Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
25-Feb-2015 19:50
=рассылка *Христианское
просвещение*=
Благодать Господа Иисуса
Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!
Тема выпуска:
Светлая печаль Великого поста
В связи с возникающими
порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:
Редактор-составитель
рассылки (чьи контактные данные указаны
в конце этого письма – выпуска рассылки), не является,
как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.
> С незапамятных времен, и до христианства, и в христианстве,
религиозная жизнь человека неизменно строилась по принципу некой
поляризации, или чередования, грусти и радости, покаянного
усилия и празднования.
> Вот и сейчас христиане находятся в начале длинного
периода печали о грехах, сосредоточенности на собственных
недостатках и падениях. Я говорю о Великом посте –
времени сердечного сокрушения и очищения души. Но период
этот не самодовлеющий, он предшествует самому большому,
самому радостному из всех христианских праздников – празднику
Пасхи. В каком-то глубочайшем, духовном смысле он есть его начало.
> Критики и враги религии так никогда и не поймут,
должно быть, этого чередующегося ритма печали и радости, поста
и праздника. И не поймут потому, что, несмотря на десятилетия
критического изучения религии, или, как они говорят, «научной
борьбы» с ней, она остается для них закрытой книгой,
мiром, в который им нет доступа. Чтобы бороться с религией,
чтобы сокрушить этого ненавистного им врага, они следуют
старой и испытанной системе – системе упрощения и редукции.
Религия либо попросту отождествляется ими с пессимизмом, страхом,
придавленностью и самоущерблением, преподносится как нечто
сугубо мрачное и античеловечное, как отрицание жизни с ее радостями
и заботами, либо бичуется за «сплошные праздники»,
за «потакание» лени, разгулу и иным страстям. Примеров той
и другой редукции в антирелигиозной литературе всех времен
сколько угодно.
> И дело здесь не только в сознательной лжи, сознательных
передержках, а в чём-то более глубоком. Ибо враги религии
сами, как правило, принадлежат к идеологиям, которые служат
примером редукции человека, т.е. сведения его к чему-то
одному. Ненавидя религию и борясь с ней, носители так называемого
научного атеизма в большинстве случаев искренне неспособны понять
ее суть, ее кажущиеся «противоречия». Не могут же потому,
что в их собственной идеологии никаких противоречий нет
и быть не может. Там всё гладко, все концы сведены
с концами, всё объяснено, и не осталось места
тайне человеческой жизни, тайне мiра и его назначения.
> Возьмем, например, материализм – идеологию, которую вот уже
свыше пятидесяти лет навязывают у нас всем без исключения,
и притом с младенческого возраста; навязывают как не подлежащее
пересмотру «последнее слово науки». Человек весь без остатка
выводится здесь из одного начала, из одного принципа. В нём
a priori отрицается всякая коллизия между тем, что на языке
духовном называется «высшим» и «низшим». Ибо никакого «высшего»
вообще нет, всё снизу, всё от низшего. А потому нет,
не может быть никакой трагедии, никакой печали, и к человеческой
душе нельзя обратиться словами Тютчева: «Так ты жилица двух мiров...»
> Не случайно поэтому материализм насквозь пронизан своего
рода казенным оптимизмом, не случайно он постоянно обращается
к человеку с требованием: «Отрицай трагизм, отрицай печаль,
отрицай тоску о высшем!» Социалистический реализм – это проекция
в искусстве всё того же материализма с его принудительным
оптимизмом. И потому материалистическая идеология, в сущности,
не может отказаться от него, ибо подлинное искусство всегда
в том, что сквозь него просвечивает «иной мiр» человеческой души,
ее неизбывная раздвоенность между высшим и низшим.
