Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Александр Зайченко. АВТОРИТЕТ ЦЕРКВИ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕСУРС ВЛАСТИ


Информационный Канал Subscribe.Ru


   справочно-информационный портал
   РЕЛИГИЯ и СМИ religare.ru
Интернет-портал "Религия и СМИ" создан при финансовой поддержке Министерства Российской
Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.

 Информационная рассылка #77, /2003-11-04/


     Вторник: А.Зайченко. События. Комментарий

АВТОРИТЕТ ЦЕРКВИ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕСУРС ВЛАСТИ
Александр Зайченко
04.11.2003


Церковь всегда оставалась не только важным общественным институтом, но и влиятельным центром политической власти. Она признается обществом и государством в качестве самостоятельной силы, обладающей собственными политическими интересами и располагающей прямыми и косвенными средствами (источниками власти) для достижения своих целей. За последние 15 лет Церковь вошла в ряд общенациональных центров политичесой власти наряду с такими общеизвестными центрами как Президент, Правительство, Федеральный парламент, Армия, Служба безопасности, местные органы власти, бизнес, политические партии, и др. В условиях современной конституционной демократии России потенциал совокупной политической власти Церкви весьма ограничен - не более 2% общероссийского объема. Вместе с тем, она продолжает играть исключительную роль в воспроизводстве такого важного политического ресурса как авторитет, влияние, имидж, что делает Церковь важным участником борьбы общефедерального значения за накопление, удержание и распределение власти. Сегодня в стране сформировались и активно действуют несколько регионально-этнических, религиозных центров власти (исламских, иудейских, буддистских и пр.). Несомненно, ведущая роль здесь принадлежит Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ) единственной Церкви, претендующей на статус общефедерального центра политической власти.

Что такое политический авторитет Церкви.

Среди основных источников власти Церкви, несомненно, главная роль принадлежит авторитету. Политический авторитет церкви - это чувства симпатии со стороны отдельных граждан и населения, в целом, по отношению к конкретным лицам, органам и центрам власти, так или иначе ассоциированных с Церковью, например, выступающих с декларацией или оценкой ее ценностей. Такие чувства могут быть позитивными и колебаться от узнавания до любви, и негативными - от ненависти до безразличия. Цель приобретения политического авторитета – побудить подчиненных к добровольным и желаемым для властей поступкам, например, на выборах, акциях гражданской поддержки властей, политического курса.

Потенциал авторитета, который использует в своей социально-политической и экономической деятельности РПЦ, можно определить как совокупность культурных символов и архетипов, принципов общественной морали и норм поведения, основных элементов исторической памяти народа и форм государственного и общественного устройства, так или иначе укорененных в русской православной традиции. Авторитет и его высшая форма - доверие - становятся, в условиях расширения границ демократии, усиления признаков гражданского общества, главным мерилом эффективности общественной системы любой национально-культурной окраски, основным фактором ее политической стабильности, базовым условием способности страны к модернизации своих политических и экономических институтов. Без этого политического ресурса все остальные источники власти, несмотря на все их правовое оформление, становятся нелегитимными, то есть непризнаными, утратившим доверие в глазах широких масс населения. Это относится даже к закону, который, как показывает опыт России и многих других стран, при отсутствии доверия, уважения и позитивного узнавания центров власти и их элит, остается неорганичным, слабо встроенным инструментом властного регулирования. Для большинства политических элит авторитет приобретает особую ценность еще и тем, что технически это легко мобилизуемый, управляемый и манипулируемый источник власти.

Авторитет, в политическом процессе выступает в двух формах. Для властей, правящих элит авторитет выступает как их политический ресурс, который можно формировать, накапливать, а затем пересылать по адресатам с тем, чтобы превратить их в политические симпатии со стороны отдельных граждан или всего общественного мнения. На другом конце политического процесса – для подвластных, населения, общественного мнения - авторитет властей означает ответные чувства объекта власти – в виде социализированной симпатии. Это и есть продукты авторитета.

