(7.007/l01) *Основные элементы литургического богослужения (1)*
Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
10-Feb-2015 12:18
=рассылка *Христианское
просвещение*=
Благодать Господа Иисуса
Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!
Тема выпуска:
Основные элементы литургического богослужения (1)
В связи с возникающими
порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:
Редактор-составитель
рассылки (чьи контактные данные указаны
в конце этого письма – выпуска рассылки), не является,
как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.
> Церковь как жизнь и благодать воплощается в своем
богослужении. Греческое слово для обозначения богослужения —
leitourgia/литургия — означает
больше, чем просто молитва. Оно означает общее действие, в котором
каждый принимает активное участие, является участником, а не только
«присутствующим». Это действие по сущности одновременно
и общее, и личное. Общее оно потому, что единением
и верою участников оно реализует и исполняет сущность
Церкви, то есть присутствие Христа посреди верующих в Него.
А личное, поскольку эта реальность каждый раз обращена
ко мне, дана мне для моего личного вразумления,
для моего возрастания в благодати. Итак, в богослужении
я активный «строитель» Церкви — а быть
им — мой христианский долг, — и меня
же Церковь благодетельствует, так как все сокровища Церкви
предлагаются мне как Божественный дар.
> Следовательно, литургическое обучение и состоит в том,
чтобы объяснить, как всё в богослужении касается нас
как Церкви Божией, делает нас живым Телом Христовым и относится
ко мне как к живому члену этого Тела. Основная задача литургического
обучения в том, чтобы показать, как, участвуя в литургии,
общей и официальной службе Церкви, мы можем стать свидетелями
Христа в нашей частной и общественной жизни, ответственными
членами Церкви, христианами в полном смысле этого слова.
Понимание богослужения должно привести к усвоению христианских
догматов, к христианской жизни.
> Литургия Церкви состоит из молитв, чтения, обрядов,
пения. Другими словами, в ней существует порядок, структура,
в которой различные элементы связаны друг с другом, и только
в этом соотношении раскрывается их истинное значение. Каждую
службу можно сравнить со зданием, в котором все части
функциональны. Чтобы понять действие и смысл каждой части,
надо сначала понять всё в целом. Слишком часто в нашем
религиозном преподавании службы не объясняются, а только
описываются как ряд обрядов и молитв. Внутренняя необходимость,
которая все эти элементы связывает и приводит в порядок,
в службу, не объясняется. Есть люди, которые знают
службы так хорошо, что могут и служить и петь
их, при этом не понимая их смысла. Литургическое служение
становится в таком случае слепым выполнением бессмысленных предписаний,
что несовместимо с определением молитвы, данным Самим Иисусом
Христом: «поклоняться в духе и истине» (Ин.4,24).
Для понимания богослужения Церкви требуется духовное и интеллектуальное
усилие. Изучением различных элементов службы, общего порядка и структуры
мы постигаем смысл службы. Правила, предписания, устав
надо понимать как врата, ведущие нас в чудесную реальность
новой жизни во Христе.
> При описании православных служб часто употребляются
выражения «торжественные», «красивые» и т.п.,
но мы должны помнить, что ни торжественность, ни красота
сами по себе — не цель службы. И красота,
и торжественность могут быть ложными, это случается, когда
они становятся самоцелью, теряют связь со смыслом богослужения.
Служба по существу является духовной и должна быть
таковой на практике. Слишком много наших церквей как будто
отражают человеческую гордость и самодовольство сильнее, чем
небесную красоту Царства Божия. Нам необходимо вновь обрести
истинный дух богослужения, который есть смирение, благоговение,
страх Божий, сознание своего недостоинства и предстояния перед
Самим Богом. Вот что означают слова: «С верой, благоговением
и страхом Божиим».
> Литургия Церкви может изучаться в следующем порядке:
> 1. Литургия посвящения: таинства Крещения и Миропомазания,
посредством которых мы вступаем в Церковь и становимся
ее членами.
> 2. Божественная литургия, или Евхаристия —
самый центр всей церковной жизни, таинство присутствия Христа среди
нас и Его общения с нами. Это основное таинство
Церкви, так как ничего в Церкви не может быть достигнуто
без причастия Христу в Евхаристии.
> 3. Литургия времени, то есть те службы, в которых
Церковь освящает время, в котором мы живем и действуем,
преображая его во время нашего спасения.
> 4. Освящение жизни, то есть таинства и службы,
относящиеся ко всем подробностям нашей жизни, помогающие нам жить
христианской жизнью, причастной ко Христу, полной Его Духом
и посвященной Его спасительной цели. Это таинства целительные —
Покаяние и Елеосвящение, таинство Брака, различные обряды (молитвы,
благословения) и, наконец, богослужение христианской смерти.
> Церковь учит нас различать таинства и несакраментальные
службы. Таинство (musthrion) —
богослужение, во время которого Дух Святой совершает определенную
перемену или преобразование, имеющее значение для всей
Церкви, и признаваемое и принятое всей Церковью. Таинств
семь <...>.