> Да, враг религии, материалист, научный атеист, не может
понять, что Церковь называет «светлой печалью» поста, не может
понять этой духовной грусти, светлой и тонкой, которой пронизано
сердце человека. Потому что сколько бы ни падал, сколько бы
ни огрублялся человек, он не способен до конца забыть
о высшем в себе – забыть те звуки небес, о которых
сказано в лермонтовском «Ангеле»: «И звуков небес заменить
не могли ей скучные песни земли». Но из этой печали о высшем
и чистом родился и вырос Великий пост. «Постное время светло
начнем... очистим душу, очистим плоть»1,
– поет Церковь. О, тут совсем не пессимизм, не мрачное
мироотрицание, не страх – нет! Тут радостное сознание, что очищение
возможно, что каждому из нас дано восстановить в себе
образ неизреченной славы Божией.
> Войдите в церковь Великим постом, вслушайтесь в слова
песнопений и молитв, в эту пронизанную светом, тишиной и умиротворенностью
атмосферу, и поймите, что нет на земле, нет в человеке
ничего выше, ничего лучше этой светлой печали, этого глубокого
вздоха о чистоте, о царственном нашем призвании, о преодолении
всего низменного и злого в нас. И вот почему отсюда,
из этой печали, из этой светлой тишины раскаяния рождается
и таинственно нарастает праздник, вот почему пост ведет
к Пасхе. Здесь два взаимосопряженных, друг от друга
неотделимых измерения человеческой жизни, два основных выражения
подлинно человеческого опыта. Пост и праздник, печаль и радость,
раскаяние и примирение, ужас нечистоты и радость очищения.
Тот, кто этого не знает, не знает полноты человечности.
> Вот снова звучит призыв: «Постное время светло начнем!», и как хорошо,
что в мiре всегда остается возможность этого светлого начала!
Как хорошо, что в мiре есть место, где человек может
вздохнуть полной грудью об утраченной чистоте, о небесном
своем призвании! Как хорошо, что вопреки внешнему торжеству всех идеологий,
сводящих человека к земле и к материи, есть место,
где он не только слышит о небесной отчизне, но и всем
существом своим убеждается, что он и вправду «образ неизреченной
славы», хоть и носит «язвы прегрешений».
> Вcтреча с тишиной
> Человеку мало осведомленному может показаться со стороны,
что нет ничего более оторванного от жизни и, если можно так выразиться,
«социально ненужного», чем Великий пост, о котором сейчас говорит,
через который сейчас, как и каждый год, проходит Церковь. Великий
пост... Это звучит чем-то давно отжившим, не имеющим ни малейшего
отношения к действительности, к сложным проблемам «реальной
жизни». Воображению представляются какие-то монахи, почему-то изнуряющие
себя воздержанием от пищи. И спрашиваешь себя: «Для чего
всё это? Что означает этот архаический обычай?»
> Да, конечно, религия – это явление, которое куда древнее,
древнее наших современных проблем. И может показаться,
что связь между нею и жизнью прервалась, что ей нечего сказать
современному человеку, что она для «доживающих свой век».
Но это лишь до тех пор, пока мы заранее, a рriori
отказываемся отнестись к религии всерьез. Но попробуем
вдуматься, услышать. И тогда, быть может, мы найдем
и в религии, и в этом отжившем, казалось бы,
понятии «Великий пост» нечто иное и именно сейчас нужное нам более,
чем когда-либо прежде.
> Что такое Великий пост? Это, прежде всего, как бы
некое замедление жизни, замедление ее грохочущего, сумасшедшего
ритма. Церковь издревле раз в году призывала человека оторваться
хотя бы немного от того внешнего, что поглощает без остатка
всю его жизнь. Ибо чем дальше, тем всё меньше можем мы,
люди, остановиться, оглядеться и задуматься: для чего мы живем,
на что направлена вся та бешеная деятельность, в которую
мы погружены и которой буквально раздавлены. С утра
до вечера и от рождения до смерти вовлечены мы
в круговорот дел и работ, над смыслом которых, в сущности,
никогда не задумываемся. Кто-то всё уже решил и предусмотрел
за нас, кто-то всё время руководит нами, и весь этот
мiр всё время как бы говорит нам: «Не думайте, включайтесь
в работу, будьте винтиками огромной машины, а уж там, где надо,
всё решено заранее, кому нужно – тот знает зачем, как и куда».
