Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Христианское просвещение

  Все выпуски  

(7.017/lp08) *Светлая печаль Великого поста*



Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

Отправлено: 25-Feb-2015 19:50


=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Светлая печаль Великого поста
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его (или решите, что читать не будете). Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.

Редактор

Автор: протопресвитер Александр Шмеман.
Опубликовано в сборнике "Беседы на Радио «Свобода»", Т. II.

 
серия "Православный церковный календарь"
Аудиоверсия:
rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2236147 (скачать все беседы).

 (примерно 1500 слов)

 

 

> Лучшее в человеке

> С незапамятных времен, и до христианства, и в христианстве, религиозная жизнь человека неизменно строилась по принципу некой поляризации, или чередования, грусти и радости, покаянного усилия и празднования.

> Вот и сейчас христиане находятся в начале длинного периода печали о грехах, сосредоточенности на собственных недостатках и падениях. Я говорю о Великом посте – времени сердечного сокрушения и очищения души. Но период этот не самодовлеющий, он предшествует самому большому, самому радостному из всех христианских праздников – празднику Пасхи. В каком-то глубочайшем, духовном смысле он есть его начало.

> Критики и враги религии так никогда и не поймут, должно быть, этого чередующегося ритма печали и радости, поста и праздника. И не поймут потому, что, несмотря на десятилетия критического изучения религии, или, как они говорят, «научной борьбы» с ней, она остается для них закрытой книгой, мiром, в который им нет доступа. Чтобы бороться с религией, чтобы сокрушить этого ненавистного им врага, они следуют старой и испытанной системе – системе упрощения и редукции. Религия либо попросту отождествляется ими с пессимизмом, страхом, придавленностью и самоущерблением, преподносится как нечто сугубо мрачное и античеловечное, как отрицание жизни с ее радостями и заботами, либо бичуется за «сплошные праздники», за «потакание» лени, разгулу и иным страстям. Примеров той и другой редукции в антирелигиозной литературе всех времен сколько угодно.

> И дело здесь не только в сознательной лжи, сознательных передержках, а в чём-то более глубоком. Ибо враги религии сами, как правило, принадлежат к идеологиям, которые служат примером редукции человека, т.е. сведения его к чему-то одному. Ненавидя религию и борясь с ней, носители так называемого научного атеизма в большинстве случаев искренне неспособны понять ее суть, ее кажущиеся «противоречия». Не могут же потому, что в их собственной идеологии никаких противоречий нет и быть не может. Там всё гладко, все концы сведены с концами, всё объяснено, и не осталось места тайне человеческой жизни, тайне мiра и его назначения.

> Возьмем, например, материализм – идеологию, которую вот уже свыше пятидесяти лет навязывают у нас всем без исключения, и притом с младенческого возраста; навязывают как не подлежащее пересмотру «последнее слово науки». Человек весь без остатка выводится здесь из одного начала, из одного принципа. В нём a priori отрицается всякая коллизия между тем, что на языке духовном называется «высшим» и «низшим». Ибо никакого «высшего» вообще нет, всё снизу, всё от низшего. А потому нет, не может быть никакой трагедии, никакой печали, и к человеческой душе нельзя обратиться словами Тютчева: «Так ты жилица двух мiров...»

> Не случайно поэтому материализм насквозь пронизан своего рода казенным оптимизмом, не случайно он постоянно обращается к человеку с требованием: «Отрицай трагизм, отрицай печаль, отрицай тоску о высшем!» Социалистический реализм – это проекция в искусстве всё того же материализма с его принудительным оптимизмом. И потому материалистическая идеология, в сущности, не может отказаться от него, ибо подлинное искусство всегда в том, что сквозь него просвечивает «иной мiр» человеческой души, ее неизбывная раздвоенность между высшим и низшим.

> Да, враг религии, материалист, научный атеист, не может понять, что Церковь называет «светлой печалью» поста, не может понять этой духовной грусти, светлой и тонкой, которой пронизано сердце человека. Потому что сколько бы ни падал, сколько бы ни огрублялся человек, он не способен до конца забыть о высшем в себе – забыть те звуки небес, о которых сказано в лермонтовском «Ангеле»: «И звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли». Но из этой печали о высшем и чистом родился и вырос Великий пост. «Постное время светло начнем... очистим душу, очистим плоть»1, – поет Церковь. О, тут совсем не пессимизм, не мрачное мироотрицание, не страх – нет! Тут радостное сознание, что очищение возможно, что каждому из нас дано восстановить в себе образ неизреченной славы Божией.

> Войдите в церковь Великим постом, вслушайтесь в слова песнопений и молитв, в эту пронизанную светом, тишиной и умиротворенностью атмосферу, и поймите, что нет на земле, нет в человеке ничего выше, ничего лучше этой светлой печали, этого глубокого вздоха о чистоте, о царственном нашем призвании, о преодолении всего низменного и злого в нас. И вот почему отсюда, из этой печали, из этой светлой тишины раскаяния рождается и таинственно нарастает праздник, вот почему пост ведет к Пасхе. Здесь два взаимосопряженных, друг от друга неотделимых измерения человеческой жизни, два основных выражения подлинно человеческого опыта. Пост и праздник, печаль и радость, раскаяние и примирение, ужас нечистоты и радость очищения. Тот, кто этого не знает, не знает полноты человечности.

> Вот снова звучит призыв: «Постное время светло начнем!», и как хорошо, что в мiре всегда остается возможность этого светлого начала! Как хорошо, что в мiре есть место, где человек может вздохнуть полной грудью об утраченной чистоте, о небесном своем призвании! Как хорошо, что вопреки внешнему торжеству всех идеологий, сводящих человека к земле и к материи, есть место, где он не только слышит о небесной отчизне, но и всем существом своим убеждается, что он и вправду «образ неизреченной славы», хоть и носит «язвы прегрешений».

