Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
01-Feb-2015 20:13
=рассылка *Христианское
просвещение*=
Благодать Господа Иисуса
Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!
Тема выпуска:
Великий пост: путь и средство (2)
В связи с возникающими
порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:
Редактор-составитель
рассылки (чьи контактные данные указаны
в конце этого письма – выпуска рассылки), не является,
как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.
> В прошлой
беседе я говорил о религиозном значении поста и воздержания,
рассматривая их как средство освобождения человека от поработившей
его греховности. Сегодня на основании всего сказанного о посте
в плане общеэтическом хотелось бы подвести слушателей к специфически
христианскому пониманию поста, в котором раскрывается и христианское
понимание человека.
> Уже в первых главах Библии мы сталкиваемся с центральной
для христианства темой пищи. Бог творит мiр как пищу человека,
предназначенную для постоянного претворения в его жизнь.
Подчеркнем: именно для претворения! Ибо если пища дана человеку
для жизни, то сама жизнь состоит не в пище, а в познании
света и истины, красоты и добра, что сияют в мiре
(или, по Библии, в раю) и в которых являет Себя
Бог. Общение с Богом как с Жизнью всякой жизни – вот библейский
замысел, библейское откровение о человеке, вот смысл поразительно
детского, но в детскости своей вечного и бездонно глубокого
рассказа о том, как Бог приходил беседовать с Адамом
«в прохладе дня» (ср. Быт.3:8). Претворение пищи через свою
плоть и кровь в жизнь, живущую Богом, – вот, по Библии,
назначение и призвание человека. И это божественное призвание
человек предал. Захотев жизни только для себя, он сделал
себя единственным ее содержанием и целью. По библейскому
повествованию, человек съел запретный плод, и значит – превратил
пищу из способа общения с Богом и Его вечной жизнью
в способ жить отдельно от Бога. Но так как нет у человека
жизни-в-себе, так как Бог создал его для Себя и для общения
с Собой, то это вкушение запретного плода стало падением человека.
Адаму, который отверг духовную пищу, полученную от Бога, т.е. богообщение,
было сказано, что пищу, избранную самовольно, он будет есть
в поте лица (Быт.3:19), т.е. зарабатывая ее
тяжким трудом.
> Так пища, уже не претворяемая в общение с Богом,
стала общением со смертью. Человек поработил себя пищей, увидел
в ней единственный источник своей жизни. Но не случайно
всё составляющее нашу пищу, прежде чем стать ею, должно
умереть. Плод, оторванный от ветки, зерно, снятое с питающего
его корня, животное, лишенное жизни... Действительно, питаясь, мы приобщаемся
мертвому и смерти, а от смерти не может быть жизни.
И вот ест-ест человек, и пища, становясь плотью и кровью,
подчиняет его неизбывному закону всеобщего умирания. Эта пища
превращает мiр в сплошное кладбище, и приговоренным к смерти,
которые суетятся на нём, остается лишь повторять: Будем есть
и пить, ибо завтра умрем! (Ис.22:13). Ибо жизнь
не в пище, а в Боге, Который дает пищу, чтобы
претворяющие ее в свою жизнь обретали Его как подлинное содержание,
цель и радость бытия.
> Но именно потому спасение мiра и человека Сыном Божиим
начинается с восстановления должного отношения к пище, с победы
над рабской зависимостью от нее. Про Христа сказано,
что Он начал свое служение с сорокадневного поста в пустыне,
а когда в конце ощутил голод, то приступивший диавол попытался
склонить Его к превращению камней в хлеб. Но Христос
отверг этот соблазн словами: Не хлебом одним будет жить
человек (Мф.4:4). Он не сказал, что можно жить
и без хлеба, но отверг отождествление хлеба, т.е. материальной
пищи с жизнью, и в Себе Самом раз навсегда явил,
что подлинная жизнь – в Боге, в любви и общении с Ним.
На страшную диавольскую ложь: «Человек живет, чтобы есть», Христос
ответил: «Человек ест, чтобы жить», и значит, претворять свою пищу,
претворять самого себя в подлинную жизнь – свободную, духовную
и божественную жизнь с Богом.
> Изменилось ли что-нибудь в наше время? Спустя много
веков всё так же стелется по мiру страшная ложь о жизни:
«Человек живет, чтобы есть, т.е. потреблять, чтобы тело его было
сыто и счастливо, а все запросы тела – удовлетворены».
И даже когда вещают нам о грядущем «идеальном мiре», то
и он понимается исключительно как мiр, где удовлетворены
все материальные потребности. Голодный мечтает о куске хлеба.
Но о таком же куске хлеба, только в виде бесчисленных
материальных благ, земного потребительского счастья мечтает и сытый.
В этом, только в этом видит он настоящую жизнь, только этим
и заслоняется от бессмысленной, но неизбывной смерти.
И именно с обличения этого страшного принижения жизни начинается
христианство. Не хлебом единым, а Богом. Не пищей,
а истинной красотой, мудростью и добром должен жить, призван
питаться человек. И потому тема пищи завершается в Евангелии
радостной и бездонно глубокой, бездонно таинственной вестью о Боге,
ставшем нашей пищей, и значит – нашей жизнью. Об этом
в следующей беседе.
> Воскрешение совести
> Великий пост – время раскаяния. Но что такое раскаяние? Вот
еще одно чувство, предельно чуждое как будто всему духу
современной цивилизации. Я готов даже сказать, что одна из психологических
и идеологических ее основ – не просто отсутствие, но
именно отрицание раскаяния как такового. И отрицание это
делает нашу эпоху особенно страшной. Ибо зла в мiре
всегда много, слишком много. Во все эпохи мiр был наводнен
несправедливостью, ненавистью, жестокостью. Но, пожалуй, главное отличие
мiра минувших времен – то, что в нём всегда присутствовал, хотя бы
подспудно, дух раскаяния, побуждавший человека признать свою вину.
