← Ноябрь 2003 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
||||
15
|
16
|
|||||
22
|
23
|
|||||
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://religare.ru/
Открыта:
10-10-2002
Статистика
0 за неделю
Александр Щипков. СОБРАНИЕ ПРЕСС-СЛУЖБ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В МИНИСТЕРСТВЕ ПО ДЕЛАМ ПЕЧАТИ
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Понедельник: А.Щипков. Гл. редактор
СОБРАНИЕ ПРЕСС-СЛУЖБ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В МИНИСТЕРСТВЕ ПО ДЕЛАМ ПЕЧАТИ
В конце октября в Министерстве по делам печати в рамках круглого стола "Роль СМИ в формировании толерантности и предотвращении межрелигиозных конфликтов" собрались представители пресс-служб ряда религиозных организаций. Подобная встреча проходила впервые и Методический совет по освещению религиозной тематики в СМИ при МПТР, выступивший инициатором встречи, ограничился приглашением самых крупных объединений. На имя руководителей религиозных объединений были отправлены приглашения. Откликнулись почти все организации. В ходе дискуссии Совет выступил с предложением создать Пул конфессиональных пресс-служб. Периодически Совет привлекал к своей работе представителей конфессий, но поскольку функция Совета сводится к узко профессиональной теме взаимодействия религиозных объединений и СМИ, то логично взаимодействовать в первую очередь с лицами, которые доносят до общества официальную позицию религиозной организации, то есть с пресс-службами и отделами по связям с общественностью. Далеко не в каждой религиозной организации сегодня созданы пресс-службы. В некоторых организациях это вполне сложившиеся профессиональные структуры, в других – один единственный человек, несущий обязанности одновременно и пресс-секретаря, и pr-службы, и редактора корпоративного издания. Но очевидно, что процесс создания и развития конфессиональных пресс-служб начался, и будет продолжаться. Методический совет готов способствовать становлению конфессиональных пресс-служб, исходя из того, что только открытость и профессионализм могут предотвратить вольные и невольные искажения в СМИ тех действий и намерений, которые декларируют религиозные объединения. Сегодня мы публикуем сокращённую стенограмму круглого стола, в работе которого приняли участие - министр по национальной политике Владимир Зорин, члены Методического Совета, журналисты, а также руководители пресс-служб и представители религиозных конфессий: Русской Православной Церкви, Совета муфтиев России, Федерации еврейских общин России, Российского объединения христиан веры евангельской, Римско-Католической Церкви, Армянской Апостольской Церкви, Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня. ОБЩЕСТВЕННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ОСВЕЩЕНИЮ РЕЛИГИОЗНОЙ ТЕМАТИКИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ МПТР РФ Стенограмма (в сокращении) круглого стола "Роль СМИ в формировании толерантности и предотвращении межрелигиозных конфликтов". 22 октября 2003 г., 16.00 – 19.00. Зал коллегий МПТР. Участники:
Гагаркин А.И. (Ответственный секретарь Общественного методического совета по освещению религиозной тематики в СМИ при МПТР).
Зорин В.Ю. (Министр РФ по национальной политике)
Если мы попытаемся, в целом, охарактеризовать межконфессиональную обстановку в Российской Федерации, то можно констатировать, что она отличается сегодня определённым ростом роли религиозного фактора в жизни страны. Это объективная ситуация. Она отражается, как во внешних проявлениях -протокольных акциях власти, партийных организаций, общественных объединений, так и в нашей реальной, практической жизни. Результаты социологических опросов показывают, что в различных регионах нашей страны от 43 до 57 % респондентов заявляют, что они являются верующими. Эта тенденция растёт, и постепенно растут цифры, правда, сейчас медленнее, чем раньше. Но, тем не менее, процесс продолжается. У нас в стране сегодня зарегистрировано более 22 тысяч религиозных объединений и организаций. Если на начало 90-х годов было всего 23 конфессии, то сегодня 69. Мы с Павлом Ивановичем Пучковым вместе работали над конфессиональной картой Приволжского федерального округа, теперь мы делаем такую карту и по стране, и, я надеюсь, скоро издадим. Особенно рост организаций заметен после принятия соответствующего закона Государственной Думы в 1997 году. Для примера скажу, что за этот период число организаций иудаистского направления возросло вдвое, Русской Православной Церкви – на 23%, старообрядцев – 29%, мусульманских – на 14 %. Наблюдается рост как традиционных конфессий, так и