> Таинство Евхаристии есть «Таинство таинств»,
в котором Церковь видимая преображается в Церковь —
Тело Христово, новый народ Божий, Храм Духа Святого. Это совершается
жертвенной и евхаристической трапезой, установленной Самим Христом,
на которой вся Церковь приносит Богу, во имя Христа,
Жертву хваления, вспоминая Смерть и Воскресение Господа. И принимая
преложение* Хлеба и Вина, нашего
приношения и воспоминания, в Тело и Кровь Христовы,
Церковь причащается ими в совершенном единении с Ним.
<.....>
> В несакраментальных богослужениях надо различать
службы литургические и не литургические. Литургическими
мы называем те службы, которые совершаются от имени
всей Церкви, которые имеют «субъектом» Церковь, даже если
присутствуют только два или три человека. Они относятся
к официальному культу Церкви, например, вечерня, утреня, праздничные
службы и т.д. Они «кафоличны» и «универсальны»
в своем масштабе и значении — даже если
касаются одного члена Церкви (похороны, присоединение к Православию
и т.д.). Что касается не литургических служб —
их главное отличие в том, что их масштабы ограничены, они
не относятся ко всей Церкви (например, монастырское повечерие).
> Порядок служб указан в церковных богослужебных
книгах. Хотя не всё в литургической традиции Церкви
в одинаковой степени важно, тем не менее отдельные лица
не имеют права изменять порядок служб или вносить изменения
в принятые формы богослужения. Это право и долг иерархии —
сохранять чистоту литургической жизни, охранять ее от всего,
что могло бы затемнить ее или что не соответствует ее вечному
назначению.
> Основные элементы литургического богослужения
> Все литургические службы при различии их специального
содержания и назначения имеют некоторые общие для них элементы.
Краткое изучение этих общих литургических форм должно непременно предшествовать
изучению каждой службы или цикла служб.
> Язык богослужения: язык Библии
> Православная Церковь употребляет много языков в своем богослужении
(греческий, церковнославянский, английский и т.д.), и всё же
имеет основной литургический язык. Это язык Священного Писания,
Библии. Чтобы понять литургию, недостаточно просто перевести ее на «понятный»
язык, надо еще изучить ее библейскую форму и содержание,
то есть образы, сравнения, ссылки, вообще всю систему выражений,
взятых прямо или косвенно из Библии. Этот библейский характер
христианского богослужения объясняется, во-первых, тем фактом,
что первые христиане были иудеями и, естественно, употребляли
формы и выражения иудейского культа, прямым продолжением которого
является христианское богослужение. Во-вторых, великие христианские
писатели, которые писали литургические песнопения и молитвы,
были глубоко укоренены в Библии, видели в ней источник всей христианской
мысли и учения. Естественно, они писали языком, к которому
привыкли. Таким образом, Библия является ключом к пониманию богослужения,
точно так же как и богослужение — живое толкование
Библии. Вместе они образуют два главных основания церковной
жизни.
> Использование Библии в качестве литургического языка Церкви,
то есть как выражение ее богослужения, молитвы и поклонения,
возможно тремя способами:
> 1. Во-первых, сами библейские тексты составляют важную
часть всех служб: паремии <(чтения из Ветхого Завета),
чтения Евангелия и Апостола>, песнопения (песни
из Ветхого Завета: «Величит душа моя Господа», «Ныне отпущаеши»
и другие), наконец, псалмодия. Псалтырь — литургическая
книга в своей полноте. Отдельные стихи, или несколько стихов
прокимена, или целые псалмы входят в ткань всех служб и являются
важнейшим выражением церковной молитвы. Отцы Церкви и создатели
литургических текстов знали Псалтырь наизусть и считали ее боговдохновенным
выражением всего богослужения.
> 2. Кроме того, в службах употребляются библейские слова
и выражения на еврейском языке или в переводе. Вот
самые важные:
> Аминь — «да будет так» —
торжественное признание и принятие верующими действительности,
правды и силы того, что сотворил Бог и «доныне
делает». На каждую молитву, каждый возглас, каждое литургическое
действие народ отвечает: «Аминь», как бы ставя
свою печать; и справедливо будет сказать, что только христианин
имеет право говорить «аминь», то есть получать
и делать своим то, что Бог дает ему в Церкви.
> «Аллилуия» — в вольном переводе:
«Здесь Господь, хвалите (славьте) Его» — радостное
восклицание тех, кто видит и испытывает присутствие Божие,
одно из ключевых слов службы, потому что оно открывает нам
самую суть молитвы: поставить нас пред Богом.
> «Благословенно» — основная библейская
формула поклонения, которая употребляется во всех службах как
их начало и открытие. Мы возвещаем, что Бог и торжество
Его воли и намерений — предельная цель всех наших
желаний, начало нашего богослужения.