Возьмем для примера одну из самых страшных страниц нашей истории
– царствование Ивана Грозного, первое явление массового террора на русской
земле. Кроме патологической жестокости царя, в памяти современников
осталось и то, что его захлебывающаяся в себе жестокость
внезапно сменялась приступами раскаяния. И дело не в том,
что жестокость в конце концов пересиливала, а раскаяние
оказывалось недолгим и бесплодным, но в том, что оно ощущалось
как возможность хотя бы временной тоски по иному. Через
много лет после кончины Ивана Грозного жарким летним днем Москва встречала
тело замученного им митрополита Московского Филиппа5.
И на глазах всего народа царь Алексей Михайлович коленопреклоненно
приносил покаяние за грех своего предка, признавая вину не его
одного, но и всей государственной власти.
> Вспомним это и спросим себя: возможно ли такое сегодня?
Возможно ли вообразить кающимися нынешних носителей власти? А если
невозможно, то почему? Ответ приходит сам собою: да потому,
что та идеология и, если шире, тот дух, что воцарился
на земле, отрицает саму возможность нравственной вины. Максимум,
на что соглашаются, да и то редко, нынешние властители мiра,
– это признание «ошибок». И вот выходит, что «по ошибке»
погибали миллионы людей, «по ошибке» лилась и поныне льется
кровь, «по ошибке» нависло над мiром кровавое зарево вселенской
катастрофы...
> На более глубоком уровне важно, однако, вот что: раскаяние
невозможно в нашем мiре потому, что ушел из него нравственный
закон, различение добра и зла. Или, лучше сказать, добро и зло
из категорий нравственных перенесены теперь в категории
прагматические. Добро – это то, что так или иначе соответствует
нашей идеологии и способствует ее успеху, зло – то,
что этой идеологии не соответствует и успеху ее мешает.
Сама же идеология – это не добро, не зло, а просто
непреложная истина наподобие «дважды два – четыре». Про эту истину
невозможно сказать, что она добро или зло, но всякий,
кто ей не подчиняется, – сумасшедший, которого нужно по возможности
обезвредить. Подобная идеологизация добра и зла составляет специфическую
черту нынешней эпохи.
> Не знаю, понимают ли современные люди всё значение
и все страшные последствия этой происшедшей на наших глазах
революции. В том прошлом, когда понятия добра и зла еще
не были подчинены идеологии, жалость и сострадание занимали
особое место не только в личных, но и в общественных
отношениях. Осужденный за самые страшные преступления мог рассчитывать
на сострадание к нему, и это никем никогда не оспаривалось.
Пушкинское «и милость к падшим призывал»6
было самоочевидной для всех нормой, а сострадание – отражением
высшего добра, добра как такового. Человека, которого вели в кандалах
по дороге в ссылку, не только можно, но и нужно
было пожалеть: дать ему хоть кусок хлеба, чем-то помочь, и этот
закон признавали все, не исключая тех, кто выносили приговор.
Постучавшегося в чужую дверь ночью и попросившего воды следовало
напоить, не спрашивая, кто он.
> Именно жалость и сострадание стали исчезать в мiре,
где добро и зло превратились в элементы идеологии. И на это
как на самое страшное следствие идеологизации современного человека
указывает в третьем томе «Архипелага ГУЛАГ» Александр Солженицын7.
Эта идеологизация делает невозможным и раскаяние, ибо раскаяние
– акт нравственный, не зависящий ни от каких идеологических
установок... Ведь и убийство с точки зрения какой-нибудь идеологии
может быть полезно, но никогда и ни при каких
условиях не станет оно добром. Можно убивать «законно» –
например, защищая родину на войне. Но и участник такого
«законного» убийства, если только он сохранился еще как нравственное
существо, осознает его как зло, требующее раскаяния.
> Идеологизация добра и зла – это смерть совести. А смерть
совести есть смерть раскаяния, ибо именно совесть является тем таинственным
органом, что различает добро и зло. Нет, не об «ошибках»
призван думать Великим постом человек; он призван раскрыть в себе
совесть, углубиться в нее и вдохнуть освобождающего, живительного
воздуха раскаяния, а значит, вернуться – прежде всего в самом
себе – к нравственному закону.
> 5 Святитель Филипп Московский
(в миру Федор Степанович Колычев; 1507–1569, с 1566 г.
– митрополит Московский и всея Руси). Убит по приказу
Иоанна IV Грозного. Останки его, с 1591 г. захороненные
в Соловецком монастыре, были перенесены в Москву
в 1652 г., после чего состоялась канонизация митрополита
Филиппа в лике святителей.
> 6 Из стихотворения
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).
> 7 См., напр.: «Сейчас постучаться,
попросить Христом-Богом: “Братцы! Люди! Помогите! Мы – узники, мы
из тюрьмы бежали!” Как это было в девятнадцатом веке
– к таежным тропкам выносили горшки с кашей, одежонку,
медные деньги… Время не то. Продадут. Или от души продадут,
или себя спасая. Потому что за соучастиеможно и им влепить
по четвертаку. В прошлом веке не догадывались давать
за хлеб и за воду политическую статью» (Солженицын А.
Архипелаг ГУЛАГ. Т. 3. М.: Сов. писатель – Новый мир,
1989. С. 168).
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.
Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку,
соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии. При этом,
если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться
и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса,
с которого Вы отправляете письмо. NB! На мобильных устройствах этот
метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите
задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней
будет написать обычное письмо на адрес alr_pol0@mtu-net.ru.