конфессий, которые появились в последнее время. Конечно, эти важные процессы не могут не находить отражения в средствах массовой информации. Существует два медийных среза – светские СМИ, с одной стороны, и СМИ самих религиозных организаций – с другой. Проблемы, с которыми им приходится сталкиваться, носят разный характер. Однако, можно говорить и об общей тенденции. Мониторинг, который мы проводим, говорит о том, что, в целом, освещение религиозной тематики светскими средствами массовой информации оставляет желать лучшего. Я бы здесь выделил и вопросы профессионализма, и вопросы некорректности, допускаемые определёнными средствами массовой информации в освещении событий и в оценке тех явлений, с которыми мы сталкиваемся. Я внимательно проанализировал многие материалы перед нашей встречей и даже думал привести несколько примеров. Но, знаете, в этой аудитории мне неудобно цитировать перлы нашей журналистики, которая относится нередко с чувством пренебрежения и неуважения к чувствам самих верующих. Порой мы наблюдаем и обратное явление: некоторые средства массовой информации не уважают настроения и ощущения людей, которые являются неверующими. Особенно это проявляется в ситуациях, которые вызывают в обществе споры. Я бы хотел напомнить вам дискуссию, которая велась вокруг православного образования в средней школе, дискуссию по поводу открытия новых кафедр католической церкви. Можно было бы выделить и тему освещения проблем исламского фактора, которая, я хочу подчеркнуть это, очень часто ведется некорректно, допускаются научно необоснованные понятия. Очень часто по проблемам религиозных отношений начинают писать люди, которые просто незнакомы с вопросом, видят только внешнюю сторону. У меня есть классический пример. Однажды во время моей встречи с журналистом, который считал себя ведущим специалистом по вопросам ислама, в конце нашей беседы он спросил меня чем же всё-таки шииты отличаются от сунитов. Я ответил на вопрос и в свою очередь поинтересовался как он пишет об исламе, не зная основ. Ответ был простодушно прост: "Мне заказывали, я и писал. Главное сдать материал в срок". Это анекдотический пример, но он говорит о том, что нам не хватает таких изданий как "НГ-Религии" или интернет-портал "Религия и СМИ". К сожалению подобных качественных изданий очень мало. Думаю, что здесь есть о чем поговорить и посоветоваться. Это важно как для самих религиозных объединений, так и для их изданий. Самое главное, что я хотел бы подчеркнуть, это то, что в нынешней ситуации необходима выработка нового алгоритма взаимоотношений власти, СМИ и религии. Почему я говорю о новом этапе? Если в советский период государство и средства массовой информации, обслуживающие это государство, были явно атеистическими, то потом наступил период, когда они совсем ушли из этой сферы, никаким образом не проявлялись. Сейчас стоит вопрос о возвращении, о модели взаимодействия государства и религиозных объединений. И я бы сказал, что предпочтительно, чтобы эта модель сотрудничества, была моделью сотрудничества и моделью партнёрства, потому что у нас сегодня, у всего общества, в том числе и у религиозных объединений, организаций и средств массовой информации есть общая задача. Она состоит в том, что мы можем и должны совместно решать общие наболевшие вопросы. Прежде всего, я выделил бы вопросы совместного противодействия экстремизму. Это очень важная, очень тонкая, очень актуальная сегодня тема. Можно взять социальный аспект и социальную сферу, можно говорить сейчас о борьбе с наркоманией, СПИДом, о пенитенциарной системе, вооружённых силах, лечебных учреждениях, благотворительности. И исполнительная власть, и средства массовой информации, и сами религиозные объединения и организации должны искать эти новые формы сотрудничества, а мы их (формы сотрудничества) должны пропагандировать, обобщать и рассказывать об этом. Я бы хотел выделить очень важную, принципиально важную тему для сегодняшнего времени – необходимость достойно ответить на модную сегодня теорию о якобы неизбежном конфликте цивилизаций. Самюэл Хантингтон в своих работах отождествляет цивилизацию с культурой, а культуру с религией и говорит о неизбежности конфликта цивилизаций. Самое опасное то, что в этой теории признаётся и пропагандируется образ врага. Это опасная тенденция. И нам всем надо подумать, как можно ответить, опираясь на наш собственный опыт. Я хотел бы подчеркнуть, что, если мы говорим о практическом опыте, о модели, которая могла бы ответить на якобы существующий конфликт цивилизаций, то, конечно, это модель Российской Федерации, где на протяжении