> К подобным словам принадлежат выражения: «Свят, Свят,
Свят», «Бог Господь и явися нам» и многие
другие, которые в Ветхом Завете выражали ожидание Израилем искупления,
а теперь выражают веру Церкви, что во Христе все надежды
и пророчества исполнились.
> 3. Наконец, все песнопения и молитвы в богослужении
полны образами, символами и выражениями, взятыми из Библии,
которые для своего понимания требуют знания Священного Писания.
Когда, например, Матерь Божию сравнивают с «Купиной Неопалимой»
или с кадилом, Храмом, горой и т.д., эти сравнения
требуют не только фактического знания Писания, но и символического
и богословского понимания их значений. Такие слова или понятия,
как «свет», «тьма», «утро», «день Господень»
или символы <воды>, елея, вина и т.д., должны восприниматься
в их библейском значении, если мы хотим понять их литургическое
употребление.
> Основные обряды
> Литургия — священное действие, то есть ряд движений
и обрядов, не только чтений и молитв. Община, как и отдельные
люди, молится и поклоняется Богу не только словами, но и в некоторых
телесных движениях: коленопреклонения, воздеяния рук, поклоны, земные
поклоны, прикладывание к иконам и т.д. — религиозные
обряды, старые, как самое человечество. Они были приняты в христианское
богослужение как прямые и естественные выражения разнообразных
религиозных состояний человека. К этому надо прибавить еще несколько
основных обрядов, которые встречаются во всех богослужениях:
> 1. Каждение, то есть возжигание ладана. Сначала
христиане протестовали против этого обряда, который существовал еще
в Иерусалимском храме, из-за его связи с язычеством. В Римской
Империи христиане преследовались за отказ возжигать ладан перед
изображением императора, таким образом отрицая его божественность,
но позже каждение было принято Церковью. Это естественный символ
религии, ее преображающей силы (ладан становится благовонием)
и поклонения (дым восходит вверх). В христианском богослужении
каждение предписывается или как приготовление и освящение
(каждение алтаря перед приношением), или как выражение благоговения
(каждение икон и молящихся, т. к. каждый человек носит образ
Божий и высокое призвание к святости).
> 2. Процессии и входы. Все литургические службы построены
по образу процессии, то есть движения вперед, указывая
таким образом на динамическую сущность христианского богослужения.
Процессия символизирует и являет движение человека к Богу
и Бога к человеку, движение всей истории спасения, которая
оканчивается в Царстве Небесном. Например, в литургии: вхождение
священника в алтарь (движение человека), его приношение
даров для Евхаристии (приношение жертвы), затем выход с Чашей
(Бог приближается к людям, приходит к нам) и т.д.
> 3. Свет и тьма. Кроме обычая зажигать свечу перед
иконами, существуют литургические обряды, связанные со светом.
Свеча дается новокрещенным, новобрачным, священнослужители имеют свечи
в руках в определенные торжественные моменты службы, также
и все собравшиеся во время отпевания. Литургические правила
предписывают в некоторые моменты полное освещение Церкви, в другие —
затемнение. Всё это — выражение в обрядах важнейшего
христианского противопоставления света и тьмы, святости и греховности,
радости и горя, смерти и воскресения. Свет всегда олицетворяет
Христа («Я — Свет миру»), просвещение,
которое Он нам принес: познание истинного Бога, возможность достичь
Его, дар общения с Ним.
> 4. Крестное знамение. Это простое действие —
главный знак христианского благословения, выражающий веру Церкви в спасительную
силу Креста Господня.
> 5. Стояние, сидение, коленопреклонение, земной поклон.
Весь человек, то есть и душа и тело, принимает участие
в молитве, потому что весь человек был воспринят Сыном Божиим
в Его Воплощении и должен быть искуплен для Бога и Его
Царствия. Поэтому различные положения тела в молитве имеют литургическое
значение, являются выражением нашего поклонения. Стояние —
это основное положение во время службы («станем добре»),
так как во Христе мы были искуплены и возвращены
к своему истинному состоянию, восстановлены из греховной
смерти и от подчинения животной, греховной части нашей природы.
Потому Церковь запрещает всякие другие положения (коленопреклонения,
поклоны) в день Господень, когда мы вспоминаем Христово
Воскресение и созерцаем славу нового творения. Коленопреклонение
и поклоны принадлежат покаянным дням литургического года
(пост), но также предписываются в некоторых случаях как
обряды поклонения (перед Крестом, в алтаре и т.д.).
Сидеть полагается только во время поучительных частей
службы (чтение паремий, пророчеств, во время проповеди), но Евангелие
всегда слушают стоя.
* В некоторых из изданий:
"пресуществление" (прим. редактора рассылки).
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.
Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку,
соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии. При этом,
если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться
и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса,
с которого Вы отправляете письмо. NB! На мобильных устройствах этот
метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите
задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней
будет написать обычное письмо на адрес alr_pol0@mtu-net.ru.