> И вот миллионы людей становятся винтиками этой машины,
у них нет буквально ни минуты, чтобы попытаться осмыслить
свое земное бытие. Мы едим, чтобы работать, и работаем,
чтобы есть. И когда эта машина оставляет нам немного
времени, сил хватает лишь на то, чтобы забыться в развлечениях.
Чем сложнее жизнь мiра, тем меньше в ней места человеку
и человеческой личности.
> И Великий пост – это, сущности, не что иное, как обращенный
к каждому из нас призыв встретиться с собой, углубиться
в себя, вглядеться в свою душу и совесть. Внезапно,
пусть на короткое время, вступает человек в тишину. Ибо
Великий пост – это та тишина, которой мы начисто лишены
в современном мiре. Тишина не физическая, а духовная.
Тишина не как отсутствие звуков, а как присутствие
в нас и среди нас другого измерения жизни. В одной
церковной молитве пост называется временем «светлой печали»2.
И Боже мой, как нужна она нам, эта светлая печаль!
Как нужна нам для того, чтобы быть людьми, чтобы восстановить
в себе подлинную человечность – как нужно для этого
оторваться от окружающего нас отовсюду в мiре грубого
самодовольства и самопревозношения, от дешевой гордыни!
И как грубеет, как падает душа в этом мiре внешних
успехов, забот, грубой силы. Есть ли в современной цивилизации
место для этой «светлой печали», для вздоха о светлом
и возвышенном, чистом и прекрасном? Есть ли в нём
место для жалости и сострадания, для нежности и любви?
Неужели тот образ человека, который навязывают нам радио и газеты,
пропаганда и официальные речи, и есть подлинный человек?
> Но вот поют в церкви: «Постное время светло начнем...
очистим душу, очистим плоть, разрушим всякий союз неправды». Но вот
раздается в церкви этот вздох: «Господи и Владыко живота
моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия
не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения
и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети
моя прегрешения и не осуждати брата моего»3.
> Так ли всё это не нужно, оторвано от жизни,
бесполезно? Вслушайтесь в эти слова, задумайтесь на минуту
об этой светлой печали и вы поймете, что тут, может
быть, самое нужное для нас – то, что сохранит и восстановит
нашу человечность, то самое глубокое и единственное, что есть
в каждом из нас.
> Светлое время светлой печали – т.е. печали о подлинной
жизни, о подлинном мiре; время возврата, подъема, очищения; луч солнца,
падающий в темноту и преображающий ее. О, если бы мы могли
понять, что в этих древних словах, в этом «архаическом обычае»
– спасение современного мiра, его шанс стать наконец мiром человеческим!
> Для верующих всё это самоочевидно. Они ждали
Великого поста, и когда в Прощеное воскресенье раздалась
впервые в церкви молитва Ефрема Сирина, когда физически ощутимой
стала вдруг эта перемена в жизненном ритме, то как бы
сама собой вошла в их души эта светлая печаль
и одновременно – радость о духовной правде и красоте
мiра, к которой можно всегда вернуться, в которую можно
снова войти. Но, может быть, настало время поведать об этой правде
и красоте другим?
> 1 Ср.: «Постное время светло
начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим
плоть...» (Вечерня в Неделю сырную. Стихира 3-я на Господи,
воззвах).
> 2 Среди богослужебных текстов источник не установлен.
> 3 Молитва преподобного Ефрема Сирина.
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.
Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку,
соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии. При этом,
если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться
и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса,
с которого Вы отправляете письмо. NB! На мобильных устройствах этот
метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите
задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней
будет написать обычное письмо на адрес alr_pol0@mtu-net.ru.