нескольких столетий плодотворно взаимодействуют различные конфессии, несмотря на все трудности, которые были, есть и будут. Модель сотрудничества между двумя ведущими конфессиями нашей страны, между православием и исламом, имеет общеевропейское, общемировое значение. Эта модель межконфессионального диалога и сотрудничества является самым правильным ответом на существующие теории о якобы неизбежном конфликте цивилизаций. Культуры обогащают друг друга. Диалог культур позволяет развиваться обществу, обогащаться и, чем разнообразнее это общество, тем оно богаче. И в этом смысле наша страна является одной из самых богатых стран мира. Я хотел бы ещё раз подчеркнуть, что, несмотря на все сложности и перипетии нашего исторического развития, Россия не потеряла ни одного народа. Мы сейчас провели перепись. Думаю, что в недалёком будущем завершится очередной этап подведения итогов переписи, и мы сможем назвать цифры. Но уже сегодня ясно, что Россия является одной из самых многонациональных, многоконфессиональных стран мира – около 170 народностей и этнических групп проживает у нас в качестве постоянного, коренного населения. Я уже говорил, что в России 69 конфессий. Это говорит о том, что мы были, есть и будем многонациональной и многоконфессиональной страной. Это есть наше основное богатство и источник развития. Конечно, это не значит, что мы не имеем фактов ксенофобии, попыток разжигания межконфессиональной, межнациональной розни, но в последнее время, особенно с принятием закона о противодействии экстремистской деятельности, государство усилило работу по противодействию этим явлениям в трёх направлениях. Первое направление – это усиление административных мер. Мы являемся свидетелями того, что этот год начался с предупреждения МПТР изданию Национальной державной партии за попытку разжигания межнациональной розни. А вообще уже в течение этого года МПТР сделало около 60 предупреждений различным изданиям. Решением Верховного суда 15 религиозных объединений и организаций определены как экстремистские и подлежат запрещению. Впервые в стране идут два судебных процесса (Новосибирск и Волгоград) по так называемым скинхедам, которые обвиняются в создании экстремистских сообществ и разжигании межнациональной розни. Государство и дальше будет предпринимать усилия по применению административных мер. Но одними административными мерами нам этих задач не решить. Второе направление. В стране существует целевая государственная программа формирования толерантного сознания и противодействия экстремизму. Эта программа рассчитана до 2006 года, охватывает около 15 министерств и ведомств. Выделяются деньги. В субъектах федерации предусмотрен целый ряд мер по воспитанию подрастающего поколения. И третье направление, которое я хотел бы выделить, это участие самих институтов гражданского общества, неправительственных организаций, общественных и религиозных объединений в противодействии экстремизму, ксенофобии и розни. Здесь роль общественных объединений и организаций как нельзя более велика. Цели у нас одни – чтобы Россия была страной, где комфортно бы себя чувствовали представители всех народов, всех религий и конфессий независимо от их происхождения. Чтобы чувствовали они себя не как дома, как неоднократно подчёркивал наш президент В.В. Путин, а чтобы чувствовали они себя дома. Щипков А.В. (и.о. председателя Консультативного совета по освещению религиозной тематики в СМИ при МПТР, Главный редактор портала "Религия и СМИ", Председатель Гильдии религиозной журналистики)
Помимо экстремизма политического, национального, культурного и иного, всякое общество, в том числе и современное российское, сталкивается с различными проявлениями религиозного экстремизма и радикализма. Во многих, если не во всех, конфессиях можно обнаружить религиозные представления и соответствующие им действия верующих, которые имеют антиобщественный характер, то есть в той или иной степени выражают неприятие светского общества и других религий с позиций того или иного религиозного вероучения. Это проявляется, в частности, в желании и стремлении приверженцев определенной конфессии распространить свои религиозные представления и нормы на все общество. В последнее время в СМИ наиболее часто говорят об исламских радикалах (сторонниках "исламизма", или "политического ислама"), которые, во имя чистоты веры, как они ее понимают, выступают против т.н. традиционного российского ислама, как он сложился в нашей стране на протяжении столетий. Но все чаще в прессе и на телевидении звучит термин "политическое православие". Надо сказать, что элементы религиозного экстремизма имею определенное распространение и в среде православных христиан. Он проявляется в радикальном антизападничестве, пропаганде "теории заговора", религиозно обоснованном национализме, неприятии светского характера государства. Так, например, существуют религиозные группы, призывающие верующих к отказу от ИНН и даже от получения паспортов установленной формы. Очевидно, что к разряду экстремистских необходимо отнести и некоторые религиозные объединения закрытого типа, в обиходе называемые "тоталитарными сектами". Необходимость борьбы с экстремизмом, в том числе и религиозно окрашенным должна быть целью всего общества и каждого гражданина. Государство может допустить только такую религиозную деятельность, которая не вступает в противоречие с конституционным правом на свободу совести и вероисповедания и принципом светского характера государства. Конкретные религиозные представления приверженцев той или иной религии, которые оказываются несовместимыми с этими принципами, подпадают под термин "религиозный экстремизм" и должны быть признаны антиобщественными и антигосударственными. Следует выявлять и публично обсуждать такие проявления религиозности, для которых характерно стремление к благу своей конфессии или религиозной общины в ущерб благу всего общества. МПТР сознает, что роль СМИ в данном случае чрезвычайно велика. Основная задача СМИ заключается в публичном обсуждении проявлений и природы религиозного экстремизма как одной из разновидностей экстремизма как такового и, далее, в объяснении различий между радикальными и традиционными формами религиозности. При этом необходимо соблюдать уважение к религиозным чувствам и убеждениям верующих, в то же время, настаивая на том, что консолидация российского общества возможна только на светской, конституционной основе и, соответственно, на принципе толерантности, терпимого отношения к согражданам, придерживающимся иных религиозных или нерелигиозных убеждений. Одной из возможных форм деятельности СМИ в этой области является подготовка и публикация соответствующих материалов и блоков материалов, для работы над которыми следует привлекать как светских экспертов (религиоведов), так и представителей конфессий. Журналисты в данном случае должны выполнять роль посредников, донося до широкой аудитории результаты соответствующих дискуссий. Эту роль могут успешно исполнять журналисты, профессионально занимающиеся религиозной тематикой и имеющие опыт в этой области. Для реализации этой задачи по инициативе Правительства РФ Министерство по делам печати создало Методический совет по освещению религиозной тематики в СМИ. Ежегодно Методический совет отчитывается о своей работе. Принципиальной критики в адрес Совета со стороны Правительства не звучало. По инициативе Совета были разработаны методические рекомендации по освещению в СМИ религиозной тематики и государственно-церковных отношений. Проведены семинары, конференции, круглые столы с участием журналистов, работающих в этой проблематике. Работа Совета освещалась в СМИ, в отраслевых информационных изданиях. Надо отметить, что часть проводимой работы была в первую очередь ориентирована на практическую помощь со стороны Совета журналистам в освоении религиозной тематики, повышении профессионального мастерства. Это – важная сторона дела. Однако, не главная. Общая задача Методического Совета как общественного и консультативного органа, созданного при федеральном профильном министерстве в качестве посредника между СМИ и религиозными конфессиями, остаётся без изменений. Она, главным образом, состоит в содействии утверждению в обществе толерантности и веротерпимости, соблюдению средствами массовой информации законодательства РФ в области регулирования государственно-конфессиональных отношений. Основным инструментом для осуществления этой задачи становится соответствующим образом организованный справочно-информационный Интернет-портал "Религия и СМИ" (www.religare.ru), который был создан в 2002 году по инициативе Совета и при поддержке МПТР. За год работы в Рунете портал "Религия и СМИ" стал известной "медийной площадкой", инициирующей обсуждение актуальных вопросов взаимодействия средств массовой информации с религиозными организациями. Проблеме противодействия религиозному экстремизму были посвящены два круглых стола, которые портал "Религия и СМИ" провел в Москве и Твери. 20 декабря 2002 г. в Твери состоялся круглый сто на тему "Религия против терроризма", который был организован Порталом "Религия и СМИ" совместно с тверскими журналистами и газетой "Московский церковный вестник". В конференции приняли участие: администрация Твери, представители известных московских печатных и электронных СМИ, таких "НГ-Религии", "The Moscow Times", "Московский церковный вестник", "Время новостей", "Время МН", а также редакторы и корреспонденты тверских средств массовой информации – теле- и радиоканалов, ежедневных и еженедельных печатных изданий: "Тверская жизнь", ГТРК "Тверь", "Караван+я", "Афанасий биржа", "Смена+", "Тверское время", "Новая газета в Твери", и другие. Участники круглого стола посетили религиозные организации Твери: православный храм, еврейскую общину, соборную мечеть и общину Евангелическо-Реформатской церкви. Религиозные конфессии представляли имам тверской мечети, руководители протестантской реформатской общины, пресс-служба епархии православной церкви. В центре внимания обоих круглых столов были проблемы освещения в СМИ проявлений религиозного экстремизма, а также журналистской этики в условиях антитеррористических операций. В процессе обсуждения выявились различные точки зрения журналистов на освещение религиозной ситуации и межконфессиональных отношений в Российской Федерации. Речь также шла и о возможности эффективного взаимодействия журналистов с религиозными объединениями, общественными организациями и органами государственной власти. 24 декабря 2002 года после событий на Дубровке редакция портала "Религия и СМИ" совместно с Гильдией религиозной журналистики провела в Москве круглый стол "Религия, выборы, терроризм", в работе которого приняли участие более 40 экспертов, представляющих Администрацию Президента, Правительство, ЦИК, различные конфессии, светское религиоведение, религиозные и светские СМИ. Материалы стола были опубликованы. Также проблема противостояния религиозному экстремизму поднималась на следующих круглых столах, одним из организаторов которых был портал "Религия и СМИ". Стенограммы и репортажи об этих мероприятия опубликованы на портале:
Таким образом, справочно-информационный портал "Религия и СМИ", опираясь на ресурс экспертной группы портала, расширяет возможные формы деятельности Методического Совета, который продолжает устанавливать постоянные связи с лицами ответственными за связи с общественностью и СМИ в религиозных объединениях. Я бы предложил обсудить сегодня возможность создать при Методическом совете Пул конфессиональных пресс-служб с целью обмена информацией и проведения консультаций. В случае необходимости, Пул конфессиональных пресс-служб будет использовать возможности Совета для обращения к СМИ и разъяснения официальной позиции соответствующих религиозных организаций по тому или иному вопросу. Для распространения информации, способствующей развитию в обществе толерантности и препятствующей распространению межрелигиозных конфликтов, Методический Совет готов использовать любые формы: проведение пресс-конференций, круглых столов, семинаров. При необходимости Совет как всегда будет привлекать к обсуждению актуальных религиозно-общественных проблем экспертов и ответственных работников государственных органов, ведающих вопросами государственно-конфессиональных взаимоотношений. Методический Совет Министерства по делам печати тесно сотрудничает с Министерством по национальной политике, и я ещё раз хотел бы поблагодарить Владимира Юрьевича Зорина за ту помощь, которую он оказывает и Методическому Совету и интернет-порталу "Религия и СМИ". Нам необходимо завязать постоянные связи между представителями власти, конфессиями и экспертами. Именно эти связи формируют механизмы, позволяющие быстро и оперативно решать конфликтные ситуации. Особенно актуально это звучит в нынешний период выборов, когда некоторые политики пытаются некорректно использовать религиозный фактор в политических целях. Методический Совет совместно с Пулом конфессиональных пресс-служб сможет предупреждать неверную трактовку позиций и намерений религиозных объединений. Экстремизм на религиозной почве сегодня не имеет четких географических и конфессиональных границ. Его причины кроются в искажениях традиционного религиозного сознания, характерного для доминирующих религий России. Задача светских и конфессиональных СМИ, объединяющих журналистское сообщество, заключается в том, чтобы способствовать позитивному диалогу между государством, обществом и религиозными объединениями. Благодарю за внимание. Игнатенко А.А. (гл. эксперт НИИ социальных систем МГУ им.М.В.Ломоносова, член Совета по связям с религиозными организациями при президенте РФ, член Консультативного совета по освещению религиозной тематики в СМИ при МПТР)
Щипков А.В.
Свящ. Александр Макаров (РПЦ МП Отдел внешних церковных связей).