Авторитет становится политическим ресурсом, при наличии следующих пяти условий:

  • Наличие у правящей элиты или центра власти определенных качеств, которые могут вызвать положительную или негативную реакцию населения, руководства и пр. в виде симпатии или антипатии к руководству
  • Отправка возможным адресатам сигналов о наличии у субъектов власти таких качеств
  • Достижение определенной известности, популярности этих качеств среди адресатов
  • Усвоение этих качеств населением и формирование у населения ответных образов – продуктов авторитета, разной энергетики и ценности
  • Мотивированная ответная реакция адресата в виде политических поступков: голосование, акции поддержки или протеста и пр.

Нас интересуют три главных характеристики авторитета Церкви: конкретные формы ресурсов авторитета, процесс их передачи от Церкви к заказчикам, усвоение этих форм населением и преобразование их в продукты авторитета.

Ресурсы авторитета Церкви.

Главным спросом на рынке политических ресурсов пользуется авторитет, основанный на общности традиций, этнической, культурной и религиозной принадлежности. Он легок в передаче и доступен в усвоении широкими массами. В то же время он служит надежным каналом установления стартовых отношений между властями и подчиненными. Церковь как хранительница национальных, культурных и духовных традиций обладает мощным потенциалом этого вида авторитета невысокого ранга. Все политические силы страны стремятся позаимствовать у Церкви этот ресурс. Периодически, а в периоды выборов - регулярно и навязчиво, - элита практически всех центров власти и групп влияния демонстрирует свою принадлежность к РПЦ, рассчитывая на массовый ответный эффект узнавания.

В целом, авторитет-культурная идентичность призвана произвести эффект узнавания власти со стороны окружающих. Через общение с подвластными с позиций авторитета-культуры, акцентирования своей культурной идентичности с народом руководство как бы заявляет: «Я (властная элита) разделяю те же культурные ценности и обычаи что и ты, мой подчиненный (или избиратель). Я хожу в ту же церковь, молюсь тому же Богу, говорю на том же языке, люблю и следую тем же традициям. Поэтому я понятен тебе и узнаваем. Поэтому ты должен уважать, слушаться меня и голосовать за меня». Часто культурная или национальная идентичность - это лишь упрощенное средство для достижения узнаваемости любой ценой, за которым может скрываться аморальная, бездуховная и бескультурная сущность носителей власти как личностей и как целых институтов. Тем не менее, этот источник авторитета остается довольно эффективным в современных полит-технологиях. Вместе с тем, совокупный общенациональный потенциал авторитет-традиции (этноическая, конфессиональная и культурная принадлежность) постоянно снижается. В результате продолжающейся модернизации российского общества, трансформации его политической культуры, традиционные формы авторитета постоянно замещаются правовым мироощущением человека, социальной группы, всего общества. И хотя в России часто наблюдаются случаи исторической инверсии (отката) этой общемировой тенденции, она неуклонно набирает силу. Более того, в условиях наступившей политической стабильности и достижения устойчивого экономического роста можно с большим основание м утверждать, что в ближайшие десятилетия значение этого вида политического ресурса будет непрерывно снижаться. Церковь борется за сохранение потенциала традиций, значимости конфессиональной принадлежности, как за политический ресурс. И здесь кроется опасность незаметного превращения в этнокультурный заповедник старины и архаики.

К важному виду авторитета Церкви нужно отнести авторитет-религиозности, духовности, вероисповедных канонов и евхаристической истины. Безусловно, это очень сильный вид авторитета, но его политическая роль незначительна. Во-первых, он действует только на настоящих верующих, а это всего от 5 до 8% всего населения России. Но даже среди них религиозный авторитет не может быть использован в чисто политических целях, поскольку РПЦ заявила о своем неучастии в политическом процессе и запретила клирикам заниматься политической деятельностью.

(окончание статьи читайте через неделю)

[http://www.religare.ru/article7211.htm]


Перепечатка материалов приветствуется при гиперссылке на портал "Религия и СМИ"
Авторские права 2002 "Бюро по содействию средствам массовой
информации в освещении религиозной жизни"
info@religare.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное