(7.014/lp07) *Вступление в Великий пост: необходимость простить*
Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
21-Feb-2015 20:14
=рассылка *Христианское
просвещение*=
Благодать Господа Иисуса
Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!
Тема выпуска:
Вступление в Великий пост: необходимость простить
В связи с возникающими
порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:
Редактор-составитель
рассылки (чьи контактные данные указаны
в конце этого письма – выпуска рассылки), не является,
как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.
> Снова приблизились мы к Великому посту – к тем
семи неделям, что предшествуют радостному и светлому празднику
Пасхи и в которые призываемся мы углубиться в себя,
в свое сокровенное «я» и там, на глубине, оценить свою жизнь,
увидеть ее в свете истины, добра и красоты, извечно изливаемых
образом Христа.
> Пост – время покаяния. Но покаяние в самом
глубоком смысле и означает именно такую переоценку, способность
увидеть себя по-новому, оглянуться на свою жизнь. Покайтесь,
ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.4:17) –
с этих слов, с этого призыва началась проповедь Христа.
И это потому, что именно Его пришествие и наша встреча
с Ним делают возможными настоящее раскаяние, настоящее обновление.
Только в свете абсолютно чистого и прекрасного способны
мы по-настоящему разглядеть собственную нечистоту и безобразие.
А пока сидим в темноте и грязи, пока воспринимаем
их как норму, истинная переоценка жизни невозможна.
> Вот приближается к нам время, которое Церковь в своих
молитвах называет «весною постною», временем очищения, временем собирания
каждым из нас самого себя для проверки, для суда над собой,
для нового раскрытия внутреннего нашего взора свету и истине.
И начинается оно с Прощеного воскресенья. Ибо в самый
канун Великого поста верующие просят друг у друга прощения, по слову
Христову: «Если не будете прощать друг другу, не простит
и Отец ваш Небесный прегрешений ваших» (ср. Мф.6:15).
Что это – форма, обычай, один из бесчисленных
религиозных обрядов, совершив который человек с чувством исполненного
долга возвращается к прежнему? Мы так далеко отошли от духовного
видения жизни, что не понимаем уже, в чём смысл этого
прощения и почему всегда составляло оно непременное условие всякого
настоящего обновления и одухотворения жизни.
> Итак, что значит простить? Ибо есть разные
виды прощения. Бывает, что на какую-нибудь гадость, сделанную
нам другим человеком, мы реагируем приблизительно так: «Ну что,
в сущности, с него спрашивать? Он не заслуживает даже
моей обиды, и потому я охотно прощаю его». Здесь, конечно,
нет никакого прощения, но лишь чувство презрения, основанное
на сознании своего нравственного превосходства, т.е. на гордыне.
И, конечно, не к такого рода прощению, вытекающему из низкой
оценки людей, призывает нас Христос.
> Но иногда прощаем мы по-другому: «Я вас прощаю, –
говорим мы тому, кто так или иначе обидел нас, –
и ничего против вас не имею, но видеться и поддерживать
с вами какие бы то ни было отношения больше не желаю».
Но и это, конечно, не прощение, ибо вычеркнуть человека
из собственной жизни («Вы для меня отныне не существуете!»)
сравнимо в духовном плане ни больше ни меньше как с убийством.
И потому, чтобы уразуметь силу и глубину истинного прощения,
нужно начать не с прощения нами чужих грехов, а с прощения
наших грехов Самим Богом, ибо весь смысл христианства именно
тут – в прощении Божием, воссиявшем человеку от Христа.
Но почему же Бог прощает нас, почему Христос простил нас?
> Ведь не в силу же того презрения, о котором
мы только что говорили; не потому, что по сравнению с Ним
мы и в самом деле малы, низки, не заслуживаем никакого
внимания! Нет, нам сказано: Так возлюбил Бог мiр,
что отдал Сына Своего единородного (Ин.3:16). Прощение –
от любви, но любовь исключает, конечно, и то вычеркивание
человека из нашего сердца, в котором мы часто видим сущность
прощения.
> И вот важно, бесконечно важно понять, что настоящее,
полное, истинно Божие прощение возможно лишь там, где человек признается
носителем Божественного образа, объектом Божественной любви. Бог любит
и прощает грешника не потому, что тот мал, слаб и ни на что
доброе не способен, а потому, что никакой грех не способен
до конца затемнить в человеке его божественное происхождение
и призвание. Прощение направлено не на грех, не на зло,
ибо христианство никогда не признавало их неизбежности
и «нормальности», а на человека. И вырастает оно
из веры в то, что человек – не то, чем
он стал, а нечто бесконечно высокое и к высокому
призванное.
> Поэтому, когда мы в начале поста просим друг у друга
прощения, это означает не то, что мы махнули рукой на чужие
грехи и недостатки, а то, что мы не соглашаемся свести
человека к его грешной видимости и верим, что зло
и неправда не есть подлинная его сущность. Вот почему
прощение несет в себе силу возрождения и обновления, вот почему
оно возвышает и прощающего, и прощенного, вот почему
в нём зажигается огонь новой и светлой жизни. Ибо прощение –
это вера в непобедимость добра и света, это ставка
на высокое и чистое в человеке, это призыв к себе
самому и к другому подняться над тем, что стало,
увы, «нормальным» состоянием нашего бытия, встретиться там, где мы
обычно уже не встречаемся, это акт истинного творчества.
И как не хватает в нашем мiре силы и победы прощения!
Как не хватает в нём освобождающего огня веры в человека –
веры, из которой только и может по-настоящему родиться прощение!