 

> Вcтреча с тишиной

> Человеку мало осведомленному может показаться со стороны, что нет ничего более оторванного от жизни и, если можно так выразиться, «социально ненужного», чем Великий пост, о котором сейчас говорит, через который сейчас, как и каждый год, проходит Церковь. Великий пост... Это звучит чем-то давно отжившим, не имеющим ни малейшего отношения к действительности, к сложным проблемам «реальной жизни». Воображению представляются какие-то монахи, почему-то изнуряющие себя воздержанием от пищи. И спрашиваешь себя: «Для чего всё это? Что означает этот архаический обычай?»

> Да, конечно, религия – это явление, которое куда древнее, древнее наших современных проблем. И может показаться, что связь между нею и жизнью прервалась, что ей нечего сказать современному человеку, что она для «доживающих свой век». Но это лишь до тех пор, пока мы заранее, a рriori отказываемся отнестись к религии всерьез. Но попробуем вдуматься, услышать. И тогда, быть может, мы найдем и в религии, и в этом отжившем, казалось бы, понятии «Великий пост» нечто иное и именно сейчас нужное нам более, чем когда-либо прежде.

> Что такое Великий пост? Это, прежде всего, как бы некое замедление жизни, замедление ее грохочущего, сумасшедшего ритма. Церковь издревле раз в году призывала человека оторваться хотя бы немного от того внешнего, что поглощает без остатка всю его жизнь. Ибо чем дальше, тем всё меньше можем мы, люди, остановиться, оглядеться и задуматься: для чего мы живем, на что направлена вся та бешеная деятельность, в которую мы погружены и которой буквально раздавлены. С утра до вечера и от рождения до смерти вовлечены мы в круговорот дел и работ, над смыслом которых, в сущности, никогда не задумываемся. Кто-то всё уже решил и предусмотрел за нас, кто-то всё время руководит нами, и весь этот мiр всё время как бы говорит нам: «Не думайте, включайтесь в работу, будьте винтиками огромной машины, а уж там, где надо, всё решено заранее, кому нужно – тот знает зачем, как и куда».

> И вот миллионы людей становятся винтиками этой машины, у них нет буквально ни минуты, чтобы попытаться осмыслить свое земное бытие. Мы едим, чтобы работать, и работаем, чтобы есть. И когда эта машина оставляет нам немного времени, сил хватает лишь на то, чтобы забыться в развлечениях. Чем сложнее жизнь мiра, тем меньше в ней места человеку и человеческой личности.

> И Великий пост – это, сущности, не что иное, как обращенный к каждому из нас призыв встретиться с собой, углубиться в себя, вглядеться в свою душу и совесть. Внезапно, пусть на короткое время, вступает человек в тишину. Ибо Великий пост – это та тишина, которой мы начисто лишены в современном мiре. Тишина не физическая, а духовная. Тишина не как отсутствие звуков, а как присутствие в нас и среди нас другого измерения жизни. В одной церковной молитве пост называется временем «светлой печали»2. И Боже мой, как нужна она нам, эта светлая печаль! Как нужна нам для того, чтобы быть людьми, чтобы восстановить в себе подлинную человечность – как нужно для этого оторваться от окружающего нас отовсюду в мiре грубого самодовольства и самопревозношения, от дешевой гордыни! И как грубеет, как падает душа в этом мiре внешних успехов, забот, грубой силы. Есть ли в современной цивилизации место для этой «светлой печали», для вздоха о светлом и возвышенном, чистом и прекрасном? Есть ли в нём место для жалости и сострадания, для нежности и любви? Неужели тот образ человека, который навязывают нам радио и газеты, пропаганда и официальные речи, и есть подлинный человек?

> Но вот поют в церкви: «Постное время светло начнем... очистим душу, очистим плоть, разрушим всякий союз неправды». Но вот раздается в церкви этот вздох: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего»3.

> Так ли всё это не нужно, оторвано от жизни, бесполезно? Вслушайтесь в эти слова, задумайтесь на минуту об этой светлой печали и вы поймете, что тут, может быть, самое нужное для нас – то, что сохранит и восстановит нашу человечность, то самое глубокое и единственное, что есть в каждом из нас.

> Светлое время светлой печали – т.е. печали о подлинной жизни, о подлинном мiре; время возврата, подъема, очищения; луч солнца, падающий в темноту и преображающий ее. О, если бы мы могли понять, что в этих древних словах, в этом «архаическом обычае» – спасение современного мiра, его шанс стать наконец мiром человеческим!

> Для верующих всё это самоочевидно. Они ждали Великого поста, и когда в Прощеное воскресенье раздалась впервые в церкви молитва Ефрема Сирина, когда физически ощутимой стала вдруг эта перемена в жизненном ритме, то как бы сама собой вошла в их души эта светлая печаль и одновременно – радость о духовной правде и красоте мiра, к которой можно всегда вернуться, в которую можно снова войти. Но, может быть, настало время поведать об этой правде и красоте другим?


> 1 Ср.: «Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть...» (Вечерня в Неделю сырную. Стихира 3-я на Господи, воззвах).
> 2 Среди богослужебных текстов источник не установлен.
> 3 Молитва преподобного Ефрема Сирина.

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес alr_pol0@mtu-net.ru.

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/7/lp08_017.htm

Архив рассылки, формы подписки —» www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«          »Форум сайта«


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах —
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
   
 

В избранное