Дело в том, что часто мы говорим – межрелигиозные противоречия и видим в религии причину каких-то конфликтов. Это уже стереотип. Дело в том, что конфликты, которые имеют место в обществе, даже носящие религиозную окраску, к религии очень мало отношения имеют. Те же скинхеды. Кто они по своей конфессиональной принадлежности? Да никто. Неверующие люди. Поэтому не нужно преувеличивать значение религиозного фактора в тех конфликтах, которые имеют место сейчас в нашем государстве. Когда мы говорим о том, как СМИ освещают жизнь церкви, возникает ряд важных моментов. Мы боимся перейти какую-то черту. Нельзя говорить: Евангелие – это правда, а Коран – это ложь. Когда мне уважаемый муфтий скажет, что он исповедует Христа не как Сына Божия, а как пророка, я ему не ничего возражу. Буду только сожалеть о его заблуждении. Но когда журналист будет писать гадости о Христе и церкви, тут уж, извините, возникает почва для конфликта и протеста. Когда мы говорим об обсуждении тех или иных вопросов, связанных с религией, о толерантности, о корректности – не нужно запрещать представителю церкви выражать ту истину, в которой он уверен. Я думаю, со мной согласятся и католики, и баптисты, и мусульмане, и иудеи. Отстаивая свою правоту, свою точку зрения никакого вреда государству мы не принесем. Но вот когда начинается обсуждение тех или иных сторон жизни церквей в хамской манере, то здесь возникает почва для противоречий и опасность конфликта. Сегодня за нашим круглым столом собрались интеллигентные люди, те, кто обычно хамит в прессе не пришли, или их не пригласили. Если у нас не будет хамства в освещении религиозных и национальных проблем, то проблемы эти смягчатся сами по себе. Что же касается создания такого пула, такой площадки, где могли бы встречаться представители разных религиозных СМИ - это можно только приветствовать, как можно приветствовать всякий контакт, цель которого установление мира между людьми, между религиями. Журавский А.В. (зав. редакцией религиоведения БРЭ, руководитель центра этнорелигиозных и политических исследований при кафедре религиоведения РАГС)
Зорин В.Ю.
У нас сейчас нет авторитетного общественного органа, который готов был бы дать оценку явлениям и событиям. Я разделяю ваше беспокойство и хотел бы, чтобы зафиксировали, что одно из моих предложений состоит в том, что нам нужен авторитетный общественный совет, который давал бы в первую очередь нравственную оценку подобным явлениям и событиям. Потому что на все случаи, которые возникают, административной реакции может не хватить. Активная гражданская позиция каждого порядочного человека должна присутствовать. Хотя бы взять пример с Татьяной Сапуновой и антисемитским плакатом. Я не призываю, чтобы наши граждане выполняли работу милиции, но позиция должна высказываться. Бендас К.В. (исполнительный директор РОСХВЕ)
Я присутствовал на пресс-конференции, организованной для журналистов, когда этот поезд отправлялся из Смоленска. Небольшое помещение ж/д вокзала было наполнено журналистами. 10 видеокамер, все центральные каналы. Единственный сюжет в последующие 3 дня вышел только по ТВЦ. Все остальные, несмотря на то, что была острая, живая дискуссия, просто проигнорировали. Из светских центральных газет обратила внимание на это событие только одна - "Известия". Они напечатали одну маленькую фотографию на одной из последних полос, где Полтавченко сидел между раввином и муфтием – вот мол как власть у нас сливается с религией. О программе борьбы с наркоманией ни одного слова. СМИ почему-то неинтересны идеи толерантности, межнационального согласия, борьбы с наркоманией. Нужно, чтобы на первых полосах были не какие-то жареные вещи, а то, что созидает, исцеляет нашу страну. Гонтаренко П.П. (помощник председателя РОСХВЕ по взаимодействию с силовыми ведомствами).
Эта конфликтная ситуация продолжает оставаться очень сложной. У нас есть очень много социальных проблем, в первую очередь это пьянство и наркомания. Есть с чем бороться. К сожалению, ничего не удается достигнуть. Более того, в СМИ не попасть. Редакторы ГТРК "Ярославль" открыто заявляют, что в области существует монополия веры и никакие "инородцы" на телеканалах не появятся. Мы понимаем, что православие – это истоки России. Но у людей есть право на веру. И они имеют право ее выражать. Мы в изоляции оказались. Один пастор был подвергнут насилию, наша пресс-служба была обворована. И никаких мер никто не принимает. Если административного воздействия нет, то нужна хотя бы нравственная оценка. Поэтому мы приветствуем создание структуры, которая бы позволяла встречаться пресс-службам церквей и обсуждать наши проблемы. Щипков А.В.
Свящ. Александр Макаров
Что мы хотим от нашей акции: чтобы дошло слово проповеди или чтобы был шум информационный? Нужно сообразовывать свои желания с теми возможностями и последствиями, которые они могут принести. Журналисты бросают тень на все религии, не только на протестантов. Обучать журналистов, по-моему бессмысленно, они все знают. Что касается конфессиональных журналистов, то они люди достаточно подкованные. Чтобы эти спорные вопросы решались, нужно просто встречаться и разговаривать без ложной политкорректности. В рамках пула конфессиональных пресс-служб? Хорошо. Но вежливо, без хамства. Общий язык всегда найдется. Радик Амиров (руководитель пресс-службы Совета муфтиев России)
Горин Борух (глава отдела общественных связей ФЕОР).
Но не всё (и это вторая часть проблемы) может решиться конфессиональными СМИ по разным причинам. Мы очень боимся и со стороны государственных чиновников и со стороны конфессиональных лидеров говорить о поддержке государства в этом вопросе. У нас светское государство, которое не вмешивается в религиозную тематику и т.д. Следствием этой, на мой взгляд, страусиной политики является, мягко говоря, дискуссия по поводу введения в школах ОПК. Вряд ли можно найти хоть одного человека, который был бы против того, чтобы дети знали традиции своего народа. Конечно, речь идет не об этом. До тех пор, пока, мы не можем быть уверены в высокопрофессиональном, толерантном, цивилизованном уровне этого преподавания, мы не можем на себя взять смелость такие проекты начинать. По гиппократовскому "не навреди". Особенно опасному вследствие многоконфессионального духа нашего государства. Поэтому, когда мы говорим о том, как же сделать так, чтобы этот уровень был поднят настолько, что подобные проекты могли бы начать осуществляться, мы не можем не говорить о государственной поддержке. Речь идет не о поддержке религиозного образования и воспитания, а о поддержке просвещения в традиционных конфессиональных истоках не только России, но и вообще цивилизации. Поэтому, когда мы говорим о подобных вещах, мы не можем обойтись без методической, юридической помощи государства и без административной помощи государства. Сегодня культурная публика в России с огромным воодушевлением наблюдает за успехами канала "Культура". Вот, пожалуйста, мы долгое время говорили, что невозможно включить телевизор. Появился канал, на котором идет классическая опера, спектакли лучших московских театров и т.д. это стало возможным благодаря целенаправленной политике государства. Появилось министерство, которое дало соответствующее финансирование. Я абсолютно согласен, с тем, чтобы министерству "национальностей" было придано статусное положение. Как бы оно ни называлось - межконфессиональных отношений, толерантности и т.д. Это то самое административное подразделение государственной власти, которое сможет административно, юридически и даже финансово (не просто на консультативном уровне) помочь реальному взаимопониманию между народами. С невежеством надо бороться соответствующими методами. И не столько юридическими, полицейскими методами. Когда сегодня рассказывали страшные истории, что происходит в Ярославской области, нам это хорошо знакомо. Сегодня в России громятся, кто бы мог подумать, православные кладбища. Это от дикости, которая существует в обществе. Этот вопрос нельзя решить на юридическом или межрелигиозном уровне. Эти вопросы будут решаться не на районном уровне, а на государственном, на уровне глав конфессий. И министерство с соответственно приданным статусом должно в этом играть самую главную роль, на мой взгляд. Бабаян Мушег (иеромонах, представитель Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ)
Витко В.В. (директор отдела общ. Связей и религиозной свободы Западно-Европейского союза церкви Христиан адвентистов седьмого дня).
Сказать, что это стихийно происходит – очень сложно. Мы наблюдаем за действиями, которые проводит, например, А. Дворкин. После его выступлений в городах обязательно происходят конфликты. Конечно, многое зависит от того, насколько духовные лица действительно отвечают стандарту высокой нравственности. Если бы мы как представители религиозной прессы могли периодически встречаться, то постепенно эта проблема была бы снята. Здесь были высказаны идеи усиления административных мер и участия гражданского общества. Безусловно, это важное направление, которое надо развивать. Но периодические встречи могли бы внести свой положительный вклад. Консультативный совет - это та мера, которая могла бы взять на себя эти функции широкого масштаба, чтобы действительно эффективно влиять на эти процессы. Хруль В.М. (гл.ред "Свет Евангелия")
Хотел бы горячо поддержать то, что говорил г-н Горин относительно принципа равноправия и равных возможностей, чтобы представить свою конфессию. Скажем, что касается ТВ – единственный способ, чтобы католики как-то о себе заявили (это было многократно предложено) - платите денежки и посадим в кадр кого хотите. Коль скоро есть канал Культура, коль скоро есть прослойка граждан – католиков, мне кажется, что было бы справедливо представить возможность для аутентичного свидетельства. То, что о нас пишут светские СМИ, может быть объяснено некомпетентностью или глупостью. У нас, конечно, есть проблемы, в этом году меньше, чем в прошлом. Но очень важно было бы, чтобы о конфессиях могли свидетельствовать верующие. В этом смысле я очень уважаю наших светских коллег, которые дают нам возможность встретиться, остаются медиаторами и минимально вносят искажения в то, что говорят представители конфессий. Что касается создания некоего пула, предложенного Александром Щипковым, чтобы максимально быстро решать конфликтные ситуации и стать сверхпроводником между конфессиями, властью и журналистами, то мы с радостью примем в нем участие, если конечно нас заметят и позовут. Гонтаренко П.П.
Зорин В.Ю.
Вернемся к основной теме. Конечно, в целом, отношения со СМИ – непростая тема. Я хотел бы сказать, что с одной стороны, СМИ через гласность вскрывают очень больные темы. Я привел бы такой пример: если бы не СМИ, то Макашов был бы до сих пор депутатом ГД. Если бы не СМИ – мы очень долго бы думали, что делать с РНЕ. Примеры эти можно было бы продолжить. И в то же время есть данные мониторинга политической и межконфессиональной ситуации в стране, которые говорят, что 17% общего уровня конфликтности формируются СМИ. Это и непрофессиональность, и погоня за рекламой и т.д. Где-то просто работают законы рынка: существует спрос на определённого качества продукцию. Таково наше общество. СМИ – это зеркало, в котором мы видим себя. Мы должны договариваться об этических нормах освещения. В Америке существует закон, согласно которому конфликтные материалы по межнациональным и религиозным конфликтам не выносятся на первые полосы газет. Это говорит о бережном отношении к этому вопросу. Можно договариваться, опираясь не только на запреты. Газета с миллионными тиражами пишет: украинка убила своего ребенка и бросила в мусоропровод. Причем здесь украинка? Этот заголовок не подведешь ни под какую статью, и никакой суд не вынесет никакого определения. Если бы какой-нибудь священнослужитель распространял наркотики – все газеты об этом напечатали бы. Общее состояние нашего рынка таково, что все покупается и все продается. Я твердо убежден, что самое страшное, что может быть – это религиозное невежество. Именно оно рождает радикализм и экстремизм и все что угодно. Я думаю, что с невежеством надо бороться самыми различными методами, но, конечно, в рамках конституции и в рамках наших законов. Было правильно замечено, что бытовые проявления ксенофобии, межнациональной розни встречаются, к сожалению часто. Я согласен с г-ном Бабаяном, что, конечно, конфликты, как правило, не возникают как религиозные и национальные. Я занимался конфликтологией и могу сказать в 20-м веке только 3% конфликтов возникли как религиозные и национальные, а вообще они начинались как бытовые и экономические, как криминальные. Но затем они приобретали окраску конфессиональную и национальную. Многолетние попытки перевести конфликт в Чечне в конфессиональное русло не удались. Это тоже говорит о запасе толерантности и мудрости нашего общества. За последнее время мобилизация политическо-этнического фактора не растет, пошла на убыль, а конфессиональная составляющая возрастает. Это естественный процесс. Мы не всегда готовы к этому. Если в области регулирования межнациональных отношений существует около 15 законодательных актов, то здесь всего один Закон о свободе совести, который не отвечает на все вопросы и требует изменений и дополнений, над чем работают законодатели с участием религиозных объединений и организаций. Лянге М. (советник генерального директора Радио России, председатель Гильдии межэтнической прессы)
Кырлежев А.И. (обозреватель портала "Религия и СМИ").
Марк Смирнов (ответственный редактор "НГ-религии")
Васильева О.Ю. (зав. кафедрой религиоведения РАГС)
Что касается государства, то мы должны всегда помнить, что государство не должно вмешиваться во внутреннюю, догматическую жизнь каждой конфессии, а второе, что все представители конфессий являются гражданами этой страны. Не конфессионально окрашенными, а гражданами этой страны. И всем гражданам предъявляются ровные требования в случае нарушения закона. Последние несколько лет идет увлечение конфессиональной принадлежностью. У нас всегда была многоконфессиональная страна. 20 век для всех конфессий – один из тяжелейших периодов. Я много раз выступала перед представителями протестантских церквей и говорила, что до сих пор не написана история протестантской церкви в 20-м веке. Все чаще и чаще, встречаясь с молодыми журналистами, слышишь, что история им нужна. Но у иванов не помнящих родства не может быть будущего. И только при совокупности различных мероприятий может получиться какой-то позитив. Что касается конфессионального пула пресс-служб, то он должен быть. И может быть его основное значение – информировать общественность о позитивах, которые существуют в конфессиях.
Щипков А.В.
[http://www.religare.ru/article7260.htm]
|
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||