> Приступая к подвигу
> Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит
и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать
людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений
ваших (Мф.6:14–15). Эти слова Христа слышим мы в канун
Великого поста. Ими призывает нас Церковь начать подвиг
самоуглубления, внутреннего очищения, покаяния, возврата к Богу.
> Эти слова о прощении мы слышали столько раз,
что как бы оглохли к ним. Но вот стоит только
на секунду вдуматься, вслушаться, стряхнуть с себя внутреннюю
к ним привычку, как они снова поражают нас, ударяют прямо
в сердце и совесть, становясь устрашающими. Ибо здесь
необычайно просто и при этом неумолимо сказано, что от нашего
прощения всецело зависит и прощение нас Богом. Если не простим
мы – не простит нас Бог. И тогда ненужным
и бессмысленным становится всё остальное – молитвы,
посещение храмов, отвлеченные размышления о Боге и жизни,
или, иными словами, сама религия.
> А если так, то первое, о чём следует задуматься
в дни, когда к такой вдумчивой самопроверке призывает нас
Сам Бог, – это о прощении. «Прощение» –
такое простое как будто слово. Всё здесь, казалось бы,
так ясно: простить – значит больше не сердиться,
не желать отомстить, «ничего не иметь», как мы часто говорим,
против другого. Но стоит опять немного подумать, и окажется,
что можно всего этого достичь – не сердиться,
не желать отомстить, не жить обидой и т.д. –
и всё же не простить, как призывает к этому
Христос. В чём же тут дело? В чём истинная сущность
прощения?
> Заметим для начала, что все внутренние состояния, которые
я только что перечислил и в которых мы обычно видим
прощение, определяются нами в отрицательных выражениях, через
не – не сердиться, не хранить
обиды в сердце и пр. Но в том-то и дело, что даже
тысяча отрицаний не даст хотя бы одного утверждения. Или,
иными словами, отсутствие одного еще не означает присутствия
другого. Отсутствие ненависти не есть любовь, как и отсутствие
гнева не есть примирение. Разве не знаем мы на страшном
и горьком опыте собственной жизни, что равнодушие, например,
может быть страшнее вражды и ненависти? Апостол Павел начал с того,
что возненавидел Христа и боролся с Ним. И вот сама
эта ненависть, которая на деле была порождена слепотой и блужданием
впотьмах, обернулась в нём такой верой, такой любовью ко Христу,
что они до сих пор обжигают нас словами его посланий.
Но сколько было тогда и таких, кто, не испытывая ненависти
к Христу, были, тем не менее, заняты лишь собой и попросту
не заметили Его, а если и заметили, то отвернулись.
В Пилате, который предал Христа на распятие, не было
ни ненависти, ни мстительности, ни обиды, но лишь
безмерное равнодушие.
> Но как часто именно равнодушие, именно внутреннее отчуждение
выдается нами за прощение! Как много в нашем языке
слов и выражений, кажущихся безобидными, но являющих, если вдуматься,
страшную сущность такого псевдопрощения. «С него взятки гладки, –
говорим мы про кого-нибудь. – На нём можно
поставить крест, на него можно махнуть рукой, на него даже
сердиться не стоит» – и т.д., и т.д.
Или еще так: «Я вас прощаю, но никакого дела с вами
иметь не желаю. Я вычеркнул вас из своей жизни».
> Но разве это то прощение, о котором говорит,
к которому призывает нас Христос? Разве к такому равнодушию,
вычеркиванию из жизни, отсечению призваны мы? Нет, конечно. И даже
можно сказать больше: пока есть гнев – есть еще надежда.
Даже ослепленный гневом, я всё еще принимаю человека всерьез, он всё
еще существует для меня, и потому сам гнев может быть
претворен в примирение, воссоединение и обновление. Но где
начинается равнодушие, там воцаряется смерть. Ад –
это равнодушие всех ко всем, уход каждого в себя и тем
самым – в страшное одиночество духовной смерти. Поэтому
нужно со всей твердостью сказать: прощение от равнодушия
и презрения – уже не прощение, а карикатура
на него.
> Настоящее прощение есть прежде всего приятие человека до конца
и всерьез, возврат к той глубине, на которой познается
единственность и потому неповторимая ценность каждого человека
как Божия творения, как носителя образа Божия, за кого умер
на Кресте Сам Христос. Настоящее прощение – в том,
чтобы увидеть человека таким, как видит и любит его Бог.
> «Всякий из нас за всё перед всеми виноват»5, –
сказал Достоевский. Всякий из нас, увы, повинен прежде всего
в том страшном равнодушии всех ко всем, которое превращает
всю жизнь, весь мiр в одиночество, вражду, недоверие, страх.
И этому смерть несущему равнодушию как раз и противостоит
преодолевающее и побеждающее его прощение. И потому оно –
всегда от Бога, ибо Бог прощает нас не оттого, что «с нас
взятки гладки», не оттого, что Он махнул на нас рукой, а оттого,
что Бог есть любовь (1Ин.4:8) и ничто не может
любовь эту разрушить, она же, напротив, может победить, воссоздать,
обновить и воскресить собою всё. И только когда узнали мы
эту обращенную на нас, на меня, на каждого всепрощающую
любовь Божию, рождается и в нашем сердце чудо всех чудес –
прощение. И каким светом, каким небесным счастьем загорается
тогда наша жизнь!
> 5 Ср.: «...Всякий из нас
пред всеми во всем виноват» (Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы.
Ч. 2. Кн. 6. Гл. 2 // Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 14. С. 262).
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.
Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку,
соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии. При этом,
если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться
и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса,
с которого Вы отправляете письмо. NB! На мобильных устройствах этот
метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите
задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней
будет написать обычное письмо на адрес alr_pol0@mtu-net.ru.