстремизм формализованный (например, тот, который называют исламским), потому что в обществе создаётся вполне реальное напряжение.

В вашем журнале довольно много публикаций о жизни православных приходов, как Вам кажется, насколько глубоко и до какого предела в светском издании может быть представлена такая "православная жизнь" и возможна ли в вашем издании проповедь?

Проповедь вряд ли возможна, потому что прямая православная проповедь воспринимается в светском издании как нечто инородное. Но то, что жизнь православного сообщества можно и нужно освещать в светском издании гораздо шире – в этом я убеждена. Нужно писать не только о политических проблемах. Нужно писать о каждодневной жизни православного сообщества, где возникают самые разные проблемы – нравственные, духовные, бытовые, социальные. Эта сторона церковной жизни освещается недостаточно. СМИ хватаются за острые политические ситуации – что естественно для прессы. Но мне кажется, что отчасти это сознательная установка средств массовой информации. Они считают, что о повседневной жизни должны писать православные конфессиональные издания. Единственная тема, которую широко обсуждали светские СМИ — это проблема православного образования в школе. Это острая тема, и пресса вот уже год, даже больше, мусолит ее, хотя ничего нового сказать не может. Очень редко, и в основном в профессиональных изданиях, на вашем сайте или в НГ-религии, появляются статьи, которые вносят в обсуждение темы какие-то новые нюансы. Общество разделилось на два лагеря, поддерживающих ОПК и протестующих, и их диалог напоминает разговор слепого с глухим. Конечно, хотелось бы, чтобы церковная жизнь освещалась шире, но, с другой стороны, невозможно заставить людей писать о том, о чем они писать не хотят.

Многие издания пишут о взаимоотношениях РПЦ и Ватикана. Как вы освещаете эту проблему?

Когда этот конфликт только начинался, мы много об этом писали. В какой-то степени это искусственно созданная проблема. В прессе было много шума вокруг того, что католики создали в России свои епархии, но епархии существуют, а ничего от этого не изменилось – католиков не стало больше и отношение к ним не изменилось, я, во всяком случае, этого не чувствую. Конечно, у Православной Церкви были опасения, что раз статус административного подразделения католиков в России повышается, значит будет вкладываться больше денег, и, следовательно, будет расти влияние. Боятся конкуренции, хотя это глупо, по-моему. С другой стороны, мне кажется, католики неудачно выбрали момент для этого шага. Я помню, отношения тогда только начали налаживаться — и тут на тебе. Наверное, нужно было либо раньше с этим затеваться, либо переждать и предпринимать что-то, когда отношения станут более стабильными.

Как вы оцениваете позицию Путина, который говорит, что без согласования с РПЦ не может пригласить Папу в Россию?

Я думаю, это правильно. Он не хочет портить отношений с Церковью.

Может ли он выступить посредником между РПЦ и Ватиканом?

А РПЦ этого хочет?

Патриарх в большей степени фигура религиозная или политическая?

Любой крупный церковный деятель – в какой-то степени фигура политическая, вне зависимости от личной религиозности. Даже если на его месте будет святой, то всё равно он в силу положения будет фигурой политической, это неизбежно, просто так устроена жизнь.

Почему нет отдела и должности по религиозным вопросам в "Еженедельном журнале"?

Религиозной темой в журнале в основном занимаюсь я, но считается, что в общем потоке работы это не занимает такого значительного места, чтобы создавать целый отдел или ставку. Должна вам сказать, что с тем объёмом, который у нас есть сейчас, мы вполне справляемся и без специализированного отдела. Религиозных материалов не очень много.

К какой из тематических рубрик журнала тяготеет религия?

Религиозные темы бывают разными. Если тема политическая, то материал идет в политику, если общественная, то идет в общество.

Вы пишете на религиозные темы. Не складываете ли у вас впечатление, что СМИ, когда пишут о религии, усекают какие-то смыслы?

Конечно, сталкиваешься с такой проблемой. Иногда приходится что-то чрезмерно объяснять для людей, которые находятся вне этой темы, и всё равно многие церковные и религиозные проблемы для неверующего человека, который никогда не думал над этим, остаются непонятными. Чтобы действительно прочувствовать и до конца понять какие-то вещи нужно столкнуться с ними внутри себя. Но все равно каждый раз пытаешься писать так, чтобы было максимально понятно, где здесь нерв и в чём, собственно, состоит проблема.

[http://www.religare.ru/article7345.htm]


Перепечатка материалов приветствуется при гиперссылке на портал "Религия и СМИ"
Авторские права 2002 "Бюро по содействию средствам массовой
информации в освещении религиозной жизни"
info@religare.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное